"Ария"
Название фильма: | Ария |
|
|
Страна-производитель: | США-Великобритания | ||
Английский: | ARIA | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Дон Бойд | ||
В ролях: | ... | ||
Год выпуска: | 1987 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Один из уникальных примеров интернационального сотрудничества кинематографистов: не просто альманах из короткометражных новелл, но из новелл, 'экранизирующих' популярные арии из всемирно известных классических опер 'Бал-маскарад', 'Риголетто', 'Тристан и Изольда', 'Турандот', 'Паяцы' и других.
В титрах картины - знаменитые режиссерские имена: сокрушитель мифов американской массовой культуры Роберт Олтмэн, сокрушитель основ британской нравственности Кен Расселл, сокрушитель и ниспровергатель всего и вся Жан-Люк Годар, когда-то назвавший кинематограф изначально буружазным по природе своей, поскольку киноаппарат был изобретен в буржуазном обществе. И в каждой из новелл (при том, что поют за кадром оперные артисты) - великолепный актерский состав.
Разумеется, каждый из режиссеров приглашал своих любимых актеров - и потому в фильме много звезд. Многие отечественные видеозрители спокойно пропустили мимо своего сердца эту картину - неровную, но весьма любопытную для искушенного любителя кино. И, конечно же, особый интерес лента вызовет у поклонников оперного искусства. 10 режиссеров - 10 арий.
Самая оригинальная (в смысле - далекая от каких бы то ни было традиций), возможно, новелла Жана-Люка Годара, но самая непретенциозная и, скорее всего, самая удачная - у Фрэнка Роддэма.
Режиссер Дон Бойд смонтировал 10 историй между собой, а также клиповый 'бобслей' из кадров, взятых из разных новелл. Поэтому я и поставил его фамилию в качестве режиссера ВСЕГО фильма.
1)"Бал-маскарад": Попытка покушения на албанского короля Zog после посещения им оперы "Бал-маскарад" в 1931 году. Nicolas Roeg снял свою жену Theresa Russell в роли короля. Попытка покушения не удалась, нападавшие убиты, и любимая женщина рядом. King Zog Shot Back! (Король Зог отстрелялся!) Затем заключительные кадры, показывающие оборачивающуюся Theresa Russell у окна в женском образе. Король оказался женщиной!
2)"Невинность ангелов": Дети после посещения церкви угоняют машину и погибают в аварии, спасаясь от полиции.
3)"Армида": Lean-Luc Godard ещё никогда не высказывался так жёстко в отношении женщин, как в этой короткометражке. Работая уборщицами в мужском спортзале 2 девушки испытывают сексуальное томление. А мужчины заняты собой и своими мускулами и совсем их не замечают. Женщинам остаётся сетовать: "Сдаюсь на милость победителя, я побеждена". [Ринальдо и Армида - герои поэмы "Освобождённый Иерусалим" итальянского поэта Т.Тассо (1544-95), посвящённой первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима в 1099 и установлением христианского царства. Волшебница Армида, чары которой покоряют все мужские сердца, видит, что один из вождей крестоносцев, Ринальдо, не только не любит её, а презирает. Тщетно пытается Армида побороть свою любовь к чужеземцу. Но даже Фурия ненависти, которую она призвала на помощь, не в силах превратить её страсть к Ринальдо в ненависть. Армида проклинает свою любовь, сказочный дворец и заколдованную рощу, которые напоминают ей о пережитом унижении]
4)"Риголетто": Муж с молодой любовницей, а жена с молодым любовником втайне друг от друга отправляются в "Отель Любви" в городке San Luis, Obispo (California) и оказываются в одном и том же отеле "Madonna Inn". В фильме много забавных моментов, например, Элвис, исполняющий арию "Сердце красавицы склонно к измене". А по возвращению домой их ждёт сюрприз - коридорный случайно перепутал видеокассеты с записью их секс-забав.
5)"Мертвый город": Души 2-х возлюблённых проводят вместе ночь в мёртвом бельгийском городе Bruges (опустошённом после последней в истории человечества эпидемии чумы) в одной постели - то, чего им не удалось осуществить при жизни.
6)"Времена года": Ночь в Ranelagh Theater во время чумы 1734 года. [Либретто: Все времена года проходят чередой. Чёрное - сильные мира сего, порядок и закон, белое - беззаботность, любовь и добро. 1 акт - поляна цветов, 2 - осенние листья падают и кружатся, далее - снегопад, а заканчивается всё цветами и мокрой, самой настоящей весенней грозой. Весна приходит, и любовь побеждает зло]
7)"Дорогая смерть": Влюблённые кончают жизнь самоубийством, проведя последнюю ночь любви в дешёвом гостиничном номере в Лас-Вегасе.
8)"Никто не спит": Прекрасные видения проносятся в мозгу женщины, пребывающей в коме после автомобильной аварии. /Nessun dorma, nessun dorma/ Tu pure, o principessa/ Nella tua fredda stanza/ Guardi le stelle che tremano/ D'amore e di speranza!/ Никто не спит, никто не спит/ Даже вы, Принцесса/ В своей холодной комнате/ Взираете на звёзды/ С любовью и надеждой/. [В главной роли британская стриптизёрша Linzi Drew, игравшая у Ken Russell в фильмах "Логово белого червя" (в роли монашки) и "Последний танец Саломеи" (в роли рабыни)]
9)"Конец дня": Прекрасные моменты юности и любви проносятся перед мысленным взором пожилой женщины. Использованы знаменитые кадры с Tilda Swinton в саду, перешедшие затем в фильм "Глиттербаг" (того же Derek Jarman) и стилизованные новыми съёмками в "Орландо" (режиссёра Sally Potter).
10)"Паяцы": Ни один из режиссёров не хотел, чтобы его фильмом начинался или заканчивался фильм, поэтому режиссёр Bill Bryden вкрапляет действие своего сюжета с неподражаемым John Hurt между ариями. И в конце фильма он стоит один на сцене и исполняет арию Паяца о человеке, который смеётся сквозь слёзы, глядя на призрачный силуэт дамы в ложе. Примечательно, что John Hurt не имеет музыкального образования и поэтому исполняет своеобразную пантомиму под пение Caruso.
Номинация на "Золотую пальмовую ветвь" Cannes Film Festival 1987.