30 августа 2007 г.
Михалков везет в Венецию 12 разгневанных мужчин
В картине «12» Никита Михалков отвел себе самую маленькую роль.
Сегодня открывается старейший кинофестиваль мира, на котором в этом году будет много российского кино
Стас ТЫРКИН
Самим понятием «кинофестиваль» мир обязан старушке Венеции. Ровно 75 лет назад графа Джузеппе Вольпи - министра в фашистском правительстве Муссолини - посетила идея столкнуть в соревновании кинематографии развитых стран, а значит, и сами страны.
6 августа 1932 года на террасе отеля «Эксцельсиор» на острове Лидо, где и сейчас проживают съезжающиеся на фестиваль звезды, был показан фильм Рубена Мамуляна «Доктор Джекилл и мистер Хайд». А первой награды был удостоен советский режиссер Николай Экк за картину «Путевка в жизнь». Итак, Венецианская Мостра (что означает «выставка») родилась под фашистскими знаменами и до сих пор проходит в построенном в эстетике тоталитаризма Палаццо- дель-Чинема.
Прогрессивная общественность всколыхнулась через несколько лет - так в пику Венецианскому появился на свет Каннский фестиваль, которому, однако, не суждено было состояться, как планировалось, в 1939 году по причине второй мировой...
В 75 Мостра ягодка опять
Юбилей Мостры отметят изобилием громких премьер при традиционном скоплении звезд первой величины. Уже объявлено о приезде Квентина Тарантино, который проведет ретроспективу итальянских спагетти-вестернов, Джорджа Клуни, Скарлетт Йохансон, Вуди Аллена, Ричарда Гира, Колина Фарелла, Киры Найтли, Шарлиз Терон, Брэда Питта, Джуда Ло...
Директор Марко Мюллер смело оттеснил во внеконкурсную программу «священных коров» и венецианских завсегдатаев - Такеши Китано, Клода Шаброля, Маноэля де Оливейры, Амоса Гитая. И собрал интригующий конкурс из картин как наиболее актуальных сегодня режиссеров, так и безусловных классиков - Кена Лоуча, Тодда Хейнса, Дзянь Веня, Энга Ли, Такаши Миике, Брайана ДеПальмы, Кеннета Браны, Пола Хаггиса... С ними в поединке за «Золотого льва» снова сойдется Никита Михалков (один «лев» на его полке уже стоит). Жюри, состоящему исключительно из режиссеров (Чжан Имоу, Джейн Кэмпион, Алехандро Гонсалес Иньяриту, Пол Верхувен), предстоит оценить российский ремейк классической судебной драмы «12 разгневанных мужчин». Названной запросто - «12».
Российское кино представлено и в других разделах. В престижной параллельной программе «Дни авторов» состоится международная премьера картины Алексея Балабанова «Груз 200». А режисерский дебют Александра Миндадзе «Отрыв», включенный в «Неделю критики», примет участие в конкурсе первых картин с денежным призом в 100 тысяч долларов.
В фильме «Отрыв» тоже полно рассерженных русских мужчин.
Александр Миндадзе ушел в «Отрыв»
Дебют известного драматурга претендует на приз «Лев будущего»
58-летний дебютант в режиссуре Миндадзе прославился как автор сценариев к фильмам Вадима Абдрашитова - «Плюмбум», «Слуга», «Парад планет», «Магнитные бури» и многим другим. В них авторы, отталкиваясь от социальной конкретики, тоже частенько уходили в «отрыв» - их бытовые по зачину сюжеты выливались в непрозрачные (по большей части) обобщения и хитро составленные паззлы, которые все меньше хотелось разгадывать.
Мрачноватые социально-абсурдистские опусы Миндадзе и Абдрашитова часто живописали крушения на транспорте. Одна из лучших картин распавшегося дуэта называлась «Остановился поезд» - она с равной убедительностью описывала и конкретный железнодорожный случай, и ситуацию брежневского застоя. Перестроечный «Армавир» уже лишь прикидывался скорбной повестью о судьбах людей, переживших крушение теплохода, которое для авторов являлось, естественно, метафорой распада СССР. Наконец, лента «Отрыв», которую Миндадзе снял сам, отставив за ненадобностью Абдрашитова, вдохновлена конкретным фактом столкновения в воздухе двух самолетов, направленных по неправильной траектории уставшим диспетчером. Ему, в общем, по барабану и авиакатастрофа, и пострадавшие в ней граждане. Миндадзе строит собственную вселенную смыслов, реальность ему не мешает - и только. Вот муж погибшей в авиакатастрофе «челночницы» загадочным образом оказывается в одной сауне с экипажем второго, благополучно приземлившегося самолета. Вот летчики, парящиеся после рейса вместе со своими безотказными стюардессами, отчего-то принимают его в свои нестройные ряды. Вот главный герой «меняется местами» со штурманом и уходит в «отрыв»...
Тема потери как ключа к обретению безграничной свободы существует в картине Миндадзе исключительно в качестве протокола о намерениях. Она лишь пунктирно заявлена сценаристом, но никак не реализована режиссером. Который просто не умеет «овеществить» идею, придать убедительности эфемерной сценарной схеме. Маститый дебютант не справился и с незамысловатыми режиссерскими фигурами, что уж говорить о высшем пилотаже.
НАШИ В ВЕНЕЦИИ
Отечественные кинематографисты трижды удостаивались высших почестей на Венецианском кинофестивале: в 1962 году «Золотого льва» выиграл фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», в 1991-м - «Урга» Никиты Михалкова и, наконец, в 2003-м сразу двух «львов» (за лучший фильм и за дебют) увез с собой Андрей Звягинцев за «Возвращение».
Призы за лучшую мужскую роль в Венеции получали Михаил Ульянов (1982) и Олег Борисов (1990). А Отар Иоселиани трижды (!) удостаивался здесь второго по значению Гран-при жюри - в 1984, 1989 и 1996 годах. В 1986 году эта же награда досталась Сергею Соловьеву за «Чужую Белую и Рябого». Наконец, в 2002 году ее получил Андрей Кончаловский за дурацкий «Дом дураков».
Комсомольская Правда Ру
