20 мая 2008 г.
Тайсон во всем раскаялся
Спецкоры “МК” передают с Каннского фестиваля
Фото AP
Шокирующее признание сделал Майк Тайсон репортерам «МК» на Каннском фестивале.
— Я жил странной и дикой жизнью — с такого откровения легендарный спортсмен начал свое общение с прессой. — Я принимал наркотики, решал проблемы при помощи силы, связывался с опасными типами и сам был опасен, спал с женами парней, которые потом хотели меня убить. И я просто счастлив, что я здесь. Это настоящее чудо.
Каннский фестиваль подошел к своей середине, настало время чествовать великих. 100-летие португальского режиссера Мануэля де Оливейры отпраздновали Шон Пенн, Клинт Иствуд и Мишель Пикколи, решив не ждать 11 декабря, когда ему действительно исполнится 100 лет. Джим Джармуш получил награду “Золотая карета” за верное служение искусству на “Двухнедельнике режиссеров”. Пасмурная погода загоняет зрителей в залы, звезд — на вечеринки, а пляжи остаются пустыми — в море красуются лишь яхты, на одной из которых с шиком был доставлен прямо к пляжу отеля Martinez Джуд Лоу — прямо в лапы папарацци.
Майк Тайсон: “Я не могу видеть себя на экране”
Особенно в этом году в Каннах чувствуется мода на документальное кино. О футболисте Диего Марадоне снял Эмир Кустурица, о режиссере Романе Поланском — американская документалистка Марина Зенович, о боксере Майке Тайсоне, “самом плохом человеке на планете”, как его когда-то назвали, — давний друг Джеймс Тобак. Двадцать лет он слушал истории, которые ему рассказывал Тайсон, и в один прекрасный день решил снять фильм — чтобы добро не пропадало. Сам Марлон Брандо после побед Тайсона целовал телевизор, Марлен Дитрих смотрела все его матчи. Тайсон был настоящей звездой, притом он не постеснялся сесть в кресло психоаналитика — 90 минут перед камерой воспоминаний, радости, сожалений и слез. Перед журналистами он продемонстрировал полнейшую беззащитность, и у многих возникли справедливые сомнения — а этого ли человека обвиняли в изнасиловании, он ли откусил ухо у Эвандера Холифилда и проиграл бой Ленноксу Льюису?
— Как вы сумели изменить свою жизнь?
— Я прошел через очень многое. Наверное, это даже хорошо, потому что сейчас я могу констатировать: да, я употреблял наркотики, был плохим парнем, но я понял это. Я всегда старался анализировать свои поступки, с тех пор как был способен анализировать хоть что-то. Я всегда был довольно объективен по отношению к себе, был самым строгим критиком самому себе — с тех пор как помню себя ребенком, впервые встретившимся с моим тренером.
— Вам понравился фильм?
— Я не смотрел его. Я не люблю видеть себя на экране. Как бы меня ни уверяли, что я звезда, я не могу видеть себя на экране. Так бывает.
Леос Каракс: “Мой фильм — это новый вид сумасшествия”
Еще фестивальная публика обсуждает ленту “Токио!”, показанную в программе “Особый взгляд”. Были времена, когда Леос Каракс вместе с Жан-Жаком Бенексом и Люком Бессоном были надеждой французского кино. Их называли второй новой волной. А что сегодня? Последний фильм Бенекса вышел 7 лет назад. Бессон виновен в превращении французского кино в машину по производству денег. Каракс же после своего культового фильма “Дурная кровь” со своей тогдашней подругой — звездой европейского кино Жюльетт Бинош в главой роли — иногда снимает: “Любовники с Нового моста”, “Пола X” (с Гийомом Депардье, Катрин Денев и новой подругой Катей Голубевой). Два года назад он снялся у своего приятеля Николая Хомерики в картине “977” и был в Каннах в качестве актера единственного российского фильма — участника официальной программы.
Кажется, что Каракс устал и разочарован во всем, что происходит вокруг него, говорит мало и коротко. Об этом и его новый фильм — получасовая новелла Merde! в трилогии “Токио!”, снятой им вместе с корейцем Джун-Хо Бонгом и французом Мишелем Гондри (“Вечное сияние чистого разума”, “Наука сна”). В новелле Каракса некое существо, которое играет альтер-эго режиссера Дени Лаван, вылезает из подвалов и третирует Токио, сея хаос, разрушение и смерть. О современном кино и своих разочарованиях режиссер рассказал “МК”.
— Вы испытали культурный шок, оказавшись в Азии?
— Это была далеко не первая моя поездка в Азию, и в Токио в том числе. Своих первых впечатлений я не помню. В этот же раз мне было не очень комфортно работать — я снимал за пятнадцать дней, за очень небольшие деньги и на технику, к которой я не привык. Никогда не думал, что буду снимать видео. Но мне был интересен этот эксперимент.
— Чем вас заинтересовали японские продюсеры?
— Возможностью снимать кино.
— И подобное существо могло появиться в любом городе мира?
— Абсолютно. Оно было бы тем же и в России, и в Америке.
— Автоматически вспоминаешь Годзиллу, разрушившую именно Токио, у вас были подобные ассоциации?
— Конечно, я использовал в фильме приметы японской поп-культуры, но о Годзилле вспомнил позже. Мне пришлось использовать и другое изобретение японцев — ручную камеру.
— Фильм определяет ваше отношение к современному миру?
— В некотором смысле это новый вид сумасшествия. Фильм и комичен и страшен одновременно. Я создавал его очень быстро, одно придумывалось за другим, и в первую очередь — Дени Лаван, сыгравший существо, я не могу назвать его персонажем. Он ребенок в теле мужчины. Для меня это очень политический фильм, новый Чаплин, который высмеивал то, что видит вокруг себя. И существо олицетворяет для меня регрессию, к которой все мы сегодня идем. Мы видим ее вокруг себя — достаточно посмотреть, кого мы выбираем — во Франции, Италии, дважды в Америке. Агрессия, нетерпимость, национализм — все это есть в фильме…
— И вы не видите будущего, существо ведь собирается отправиться в Нью-Йорк?
— Да, я хотел бы снять продолжение в Нью-Йорке, возможно, с другим существом. А что касается будущего — я не знаю.
— Вы снимаете нечасто, как вы себя чувствуете за камерой?
— Merde, shit, но было здорово. Для меня это был экстремальный опыт, но любой фильм мне давался тяжело, особенно “Любовники с Нового моста”. Лишь первая картина далась мне легко. Но я все равно люблю съемки — я счастливчик, у меня отличные актеры…
— Тяжело почему?
— Чтобы снять фильм, нужна очень большая концентрация. Это сумасшествие, но хорошее. Для меня.
— Вы когда-то говорили, что вам тяжело снимать во Франции, ничего не изменилось?
— Мой предыдущий фильм был снят во Франции. Но это ничего не меняет. Кино снимаешь не в стране, а с людьми… Во Франции, чтобы снять фильм, нужны годы, все думают только о деньгах, говорят только о деньгах, в Японии мне было в этом смысле гораздо проще.
— В 1984 году ваш фильм “Парень встречает девушку” был очень хорошо принят в Каннах, вы помните те свои ощущения?
— Я помню только, что был очень счастлив, но почему — память не сохранила. Помню одиночество, но это обычное чувство, когда фильм закончен.
— Что вас делает счастливым?
— Работа. Съемки дают ощущение бессмертия, жизни, неуязвимости. Я не могу много думать о счастье, тогда я не буду счастлив.
Мик Джаггер развлекается в компании Шона Пенна
Кризис в Америке отразился и на каннской беззаботной жизни. Менеджеры отелей жалуются, что щедрые раньше американцы жмутся, не заказывают лимузины к красной дорожке и шампанское в номера. Но это цветочки — крупнейшие кинокомпании отменяют вечеринки. Отменилась вечеринка, посвященная премьере “Индианы Джонса”, обещавшая быть самой шикарной на Лазурном Берегу, ее заменили скромным обедом. На скромном обеде, правда, присутствовали все звезды — Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Кейт Бланшетт, Харрисон Форд и Калиста Флокхарт, Шайа ла Беф.
В Канны пожаловала и нестареющая Голди Хоун. Вспомнили мы ее потому, что она вторая после Вонга Кар-Вая (который тоже здесь, неузнанный в толпе папарацци, охотящихся на соседнем пляже на Джуда Лоу) не расстается с темными очками в любое время суток. Сальма Хайек также прошлась по красной каннской лестнице в зеленом платье Balenciaga, чей модный дом принадлежит ее мужу и отцу дочки французскому миллиардеру Франсуа-Анри Пино. Потусоваться в Канны заехал и Боно, явившийся на дорожку в ботинках на платформе и распахнутой на груди рубашке и позже сплетничавший с Пенелопой Крус на вечеринке Chopard. Мик Джаггер в компании Шона Пенна, Харрисона Форда, Пенелопы Крус, Уилла Смита и Джады Пинкетт Смит, Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, шьющего самую модную обувь Кристиана Лабутена, модельеров Доменико Дольче и Стефано Габбана, модели Натальи Водяновой и продюсера Харви Вайнштейна прекрасно отдохнул на террасе отеля Du Cap. Прекрасно хотя бы потому, что все громкие вечеринки заполнены обычными смертными и звезд туда заводят на полчасика, в VIP-зону, под строгим присмотром охраны. Но в шикарном Du Cap с горячей клубникой с шампанским звезды отдохнули как следует.
Канны.
КАННСКИЙ СЧЕТ
• 10 000 бутылок шампанского заказал отель Carlton на время фестиваля.
• 268 минут идет конкурсная лента Стивена Содерберга “Че” с Бенисио Дель Торо в роли Эрнесто Че Гевары. Осталось подсчитать количество зрителей, которые досидят до конца фильма.
• 72 года отметил в субботу в Каннах актер Деннис Хоппер.
• 60 миллионов долларов потратит Харви Вайнштейн на экранизацию романа Паоло Коэльо “Алхимик” с Лоуренсом Фишберном — об этом было объявлено во время фестиваля, права на экранизацию стоили 250 тысяч долларов и были приобретены 14 лет назад.
• 142 вешалки заказала неназванная звезда в отеле Martinez и использовала их все.
• 5-ю часть “Индианы Джонса” собирается снимать Джордж Лукас. Он сказал, что будет писать продолжение саги, но уже без Харрисона Форда, его место займет Шайа ла Беф.
Московский Комсомолец Ру
Мария Давтян, Татьяна Пинская