27 декабря 2007 г.
Секс-символ для умных
Хелен Миррен: “Я русская по духу!”
О своих русских корнях, юношеских мечтах, мировом кино, о том, каково это — быть винтиком в огромной голливудской машине по производству фильмов, Хелен Миррен рассказала в эксклюзивном интервью “МК”.
Никто бы никогда не поверил, что Хелен Миррен — та самая британская актриса, сыгравшая роль ныне здравствующей королевы Елизаветы II и получившая за нее “Оскар”, а также работавшая в театре с Питером Бруком, а в кино — с Питером Гринуэем, — когда-нибудь сыграет в блокбастере “Сокровище нации. Книга тайн”. А вот сыграла. И получила к тому же огромное удовольствие.
О своих русских корнях, юношеских мечтах, мировом кино, о том, каково это — быть винтиком в огромной голливудской машине по производству фильмов, Хелен Миррен рассказала в эксклюзивном интервью “МК”.
— А вы могли бы представить себя русской, живущей в России?
— Смогла бы я? Очень трудный вопрос… Нет никаких сомнений, что русское — часть моей натуры, личности. В определенной степени я чувствую себя русской. Мне нравятся русские — конечно, я не говорю о русских вообще, но я знаю людей, которые мне близки по духу. Русское — это моя основа, особенно в том, что касается вашего среднего класса, интеллигенции — мы похожи в любви к театру, балету, чтению, поэзии и даже шопингу! (Смеется.) Русские особенны тем, что знают и любят свою культуру. И я идентифицирую себя именно с такими людьми...
Когда мы с сестрой ездили в Россию, нам было очень интересно и приятно встретить там своих родственников. Мы нашли похожих на нас людей — не физически, нет. А в том, кто они и какое место занимают в обществе. Россия прошла через труднейшие исторические события, огромные перемены, тяжелейший опыт. Поэтому наше сходство еще более поразительно.
— Когда вы впервые поехали в Россию, что вы ожидали увидеть?
— Ох, у нас не было ни малейшего представления насчет того, что нас ожидает. Мы не знали, сколько у нас родни в России… Оказалось, одна моя троюродная или двоюродная кузина совершенно невероятно красива, просто модель.
Мы встречались и с пожилыми родственниками — все наши встречи были интересны. Моя сестра и я, мы обе, были очень тронуты. Часть нашей семьи, оставшаяся в России — а мой дед покинул страну незадолго до 1917 года, — пережила столько страшных событий: революция, Гражданская война, мировая война, тяжелейшее послевоенное время — и я всегда думаю, каким же мужеством должны обладать эти люди, прошедшие через такие испытания! И нас бесконечно трогает их сила.
— Многие считают, что сегодня не имеет значения, откуда ты, — мир становится все меньше, Европа объединяется, везде одинаковые рестораны, магазины, книги. Вы согласитесь с теми, кто так говорит?
— Нет, не соглашусь. Мне кажется удивительным то, как та или иная культура выживает — и этнически и собственно культурно… Я вот что скажу: Британия — маленький остров, особенно по сравнению с Россией. А Уэльс — это маленькая часть Британии. И сотни лет британская культура проникала в культуру Уэльса. Но самая удивительная вещь — валлийцы до сих пор обладают прекрасными голосами и замечательно поют! У них до сих пор сохранилась традиционная, отличная от английской, музыка. И то, что нации смешиваются, позволяет им только лучше друг друга понимать, но национальные особенности все равно сохраняются.
— Ваш последний фильм — голливудский блокбастер “Сокровища нации. Книга тайн”. Какова была ваша реакция на предложение сыграть в нем? Это же не ваш жанр!
— Да, вы правы! Но меня смущал даже не жанр, а то, что это сиквел, что всегда опасно. Я посмотрела первую часть, чтобы знать, что это такое, и мне понравилось! Фильм хорошо сделан, он умный, мне нравится то, что это не просто развлечение, но и повествование об истории Америки, причем история страны рассказывается легко и понятно даже детям. Конечно, многое в картине фантастично, многое выдумано, но основа — реальная история. Это прекрасное сочетание академической науки и фантазии. И я решила следующим своим фильмом выбрать “Сокровище нации”. Мне не хотелось, чтобы люди и дальше видели меня только королевой, потому что в Англии я была исключительно королевой.
— Смелый поступок…
— Нет, это не смелость. Это просто весело.
— Европейские актеры обычно жалуются на то, что в Голливуде они всего лишь винтики огромной машины. Вы чувствовали то же самое?
— Да, конечно, но мне понравилось быть маленькой частью огромной машины! Это гораздо приятнее, чем быть большой частью маленького механизма. Такое в моей жизни случалось много раз, но сейчас я была крошечной частью огромной прекрасной и дорогой машины, и мне это понравилось!
— А как вам работалось с мегазвездой Николасом Кейджем и киномагнатом Джерри Брукхаймером?
— Джерри совсем другой человек — у него нет сигары, он не груб и не жесток, то есть не тот продюсер, которого мы привыкли видеть в кино. Он сдержан, воспитан, он умеет слушать, он фантастический человек, и с ним удобно работать — он был для всех нас огромной поддержкой. Никогда никакой паники, никакого страха — а ведь он управляет огромной машиной!
Николас Кейдж — абсолютный профессионал, он всегда готов к сцене, он спокоен, но что самое главное — он сохраняет ту часть своей натуры, которую можно было бы назвать дикой, необузданной — в игре, в том, как он выстраивает свою роль. Это такое актерское безумие, которое я очень люблю и ценю.
— Вы выполняли сами некоторые трюки?
— Да, это было очень забавно. Конечно, мы делали все очень аккуратно, так что для меня это не стало огромным физическим испытанием.
— Теперь забросите серьезное кино и перейдете на блокбастеры?
— Я бы не отказалась! Я бы с удовольствием стала частью “Пиратов Карибского моря”. Я бы могла сыграть, например, маму Джонни Деппа. Ну раз я могу быть мамой Ника Кейджа, почему бы не стать мамой Джонни Деппу? Я действительно очень хочу играть сейчас мам.
— Наверное, немногие голливудские актрисы станут признаваться в своем желании играть мам и вообще женщин старше тридцати…
— Я не возражаю против возрастных ролей — становясь старше, я же не могу играть девушек. Но для меня, не имевшей детей и не хотевшей их, для меня, не мамы по природе своей, играть маму — как попробовать что-то новое в жизни, чего у меня никогда не было.
— Вас часто называли секс-символом для интеллектуалов, согласитесь?
— Абсолютно!
— Как-то вы сказали, что всегда мечтали стать великой. Сейчас вы признаны, и не раз, великой актрисой — у вас есть премия Британской и Европейской киноакадемий, “Оскар”, приз Каннского фестиваля, “Эмми”…
— О, сегодня я воспринимаю реальность вполне здраво. (Смеется.) Но, когда ты молода, без такой мечты просто не обойтись. Она дает силы двигаться вперед и добиваться своего. Идеализм очень важен, когда ты молод. Но позже, когда во всей полноте осознаешь реальность, начинаешь понимать, что механизмов, чтобы превратить мечту в жизнь, просто не существует. Хорошо еще, пока идешь к этому открытию, успеваешь накопить солидный опыт — и актерский, и жизненный, что очень важно.
— У вас огромный театральный и кинематографический опыт, вам не кажется, что киномир все больше сжимается до размеров Голливуда?
— Конечно, нет. Даже наоборот — сейчас кино интереснее и разнообразнее, чем во времена моей молодости. Например, тогда в Британии не было независимого кино, не было независимого кино и в Америке, только огромные конгломераты, производящие плохое кино в Америке, плохое кино в Британии, во Франции штамповали дурацкие комедии. И уж, конечно, когда Восточная Европа стала открытой, там обнаружилось очень много хорошего кино. Будучи членом Европейской киноакадемии, я видела множество замечательных, талантливых фильмов из Хорватии, Украины, Грузии, России.
— То есть с Питером Гринуэем, который уверяет, что кино умерло, вы не согласитесь?
— Нет, конечно, нет! Хоть я и люблю Питера, но иногда он такое говорит!..
ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ
• Сюжет “Сокровищ нации” строится вокруг реально существующего дневника Джона Уилкса, убийцы Авраама Линкольна, в котором действительно отсутствуют 17 страниц. А в этих 17 страницах — тайны всей истории Америки, которые и возьмутся раскрывать охотник за сокровищами Бен Гейтс (Николас Кейдж), его отец (Джон Войт), его мать (Хелен Миррен) и его бывшая девушка (Диана Крюгер).
• Хелен Миррен из-за съемок пришлось отказаться от чаепития с королевой, куда она была приглашена вскоре после получения “Оскара”. Отказ актрисы сделал ее новостью номер один в британской прессе, однако Голливуд потому и Голливуд, что умеет работать четко по расписанию.
• Для Николаса Кейджа это первый сиквел в его карьере. Взялся он за него исключительно из благородных побуждений — познакомить молодежь с историей Америки.
• Николас Кейдж и режиссер Джон Тертлтауб учились вместе в одной школе в Беверли-Хиллз и были друзьями. Правда, по признанию актера, Джон всегда был более популярен среди девушек, а по словам режиссера, Николас тогда носил фамилию Коппола и привлекал девушек своей загадочностью.
• Фильм снимался в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, на горе Рашмор в Южной Дакоте — здесь для съемок было получено специальное разрешение, так как это место является индейской святыней, в Вирджинии, а также в Париже и Лондоне, где снимались автомобильные гонки.
5 ФАКТОВ О ХЕЛЕН МИРРЕН
• Дед актрисы, Петр Васильевич Миронов, покинул Россию незадолго до революции 1917 года и обосновался с семьей в Лондоне, где часто бывал по делам службы, так как занимался закупкой оружия.
• Хелен Миррен предпочитает жить в Лос-Анджелесе с мужем, режиссером Тейлором Хэкфордом. Любимым же городом для нее до сих пор остается Новый Орлеан.
• В 2003 году во время празднования дня рождения королевы Елизаветы II была удостоена звания Дамы Британской империи. Вопреки распространенному мнению Миррен далеко не антироялистка, хотя была воспитана именно в таком духе.
• Актриса играла королев за свою карьеру шесть раз. И не раз эти роли приносили ей награды. Однако всемирную известность она получила с ролью Елизаветы II в фильме Стивена Фрирза “Королева”. Кроме “Оскара” Хелен получила за нее еще 28 наград и пятиминутную овацию на Венецианском кинофестивале, где состоялась премьера картины.
• Мадам Миррен никогда не стеснялась сниматься обнаженной и в начале своей карьеры после ролей в “Диком мессии” Кена Рассела, “Калигуле” Тинто Брасса завоевала титул секс-символа, позже у него появилась приставка “для интеллектуалов”.
Собкор “МК” в Лондоне.
Московский Комсомолец Ру
Мария Давтян