22 января 2014 г.
Пой, худей, ругайся матом
Что надо знать о номинантах на «Оскар»
Оскаровские номинации, объявленные 16 января, мало кого удивили: практически все главные фильмы 2013 года оказались в списке. Однако сказать, что киноакадемики выбрали фаворита гонки, нельзя — у «Аферы по-американски» Дэвида О. Рассела и «Гравитации» Альфонсо Куарона по 10 номинаций, у «12 лет рабства» Стива Маккуина — девять; главный «Оскар» может получить любой не только из этой тройки, но и из всей девятки номинантов. Тем не менее, объявленный список все-таки позволяет сделать некоторые прогнозы, подметить тенденции и удивиться кое-каким неожиданностям. Все они — в обзоре «Ленты.ру».
Американская киноакадемия своих не сдает. «Волк с Уолл-стрит», фильм Мартина Скорсезе, вышел в прокат незадолго до объявления оскаровских номинантов, 25 декабря, и сразу стал источником скандалов. Их главной причиной оказался моральный климат мира биржевиков, документально воспроизведенный в этой саркастической комедии, основанной на жизни реального брокера-циника. Проще всего глубину падения персонажей с Уолл-стрит измерить по количеству ругательств; так вот, если верить специальной статье в «Википедии», слово fuck употреблено в фильме 569 раз (по другим подсчетам, 506) — трижды за минуту, и это если считать титры. Таким образом, «Волк с Уолл-стрит» установил абсолютный рекорд по числу ругательств в художественных фильмах (в абсолютных лидерах держится документалка, прямолинейно названная «Fuck»; она посвящена истории слова). Говорили, что на официальном просмотре для киноакадемиков кто-то кричал Скорсезе и ди Каприо «Позор!»; но, как показало объявление номинантов, моралисты в оскаровском жюри — скорее, маргиналы. Матерного «Волка» выдвинули на награду не только в мужских актерских категориях, но и в сценарной («факи» принадлежат автору сериалов «Сопрано» и «Подпольная империя» Теренсу Уинтеру), и в основной («Лучший фильм»), и в режиссерской. Скорсезе — один из самых недооцененных «Оскаром» американских классиков; его выдвижение — не что иное, как знак поддержки.
Как я стала Кэтрин Хепберн. В этом году киноакадемики в 18-й раз номинировали на «Оскар» Мэрил Стрип, которая уже давно попала в историю кинематографа как артист с наибольшим числом номинаций. Получила она при этом три статуэтки, последнюю — в 2012 году за роль Маргарет Тэтчер в ленте «Железная леди». Нынешняя номинация актрисы — за главную роль в фильме «Август» по пьесе «Август: Графство Осейдж» Трейси Леттса — означает, что у Стрип впервые появилась возможность приблизиться к рекорду Кэтрин Хепберн, единственной четырехкратной обладательницы «Оскара» в истории. Правда, есть нюанс: звезда старого Голливуда получила все награды за ведущие роли, тогда как одна из побед в активе Стрип — в номинации «Лучшая актриса второго плана» («Крамер против Крамера»). Впрочем, компания у Стрип сильная — оскароносные Сандра Буллок, Кейт Бланшетт, Джуди Денч, а главное — Эми Адамс. Ее предыдущие четыре попытки получить «Оскар», наоборот, закончились провалом, поэтому все внимание приковано и к звезде «Аферы по-американски».
О, где же ты, брат? Главными неудачниками оскаровской гонки стали братья Коэны — их музыкальный фильм «Внутри Льюина Дэвиса» номинирован только за звуковые эффекты и операторскую работу. Американских киноакадемиков не впечатлили ни успех у критиков, ни Гран-при в Каннах; номинациями обделены и актеры (Оскар Айзек, Кэри Маллиган, даже сам Джастин Тимберлейк), и песни (а ведь фильм про фолк-музыканта), и сценарий (традиционная номинация для Коэнов), и сами братья — им не светят статуэтки ни за режиссуру, ни за лучший фильм. В основной номинации Академия может выдвигать до десяти фильмов; в этом году номинантов девять. Кто-то скажет, что зияет место, предназначенное «Дворецкому» Ли Дэниелса — фильму о многолетнем хранителе Белого дома; кто-то вспомнит оскаровские претензии Бена Стиллера (его «Уолтер Митти» не номинирован вообще ни на что); кто-то пожалеет о санденсовском лауреате «Станции „Фрутвейл“» или даже о «Великом Гэтсби». Но нет — десятым в списке, конечно, должен был стать фильм «Внутри Льюина Дэвиса».
Маргиналов в номинанты. «Далласский клуб покупателей» — драма канадского режиссера Жана-Марка Вале, основанная на реальных событиях, с участием Мэттью Макконахи. Звезда ромкомов играет техасского электрика и ковбоя Рона Вудруфа, больного СПИДом, но обладающего невероятным жизнелюбием. Вместе с приятелем-транссексуалом (эту роль исполняет фронтмен группы «30 Seconds to Mars» Джаред Лето) он создает «клуб покупателей», в котором можно приобрести запрещенные в США лекарства. Критики говорят, что Макконахи, специально похудевший для фильма на 23 килограмма, сыграл свою лучшую роль, и воспринимать его теперь несерьезно никак нельзя. Киноакадемия, как известно, ценит остросоциальную проблематику и готовность артистов самоотверженно поправляться, худеть, уродовать себя и меняться до неузнаваемости. За физические метаморфозы уже получали «Оскар» Шарлиз Терон («Монстр») и Николь Кидман («Часы»); теперь все в руках Макконахи, впервые номинированного на самую престижную кинонаграду США и уже получившего за эту роль «Золотой глобус». «Клуб» принес первую номинацию на «Оскар» и Джареду Лето — как актеру второго плана.
Пномпень вместо Сталинграда. То, что в списке неанглоязычных претендентов на «Оскар» оказалась «Великая красота» Паоло Соррентино — лауреат «Золотого глобуса» и «Еврооскара», вряд ли кого-то удивит больше, чем то, что в нем не оказалось «Сталинграда». Однако внимание стоит обратить на другой фильм — «L’image manquante» («The Missing Picture», «Изображение отсутствует»). Во-первых, это первый оскаровский номинант из Камбоджи; во-вторых, это документальная картина, что особенно необычно для категории «Лучший фильм на иностранном языке». Она посвящена геноциду в Камбодже и основана на воспоминаниях режиссера Рити Панха, чью семью красные кхмеры выселили из Пномпеня в 1975 году, когда ему было 11 лет; после гибели родственников, в 1979-м, Панху удалось бежать в Таиланд. Панх говорит, что, хотя преступления Пол Пота общеизвестны, не так много из них запечатлены на пленке, а то, что снято на камеру, дольше живет в людской памяти. Поскольку кадров с семьей Панха не осталось, режиссер заменил себя и своих родственников глиняными фигурками. «Изображение отсутствует» — победитель каннской программы «Особый взгляд»; если вы понимаете по-французски, фильм можно посмотреть здесь.
Осторожно, пират-дебютант! В шорт-лист «Оскара» за лучшую второстепенную мужскую роль прокрался и чернокожий американец сомалийского происхождения Баркхад Абди, сыгравший в триллере Пола Гринграсса «Капитан Филлипс». Абди предстает в образе главаря сомалийских пиратов, захвативших судно вместе с его капитаном Филлипсом в исполнении Тома Хэнкса (который в действительности весь фильм держит на себе). Лента Гринграсса — об одном герое, и именно ему, Хэнксу, критики ведущих мировых СМИ сулили как минимум номинацию на «Оскар» за создание столь сильного и эмоционального образа. Но Хэнкс остался с носом, и это один из главных промахов традиционных предсказаний, касающихся оскаровских номинаций. Однако в борьбу за премию Киноакадемия включила экранного антагониста Тома Хэнкса, и что еще более удивительно: в актерской профессии этот «злодей» — дебютант. Режиссер и продюсер Баркхад Абди впервые снялся в большом кино лишь в 2013-м. И сразу такое признание.
Мировая мультипликационная война. В 2013 году на Венецианском кинофестивале было объявлено о завершении карьеры прославленного японского мультипликатора Хаяо Миядзаки, именно там представившего свой последний мультфильм «Ветер крепчает». Теперь работа Миядзаки номинирована на «Оскар», и это значит, что церемония вручения наград Американской киноакадемии вполне может обернуться чествованием 73-летнего аниматора. Миядзаки, уже заслуживший премию в 2002-м за «Унесенных призраками», может стать вторым двукратным обладателем «Оскара» в этой молодой номинации — за лучший полнометражный анимационный фильм (существует с 2001-го). Первый дважды лауреат — американец Брэд Берд, режиссер «Суперсемейки» и «Рататуя». Любопытно, что среди нынешних претендентов на победу — французско-бельгийский мультфильм «Эрнест и Селестина», зато нет «Университета монстров» от студии Pixar, девятикратного номинанта на «Оскар» и семикратного победителя, истинного рекордсмена и монополиста премии. Такой расклад явно идет интриге на пользу и демонстрирует если не шаткое, то хотя бы пошатнувшееся положение американских мультипликаторов. До этого Pixar тоже оказывалась в стороне от оскаровской гонки — в 2011-м киноакадемики совсем не прониклись «Тачками 2».
Гет лаки. В 2013-м, в год своего 40-летия, Фаррелл Уильямс — музыкант, продюсер, основатель хип-хоп-дуэта The Neptunes — был везде. Это он спел главную песню года «Get Lucky» французского электронного дуэта Daft Punk — а заодно и второй хит с того же альбома, «Lose Yourself To Dance». Это он помогал спеть, сочинить и записать второй главный хит лета — сексуальный и сексистский гимн «Blurred Lines»; в июне в американских чартах Фаррелл боролся сам с собой. «Get Lucky» была на первом месте, а «Blurred Lines» — на втором. Фаррелл — один из наиболее вероятных триумфаторов скорой церемонии «Грэмми»: у него семь номинаций, больше только у Джей-Зи. Теперь он номинирован на награду Киноакадемии за песню «Happy» из мультфильма «Гадкий я 2», на которую уже снят рекордно длинный 24-часовой клип. Победа Фаррелла на «Оскаре» станет самым ярким свидетельством того, кто в 2013 году был главным в шоу-бизнесе. Помешать ему может разве что группа U2, уже пролетавшая мимо «Оскара» однажды — и вряд ли намеренная ошибиться второй раз.
Татьяна Ершова
Кирилл Головастиков
Лента Ру.