Новости

22 января 2014 г.

Пой, худей, ругайся матом

Что надо знать о номинантах на «Оскар»

Оскаровские номинации, объявленные 16 января, мало кого удивили: практически все главные фильмы 2013 года оказались в списке. Однако сказать, что киноакадемики выбрали фаворита гонки, нельзя — у «Аферы по-американски» Дэвида О. Рассела и «Гравитации» Альфонсо Куарона по 10 номинаций, у «12 лет рабства» Стива Маккуина — девять; главный «Оскар» может получить любой не только из этой тройки, но и из всей девятки номинантов. Тем не менее, объявленный список все-таки позволяет сделать некоторые прогнозы, подметить тенденции и удивиться кое-каким неожиданностям. Все они — в обзоре «Ленты.ру».
 
Американская киноакадемия своих не сдает. «Волк с Уолл-стрит», фильм Мартина Скорсезе, вышел в прокат незадолго до объявления оскаровских номинантов, 25 декабря, и сразу стал источником скандалов. Их главной причиной оказался моральный климат мира биржевиков, документально воспроизведенный в этой саркастической комедии, основанной на жизни реального брокера-циника. Проще всего глубину падения персонажей с Уолл-стрит измерить по количеству ругательств; так вот, если верить специальной статье в «Википедии», слово fuck употреблено в фильме 569 раз (по другим подсчетам, 506) — трижды за минуту, и это если считать титры. Таким образом, «Волк с Уолл-стрит» установил абсолютный рекорд по числу ругательств в художественных фильмах (в абсолютных лидерах держится документалка, прямолинейно названная «Fuck»; она посвящена истории слова). Говорили, что на официальном просмотре для киноакадемиков кто-то кричал Скорсезе и ди Каприо «Позор!»; но, как показало объявление номинантов, моралисты в оскаровском жюри — скорее, маргиналы. Матерного «Волка» выдвинули на награду не только в мужских актерских категориях, но и в сценарной («факи» принадлежат автору сериалов «Сопрано» и «Подпольная империя» Теренсу Уинтеру), и в основной («Лучший фильм»), и в режиссерской. Скорсезе — один из самых недооцененных «Оскаром» американских классиков; его выдвижение — не что иное, как знак поддержки.

Как я стала Кэтрин Хепберн. В этом году киноакадемики в 18-й раз номинировали на «Оскар» Мэрил Стрип, которая уже давно попала в историю кинематографа как артист с наибольшим числом номинаций. Получила она при этом три статуэтки, последнюю — в 2012 году за роль Маргарет Тэтчер в ленте «Железная леди». Нынешняя номинация актрисы — за главную роль в фильме «Август» по пьесе «Август: Графство Осейдж» Трейси Леттса — означает, что у Стрип впервые появилась возможность приблизиться к рекорду Кэтрин Хепберн, единственной четырехкратной обладательницы «Оскара» в истории. Правда, есть нюанс: звезда старого Голливуда получила все награды за ведущие роли, тогда как одна из побед в активе Стрип — в номинации «Лучшая актриса второго плана» («Крамер против Крамера»). Впрочем, компания у Стрип сильная — оскароносные Сандра Буллок, Кейт Бланшетт, Джуди Денч, а главное — Эми Адамс. Ее предыдущие четыре попытки получить «Оскар», наоборот, закончились провалом, поэтому все внимание приковано и к звезде «Аферы по-американски».
 
О, где же ты, брат? Главными неудачниками оскаровской гонки стали братья Коэны — их музыкальный фильм «Внутри Льюина Дэвиса» номинирован только за звуковые эффекты и операторскую работу. Американских киноакадемиков не впечатлили ни успех у критиков, ни Гран-при в Каннах; номинациями обделены и актеры (Оскар Айзек, Кэри Маллиган, даже сам Джастин Тимберлейк), и песни (а ведь фильм про фолк-музыканта), и сценарий (традиционная номинация для Коэнов), и сами братья — им не светят статуэтки ни за режиссуру, ни за лучший фильм. В основной номинации Академия может выдвигать до десяти фильмов; в этом году номинантов девять. Кто-то скажет, что зияет место, предназначенное «Дворецкому» Ли Дэниелса — фильму о многолетнем хранителе Белого дома; кто-то вспомнит оскаровские претензии Бена Стиллера (его «Уолтер Митти» не номинирован вообще ни на что); кто-то пожалеет о санденсовском лауреате «Станции „Фрутвейл“» или даже о «Великом Гэтсби». Но нет — десятым в списке, конечно, должен был стать фильм «Внутри Льюина Дэвиса».
 
Маргиналов в номинанты. «Далласский клуб покупателей» — драма канадского режиссера Жана-Марка Вале, основанная на реальных событиях, с участием Мэттью Макконахи. Звезда ромкомов играет техасского электрика и ковбоя Рона Вудруфа, больного СПИДом, но обладающего невероятным жизнелюбием. Вместе с приятелем-транссексуалом (эту роль исполняет фронтмен группы «30 Seconds to Mars» Джаред Лето) он создает «клуб покупателей», в котором можно приобрести запрещенные в США лекарства. Критики говорят, что Макконахи, специально похудевший для фильма на 23 килограмма, сыграл свою лучшую роль, и воспринимать его теперь несерьезно никак нельзя. Киноакадемия, как известно, ценит остросоциальную проблематику и готовность артистов самоотверженно поправляться, худеть, уродовать себя и меняться до неузнаваемости. За физические метаморфозы уже получали «Оскар» Шарлиз Терон («Монстр») и Николь Кидман («Часы»); теперь все в руках Макконахи, впервые номинированного на самую престижную кинонаграду США и уже получившего за эту роль «Золотой глобус». «Клуб» принес первую номинацию на «Оскар» и Джареду Лето — как актеру второго плана.

Пномпень вместо Сталинграда. То, что в списке неанглоязычных претендентов на «Оскар» оказалась «Великая красота» Паоло Соррентино — лауреат «Золотого глобуса» и «Еврооскара», вряд ли кого-то удивит больше, чем то, что в нем не оказалось «Сталинграда». Однако внимание стоит обратить на другой фильм — «L’image manquante» («The Missing Picture», «Изображение отсутствует»). Во-первых, это первый оскаровский номинант из Камбоджи; во-вторых, это документальная картина, что особенно необычно для категории «Лучший фильм на иностранном языке». Она посвящена геноциду в Камбодже и основана на воспоминаниях режиссера Рити Панха, чью семью красные кхмеры выселили из Пномпеня в 1975 году, когда ему было 11 лет; после гибели родственников, в 1979-м, Панху удалось бежать в Таиланд. Панх говорит, что, хотя преступления Пол Пота общеизвестны, не так много из них запечатлены на пленке, а то, что снято на камеру, дольше живет в людской памяти. Поскольку кадров с семьей Панха не осталось, режиссер заменил себя и своих родственников глиняными фигурками. «Изображение отсутствует» — победитель каннской программы «Особый взгляд»; если вы понимаете по-французски, фильм можно посмотреть здесь.
 
Осторожно, пират-дебютант! В шорт-лист «Оскара» за лучшую второстепенную мужскую роль прокрался и чернокожий американец сомалийского происхождения Баркхад Абди, сыгравший в триллере Пола Гринграсса «Капитан Филлипс». Абди предстает в образе главаря сомалийских пиратов, захвативших судно вместе с его капитаном Филлипсом в исполнении Тома Хэнкса (который в действительности весь фильм держит на себе). Лента Гринграсса — об одном герое, и именно ему, Хэнксу, критики ведущих мировых СМИ сулили как минимум номинацию на «Оскар» за создание столь сильного и эмоционального образа. Но Хэнкс остался с носом, и это один из главных промахов традиционных предсказаний, касающихся оскаровских номинаций. Однако в борьбу за премию Киноакадемия включила экранного антагониста Тома Хэнкса, и что еще более удивительно: в актерской профессии этот «злодей» — дебютант. Режиссер и продюсер Баркхад Абди впервые снялся в большом кино лишь в 2013-м. И сразу такое признание.

Мировая мультипликационная война. В 2013 году на Венецианском кинофестивале было объявлено о завершении карьеры прославленного японского мультипликатора Хаяо Миядзаки, именно там представившего свой последний мультфильм «Ветер крепчает». Теперь работа Миядзаки номинирована на «Оскар», и это значит, что церемония вручения наград Американской киноакадемии вполне может обернуться чествованием 73-летнего аниматора. Миядзаки, уже заслуживший премию в 2002-м за «Унесенных призраками», может стать вторым двукратным обладателем «Оскара» в этой молодой номинации — за лучший полнометражный анимационный фильм (существует с 2001-го). Первый дважды лауреат — американец Брэд Берд, режиссер «Суперсемейки» и «Рататуя». Любопытно, что среди нынешних претендентов на победу — французско-бельгийский мультфильм «Эрнест и Селестина», зато нет «Университета монстров» от студии Pixar, девятикратного номинанта на «Оскар» и семикратного победителя, истинного рекордсмена и монополиста премии. Такой расклад явно идет интриге на пользу и демонстрирует если не шаткое, то хотя бы пошатнувшееся положение американских мультипликаторов. До этого Pixar тоже оказывалась в стороне от оскаровской гонки — в 2011-м киноакадемики совсем не прониклись «Тачками 2».


Гет лаки. В 2013-м, в год своего 40-летия, Фаррелл Уильямс — музыкант, продюсер, основатель хип-хоп-дуэта The Neptunes — был везде. Это он спел главную песню года «Get Lucky» французского электронного дуэта Daft Punk — а заодно и второй хит с того же альбома, «Lose Yourself To Dance». Это он помогал спеть, сочинить и записать второй главный хит лета — сексуальный и сексистский гимн «Blurred Lines»; в июне в американских чартах Фаррелл боролся сам с собой. «Get Lucky» была на первом месте, а «Blurred Lines» — на втором. Фаррелл — один из наиболее вероятных триумфаторов скорой церемонии «Грэмми»: у него семь номинаций, больше только у Джей-Зи. Теперь он номинирован на награду Киноакадемии за песню «Happy» из мультфильма «Гадкий я 2», на которую уже снят рекордно длинный 24-часовой клип. Победа Фаррелла на «Оскаре» станет самым ярким свидетельством того, кто в 2013 году был главным в шоу-бизнесе. Помешать ему может разве что группа U2, уже пролетавшая мимо «Оскара» однажды — и вряд ли намеренная ошибиться второй раз.
 
Татьяна Ершова
Кирилл Головастиков

Лента Ру.

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#