Актеры

Олег Борисов \Oleg (Albert) Borisov 
Россия, 8 ноября 1929 г.
актер
Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались меньше, было очевидно только ему одному.

Сайт: People's History
Статья: БОРИСОВ Олег (Альберт) Иванович

Альберт-Олег.
Родился в Приволжске Ивановской области. Отец - директор сельхозтехникума. Мать - агроном.
Мама Олега, Надежда Андреевна, назвала своего старшего сына в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом.
Работа в театре.
В 1951 году Олег Борисов окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки.
В 1964 году Борисов перешел в труппу Ленинградского Большого драматического театра имени Горького, где под руководством известного театрального режиссера Г.А.Товстоногова актер создал яркие запоминающиеся образы - например, принц Гарри в "Короле Генрихе IV" В.Шекспира, Григорий Мелехов в "Тихом Доне" по М.А.Шолохову, Сиплый в "Оптимистической трагедии" Вс.Вишневского.
В 1989-1990 годах Олег Борисов выступал на сцене МХАТа, а с 1989 года - в Центральном театре Советской Армии, где он запомнился блестяще исполненной ролью императора Павла в "Павле I" Д.С.Мережковского. С 1991 - художественный руководитель и едущий актер Театра "Антреприза Олега Борисова" (Москва).
Первые работы в кино.
В кино - с 1955 года, исполнил более 70-ти ролей. Режиссер-постановщик фильма "Стежки-дорожки" (совм. с А.Войтецким). Работал на радио (с 1975, как чтец и постановщик радиоспектаклей) и телевидении (с 1965). В Киеве на Андреевском спуске выдающемуся актеру театра и кино в 1999 году открыт памятник.
Выпускник студии МХАТ, Борисов работал в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки, когда начал сниматься в кино на киностудии имени Довженко. Он дебютировал в эпизоде в фильме Марка Донского "Мать". И только через пять лет в кино сыграл свою первую главную роль в картине "За двумя зайцами" (1961) - незадачливого плута Голохвостого. Комедийное амплуа с тех пор за Олегом Ивановичем как-то не закрепилось. Хотя он умел шутить - и смешно, и зло. Он играл разные грани смешного: сарказм, иронию, гиньоль... Наверное, только пустую веселость он бы сыграть не сумел. Но его "веселый талант" остался почти невостребован. Был, правда, Кочкарев в "Женитьбе". Куда, казалось бы, прожженнее. Заигравшееся в цинизм одиночество.
Чаще использовали его "рефлектирующий талант" в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев.
Зрители и критика особо отметили его игру в картине "Рабочий поселок" Владимира Венгерова, который вышел в 1965 году.
В персонажах актера всегда жил потаенный бунт - противопоставление собственной личности окружающему миру, его законам, которым герои Борисова не хотели подчиняться. Это укрупняло характеры там, где драматургия предлагала усредненность или некий шаблонный вариант. Готовность к борьбе, постоянное внутреннее напряжение и огромный запас энергии выделяли персонажей Борисова, подчеркивая их неординарность, несомненную духовную силу и значительность.
Так произошло в картине "Балтийское небо" (1961) в роли летчика Татаренко, которому актер придал иные масштабы, нежели те, которые были в литературном варианте экранизации романа Николая Чуковского. В комедии Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу" (1964) журналист Никитин становится заметной фигурой благодаря игре Олега Борисова, владевшего и комедийным и драматическим жанром.
Зрелость.
Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами, когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека, ощущающего обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого, недемократичного (в худшем и лучшем смысле этого слова), не позволяющего никому приручить себя, непокорного и властного. Такие герои актера оставляли за собой право на язвительно-горькую иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства, надежды, ожидания.
Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах Вадима Абдрашитова "Остановился поезд" (1982), "Парад планет" (1984) и "Слуга" (1988).
В картине "Остановился поезд", исполненной откровенной, предперестроечной взрывчатостью, играя следователя-праведника Ермакова, Олег Борисов постепенно открывал лик холодного догматика, для которого не существуют живые реальные люди с их ошибками, невольными поражениями, болью, искривленными судьбами. Строка закона, по сути, истребляла нравственность - так играл Борисов.
Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино. Дело было в том, что однажды Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине Александра Зархи "26 дней из жизни Достоевского" (1980) в разгар работы из-за принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого фильма останется "опереточный Достоевский". И был наказан отлучением от кино на два года, а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын.
В "Параде планет" Борисов сыграл астрофизика Костина, человека вырванного из реальности. Странный, загадочный мир предстал на экране в этой "почти фантастической истории". "Накрытые ракетной установкой" во время военных учений, оставаясь людьми, герои превращались в "духов", встречались с прошлым, а в финале снова возвращались в свое настоящее, но уже другими, приобщившимися к историческому, современному, общечеловеческому опыту.
Наконец в фильме "Слуга", Борисов создал партократа Гудионова, одного из хозяев умирающей державы, который оказывается дьяволом во плоти, давно продавшим или добровольно отдавшим свою душу ради власти. За роль в этом фильме Олег Борисов получил в 1989 году "Нику" в номинации "Лучшая мужская роль".
Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались меньше, было очевидно только ему одному. Странно только - почему ему все-таки в кино давали играть не самых симпатичных людей? Таким были и персонаж "Слуги", и профсоюзный подонок Рафферти в одноименном фильме (1980), который выбирает "правду", а на самом деле готов на все ради спасения собственной шкуры. Даже в "Проверке на дорогах" (1985) герой-партизан Соломин не внушает тех симпатий, каким нас учили другие комиссары.
Хотя, конечно, и эта "концепция" не выдержит проверки "на Борисове": был в его кинобиографии умный и влюбленный в свою профессию директор школы Свешников в картине Фрумина "Дневник директора школы" (1975), была картина "По главной улице с оркестром".
Преддверием этих ролей была блестящая работа Олега Борисова в фильме "Крах инженера Гарина" (1973) по роману Алексея Толстого. Исполнение главной роли Борисовым подняло картину на несколько порядков, придав ей глубинный философский смысл: гениальный безумец инженер Гарин был готов уничтожить земной шар во имя гиперболизированной в его сознании идеи власти.
Незабываемый актер.
В творческой судьбе Олега Борисова русская литературная классика имела большое значение в связи с его работами в театре и кино. Многие классические герои в исполнении автора обрели глубоко личностную окраску и вместе с тем органически вписывались в контекст авторской позиции писателя.
Одним из первых на этом пути был герой рассказа Тургенева "Гамлет Щигровского уезда" (телефильм был поставлен Валерием Рубинчиком в 1975 г). Бедный дворянин, озлобленный страдалец, заставлявший страдать других, - так играл Борисов, несколько варьируя привычные представления об этом герое. Почти безумен был в решении актера гоголевский Кочкарев (экранизация "Женитьбы" - 1977, снятая Виталием Мельниковым), нагнетающий суету, пытающийся тщетно растрачиваемой энергией заглушить тоску, ощущение пустого течения дней. Конечно, это и одна из лучших ролей Олега Борисова - Версилов в многосерийном телефильме "Подросток" (1983) по роману Достоевского. Крайность душевных проявлений, зыбкость моральных норм - и несомненная широта русской натуры, страсти особого рода, родственные равно как любви, так и ненависти, мучительство и мученичество, - все сошлось в Версилове Олега Борисова.
Среди других ролей, запомнившихся зрителям, можно назвать Домешека в военной картине Виктора Трегубовича "На войне как на войне" (1968), Джона Сильвера в экранизированном Владимиром Воробьевым "Острове сокровищ" (1982).
В театре, у Товстоногова, он играл все или почти все - в том смысле, что на Борисова понятие амплуа не распространялось. Пока не прошла "любовь", Товстоногов выжимал все, чем наградила природа артиста.
Человеческого и артистического обаяния у него было хоть отбавляй, а не хватало чисто советского обаяния. Не зря тот же Товстоногов, зная, что следователь Шаманов из вампиловской пьесы "Прошлым летом в Чулимске" - роль, которую лучше, чем Борисов, никто не сыграет, отдал ее Кириллу Лаврову, артисту сугубо положительному с номенклатурной точки зрения. С Борисовым пьесу не пропустили бы. Не "пропустили" Олега Ивановича и в михалковскую "Родню". А какой мог бы получиться дуэт Мордюкова - Борисов! На "Мосфильме" не захотели слишком сильного социального накала. И не дали снимать Борисова. А он очень хотел.
Театральные спектакли живут и умирают, иногда сильно "старея" по пути. Киноленты не умирают, они могут только бесконечно стареть. Но даже самые, казалось бы, актуально-современные роли Борисова не устарели, - все равно они были "над" (или "за"). Потому-то и отказывали ему в былые времена от некоторых ролей. Боялись сурового таланта.
Личная жизнь.
Жена Олега Ивановича - Алла Романовна Борисова (в девичестве - Латынская), много лет проработала главным редактором творческого объединения "Телефильм" киностудии "Ленфильм".
Алла Романовна: "Вместе мы прожили 40 лет - легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше - очень редкое. Так что мы опровергли то, что наговаривают на Скорпионов!
Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы - 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои "фирменные" праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал.
Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: "Я же не Актер Актерыч", - ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в концертах..."
В 1956 г у них родился сын Юрий. Получив разностороннее гуманитарное образование, он занимается также киноиндустриальной деятельностью. Юрий - режиссер телефильма "Бенефис несыгранных ролей" и кинокартины "Мне скучно, бес" с отцом в главной роли.
Олег Борисов писал дневники - целых 20 лет он доверял бумаге самое сокровенное. Последние записи в нем сделал за две недели до смерти. И как-то обронил сыну Юрию: "Когда меня не станет, не спеши это публиковать". Лишь пять лет спустя, накануне юбилейной даты: 8 ноября великому актеру исполнилось бы 70, дневники Олега Борисова - книга "Без знаков препинания" - увидела свет. Название для будущей книги-дневника он придумал сам.


Автор: Артур Соломонов
Сайт: People's History
Статья: Счет шел на годы, и Олег спешил сыграть, что еще не успел

8 ноября исполнилось бы 75 лет великому русскому актеру Олегу Ивановичу Борисову. С его вдовой, Аллой Романовной БОРИСОВОЙ, встретился корреспондент "Известий" Артур СОЛОМОНОВ.
- Известия: Вы бывали вместе с Олегом Ивановичем в Приволжске - городе, где он родился?
Алла Борисова: Да, были - мы с ним гуляли и по Приволжску, и по Плесу, где он долгое время жил. Искали в Плесе дом, где он жил, но не нашли. Он показал техникум, где директором работал его отец и училась его мама. Она играла в самодеятельности - репетировала Катерину в "Грозе". Так что все не случайно в этой семье...
О детстве своем он рассказывал мало и с неохотой - видимо, это была не очень светлая пора. Трудно им жилось - двое детей, бабушка... Отец его, Иван Степанович, был начальником санитарного поезда. Его контузило во время войны, он почти все время находился в больнице. Иван Степанович очень любил книги, писал стихи, и я думаю, любовь к книгам и к театру - это у Олега от отца. Он никогда не мог пройти мимо книжного или букинистического магазина.
Школу заканчивал Олег в Москве. Класс у них был очень дружный, и после окончания школы большая компания друзей договорилась поступать в Институт востоковедения. А потом кто-то сказал: "Это скучно". И все пошли поступать в Школу-студию МХАТ. Приняли только Олега. Школу-студию он вспоминал всю жизнь как самое счастливое время. Распределили его в Театр имени Леси Украинки. Пять выпускников его курса были приглашены в этот театр и переехали в Киев в 1951 году.
- Известия: Помните свою первую встречу с ним в Киеве?
Борисова: С Театром Леси Украинки связаны все мои детские годы. Папа был директором театра с 1937 по 1947 год. Жили мы в Киеве в театральном доме - со всеми актерами, работниками театра.
Приехал Олег в сентябре 1951 года, когда я, закончив школу, поступила на первый курс университета. И вот иду я как-то из университета мимо театра. Слышу, зовет меня из окна моя приятельница-актриса: "Подожди меня, я сейчас выйду". Я жду, а она выходит из театра с молодым человеком и знакомит его со мной. Это и был Олег Борисов. Оказывается, он увидел у моей подруги в гримерной мою фотографию и настоял на том, чтобы она нас познакомила. (Это, естественно, я узнала потом.)
Мне было восемнадцать лет, а ему двадцать два. Встречались мы два года. Ухаживал он очень интеллигентно. Встречал меня около университета каждый день и провожал до дома. Но ведь в Киеве трудно было что-нибудь скрыть, и все уже знали, что меня провожает молодой человек, и, конечно, сообщили маме с папой. И родители мне сказали: "Ну, познакомь нас с ним". И хоть ни у меня, ни у моих родителей не было желания, чтобы муж мой был актером, тем не менее он им очень понравился. Маме он напомнил молодого папу...
Два года пролетели быстро, я перешла на третий курс, и в феврале 1954 года мы поженились. Однако свадьбу переносили с осени на зиму, потому что у меня шли зачеты, потом экзамены. Приехала мама Олега Надежда Андреевна и сшила мне прекрасное свадебное платье. Правда, Олег был летом на гастролях в Запорожье и купил мне отрез красного крепа на свадебное платье. И очень был огорчен, узнав, что платье должно быть белым.
Собрались мы поздно вечером - весь тот день у Олега была репетиция. Все актеры пришли на наш праздник... И началась наша общая жизнь. В 1956 году родился наш сын Юра.
- Известия: Его коллеги говорят, что Олег Иванович был человеком замкнутым.
Борисова: Он был закрыт и замкнут для праздных мероприятий, для общественной жизни и предельно открыт для семьи, друзей, для того круга занятий, которые были ему интересны.
- Известия: Например, Товстоногов сказал про него: "Характер - уф-ф!"
Борисова: О его характере я слышу до сих пор очень много нелестных отзывов, но я, как человек, проживший с ним сорок лет, могу сказать: мне было очень легко с ним. Я с ним была счастлива - со мной рядом был талантливый человек, увлеченный своим делом.
Я думаю, что Товстоногов имел в виду его въедливость и дотошность в работе над каждой ролью. При этом Олег Иванович никогда не пресмыкался и не гнул спину ни перед каким режиссером, даже перед таким, как Георгий Александрович, которого он любил и очень уважал.
Олег не любил, когда при нем кого-то обижали. Даже кошку!
Когда он впервые увидел БДТ на гастролях в Киеве, то сразу влюбился и в режиссуру Георгия Александровича, и в актерский ансамбль этого театра. И потом, когда он уже начал работать в БДТ, идя на репетиции к Товстоногову, волновался, как неопытный студент. Товстоногов был для него авторитетом непререкаемым. Хотя первые годы работы в БДТ для Олега были сложными - много вводов в идущие спектакли. Но потом наступил самый насыщенный творческий период работы Олега Ивановича в этом театре - "Три мешка сорной пшеницы", "Тихий Дон", "Дачники", "Кроткая". Это его самые любимые роли в БДТ, и, по-моему, совершенные.
А характер... Олег Иванович был очень принципиальным человеком, не любил, когда при нем кого-то обижали. Даже кошку! К нам как-то пришла журналистка и сказала про нашу кошку: "У нее фашистские глаза". Все - эта журналистка больше у нас не появлялась. Он был очень темпераментный человек, его реакции были молниеносными. Но он быстро остывал.
- Известия: Лев Додин рассказывал, что его, до репетиций "Кроткой", просто "пугали Борисовым", а потом выяснилось, что пугали-то напрасно.
Борисова: Вот видите - вы сами себе ответили на этот вопрос. В новой книге об Олеге Ивановиче "Иное измерение" дают ответ на этот вопрос его коллеги по театру и кино.
- Известия: Подавляющее большинство людей знает Олега Борисова только как замечательного киноактера. Как вы думаете, чему он сам отдавал предпочтение - театру или кино?
Борисова: Театру. Это живое искусство. Он любил неслучайных, подготовленных зрителей. Радовался, когда в зале были зрители, разделявшие его понимание Достоевского или другого автора.
- Известия: Он делился с вами в процессе работы над ролью - какие трудности у него возникают, какие он подбирает ключи, чтобы "отомкнуть" тот или иной образ?
Борисова: Это был процесс очень интимный. Он работал над ролью постоянно - даже если смотрел телевизор. Начиная работу над ролью, он любовно переплетал текст. Вырезал картинки, наклеивал их на обложку, прошивал листочки. Мы с сыном все это храним.
Он очень много читал литературы об авторе, о роли, которую готовил. Допустим, готовясь к роли Хлестакова, он прочитал все, что написано о пьесе "Ревизор".
Он никогда не смотрел спектакли коллег, если они работали над той же пьесой. Это ему мешало. Порой, перед началом репетиций, мы обсуждали с ним - что за герой, которого он собирается играть, каковы его отношения с другими персонажами. Но работал над ролью он только один. Мы с сыном иногда, когда он репетировал дома, подавали реплики за его партнеров, чтобы он просто запомнил текст. Так было, например, когда он работал над образом Версилова в фильме "Подросток".
Он траву косил, хотел, чтобы газон у нас был как в Лондоне.
- Известия: Кого Олег Борисов называл "своим" режиссером?
Борисова: Прекрасным педагогом был Константин Хохлов, главный режиссер Театра имени Леси Украинки. На театре, конечно же, - Георгий Товстоногов и Лев Додин. В кинематографе - Владимир Венгеров и Вадим Абдрашитов.
- Известия: Анатолий Смелянский пишет в книге "Предлагаемые обстоятельства", что решение уйти во МХАТ созрело у Олега Борисова окончательно, когда в Чехословакии почти одновременно гастролировали БДТ и МХАТ.
Борисова: После спектакля "Кроткая" в постановке Льва Додина у Олега Ивановича наступила длительная пауза - репетировали Чехова, потом Островского, а он не был занят в этих спектаклях. Олег Иванович к этому времени уже был серьезно болен. А человек, который так болен, уже живет в другом временном измерении - счет идет не на десятилетия, а на годы... Он спешил сыграть то, что еще не успел.
Предложили ему работу во МХАТе действительно в Праге. Был банкет по случаю гастролей МХАТа и БДТ в Братиславе. К Борисову подошел Анатолий Миронович Смелянский и сказал: "Олег, Ефремов тебя приглашает во МХАТ". И Борисов ответил: "Согласен". Это был декабрь 1982 года.
И в конце сезона мы переехали в Москву. Сын Юра работал в Москве, и мои родители тоже жили в этом городе. Олег был рад этому предложению - он всегда в душе оставался мхатовцем. Придя в театр, он сыграл Астрова в "Дяде Ване", сыграл в "Серебряной свадьбе". Но и во МХАТе наступила пауза. Анатолий Смелянский предложил к юбилею Борисова поставить во МХАТе "Павла Первого" Мережковского. Ефремов сказал: "Плохая пьеса!"
В это время Леонид Хейфиц переходит в Театр Армии и приглашает Борисова на роль Павла. День премьеры в Театре Армии совпадает с открытием сезона во МХАТе - спектаклем "Серебряная свадьба", в котором Борисов играл в паре с Евстигнеевым. Но Евстигнеев заболел, и нужно было играть Борисову. Когда Олег Ефремов узнал об этой ситуации, то распорядился: "Пусть Борисов выбирает, в каком театре работает". Олег, не задумываясь, ответил: "Я уже выбрал". Забрал из МХАТа трудовую книжку и год проработал в Театре Армии. В шестьдесят лет ушел на пенсию.
И началась его новая, свободная жизнь. Ему очень нравилось жить на даче - он перевез туда всю библиотеку, много читал, слушал музыку. Он траву косил, хотел, чтобы газон у нас был как в Лондоне, как в Гайд-парке. Мечтал заняться пчеловодством, перечитал массу книг на эту тему. Он любил ухаживать за деревьями. Помидоры выращивать хотел, но - посадил помидоры и огурцы в одном парнике, и они, естественно, плодов не дали (смеется). Он говорил: "Я бы с удовольствием был садовником". Очень любил природу.
Но и о театре не забывал - они с сыном пытались создать "Антрепризу Олега Борисова". Успели сделать "Пиковую даму", "Человека в футляре"...
- Известия: Если сравнить список ролей, которые сыграл Олег Иванович, с ролями, например, Смоктуновского, то у Борисова список окажется несравнимо короче. Когда думаешь о его театральных скитаниях, понимаешь, что Олег Борисов, актер громадного таланта, по каким-то причинам сыграл в театре много меньше своих знаменитых коллег.
Борисова: Это актерская судьба. Почему так случилось - я комментировать не буду. А откуда у актера болезни? Я не хочу сейчас опять все это ворошить, но поверьте, у Олега Ивановича был повод уйти - и от Товстоногова, и от Ефремова. Он в своем "Дневнике" подробно анализировал каждую ситуацию. Это всегда были творческие мотивы - неудовлетворенность творческая. Но толчки к каждому из поступков, конечно, были разные. Он никогда не выяснял отношений. Просто писал заявление и уходил.
- Известия: Никогда не возникало у Олега Ивановича желания совсем бросить театр и заняться чем-то другим?
Борисова: Он был хорошим актером и никем другим не должен был быть. Я уже говорила, что он очень любил природу. Но садовник, пчеловод, электрик, переплетчик - это, если хотите, хобби. Олега интересовало все, что его окружало. Но родился он актером, и в этом было его предназначение.
- Известия: Борисов не вступил в компартию?
Борисова: Нет. Он говорил, что на семью достаточно одного партийного человека - то есть меня.
- Известия: Вот отрывок из дневника Олега Ивановича: "Говорят, что зазнался. Мне это всю жизнь говорят". Это не преувеличение?
Борисова: Вы знаете, почему ему пришлось уйти из Театра имени Леси Украинки? Его командировали на Дни советского кино в Варшаве с кинофильмом "За двумя зайцами". Но Театр Леси Украинки не отпустил его, поскольку надо было заменить два спектакля. Ему вручил авиабилет помощник министра культуры, и Олег должен был лететь в Польшу. А коллектив театра собрался и осудил его: зазнался, бросил театр... И все его друзья-товарищи, молодые артисты написали письмо в "Советскую культуру" о зазнавшемся молодом актере. Когда он приехал, узнал, что больше в этом театре не работает. Потом его вызвал министр и отменил приказ об его увольнении. Но вернуться в театр Олег уже не захотел...
Кстати, два или три года назад ему открыли скульптуру в Киеве (показывает фото скульптуры - Олег Борисов в роли Голохвастого в комедии "За двумя зайцами"). И недавно я получала за него государственную премию Украины.
- Известия: Правда, что Анатолий Эфрос предлагал Борисову роль в спектакле "Вишневый сад"?
Борисова: Да. И Олег отказался. Эфрос предложил ему эту роль после смерти Высоцкого, игравшего Лопахина. Он не захотел играть эту роль после Владимира Семеновича. Ему показалось это неэтичным.
Мы венчались за три года до ухода Олега Ивановича.
- Известия: Болел Олег Иванович, конечно, за киевское "Динамо" - как человек, долгое время проживший в Киеве?
Борисова: Да. Он был очень постоянным в своих привязанностях. Он дружил с тренерами киевского "Динамо" Валерием Лобановским и Олегом Базилевичем. У него была постоянная потребность в общении с ними, хотя жили они в разных городах. Научный подход к тренировкам, применяемый этими тренерами, основанный на глубоком знании медицины, психологии, теории спортивной подготовки, был ему очень интересен и он многое брал на вооружение в своей творческой работе. Лобановский приезжал к нам каждый год в Ленинград. И однажды привел всю команду на спектакль "Три мешка сорной пшеницы".
- Известия: Дружба Олега Ивановича с Виктором Некрасовым тоже началась в Киеве?
Борисова: Их подружил фильм Венгерова "В родном городе" по одноименной повести Некрасова. Олег очень высоко ценил талант и личные качества Виктора Платоновича Некрасова. Некрасов перед отъездом в Париж приезжал в Ленинград прощаться со своими друзьями. Был и у нас на прощальном ужине. Потом из-за границы передавал нам весточки, приглашал в гости. Но, к великому сожалению, мы с Олегом смогли побывать только на его могиле.
- Известия: Первое имя Борисова - Альберт. В честь кого его так назвали?
Борисова: В год его рождения приехал австрийский принц Альберт в Москву с визитом, и в честь этого принца родители его и назвали. Но никто его так в семье не называл: бабушка звала Аликом, а мама - Олегом.
- Известия: Он не видел ничего мистического в том, что живет не с тем именем, какое ему дали в детстве? Он вообще был склонен к мистическому миропониманию?
Борисова: Нет. Его вера была в глубине души. У нас есть замечательный друг семьи, наш духовный наставник - отец Михаил Рязанцев. Он и венчал нас за три года до ухода Олега Ивановича.
- Известия: Вы решили венчаться на тридцать седьмом году совместной жизни?
Борисова: Чтобы потом встретиться. Он, наверное чувствовал, что скоро уйдет. Но никогда на эту тему разговоров не было. Мы с сыном очень надеялись, что он преодолеет болезнь, но... Все эти десять лет со дня его ухода, я чувствую, что он всегда со мной рядом. И активно участвует в нашей жизни.


Автор: Ксения Ларина
Сайт: People's History
Статья: Олег Борисов

Его никогда не было много. Восторженная улыбка провинциального мальчика с годами не потеряла ни своего доверчивого обаяния, ни детской способности удивляться миру, людям, его населяющим, собственным грехам и чужим страданиям. Стремительное превращение в звезду советского искусства обещало, казалось, мягкое покачивание на лаврах, ленивую снисходительность к товарищам. Но в нем всегда было такое бушующее, вырывающееся наружу достоинство ума, которое отличало многих актеров Товстоногова. Такими были Копелян, Луспекаев, Стржельчик, такими остались Юрский и Басилашвили. В книге Караулова о нем бесстыдно обнажились все его сомнения и боли, причиненные величественным худруком БДТ. Но это скорее закономерность, чем несправедливость. Последнее его ленинградское произведение - "Кроткая" по Достоевскому - было поставлено Львом Додиным. "Кроткой" Борисов опрокинул сытую, привыкшую к гениям Москву. Уникальность его личности в уникальном умении совместить трагедию и фарс, безумие и логику, разрушительность и созидание. Так не бывает. Так и не было. Научить такому невозможно. Круглосуточность его труда ощущалась при первых словах, что на сцене, что в быту. Он манипулировал залом без суеты и старания. Но огромная, магическая сила его всегда тревожного всегда насмешливого взгляда втягивала в себя целые миры, утрачивая реальность окружающих предметов и запахов. Он уносил нас с собой и там, в неведомом и невидимом пространстве, творил с нами нечто. МХАТ встретил его с подозрением, восприняв как очередного заезжего гастролера. Но и это не помешало ему филигранно сыграть чеховского Астрова, не нарушая чужие законы и с благодарностью принимая серебристые дожди партнеров: Мягкова, Евстигнеева, Вертинской. Полы его развевающегося плаща и жгучий эротизм коротких реплик и страстных, смеющихся монологов о лесе воспринимались, и по праву, Еленой Андреевной на откровенно постельном уровне. И противостоять его желанию было невозможно. Его приход к Мефистофелю в картине сына Юрия "Мне скучно, бес" вполне оправдан. Он так до конца и не открыл сию тайну, чего в нем было больше - бога или дьявола. Он и сам пытался это исследовать, играя и того и другого одновременно. И видимо, подозревал, что что-то в нем не так. Гарин, Рафферти, Джон Сильвер, театральные классические герои - все они пылали бешеным огнем. Темперамент и звериное желание жизни не вмещались в физической оболочке кожи, извергаясь наружу оглушительным потоком. И все вокруг орело, расплющиваясь под силой неведомого оружия. А рядом были "Рабочий поселок", "За двумя зайцами", "На войне как на войне", "Рецепт ее молодости" и наконец, "По главной улице с оркестром". Ничего не растрачивая, он отдавал все. И болезнь сжирала его, и друзья предавали. Театр был для него каторгой и алтарем. Как для многих, нет, для немногих гениев русской сцены, сумевших обмануть провидение и не выдавливать из себя раба по капле, а избавиться от него в одночасье и навсегда, по Пушкину: "Ты - царь, живи один".
Олег Борисов Олег Борисов Олег Борисов

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Балтийское небо\Балтийское небо подробнее
Большая дорога\Большая дорога подробнее
В горах мое сердце\В горах мое сердце подробнее
Виринея\Виринея подробнее
Вторая попытка Виктора Крохина\Вторая попытка Виктора Крохина подробнее
Город зажигает огни\Город зажигает огни подробнее
Дайте жалобную книгу\Дайте жалобную книгу подробнее
Две строчки мелким шрифтом\Две строчки мелким шрифтом подробнее
Дневник директора школы\Дневник директора школы подробнее
Дневник директора школы\Дневник директора школы подробнее
Други игрищ и забав\Други игрищ и забав подробнее
Единственный свидетель\Единственный свидетель подробнее
Женитьба\Женитьба подробнее
Живой труп\Живой труп подробнее
За двумя зайцами\За двумя зайцами подробнее
Запомните меня такой\Запомните меня такой подробнее
Контракт века\Контракт века подробнее
Крах инженера Гарина\Крах инженера Гарина подробнее
Макар-следопыт\Макар-следопыт подробнее
Мать\Мать подробнее
Мятежная застава\Мятежная застава подробнее
На войне как на войне\На войне как на войне подробнее
На диком берегу\На диком берегу подробнее
Остановился поезд\Остановился поезд подробнее
Остров сокровищ\Остров сокровищ подробнее
Парад планет \Парад планет подробнее
Последняя охота\Последняя охота подробнее
Принц и нищий\Принц и нищий подробнее
Проверка на дорогах \Проверка на дорогах подробнее
Прорыв\Прорыв подробнее
Рабочий поселок\Рабочий поселок подробнее
Рассказ о простой вещи\Рассказ о простой вещи подробнее
Рафферти\Рафферти подробнее
Рецепт ее молодости \Рецепт ее молодости подробнее
Россия молодая\Россия молодая подробнее
Садовник\Садовник подробнее
Сегодня увольнения не будет…\Сегодня увольнения не будет… подробнее
Слуга\Слуга подробнее
Эндшпиль\Эндшпиль подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#