30 января 2007 г.
«Я бы спился, если бы не смог снимать фильмы»
В своей новой картине «Сады осенью» Иоселиани (в центре) убедительно сыграл алкоголика.
На проходящем сейчас фестивале в Роттердаме свою новую картину «Сады осенью» представил знаменитый грузинский режиссер Отар ИОСЕЛИАНИ
Живущий во Франции грузин Иоселиани более чем узнаваем в этой очередной своей притче-виньетке об уволенном в результате народных волнений министре (не важно чего), заново открывающем для себя простые удовольствия жизни. Иоселиани ничего не добавляет к тому, что было им сказано за десятилетия работы в Грузии и во Франции. Но самоповторы нисколько не убавляют обаяния этому мастерскому, изысканному, полному негромкого юмора и режиссерской фантазии фильму. Сам Иоселиани тоже не изменился: так же сыплет политнекорректностями, так же любит выпить...
«Старость может быть прекрасной»
- Мне кажется, ваша абсолютно очаровательная картина, в сущности, о том, насколько прекрасен зрелый возраст и как великолепно себя в нем можно чувствовать: пить вино, рисовать на асфальте мелом, музицировать, менять подружек, заниматься садоводством, снимать кино...
- Наверное, так и есть. Старость может быть прекрасной. Старость, но не дряхлость. Старость - это очень важный, необходимый момент нашей жизни. Ведь когда кто-то рано покидает этот мир, мы сожалеем, что он не достиг того возраста, когда можно оглянуться и что-то понять. Все понять нам никогда не дано. Но отбросить то лишнее, что мешало нам жить, какие-то суетные желания в старости вполне возможно. Только в пожилом возрасте мы в состоянии понять ценность самой способности жить, совершать поступки. Ведь в старости мы каждый раз совершаем их, как в последний. Прийти к этому выводу - очень занятная вещь. С самого начала, в раннем возрасте к этому выводу человек не придет никогда.
- Вы никогда не отличались политкорректностью. Ни один американский режиссер не решился бы на сцену из «Садов осенью», в которой толпа африканцев выживает из собственной квартиры министра-француза.
- И все-таки я никогда не свожу ни с кем счеты. Я научился прощать. Каждый несет свой груз, каждый несчастен по-своему. Вот и мой герой-француз вместе с африканцами оказывается в результате под одним мостом. Вместе они выпивают, курят, и все становится на свои места...
«Вину предпочитаю водку»
- Насколько сложно вам далось решение изменить свою жизнь, переехать из СССР во Францию, ведь вы - уникальный пример режиссера, абсолютно вписавшегося в киноиндустрию чужой страны?
- Я ничего не решал, просто знал, что должен снимать кино... Иначе бы просто спился. Во Франции мне предоставили такую возможность. Так что я не эмигрировал, я уезжал работать. Потом настала перестройка, как будто бы чуть-чуть полегчало. Но кино закрылось у нас...
- Насколько вам легко находить во Франции деньги на ваши картины? В России это было бы по-прежнему невозможно.
- Несмотря на то что я уже очень долго живу во Франции, я помню о том, что нахожусь все-таки здесь в гостях. Но я с удовольствием снимал бы то же самое и у нас дома. Просто мне повезло, что последние пять или шесть картин я снял с одними и теми же продюсерами. Они французы, и им нравится то, что мы вместе делаем.
- Тема вина неизбежно присутствует во всех ваших картинах.
- Сам я вина вообще терпеть не могу. Если уж что-нибудь пить, то более концентрированное. Водку, например. Но в одиночестве я пить не могу. Когда не с кем выпить - могу и вовсе не пить.
- А когда есть с кем?
- Ну если в компании пьют вино, то и я выпью, но никакого пунктика на этом напитке у меня нет. Просто я с удовольствием наблюдаю застолье, то, как люди ведут себя в трезвом и в пьяном состоянии. Мне нравится следить за этими метаморфозами. Вино я ввожу в свои фильмы как ключ к открытию души.
«Актеры мне неинтересны»
- В «Садах осенью» вы сами появляетесь на экране в одной из главных ролей.
- В этом есть определенный расчет. Я это делаю для того, чтобы лучше держать под контролем актеров, они ведь у меня почти все непрофессионалы.
- А почему роль себе такую выбрали - алкоголика, чуть что, падающего под стол?
- Ну не нашел я такого актера, какого хотел. Пришлось самому сниматься.
- Какими качествами должен обладать актер, чтобы вы пригласили его сниматься?
- Во-первых, он не должен быть актером. Мне интересны обычные нормальные люди со своим уникальным опытом за плечами. Почти всех своих «артистов» я знаю долгие годы. Просто открываю записную книжку и...
- Но в «Садах осенью» вы сняли очень знаменитого актера - 81-летнего Мишеля Пикколи. Да к тому же дали ему роль... старушки!
- А вы забудьте, что это Мишель! Просто мне нужна была такая дама, и среди дам я такую не нашел. Вот и все.
- И он легко на все это пошел?
- С большим удовольствием. Это уникальный случай и для него, и для меня.
- Вы так выстраиваете мизансцены в своих картинах, что это уже хореография, и одним из участников танца является кинокамера.
- Не будем раскрывать кухню... Скажу только, что я просто стараюсь сделать так, чтобы мой фильм был понятен зрителю без перевода. Диалог в моих картинах не значит ничего!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Отар ИОСЕЛИАНИ родился 2 февраля 1934 года в Тбилиси. В 1965 году окончил мастерскую Довженко во ВГИКе.
Годом раньше снял документальный фильм «Чугун» о трудовом дне на металлургическом заводе. В Грузии поставил картины «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль». Переехав во Францию, не пожертвовал ни интонацией, ни негромким пафосом своих картин. За 20 лет, проведенных за границей, снял в два раза больше фильмов, чем за столько же лет работы в СССР. Среди них: «Фавориты луны», «И стал свет», «Охота на бабочек», «Разбойники. Глава VII», «In Vino Veritas», «Утро понедельника».
Стас ТЫРКИН
Комсомольская Правда Ру