Новости

30 января 2007 г.

«Я бы спился, если бы не смог снимать фильмы»

В своей новой картине «Сады осенью» Иоселиани (в центре) убедительно сыграл алкоголика.
На проходящем сейчас фестивале в Роттердаме свою новую картину «Сады осенью» представил знаменитый грузинский режиссер Отар ИОСЕЛИАНИ
Живущий во Франции грузин Иоселиани более чем узнаваем в этой очередной своей притче-виньетке об уволенном в результате народных волнений министре (не важно чего), заново открывающем для себя простые удовольствия жизни. Иоселиани ничего не добавляет к тому, что было им сказано за десятилетия работы в Грузии и во Франции. Но самоповторы нисколько не убавляют обаяния этому мастерскому, изысканному, полному негромкого юмора и режиссерской фантазии фильму. Сам Иоселиани тоже не изменился: так же сыплет политнекорректностями, так же любит выпить...
«Старость может быть прекрасной»
- Мне кажется, ваша абсолютно очаровательная картина, в сущности, о том, насколько прекрасен зрелый возраст и как великолепно себя в нем можно чувствовать: пить вино, рисовать на асфальте мелом, музицировать, менять подружек, заниматься садоводством, снимать кино...
- Наверное, так и есть. Старость может быть прекрасной. Старость, но не дряхлость. Старость - это очень важный, необходимый момент нашей жизни. Ведь когда кто-то рано покидает этот мир, мы сожалеем, что он не достиг того возраста, когда можно оглянуться и что-то понять. Все понять нам никогда не дано. Но отбросить то лишнее, что мешало нам жить, какие-то суетные желания в старости вполне возможно. Только в пожилом возрасте мы в состоянии понять ценность самой способности жить, совершать поступки. Ведь в старости мы каждый раз совершаем их, как в последний. Прийти к этому выводу - очень занятная вещь. С самого начала, в раннем возрасте к этому выводу человек не придет никогда.
- Вы никогда не отличались политкорректностью. Ни один американский режиссер не решился бы на сцену из «Садов осенью», в которой толпа африканцев выживает из собственной квартиры министра-француза.
- И все-таки я никогда не свожу ни с кем счеты. Я научился прощать. Каждый несет свой груз, каждый несчастен по-своему. Вот и мой герой-француз вместе с африканцами оказывается в результате под одним мостом. Вместе они выпивают, курят, и все становится на свои места...
«Вину предпочитаю водку»
- Насколько сложно вам далось решение изменить свою жизнь, переехать из СССР во Францию, ведь вы - уникальный пример режиссера, абсолютно вписавшегося в киноиндустрию чужой страны?
- Я ничего не решал, просто знал, что должен снимать кино... Иначе бы просто спился. Во Франции мне предоставили такую возможность. Так что я не эмигрировал, я уезжал работать. Потом настала перестройка, как будто бы чуть-чуть полегчало. Но кино закрылось у нас...
- Насколько вам легко находить во Франции деньги на ваши картины? В России это было бы по-прежнему невозможно.
- Несмотря на то что я уже очень долго живу во Франции, я помню о том, что нахожусь все-таки здесь в гостях. Но я с удовольствием снимал бы то же самое и у нас дома. Просто мне повезло, что последние пять или шесть картин я снял с одними и теми же продюсерами. Они французы, и им нравится то, что мы вместе делаем.
- Тема вина неизбежно присутствует во всех ваших картинах.
- Сам я вина вообще терпеть не могу. Если уж что-нибудь пить, то более концентрированное. Водку, например. Но в одиночестве я пить не могу. Когда не с кем выпить - могу и вовсе не пить.
- А когда есть с кем?
- Ну если в компании пьют вино, то и я выпью, но никакого пунктика на этом напитке у меня нет. Просто я с удовольствием наблюдаю застолье, то, как люди ведут себя в трезвом и в пьяном состоянии. Мне нравится следить за этими метаморфозами. Вино я ввожу в свои фильмы как ключ к открытию души.
«Актеры мне неинтересны»
- В «Садах осенью» вы сами появляетесь на экране в одной из главных ролей.
- В этом есть определенный расчет. Я это делаю для того, чтобы лучше держать под контролем актеров, они ведь у меня почти все непрофессионалы.
- А почему роль себе такую выбрали - алкоголика, чуть что, падающего под стол?
- Ну не нашел я такого актера, какого хотел. Пришлось самому сниматься.
- Какими качествами должен обладать актер, чтобы вы пригласили его сниматься?
- Во-первых, он не должен быть актером. Мне интересны обычные нормальные люди со своим уникальным опытом за плечами. Почти всех своих «артистов» я знаю долгие годы. Просто открываю записную книжку и...
- Но в «Садах осенью» вы сняли очень знаменитого актера - 81-летнего Мишеля Пикколи. Да к тому же дали ему роль... старушки!
- А вы забудьте, что это Мишель! Просто мне нужна была такая дама, и среди дам я такую не нашел. Вот и все.
- И он легко на все это пошел?
- С большим удовольствием. Это уникальный случай и для него, и для меня.
- Вы так выстраиваете мизансцены в своих картинах, что это уже хореография, и одним из участников танца является кинокамера.
- Не будем раскрывать кухню... Скажу только, что я просто стараюсь сделать так, чтобы мой фильм был понятен зрителю без перевода. Диалог в моих картинах не значит ничего!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Отар ИОСЕЛИАНИ родился 2 февраля 1934 года в Тбилиси. В 1965 году окончил мастерскую Довженко во ВГИКе.
Годом раньше снял документальный фильм «Чугун» о трудовом дне на металлургическом заводе. В Грузии поставил картины «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль». Переехав во Францию, не пожертвовал ни интонацией, ни негромким пафосом своих картин. За 20 лет, проведенных за границей, снял в два раза больше фильмов, чем за столько же лет работы в СССР. Среди них: «Фавориты луны», «И стал свет», «Охота на бабочек», «Разбойники. Глава VII», «In Vino Veritas», «Утро понедельника».
Стас ТЫРКИН

Комсомольская Правда Ру

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#