2 июня 2007 г.
Кто лучше всех танцует твист и рок-н-ролл...
Текст: Андрей Захарьев, фото: Андрей Захарьев
В стенах минской студии "Беларусьфильм" режиссер Валерий Тодоровский снимает "Буги на костях" (2007) — картину в популярном в советские времена жанре мюзикла, но несправедливо забытом в новом российском кино.
Из "Тисков"
К съемкам "Буги на костях" режиссер Тодоровский приступил, еще не выпустив свою предыдущую картину — драму "Тиски" (2007), премьера которой состоится в конкурсе нынешнего фестиваля "Кинотавра" в Сочи. Буквально получив из Чехии первую копию "Тисков", Тодоровский через четыре дня уже оказался в Минске, где запустил производство киномюзикла, о котором мечтал много лет.
Идея снять фильм про стиляг появилась у Тодоровского еще в годы учебы во ВГИКе — но по задумке это должен быть не просто фильм, а именно мюзикл. Тут сходилось очень много элементов — ретро со знакомыми шлягерами, борьба за свободу и другие человеческие ценности, неведомые советскому человеку, яркость в одежде отдельных представителей молодежи (стиляг) и даже их пижонская походка, которую, по словам режиссера, вполне можно взять за основу хореографических движений. Сценарий "Вестсайдской истории" по-русски был написан еще восемь лет назад Юрием Коротковым ("9 рота" (2005), "Страна глухих" (1997)), однако все эти годы лежал в столе. Проблема была в том, что если уж браться за сложную костюмную и историческую постановку, то надо делать это с требуемым размахом, который до некоторых пор был не по карману российским кинематографистам. "А потом Тодоровский нашел совершенно больного на всю голову продюсера..." — шутит по этому Леонид Ярмольник, человек не менее увлеченный этой историей и работающий с Валерием Петровичем как актер и продюсер уже не первый год.
Однако все оказалось куда сложнее. Тодоровский и Ярмольник долго не могли найти людей, готовых написать музыку, напряженно отбирали актеров — было необходимо, чтобы они не просто могли играть, но петь и танцевать. В итоге были отобраны российские молодые и неизвестные артисты — Антон Шагин, Игорь Войнаровский, Максим Матвеев и другие. На главную женскую роль была взята Оксана Акиньшина. Несмотря на статус звезды "Волкодава" (2006), "Игр мотыльков" (2004) и "Сестер" (2001), Оксана оказалась лучшей актрисой в своей возрастной категории.
Подготовительный период затянулся — долго писалась музыка, готовились костюмы и декорации. Риск растерять набранных актеров заставил Тодоровского взяться за драму "Тиски", которую изначально должен был снимать другой режиссер. Желая занять актеров и группу, Тодоровский отправился в Ростов снимать кино про молодежь, любовь, наркотики и криминал, рассчитывая всего лишь сделать летнюю историю со скромным бюджетом. Но "Тиски" оказались куда более сложным проектом. Поэтому, как только удалось с ним закончить, Тодоровский и Co сразу принялись за "Буги".
Мюзикл — сам по себе жанр необычный для нового российского кино вообще и для Тодоровского в частности. "Если говорить про форму — то я снял "Любовника" (2002), "Моего сводного брата Франкенштейна" (2004) и в какой-то момент понял, что становлюсь на достаточно узкие рельсы под названием: два человека в одной декорации выясняют отношения, — рассуждает режиссер. — Это замечательно, я с большим удовольствием этим занимался, но мне потребовалось вырваться на другой уровень, и это нормально. Это не заигрывание с публикой — в "Тисках" мне захотелось улиц, подворотен, дворов, клубов, дискотек, душных ночей, секса... Хотелось ворваться в эту жизнь и пожить, подышать ей. В "Буги" же мне захотелось зрелища".
Антураж и танец
Декорации в павильонах "Беларусьфильма" поражают своей точностью в воспроизведении быта 50-х. Магазин-комиссионка и несколько квартир, где живут персонажи и разворачивается действие, переполнены вещами из советского прошлого. У стены — настоящий громадный катушечный магнитофон, на стене висит фотоаппарат "Зенит" в коричневом кофре, на полках — тома Станиславского, на тумбочке — подшивка "Огонька" с натурально желтыми страницами. Забавный элемент почти каждого интерьера — велосипед, засунутый на шкаф или приставленный к стенке. Все особенно точно смотрится на фоне самой студии "Беларусьфильм", оставшейся, со своими пожарными предупреждениями, попорченным паркетом и вахтершей, где-то далеко в доперестроечных временах.
Над декорациями трудился художник Владимир Гудилин, который сидит здесь же у монитора и фанатично поправляет мелочи — то количество пластинок на полке добавит, то пыль где надо сотрет. "Для Володи это очень значимая история, — говорит Валерий Тодоровский. — Необычно себя чувствуют здесь гримеры, которые делают прически, красят актерам губы, делают эти стрелки у девушек на глазах. То же касается и художника Гудилина, который создает свой, другой мир, а это титанические усилия".
Немало трудятся и хореографы. "Мы долго думали, как мы будем танцевать, кто научит актеров этому? — рассказывает режиссер Тодоровский. — 95% людей, кто ставит танцы, занимается концертной деятельностью, имеет коллективы и ездит по стране. Здесь требовалось что-то совершенно особое. В итоге у нас сейчас два хореографа — Леонид Тимцуник, сам замечательный артист и невероятный специалист по пластике. Еще работает молодой, но выдающийся хореограф Олег Глушков". Обещается и массовая сцена — когда одновременно танцевать будут порядка 50 пар, в костюмах. "Вот там мы, как говорит оператор Рома Васьянов, поплющимся", — улыбается Тодоровский.
Репетиция и съемка
Репетициям отводится много времени. Даже больше, чем самой съемке. В этом процессе участвуют многие. Помимо двух хореографов и самого Тодоровского, за процессом наблюдает Леонид Ярмольник. Приехавший всего на день, чтобы сыграть отведенный ему в картине эпизод, он не пропускает ни секунды, тихо сидит на диване и наблюдает за происходящим телодвижениями. Посреди комнаты актеры Антон Шагин и Игорь Войнаровский, оба в костюмах, но в одних носках. Актриса Оксана Акиньшина тоже здесь, несмотря на то, что в сцене не участвует. Она смеется, глядя на то, как юноши пытаются пройтись танцевальным шагом через всю гостиную построенной в павильоне квартиры. Репетируется эпизод танцевального дуэта двух персонажей. Шагин худенький и субтильный, Войнаровский — полный и степенный, словом ни от одного из них особенной прыти не ждешь. Такие на дискотеках обычно стоят в сторонке. Но не тут-то было. В попытках повторить движения друг друга и довести их до предельной синхронности, юноши добиваются нужной скорости и в итоге под звучащую композицию начинают-таки двигаться в такт и в унисон.
Следующая сцена предполагает их совместный танец. Поступает предложение, чтобы Войнаровский в процессе подкидывал Шагина в воздух и тот, крутясь, приземлялся. Все по очереди пытаются показать, как это должно произойти, в связи с чем подкидывают Антона с разной степенью силы, дальности и меткости. Тодоровский просит присутствующих отойти подальше, иначе подкинутый Шагин рискует угодить прямо в них. В какой-то момент Тодоровский сам вскакивает, хватает Антона за руки и начинает с ним танцевать, по рок-н-рольному выбрасывает вперед ноги и демонстрирует другие забавные движения, не иначе, как знакомые Валерию Петровичу с дискотечного прошлого. Акиньшина смеется. Все остальные тоже.
Каноны и музыка
Говорить о канонах мюзикла сложно. Слишком сложный и неопределенный это жанр. Есть мюзиклы Боба Фосса типа "Кабаре" /Cabaret/ (1972), а есть еще более старые, где Джин Келли и Фред Астер танцуют степ, Джинджер Роджерс и Сид Черисс демонстрируют отменные балетные способности, а Милица Корьюс заливисто поет. Есть и советские мюзиклы — Григория Александрова, Ивана Пырьева. "Я думаю, то мы скорее в сторону Боба Фосса двигаемся. Если говорить о корнях, то скорее это направление, — объясняет Тодоровский. — Но жестких канонов нет".
Музыка для "Буги на костях" — особенно сложный момент. Авторы фильма ее тщательно скрывают. "Зритель не должен привыкнуть к ней в отрыве от фильма, — объясняет Леонид Ярмольник. — Есть какие-то замечательные мюзиклы, которые все мы знаем. И когда ты слышишь музыку из них, у тебя возникает картинка, ты знаешь, откуда она и с чем связана. Вот и нам бы хотелось, чтобы тема шлягера сливалась с глазами. Иначе, если запустить музыку до выхода фильма, то люди будут говорить: музыку я знаю, а это под нее кино сняли? Это другой эффект".
Известно лишь, что часть музыки в картине будет состоять из знаменитых шлягеров тех лет. Но значительная часть написана специально. В этом принимали участие самые разнообразные люди, среди них — Леонид Агутин и Евгений Маргулис, каждый внес свою лепту. Сейчас музыкальным продюсером значится Константин Меладзе, знакомый нам многочисленными эстрадными хитами. "Он создал большое количество хитов. Ведь успех его брата Валеры Меладзе — это Костя, он же создал "ВИА Гру". Мы не обсуждаем художественную суть, но согласитесь, что на эстраде это топ, высшее, что есть в этом направлении, — говорит Ярмольник. — Когда Меладзе повстречался с Валерой, выяснилось, что Костя — человек удивительной музыкальной и человеческой культуры. В нем Валера открыл то, что никому не нужно было, а Костя этого как раз больше всего хотел. Он удивительно тонкий, интеллигентный, культурный, всезнающий и любящий человек. Для него это такое же откровение и поиск творчества".
Свобода выбора
"Буги на костях" — это фильм о свободе и о свободных людях, как описывает его режиссер Тодоровский. Продюсер и актер Ярмольник добавляет, что это картина еще и о тех, кого не сломила жизнь, кто остался верен своим юношеским идеалам. Оба они говорят, что это картина в большой степени о них самих. В то, что наступит время, когда можно будет осуществить мечту и снять этот мюзикл, Тодоровский и Ярмольник верили давно.
Несмотря на все сложности, на то, что впереди еще долгий съемочный период (съемки до августа в Минске, потом Москва и Санкт-Петербург), авторы верят в успех своей затеи. В лучшем случае, это будет фильм для всех: старшее поколение вспомнит юность, молодежь получит повод для новой моды. Молодые артисты станут звездами.
Конечно, при условии, что молодым актерам удастся привить хороший вкус к выбору дальнейших проектов. "Артист сегодня, особенно молодой, стоит перед очень тяжелым выбором, — рассуждает Валерий Тодоровский. — Либо быстро и стремительно прославиться с довольно-таки приличным финансовым содержанием, обложками журналов, девушками в Интернете и продавщицами, которые узнают. Но цена этому — некоторое тиражирование себя в проектах, выражаясь интеллигентно, не самого высокого уровня. Либо есть второй выбор: сидеть и ждать, пока тебе предложат что-то стоящее, хорошее. Возможно даже, голодать и испытывать постоянную тревогу — а вдруг вообще никуда не позовут. Каждый должен сам решать и находить либо какую-то золотую середину, либо кидаться в крайности". Поэтому кажется, что проблема выбора, столь четко поднятая Тодоровским и в "Тисках", и в "Буги на костях" — останешься ли ты верен своим принципам или променяешь их, поддашься искушению — большой вопрос, ответ на который должны получить дебютанты после этих съемок. "Со своими молодыми я все время веду эти разговоры, потому что у них есть пока еще возможность выбрать, они еще не "замазались", — поясняет режиссер. — Но уже сейчас они переживают очень тяжело, потому что их зовут, им хочется и заработать, и сниматься, и при этом сохранить лицо. А трудно". Эпизодические роли в "Буги" исполняют настоящие звезды. "У нас танцует Янковский, поют Гармаш и Горбунов! Единственный, кому не дали ни танцевать, ни петь — это продюсер картины Ярмольник, — в шутку обижается Леонид Исаакович и добавляет: Тут важно еще и то, что мы, старые артисты, реально помним то время, мы в нем выросли и прекрасно понимаем, что это такое. А молодые ребята играют в исторической картине. В этом есть очень интересное сочетание, которое может дать свой эффект. Мы это видели, ребята же понимают эту свободу по-своему".
С сайта Филм Ру