Новости

3 марта 2006 г.

Кино--реальность--тр анзит
В Москве закончился фестиваль «Кинотеатр.doc»

Ф естиваль действительного кино «Кинотеатр.dоc» прошел второй раз. Шесть дней, пятьдесят часов конкурсных фильмов, обсуждения, встречи публики с молодыми режиссерами, призы как профессионального жюри, так и зрителей. В первый год фестиваль многими воспринимался как нечто революционное, открытие нового мира реальности, своего рода манифест нового направления как в игровом, так и в документальном кино, где главным было не мастерство и соблюдение правил профессии, а непосредственность взгляда, уникальность материала и достоверность подачи. Теперь, когда тема сформулирована, пришло время подробностей.

Так получилось, что многие из тех молодых режиссеров, которые задали тон на первом фестивале, в этом году ничего не представили в конкурс. Павел Костомаров, Игорь Волошин, Андрей Зайцев свои новые фильмы не закончили. «Телевизор», снятый режиссером «Пыли» Сергеем Лобаном, -- короткий ироничный фильм про то, как некие молодые люди в знак протеста собираются разбить телевизор, но, готовясь совершить этот эффектный жест, долго примеряются, размахивают молотком, опасаются, не дернет ли током, не будет ли пожара, -- это все-таки скорее шутка, хотя и концептуальная. Что касается Александра Расторгуева, то его новый и очень интересный фильм «Дикий, дикий пляж» был показан как спецсобытие (и отмечен спецпризом) просто потому, что длится около трех часов и никак не укладывается в формат фестиваля, принимающего в конкурс короткометражные картины.

Лучшим среди игровых жюри признало фильм Николая Хомерики «Вдвоем»: история сына, ухаживающего за умирающей матерью, действительно и очень профессионально сделана, и очень подходит к заявленной программе.

Но открытием фестиваля этот уже хорошо известный фильм, получивший в прошлом году второй приз конкурса учебных картин в Канне, никак не может считаться. Другие игровые фильмы были много слабее. «Записка» Павла Руминова проигрывает его же фильму «Deadline», к тому же в ней слишком очевидны игры с жанром. Спецупоминанием жюри отмечена работа «Ту-ту», про разборки между любовниками, на наших глазах становящихся бывшими, однако, на мой взгляд, несмотря на стремление автора максимально полно отразить современный тип отношений, по настоящему убедительным этот актерский дуэт не стал.

Рядом с документальными картинами игровые проигрывают в естественности и достоверности: изобразить персонажа с той же мерой органики и выразительности, с какой он бывает подловлен в реальности, ни актерам, ни режиссерам, ни драматургам не удается.

Документ альный конкурс в этом году был ровнее, чем в прошлом. Прорывов и открытий не было -- за исключением уже упоминавшегося внеконкурсного «Дикого пляжа», но общий уровень оказался выше, и появилось несколько новых имен. Самым ярким стала Валерия Гай Германика, двадцатидвухлетняя выпускница школы кино и телевидения «Интерньюс», участвовавшая в конкурсе с собственными фильмами «Девочки» и «Сестры», а также с «Триумфом боли» Дарьи Басалаевой, где была оператором. В своих картинах Германика предпочитает все делать сама -- снимать, придумывать, монтировать. Героини фильма «Девочки» -- подростки из ее микрорайона, с которыми она провела десять дней лета, сняв невероятно правдивую и простую историю девичьих отношений на пороге четырнадцати лет. Ее матерящиеся, курящие, пьющие дешевые коктейли героини -- позерки и нимфетки, очаровательные своей непосредственностью и незамысловатостью, едва ли не впервые открываются для постороннего взгляда, доверчиво позволяя камере приблизиться к себе вплотную. В этой близости нет места рефлексии или анализу. Но беспристрастное наблюдение, где, кажется, отсутствует контроль автора, -- на самом деле жестко выстроенное, хорошо срежиссированное и почти игровое пространство, в котором девочки-актрисы играют самих себя на полном серьезе и без всякой фальши. Это слепок реальности, которая не удостаивает быть осмысленной, оставаясь столь же неопределенной, текучей и переменчивой, как и сам переходный возраст героинь.

Метод видеонаблюдения, который сегодня активно осваивают документалисты, развитием техники освобожденные от массивных камер и обязательного присутствия на съемках оператора и звукорежиссера, все большему количеству людей представляется соблазнительным. Многочасовые съемки на видео приучают людей к камере, освобождают от желания позировать, и человеческая природа открывает свои самые сокровенные тайны.

В фильме «А с детьми шестеро» дебютанта Саши Малинина, награжденного именно за умение наблюдать, автор рассказывает о семье, что называется, социально неблагополучной. Многодетные алкаши и наркоманы, язвы общества и его дно, неожиданно открываются как любящая друг друга семья, живущая по своим законам и этой любовью держащаяся.

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#