Россия, 1 января 1966 г.
актер
Настоящим дебютом, пожалуй, можно считать 1988 год, когда она сыграла одну из ролей в фильме Александра Прошкина "Холодное лето пятьдесят третьего".
... Настоящим дебютом, пожалуй, можно считать 1988 год, когда она сыграла одну из ролей в фильме Александра Прошкина "Холодное лето пятьдесят третьего".
Сайт: Актеры советского кино
Статья: Зоя Буряк
Вступление
Зоя Буряк родилась в Красноярске. Когда ей было пять лет, ее семья переехала в Одессу. Решение перебраться в теплые края принял глава семейства - дед Зои.
В 1985 году, после окончания школы, Зоя решила поступать в театральный. Первоначально все мысли были о Москве. Однако в то лето в столице проходил Фестиваль молодежи, и экзамены были перенесены на более позднее время. Поэтому Зоя решила попробовать счастья в Ленинграде.
Зоя поступила в ЛГИТМиК на курс Льва Додина. Но приняли девушку с одним условием - убрать говор. Дело в том, что хотя она и не была коренной одесситкой, но время, проведенное в этом городе со своим неповторимым говором, отложило отпечаток и на ее речь. Хотя, как признается актриса, она, проживая в Одессе, всегда старалась говорить "на правильном языке".
Зоя с большим усердием принялась заниматься сценической речью. И это дало свои плоды. Через пять лет выпускница ЛГИТМиКа стала призером Яхонтовского конкурса чтецов.
Дебют в кино
Учась в ЛГИТМиКе, Зоя Буряк уже на первых курсах снялась в кино. Однако это были эпизодические роли. Настоящим дебютом, пожалуй, можно считать 1988 год, когда она сыграла одну из ролей в фильме Александра Прошкина "Холодное лето пятьдесят третьего".
Начиная снимать фильм, режиссер Александр Прошкин разослал ассистентов, чтобы те нашли ему "очаровательное создание родом из деревни". Так никому не известная студентка Театрального института оказалась в компании именитых актеров - Валерия Приемыхова, Анатолия Папанова, Виктора Степанова и Нины Усатовой.
Лев Додин, руководитель курса на котором училась Зоя Буряк, категорически не разрешал своим студентам сниматься в кино. Однако юная актриса решила рискнуть. Тайком она уехала в Москву. И не зря. Решительный характер Зои привел к тому, что она снялась в одном из лучших фильмов того времени. Картина Александра Прошкина собрала множество призов и стала лидером проката 1988 года - ее посмотрели более сорока миллионов зрителей и закупили сорок шесть стран мира.
Юной актрисе эта работа принесла известность, но главное она, благодаря работе с признанными мастерами, обрела большой опыт. Съемки происходили в деревне Руга под Петрозаводском. Суровая северная красота - озеро, полное рыбы, нехоженые леса, небольшая деревушка. Снимали коротким северным летом, практически без выходных. Юную актрису никто не учил уму разуму, никто не наставлял, ничего необыкновенного не требовал. Но для Зои даже сам сюжет фильма стал уроком истории, который в школе никто бы не осмелился преподать.
"В детстве, когда я спрашивала взрослых о Сталине, они всегда прикладывали палец к губам и делали страшные глаза. Никто не хотел об этом говорить. А там - в Руге, я оказалась в сталинском времени, когда страна замерла на страшном переломе... и это было как откровение" - вспоминает актриса.
Успех фильма принес не только известность, но и реальную возможность отчисления из института. И хотя в итоге все обошлось, свое обучение Зоя Буряк заканчивала уже у другого педагога.
90-е годы
По окончании института Зоя Буряк стала актрисой Санкт-Петербурского молодежного театра на Фонтанке.
Параллельно она снималась в кино. Благодаря успеху "Холодного лета…" недостатка в предложениях не было. Так Зоя снялась в драме "Гу-га", эротической комедии "Колесо любви", комедии "Особенности национальной охоты" и других.
Одной из лучших работ Зои Буряк в те годы стала роль в драме Лидии Бобровой "В той стране..." (1997). К сожалению, реалии тех лет способствовали тому, что фильм остался в тени. Кинопрокат был мертв, и зрители не увидели эту работу. Но зато ее оценили профессионалы - на многочисленных международных фестивалях картина Бобровой получила высочайшее признание, побывав в двадцати шести странах.
Фильм рассказывал о реальной жизни в российской глубинке. Съемки происходили в деревне Верколе. Многие роли, в том числе и главную, играли не актеры, а жители самой деревни. И хотя Зоя Буряк в деревне никогда не жила, она хорошо справилась со своей ролью.
Жизнь российской деревни поразила Зою: "Бедность, если не сказать нищета. И при этом невероятная душевная щедрость. Последний кусок нам несли, одежкой любой делились. Тащили из дому для съемок какие-то вещи. На домах - никаких замков! Хозяева уходят и дверь досточкой подпирают, чтоб сквозняком не открыло. Но работа была тяжелая...".
Новые работы в кино
Среди последних работ актрисы - роли в очень известных и популярных фильмах и сериалах: "Агент национальной безопасности", "Русский бунт", "Идеальная пара", "Линии судьбы".
Автор: Елена Петрова
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Я не хочу худеть
Зоя Буряк стала популярной еще студенткой Театрального института, сыграв в фильме «Холодное лето 53-го».
Как рассказывают, режиссер картины Александр Прошкин дал задание ассистентам найти «очаровательное создание родом из деревни», и в коридорах Театрального института они и отыскали Зою. Была она родом не из деревни — родилась в Красноярске, с детства жила в Одессе — и училась в Ленинграде у Льва Додина. Сниматься студентам запрещалось, Зоя уехала тайком, в результате заканчивала учебу уже у другого мастера. Теперь за плечами актрисы более сорока ролей в кино. Если говорить о сериалах, то вот сейчас по разным каналам демонстрируется сразу четыре с ее участием, Зоя даже названия не сразу вспомнила, сходу назвала разве что «Мужчины не плачут».
Зоя много занята в своем родном Молодежном театре на Фонтанке, играет в спектаклях еще двух питерских театров — в «Русской антрепризе» и «Приюте комедианта», а также в антрепризных: «Любовь — не картошка» с Ниной Усатовой и Александром Михайловым, «Бестолочь» с Юлей Меньшовой и Андреем Ильиным. В апреле на сцене ДК «Выборгский» состоялась премьера спектакля «Осенний покер» по Нилу Саймону.
В провинции театральные залы полны
— Зоя, как вы находите новые проекты? Сами ищете себе работу?
— В последнее время чаще предлагают, я уже ничего не делаю, чтобы найти работу. Приходится и отказываться, в силу того что нет времени никакого. Но вот, к примеру, в «Приюте комедианта», когда ставили гоголевскую «Женитьбу», завтруппой, которая меня знала, сказала: «Если ты не будешь играть Агафью Тихоновну, это будет просто смешно». Я пошла, хотя было плохо со временем.
— С антрепризами объездили, наверное, всю страну?
— Да, и Сибирь, и Дальний Восток. В провинции очень хорошо принимают, на спектакле «Любовь — не картошка» много смеются — видно, тема близка. Гастрольная жизнь тяжелая, но это и счастливое время, потому что хорошая компания артистов, приятные встречи. Стоит поездить посмотреть, как люди живут
— И как?
— Везде по-разному, конечно, но в театр ходят, полные залы. Помню, мы с большим трудом добирались до Нефтекамска, в 28-градусный мороз шли по льду Камы, замерзли ужасно. Но люди после спектакля подходили, старались нас потрогать: «Не может быть, что это вы приехали. Мы думали, что нас обманут, что будут другие артисты».
— Поклонники вам не слишком досаждают?
— Мои поклонники скромные, интеллигентные, меня это радует. Дарят цветы, стихи. Но если говорить о петербургских, то ведь большую часть времени меня нет в городе. В целом же получается, что спектаклей двадцать в месяц играю. Бывает такая усталость, когда сутки сидишь дома, никуда не выходишь, никому не звонишь — трудно даже по телефону разговаривать.
На экране недостатки увеличиваются в десятки раз
— В кино вам везет — не раз приглашали Прошкин, Месхиев, Рогожкин.
— С Рогожкиным первый раз встретились благодаря Вите Бычкову, он привел меня на «Особенности национальной охоты». У меня там небольшой эпизод, но картина стала очень популярной, получила множество призов, запомнилась.
— Я и эту вашу небольшую роль очень хорошо помню — одна из доярок на ферме, куда Кузьмич приводит финского писателя, которого играет Вилле Хаапассало. А ведь вторую доярку играла его жена?
— Да, и ее все время тошнило от запахов коровника, для нее непривычных. А мне не впервой, уже снималась в деревне.
— Вы играете женщин из народа, не надоело, что режиссеры чаще всего используют вашу фактуру, а не дают роли «на сопротивление»?
— Я ко всему отношусь как к работе. Мне кажется, одинаковых героев не бывает, как и одинаковых людей, характеров. Фактура — одно, а образ — другое. Я же не портреты рисую, а играю, а что там внутри — это зависит от меня, от режиссера, сценариста. Есть внешний облик, а есть внутреннее содержание, его найти гораздо сложнее, оно наживается кровью и потом. Рогожкин и Месхиев никогда не предлагают одноплановых ролей, они любят в каждом фильме удивлять чем-то новым.
— А правда, что в картине «Ревизор», где Городничего играет Никита Михалков, его дочь Марью Антоновну должны были играть вы? Сыграла-то дочь Михалкова.
— Меня приглашали, были пробы, но не сложилось. Это нормально, потому что сегодня режиссеру понравился один актер, завтра — другой, даже в середине съемок актеров меняют.
— Не возникают ли после таких историй комплексы?
— Комплексов нет, потому что вот сейчас благополучный период, я за работой не гоняюсь, скорее убегаю. Из всех ситуаций надо извлекать пользу. И ведь кроме работы есть другая жизнь — родные, друзья.
— Нравитесь ли вы себе на экране?
— Первое время было непривычно, и не нравилась, потому что на экране все увеличивается в десятки раз, кажешься себе каким-то слоном или бегемотом, потом привыкаешь (смеется). На телевидении картинка меньше, поэтому не так шокирует.
— Стараетесь ли вы худеть?
— Раньше было такое желание, но многие люди говорили, что полнота мне к лицу, и я успокоилась.
— Где одеваетесь?
— Я сама люблю шить, и у портнихи одеваюсь. В магазины попадаю редко, набегом. Или вот снимали в Москве прямо в магазине финской одежды, смотрю, вроде вещи неплохие, продавщицы предлагают: «Купите у нас что-нибудь», и действительно, прямо на рабочем месте купила костюмчик, кофточку.
В актерской жизни все зависит от удачи
— Решили ли вы, наконец, квартирный вопрос?
— Лет десять маялась на съемных квартирах, но сейчас все сложилось, у меня отдельная квартира. Родственники помогли купить.
— Ну а вы, наверное, помогаете маме?
— Да, она пенсионерка, живет в Одессе. Я ей помогаю материально, а она, когда приезжает, помогает мне в быту, у меня-то на это времени нет совершенно. Мама присылает свежие овощи и фрукты — у нас дача в Одессе, маленький домик на берегу лимана. У мамы там огород и сад, вишня, черешня, виноград — все свое. Обычно я к ней приезжаю дней на пять, на недельку — больше отпуск не получается. Купаюсь, загораю, не крашусь, не наряжаюсь — только отдыхаю. Ну, а когда мама здесь — приходит на спектакли. Она благодарный зритель, ей все нравится.
— А вы своей актерской судьбой довольны?
— Когда есть востребованность — это самое главное. В нашей актерской жизни все зависит от удачи, от того, как ты сыграл даже в небольшом эпизоде. Происходит какой-то счастливый поворот, и тебя начинают расхватывать направо и налево.
Фильмография Зоя Юрьевна Буряк
/Zoya Buryak/
Актерские работы:
• Холодное лето пятьдесят третьего... [1987]
• Штаны [1988]
• Гу-га [1989]
• Двое на голой земле [1989]
• Маленький гигант большого секса [1992]
• Рукопись [1992]
• Лабиринт любви [1993]
• Счастливый неудачник [1993]
• Князь Серебряный [1993]
• Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина [1994]
• Колесо любви [1994]
• Солдат Иван Чонкин [Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина] [1994]
• Колечко золотое, букет из алых роз [1995]
• Особенности национальной охоты [1995]
• Трофимъ [1995]
• Операция "с новым годом" [1996]
• Сильна как смерть любовь [1996]
• Агнус Дей [Agnus Dei] [1996]
• В той стране... [1997]
• Блокпост [1998]
• С новым счастьем! [1999]
• Мужчины не плачут [2004]
• Рагин [2005]