Актеры

Владимир Басов \Vladimir Basov 
Россия, 28 июля 1923 г.
актер
МНОГИМ он казался шутом. Нелепым, некрасивым, смешным. Но он умел притягивать внимание к своей персоне, его нельзя было забыть, если довелось пообщаться с ним однажды. Это актер, режиссер Владимир БАСОВ. Называешь его фамилию — и сразу перед глазами встает таинственный маклер из фильма «По семейным обстоятельствам», прыгающий Дуремар с сачком из «Приключений Буратино»… Но те, кто знал Басова близко, говорят, что в закадровой жизни он был совсем иной. Заводной, стремительный, но в то же время сложный в общении человек, ранимый, тонкий.

Автор: Ольга Рябинина
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: «Великий развлекатель»

ЖЕНЩИНАМИ Басов увлекался мгновенно и страстно, сшибая на пути к сердцу избранницы любые преграды. В жены выбирал исключительно актрис-красавиц намного моложе себя. Первой его супругой была Роза Макагонова, с ней он прожил недолго. Второй раз женился на Наталье Фатеевой. Она родила ему сына Владимира, их брак длился пять лет. Третьей и последней женой стала Валентина Титова, они воспитывали двоих своих детей — сына Александра и дочь Елизавету. Вместе они прожили 17 лет.
Валентина Титова вспоминает: — Все начиналось красиво. Мне было 22 года, ему — 40. Я тогда любила Вячеслава Шалевича, но Басов покорил меня своим невероятным напором. Он сам объявил Шалевичу о том, что влюбился в меня. Потом ухаживал за мной, просил моей руки — все было по старым правилам. И когда я наконец ответила «Да», обманул, как все мужчины. Ему было достаточно двух штампов в паспорте, что он получил до меня. Я забеременела, и он сказал: «Что-нибудь придумаем». «Ничего не надо придумывать», — сказала я, и родившийся Саша две-три недели был Александром Валентиновичем Титовым. Мы с Басовым расписались тихо. Меня привезли в загс, принесли какую-то книгу, на ступеньках я расписалась, даже не знала для чего. Все! Мы стали жить и работать вместе, он меня снимал в своих фильмах.
Что такое влюбленный человек? Он окружает тебя сладким «враньем» и говорит, что у тебя такие глаза, волосы, руки… Надо человеку так рассказать о своей любви, чтобы он был надолго околдован. Так вот Басов — колдун, маг. Его обожали все. По вечерам дом был переполнен талантливыми людьми, они засиживались до двух-трех ночи, а утром нам нужно было вставать в семь. Но неудобства компенсировались сияющей атмосферой разговоров. Друзьями Басова были режиссеры, художники: Алов, Наумов, Чухрай, Тодоровский, Таланкины, Аскольдовы… В компаниях его ждали, как великого развлекателя.
В разговор вступает дочь Лиза: — Помню, лет в десять я впервые посмотрела «Буратино», где он играл Дуремара, и расстроилась. Боялась, что мне в школе будут кричать: «Дочка Дуремара!» Я стеснялась, что он то волка какого-то, то негодяя в «Электрониках» играл. А ему нравилось!
Страшный красавец
— В СЕМЬЕ Володя был президентом, светочем, — рассказывает Валентина.
Я жила его глазами, сердцем, умом… Но иногда мы ругались нещадно. Ведь мне надо было готовить, убирать, стирать. А он требовал внимания. Я ему кричу: «Да замолчи ты, радио можно выключить, тебя — нет!» Если его не уложить спать, он мог вещать сутки. Потому что был наполнен пространством, мечтами — все это бурлило и клокотало.
— Я видел ВП (это было его домашнее прозвище) и в угрюмом состоянии, — говорит сын Александр. — Он лежал, вздыхал, курил… Но продолжалось это недолго. Он умел заряжаться от ерунды. Кстати, мог стать счастливым от того, что сделал кому-то добро. Однажды я спросил его: «Пап, зачем ты помогаешь тому подонку?» А он произнес слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Я всегда на стороне слабого». По-моему, оптимальная мораль.
— А вот за себя он стеснялся просить, — продолжает Валентина. — Я помню, еле-еле уговорила его выбить у властей квартиру, — в крошечном кооперативе жить было уже невозможно. Когда он пришел к ним, показал список фильмов, которые снял: «Школа мужества», «Тишина», «Метель», «Случай на шахте № 8», «Щит и меч», «Дни Турбиных», а потом еще сказал, как зовут его жену, они выпучили на него глаза и тут же подписали нужные бумаги на жилье. Мы переехали на улицу Горького в большую квартиру.
Меня часто спрашивали: «Как вы вышли за Басова? Он же такой страшный!» Но уже после 10 минут общения с ним не сводили с него глаз, меня рядом не существовало даже для мужчин.
— Папа был настоящим денди, обожал пижонить, — добавляет Лиза. — Родители вывозили нас летом за границу (отец мог себе это позволить). И я помню, как, приезжая в какой-нибудь город, мы первым делом неслись в магазины, где папа выбирал себе потрясающие костюмы, рубашки, вокруг него вертелось огромное количество народа — ведь в Европе Басова знали, там с успехом шли его фильмы.
Еще он не мог жить без машин и гениально их водил. Начинал с «Москвича», а потом одна за другой у него менялись «Волги», которые в те времена просто так никому не выдавались, а ему их привозили прямо с завода. Машину он лелеял, выходил разогревать ее за час до выезда. За границей он покупал для нее какие-то особенные зеркала, чехлы на руль и прочие мелочи.
Александр: — В ресторане «Националь» у него был свой официант, у которого он покупал блоки сигарет, — курил только хорошие американские, доставать их было архисложно. Однажды 9 мая мы пошли с ним гулять и заодно зашли за сигаретами. Я стою, жду его. Вдруг ко мне подходит пожилой нетрезвый ветеран и начинает читать мораль, мол, вы — такие-сякие, а вот мы! Тут появился отец, и этот ветеран ему стал кричать то же самое. Позже я вскипел: «Папа! Почему ты ему не сказал, что тоже воевал? У тебя же вся грудь в орденах!» А он не любил говорить об этом, и ордена всегда лежали у него в столе.
Просил яду
— НИКОГДА не забуду, как Володя повел себя в Чехословакии в 68-м году, когда мы попали в военные события, — говорит Валентина. — Мы приехали отдыхать, жили в отеле. И вот ночью раздается стук в дверь. Басов встал, пошептался с кем-то, потом оделся и прямо в одежде лег. Утром на улицах появились войска. Меня поразило поведение Басова. Он стал вести себя как человек, попавший в плен. Жил, не раздеваясь, двое суток, пока мы не уехали. Я его просила: «Разденься хоть на пару часов». Он ответил потрясающе: «Если нас повесят или расстреляют, я не хочу висеть на заборе со спущенными штанами».
Каждый год 21 июня мы выезжали в Суздаль, чтобы встретить рассвет 22-го числа. Так он отмечал день начала войны. Но никогда о ней не говорил. Так, пару раз всего, скупо. Помню, как-то в Москве стояли жуткие морозы, и он вспомнил, что во время войны в такой же холод они с солдатами закладывали щели блиндажа немецкими трупами. Вот и все. На войне он был контужен. Может, это стало одной из причин, почему с ним случились инсульты.
В 1974 году у Володи был инфаркт. Дома у него зажало сердце, я вызвала «скорую». Дама-врач почему-то посоветовала ему крутить левой рукой — и уехала. Вот он еще три дня крутил, сидел в горячей ванне, и в результате его увезли в больницу уже с обширным инфарктом. Он пролежал там полтора месяца, я ездила каждый день, делала ему маникюр, педикюр, кормила, поила мумие. Он встал на ноги… А через несколько лет мы расстались.
Я не была готова к тому, что он начнет пить. Когда мы познакомились, он пил лишь воду, а меня учил пить вино. И так держался 12 лет. Хотя до меня, я знаю, выпивал. Сорвался, когда один уехал сниматься в фильме «Бег» — а мы же почти всегда ездили работать вместе, и дети с нами. И тут пошло-поехало… Это боль, с которой сложно было справиться. Я ушла от него. Мой второй муж — оператор кино Георгий Рерберг до конца дней ревновал меня к Басову. С Володей мы после развода не общались вовсе. Он жил вместе с Сашей (Лиза уехала учиться в Ленинград). Свою славу Володя заработал тяжким трудом. Например, когда писал сценарий, ничего не ел, курил и пил черный кофе. И так — месяца два. А потом съедал кастрюлю щей. Алкоголь был для него, наверное, каким-то выходом.
— Первый инсульт с ним случился в 1984 году, — рассказывает Александр. — После него он стал плохо себя чувствовать, больше лежал, ходил с палочкой, но умудрялся работать, ездил на студию. Снял картину по пьесе «Семь криков в океане». Написал сценарий по Агате Кристи, но снимал его уже другой режиссер. Большое спасибо Володе Досталю, который тогда придумал ему должность режиссера-консультанта. Отец до самой кончины получал не только пенсию, но и полноценную зарплату.
Иногда он просил яду, когда хотел, чтоб ему посочувствовали. Для него немощь была трагедией. Он же всегда был человек подвижный, не ходил, а летал.
Второй инсульт случился в ванной. Он пошел бриться, что делал всегда сам, хотя и плохо уже, но все попытки его побрить встречали сопротивление. И вдруг упал и мгновенно умер. У меня на глазах.
Автор: Ольга Рябинина
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Владимир БАСОВ: колдун

В ЛЮБВИ у Басова существовала тенденция — он увлекался мгновенно и страстно, сшибая на своем пути любые преграды. В жены выбирал исключительно актрис-красавиц, намного младше себя. Первой его супругой была Роза Макагонова, с ней он прожил недолго, детей не было. Второй раз женился на Наталье Фатеевой. Она родила ему сына Владимира, их брак длился пять лет. Третьей и последней женой стала Валентина Титова. От Басова у нее сын Александр и дочь Елизавета. И ей, и детям есть что вспомнить о тех 17 годах, что супруги прожили вместе.
Валентина Титова. — Все начиналось красиво. Мне было 22 года, ему 40. Я тогда любила Вячеслава Шалевича, но Басов смог меня покорить своим невероятным напором. Он сам объявил все Шалевичу. Потом красиво ухаживал за мной, просил моей руки. Но когда я наконец ответила: «Да», — обманул, как все мужчины. Ему было достаточно двух штампов, уже имевшихся в его паспорте. Позже я забеременела, и он сказал: «Что-нибудь придумаем». «Ничего не надо придумывать!» — сказала я. И родившийся Саша две-три недели был Александром Валентиновичем Титовым. После чего мы с Басовым тихо расписались, никто и не знал. Меня привезли в загс, чтобы взять свидетельство о рождении сына, принесли какую-то книгу, на ступеньках я расписалась, даже не зная для чего. Все! Мы стали жить и работать вместе, он меня снимал.
Что такое влюбленный человек? Он окружает тебя сладким враньем и говорит, что у тебя такие глаза, волосы, руки… Надо уметь так рассказать человеку о своей любви, чтобы он был надолго заколдован. Так вот Басов — колдун, маг. Его обожали все. По вечерам дом был переполнен приятными, талантливыми людьми, они засиживались до двух-трех ночи, а утром нам нужно было вставать в семь. Но неудобства компенсировались сияющей атмосферой разговоров. Друзьями Басова были режиссеры, художники: Алов, Наумов, Чухрай, Тодоровский, Таланкины, Аскольдовы… Веселье во многих компаниях зависело от него. Его ждали как великого развлекателя.
Был влюбчив
ПРО него частенько говорили: «Брешет». А ты научись так брехать! Ведь для человека мечта — это самое главное. Вот он и жил мечтами. «Папа — ты опять соврал», — говорила ему дочь. «Это не вранье, это святая ложь, Лизочка», — отвечал он ей. Мы знали по 50 вариантов каких-то историй, которые он начинал рассказывать в компаниях. И всегда он сам верил в новую версию.
Александр. — Да, у него была счастливая способность присваивать. Я хорошо помню, когда он сидел в дальней комнате — мы называли ее «троллейбус», потому что она узкая, как пенал, — и строчил «Дни Турбиных». Время от времени выходил и спрашивал: «Хотите, я вам почитаю?». Мы кричали: «Нет! Нет!» Но он все равно читал. Я думал: «Как хорошо папа пишет!» А потом оказывалось, что он слово в слово переписывал куски из Булгакова, которого обожал, и в тот момент верил, что автор — и он, Басов.
В. Т. — Когда мы начали с ним жить, то часто завтракать, обедать и ужинать ходили в рестораны. К нам всегда подсаживались разные люди, всем хотелось оказаться в компании Басова. Под конец присутствующие начинали мять себя по карманам в поисках денег, мне это было противно. С тех пор в середине трапезы Басов якобы уходил на кухню, а сам платил за всех. Никто не возражал!
Володя хорошо рисовал, прекрасно писал стихи — крошечные такие вирши. Дарил их всем своим друзьям на юбилеи. И детям, и мне писал стихи на каждый день рождения. Помню, мы пришли к кому-то в гости, не застали дома, и он тут же набросал послание в стихах. Вот отрывок:
«Вы нас помните едва ли.
Это пишут Басов с Валей,
с нами Эдик Ходжукян,
он с женой, и он не пьян».
Это было легко, лилось, как разговорная речь. Такой стиль может принадлежать только лучезарной личности.
— Кто в вашей семье был хозяином?
— В семье президентом, светочем был Басов. Все внимание — вокруг него. Но в быту — податлив, прост. Я могла приказать, например: «Немедленно на рынок! Нечего есть». Но нечего есть было почти всегда, потому что сколько ни купи — сразу все съедалось гостями. Он любил простую пищу: щи-борщи, мясо, картошку и селедочку. Помню, были у Сережи Никоненко на юбилее его жены Кати. Он поднял бокал, взглянул на нее и произнес: «Я свою Катеньку во как держу, — он сжал кулак, гости засверкали глазами в ожидании сенсации, — что она скажет, то и делаю». Все засмеялись. Вот и Басов так же.
Лиза. — Каждую ночь его любимым занятием было слушать «Голос Америки». При этом занятии он часто засыпал.
Саша. — А я помню, когда мне было 14 лет, я тайно по ночам курил в форточку. Часто отец заходил ко мне, но всегда прежде стучал. Я — бац! — сразу пепельницу в окно, а он спокойно спрашивал: «Может, чаю попьем? Что-то не спится…» Никогда не морализировал, хотя дым-то чувствовался. Иногда из его кабинета раздавался голос: «Лизонька, доченька, иди сюда, я тебя выпорю». Это означало, что у отца полное благодушие. Или по утрам: «Придите все». И спрашивал, у кого какие планы.
Л. — А еще папа был единственным отцом в Сашином классе, позволявшим раз в неделю собираться всем одноклассникам в нашей квартире. Говорил: «В десять вечера я приду». Это означало, что к его приходу окурки должны быть выброшены, все сидят и пьют чай. Хотя до этого царила полная свобода: в одной комнате кто-то обжимался, в другой курили, на лестничной площадке разговаривали.
В. Т. — Басов был очень влюбчив. В разных людей. Знакомился с кучей народу, очаровывал и завораживал, но вскоре уже не помнил о них. А уж я-то подавно. Потому что при Басове забудешь всех, будешь помнить только Басова. Я жила его глазами, сердцем, умом…
— Вы уставали от этого?
— Очень. И он уставал. Мы ругались нещадно. Ему нужно было внимание, а мне надо приготовить, убрать, постирать. Я ему кричу: «Да замолчи ты, радио можно выключить, а тебя — нет!» Если его не уложить спать, он мог вещать сутки. Потому что был наполнен пространством, мечтами — все это бурлило и клокотало. Он всегда конструировал другую жизнь. А потом в процессе съемок говорил: «Скучно». Потому что уже все в уме переиграл, продумал.
— Но ведь и у самых энергичных есть предел прочности…
С. — Я видел ВП (это было его домашнее прозвище) и в угрюмом состоянии, молчаливым. Он лежал, вздыхал, курил… Но долго это не продолжалось. Он умел заряжаться от ерунды. Кстати, мог стать счастливым от того, что сделал кому-то добро. Однажды я спросил его: «Пап, зачем ты помогаешь вот тому подонку?» А он сказал вещь, которую я запомнил на всю жизнь: «Я всегда на стороне слабого».
В. Т. — А вот за себя он стеснялся просить. Я еле-еле, помню, уговорила его выбить у властей квартиру — в крошечном кооперативе жить было уже невозможно. Когда он пришел к ним, показал список фильмов, которые снял: «Тишина», «Метель», «Щит и меч», «Школа мужества», «Случай на шахте N8», «Опасный поворот», «Дни Турбиных», а потом еще сказал, как зовут его жену, они выпучили на него глаза и тут же подписали нужные бумаги на жилье. Мы переехали на улицу Горького в большую квартиру.
А однажды в Одессе, собираясь в гости к Пете Тодоровскому, мы зашли в гастроном купить торт. Я подхожу к прилавку, а пышная такая продавщица рычит: «Вы что не видите? Учет». Прошу Басова подключиться. Он подошел, облокотился на прилавок и так ласково ей говорит: «Сделайте исключение работникам «Мосфильма». Она мгновенно встрепенулась и воскликнула: «Для вас, товарищ Евстигнеев, всегда пожалуйста!» Они с Женей пользовались невероятным успехом у женщин. Их считали красавцами.
Он был одним из самых высокооплачиваемых режиссеров. И однажды мы решили купить дачу.
С. — Но отец не мог купить просто шесть соток. Он барин, ему нужна была или вилла, или ничего. Правда, барин советского розлива. За «Щит и меч» он заработал деньги по тем временам несусветные — 40 тысяч рублей. Поехали смотреть дом известного авиаконструктора Лавочкина. Но тут ВП увидел несоответствие — прекрасный дом, дубовые панели, два гектара земли, а вокруг у коллег Лавочкина по 4 сотки. Отцу было стыдно. Так и остались мы без загородного дома.
Трата
— КАЖЕТСЯ, фильмы Владимира Павловича долго на полках не залеживались? Его любили власти?
— Басов — необыкновенный режиссер. Тогда еще никто так не работал — быстро и продуктивно. И все это он делал с легкостью, как Бендер. Высший пилотаж. Он мыслил операторски. Его фильмы не ложились на полку, он никогда не останавливался и не сидел сложа руки, у него было всегда не менее пяти заявок. Он мог спокойно отложить сиюминутную мечту. А его постоянной мечтой, кстати, было сыграть Сирано де Бержерака.
Л. — Помню, лет в десять я впервые посмотрела «Буратино», где он играл Дуремара, и расстроилась. Боялась, что меня будут дразнить «дочкой Дуремара». Я стеснялась того, что он играл то волка, то негодяя в «Электронике». А ему нравилось! Сыграть табуретку или метлу — для него это самая вкусная роль.
В. Т. — Басов много и безвозмездно помогал другим режиссерам. Но однажды произошел чудовищный случай. Мы с семьей приехали отдыхать на два месяца в Сочи. На пляже нас нашел человек, у которого закрывали картину, после чего ему грозило увольнение с «Мосфильма». Володя, взяв с собой сына, улетел с ним на съемки, я с грудной Лизой осталась. Он стал худруком картины. Потом оказалось, что Басова не включили в титры, и этот человек пришел домой и принес ему деньги — как взятку. Володя был в шоке, отказался. Это было унижением.
Л. — Вот сейчас было бы его время, а тогда — не его. И все равно он добился всего без малейших протекций, своей работой. И благодаря этому многое мог себе позволить. Например, мы каждое лето выезжали за границу на машине, которую вел сам папа. Два месяца колесили по Восточной Европе, причем тур всегда заканчивался Болгарией. И я помню, как, приезжая, мы первым делом неслись в магазины с одеждой, где он выбирал себе потрясающие костюмы, рубашки, вокруг него вертелось огромное количество людей — ведь в «нашей» Европе Басова знали, там с успехом шли его фильмы.
Папа был настоящим денди, обожал пижонить. Он любил, например, кожу, бархат. У него было много таких пиджаков. Один, кожаный, висел в коридоре. В нем всегда аппетитно топорщились карманы от мелочи. И, проходя мимо, мы с Сашей каждый день загребали горсточку — и в школу. Это были «карманные» деньги.
А за границей у него проявлялась одна уникальная особенность. В любой стране создавалось впечатление, что он виртуозно владеет тамошним языком. А он просто на ходу учил несколько фраз. И все понимали! Потому что он не говорил, он обвораживал.
С. — Отца многие считали высоким. А это миф. В нем было всего 176 см. Просто он мог «стать» красивым, высоким, люди этой иллюзии верили, как загипнотизированные. Ему вообще во всем верили. Самое смешное, что этот «гипноз» действовал и на нас, хотя, казалось бы, мы его знали наизусть как облупленного.
Л. — Он любил всему учиться. Например, приходил ко мне в училище на урок пластического танца, смотрел на меня, потом вставал рядом и махал руками, повторял за нами наклоны. А мне было стыдно! Я готова была разрыдаться, ждала, когда же он уйдет.
— Я помню смешной танец Дуремара, когда он подпрыгивал, размахивая руками, высоко поднимая коленки. Он и в жизни был такой неуклюжий?
В. Т. — Нет, он мог все. И танцевать, и на рояле сыграть, если надо. Помню, в сочинском санатории мы с ним взяли первый приз за вальс. Мы станцевали, и нам объявили: «Победители — Владимир Басов с дочкой». Он стал алого цвета, после этого мы сутки сидели в номере. Саше было уже четыре года.
Л. — Папа потрясающе водил машину. И не мог жить без автомобилей. Начинал с «Москвича», а потом одна за другой у него менялись «Волги», которые просто так никому не выдавались, а ему — прямо с завода. Машину он лелеял, выходил ее разогревать за час до выезда. За границей он покупал в нее какие-то особенные зеркала, чехлы на руль, на руки — специальные перчатки, очки.
В. Т. — Он ездил очень быстро. И если кому-то по дороге надо было выйти по нужде — ему было до лампочки, не останавливался. Помнится, когда он со мной познакомился, то решил, что нужно все начать заново, в том числе поменять машину. Я приехала в Москву на съемки «Метели», он встретил меня на «Волге» салатового цвета. Тут же повез в кинотеатр, где шел фильм «Я шагаю по Москве», чтобы я увидела, какой он артист. Выходим — машину угнали. Меня тогда поразила его реакция — ни звука паники. Он взял такси, отвез меня в отель, а сам занялся поиском. Через четыре дня ее нашли у кого-то на огороде, без колес и другой «начинки».
Л. — Папа любил жить хорошо и широко. Например, водил нас с Сашей на завтраки в ресторан «Националь».
С. - И в том же «Национале» у него был свой официант, у которого он покупал блоки сигарет — он курил только хорошие американские, доставать которые было архисложно. Однажды 9 мая мы пошли с ним гулять и заодно зашли за сигаретами. Я стою, жду его. Вдруг ко мне подходит пожилой нетрезвый ветеран и начинает читать мораль: мол, не та теперь молодежь, а вот мы! Тут появился отец, и этот ветеран ему стал кричать то же самое. После во мне вскипела обида: «Папа! Почему ты ему не сказал, что тоже воевал? У тебя же вся грудь в орденах!» А он не любил говорить об этом, и ордена всегда лежали у него в столе.
Просил яда
В. Т. — НИКОГДА не забуду, как Володя повел себя в Чехословакии в 1968 году, когда мы попали в военные события. Мы приехали отдыхать, жили в отеле. И вот ночью стук в дверь. Басов встал, пошептался с кем-то, потом оделся и прямо в одежде лег. Я потерпела две минуты и спросила: «Что это значит?» — «Наши оккупировали Чехословакию». Оказалось, что Сергей Юрский, который жил в другом отеле, услышал по радио новость и сообщил нам. Утром муж попытался связаться с послом, но тот отказался с ним общаться. В 10 часов появились войска, это было ужасно, но меня поразило поведение Басова. Он стал вести себя, как человек, попавший в плен. Жил, не раздеваясь, двое суток, пока мы не уехали. Я его просила: «Разденься хоть на пару часов». Он ответил потрясающе: «Если нас повесят или расстреляют, я не хочу висеть на заборе со спущенными штанами».
Нам помогли достать бензин и выехать, но у чешско-немецкой границы долго стояли на своей черной «Волге» — иностранные машины не выпускали. И в это время на нашу машину все плевали, потому что на ней были советские номера. Я попросила Басова что-нибудь сделать, он пешком прошел к началу колонны до границы, позвонил в Берлин, и нас пропустили. Потом на протяжении всего пути нас обгоняли машины с гробами наших солдат.
21 июня мы всегда выезжали в Суздаль, чтобы встретить рассвет 22-го числа. Так он вспоминал день наступления войны. Но никогда о ней не говорил. Так, пару раз всего, скупо. Помню, как-то в Москве стояли жуткие морозы, и он вспомнил, что во время войны в такой же холод они с солдатами закладывали щели блиндажа немецкими трупами. Вот и все. На войне он был контужен. Может, это стало одной из причин инсультов. И из-за этого же, наверное, болели глаза.
Я была беременной, мы находились в Сухуми, когда у него возникло обострение с глазами. Ему делали уколы прямо в глаза, и в результате один из них у него навсегда остался, как у кошки, миндалевидным, но никто этого не замечал. Этот больной глаз Басов иногда закрывал повязкой пирата, которую взял с «Мосфильма». И вот я помню сухумскую картинку: мы идем по набережной втроем — Басов в повязке, я с животом и прихрамывающий художник Турылев с палочкой. Зрелище было еще то!
— Когда с Басовым случился инфаркт?
— В 1974 году. Дома у него зажало сердце, я вызвала «скорую». Дама-врач почему-то сказала ему крутить левой рукой, и уехала. Вот он еще три дня крутил, сидел в горячей ванне, и со следующим приступом его увезли в больницу уже с обширным инфарктом. Он пролежал там полтора месяца, я ездила каждый день, делала ему маникюр, педикюр, кормила, поила мумие. Он встал на ноги… А через несколько лет мы расстались.
Я не была готова к тому, что он станет пить. Когда мы познакомились, он пил лишь воду, а меня учил пить вино. И так держался 12 лет. Хотя до меня, я знаю, он выпивал. Сорвался он, когда один уехал сниматься в фильме «Бег» — а мы же почти всегда ездили работать вместе, и дети с нами. И тут пошло-поехало… Это боль, с которой сложно было справиться. Я ушла от него. Мой второй муж, кинооператор Георгий Рерберг, до конца дней ревновал меня к Басову. С Володей мы после развода не общались вовсе. Он жил вместе с Сашей (Лиза уехала учиться в Ленинград).
С. — Первый инсульт с ним случился в 1984 году. После него он стал плохо себя чувствовать, больше лежал, ходил с палочкой, но умудрялся работать, ездил на студию. Снял картину «Семь криков в океане». Написал сценарий по Агате Кристи, но снимал его уже другой режиссер. Большое спасибо Володе Досталю, который тогда придумал ему должность режиссера-консультанта. Отец до самой кончины получал не только пенсию, но и полноценную зарплату.
Иногда он просил яда, когда хотел, чтоб ему посочувствовали. Для него немощь была трагедией. Он же всегда был человек дико подвижный, не ходил, а летал. Даже в больном состоянии шутил. Однажды приехали к нему доктор с медсестрой. Отец видит, что на него смотрят как на идиота, и решил подыграть. Врач вкрадчиво спрашивает его, показывая на медсестру: «Это кто?» Отец говорит: «Не знаю, меня не представили». Доктор протягивает: «Это сестра-а». ВП: «Ваша?..» Он не реагировал на мои призывы пойти погулять, апатично сидел, разгадывая кроссворды, смотрел ТВ. Но если ко мне в гости приходили девушки, то слышу — палка застучала, папа приходил к нам на кухню, садился, пил цикорий, так как кофе было нельзя, и что-нибудь рассказывал, юморил сквозь боль. Мог и пожаловаться, хотел, чтобы его продолжали любить. Второй инсульт случился с ВП в ванной. Он пошел бриться, а делал это всегда сам, хоть уже и плохо, но попытки его побрить встречали сопротивление. И вдруг упал и мгновенно умер. У меня на глазах.
________________________________________________
Наталья ФАТЕЕВА: «Жить с Басовым — словно нырять из горячей воды в холодную»
— Я ВСЕГДА страстно и сразу влюблялась во всех своих мужчин. А с Басовым все иначе. Я долго не ощущала, что люблю его. Потому что он, словно вихрь, появился в моей жизни, совсем еще юной девчонки. Мне был 21 год, ему — 33. Он взял меня настойчивостью, я долго отбивалась, а потом сдалась, потому что было невозможно не сдаться. Мы с Басовым познакомились на съемках фильма «Случай на шахте № 8». Сходили в ресторан, к знакомым, и он едва ли не сразу сказал: «Выходи за меня замуж». Именно о нем я вспоминаю больше и чаще всего. Чудной, наивный — побежал тогда в партком, чтобы сообщить: «Я развожусь с Макагоновой, женюсь на Фатеевой».
Владимир Павлович был человеком неоднозначным. В нем сочеталось несочетаемое. Он мог любить, но внезапно обидеть. С ним было весело, легко, но в целом находиться рядом с ним — это словно нырять из горячей воды в холодную. Например, в нем была воспитанность. Помню, первый мой день рождения после нашего знакомства он провел в вытрезвителе. Вернее, ночь. В тот вечер в Доме кино была премьера фильма Донского «Мать». А мы жили рядом с Белым домом, снимали комнату. У Басова была машина «Москвич». Он мне сказал после премьеры: «Иди домой, а я останусь на банкет, побуду недолго и приду». Я его прождала всю ночь с накрытым столом. А они с компанией загуляли, поехали куда-то на его машине. Из-за крепкого мороза мотор встал. Басов пришел домой под утро, на его ноге стоял штамп с номером «прибывшего».
То, чего обычно ждут женщины от мужчин, — какого-то проникновения, участливости — от Владимира Павловича было не дождаться. Он, например, был равнодушен к болезни Розы, его первой жены. Она болела туберкулезом. И я всегда знала, случись что со мной — опекать не будет. Но я все равно любила его. Потому что он был интересный, неожиданный, легкий в быту, без проблем. Хотя ревновал меня к моему возрасту, к театру, кино. Но для него почему-то хотелось делать все. Когда мы снимали комнату напротив гостиницы «Украина», то на «Мосфильм» я таскала ему в термосе обеды. Вот такие крайности. Или, например, он, получив постановочные деньги, например, привозил маме пять тысяч и тут же занимал у нее две с половиной. И, конечно, не возвращал.
С ним легко было бы жить, если бы он не выпивал. Трудно терпеть алкоголь, невозможно. Через пять лет жизни с ним я не выдержала. Мы какое-то время жили на грани развода в одной комнате в коммунальной квартире, и я звала его к телефону, когда ему стали звонить новые женщины. Мы тяжело расставались, разъезжались. Он потом 10 лет не общался с сыном. Непонятно почему. Это опять из области необъяснимого, что присуще его натуре. Но его дурацкие закрутоны забывались потому, что он не злой. Не умел он сильно и надолго обидеть, ранить в сердце, как другие.
После его развода с Валентиной Титовой мы часто общались. Но он был уже не тот, прежний Басов. Он стал совсем другим. Для него важными стали деньги, в поведении и характере появилось много актерского, а я не люблю мужчин-актеров. Я-то его знала режиссером, а это совсем другое дело.
Я была в Армении на гастролях, когда раздался звонок директора Басова. Только услышала его голос, сразу спросила: «Басов умер?» Сразу почуяла это. Поехала в Москву на похороны.
Он для меня до сих пор не разгадан. Человек-тайна. Особенно это касается войны. Володя прошел войну, но никогда о ней не рассказывал. В сердце у меня остались приятные воспоминания. Я никогда бы с ним не развелась, если бы он не пил. У нас был шанс прожить счастливо. Может, мне не хватало ума понять его.
Проходя, не пройди мимо
В фильме Г. Данелия 'Я шагаю по Москве' Владимир Басов сыграл эпизодическую, но очень смешную роль полотера. Возник этот персонаж случайно. В фильме не было критического отношения к жизни, модного в то время. Это отметили многие критики еще до выхода картины, разругали сценарий, так что роль не-довольного всем полотера пришлось сочинять буквально на ходу в разгар съемок. Случайно по студии проходил Владимир Басов, его попросили помочь сыграть эпизод, и Басов согласился. Таким образом в кино пришел выдающийся комический артист.
________________________________________
Не носите спички
Во время съемок 'Метели' произошел один забавный случай. Валентина Титова блестяще играла роль, оператор прильнул к камере - словом, все шло прекрасно, но вдруг Басов вскочил с режиссерского стульчика, влетел в кадр и с криком: 'Ай-яй-яй! Ай-яй-яй!' стал хлопать себя ладонями по бедрам, приплясывать, наконец скинул пиджак и принялся яростно топтать его ногами. Актриса напряглась и побледнела, полагая, что это ее игра так разозлила режиссера, но все оказалось проще - у Басова внезапно загорелись в кармане спички.
________________________________________
На швабре
Когда Владимир Басов был еще молод и почти никому не известен, с ним приключился забавный анекдотический случай, о котором он любил рассказывать, и рассказ этот неизменно вызывал у слушателей смех. В одно из воскресений он был приглашен на день рождения к дочке министра то ли путей сообщения, то ли связи, в очень престижный и роскошный дом в самом центре Москвы. Пригласили только молодых людей, раскованных и веселых, так что праздник начинался замечательно. День рождения этот был очень важен для Басова, но по какой-то весьма уважительной причине он опоздал.
Пришел на два часа позже условленного времени, поднялся на лифте и направился к двери, которая была приоткрыта - повидимому, кто-то из гостей выходил курить. Басов звонить не стал, а вошел. Услышал голоса из комнаты, музыку, огляделся. И вдруг увидел швабру. Тут в голову ему пришла мысль загладить свою вину, а заодно повеселить гостей. Он быстренько вывернул пиджак наизнанку, нахлобучил на голову какую-то женскую шляпу с перьями, сел верхом на швабру и с громкими воплями ворвался в комнату. Расталкивая людей, проскакал вокруг стола, и тут понял, что делает что-то не то. В комнате воцарилась гробовая тишина, гости застыли, изумленно выпучив глаза... 'И тут, - вспоминает Басов, - я с ужасом понял, что ошибся этажом и попал не в ту квартиру... Я скинул с себя шляпу с перьями, отбросил в сторону швабру и, пользуясь тем, что хозяева не опомнились, опрометью кинулся вон, сбежал по лестнице и навсегда покинул этот дом. Страшно представить, что подумали про меня все эти люди'.
________________________________________
Тещу прописать
Когда теща Владимира Басова переехала в Москву, тот срочно занялся ее пропиской. В те годы это было очень непросто, но артиста Басова все знали и охотно шли ему навстречу. Впрочем, рассказывают, что поразил он чиновников не сво-ей известностью, а совершенно другим. Добив-шись приема у одного из начальников, он сказал:
-Мне срочно нужно прописать человека в Москве.
- Какого человека? - спросил чиновник.
- Тещу!
- Вот это да-а, - удивился чиновник. - Сколько лет здесь работаю, а впервые встречаю человека, который просит прописать в своей квартире тещу. Не смею отказать! - И он тут же подписал все нужные бумаги.
________________________________________
Как жаль, что я не встретил вас прежде!
Со своей тещей Басов познакомился доволь-но поздно, когда у них с актрисой В. Титовой уже родился сын Саша. Была послана телеграм-ма родителям Валентины, и они пожелали при-ехать поглядеть на внука, а заодно и познакомиться с зятем.
Титова вспоминает, что когда они прибыли на вокзал, Басов благоразумно остался у машины, чтобы не смущать родственников - все-таки он был на целых восемнадцать лет старше жены. Но, как только теща увидела зятя, она воскликнула:
- Немедленно разводиться!
Хитроумный Басов уже ожидал такого развития события. Он всплеснул руками и, словно не расслышав этой реплики, вскричал:
- Марья Ивановна! Как жаль, что я не встретил вас прежде Вали! Я бы непременно женился на вас!
Разумеется, теща в ту же секунду стала самым лучшим другом находчивого зятя и с тех пор во всех семейных ссорах неизменно была на его стороне. Впрочем, и зять очень хорошо к ней относился.
________________________________________
Не хочу висеть
НИКОГДА не забуду, как Володя повел себя в Чехословакии в 68-м году, когда мы попали в военные события, — говорит Валентина. — Мы приехали отдыхать, жили в отеле. И вот ночью раздается стук в дверь. Басов встал, пошептался с кем-то, потом оделся и прямо в одежде лег. Утром на улицах появились войска. Меня поразило поведение Басова. Он стал вести себя как человек, попавший в плен. Жил, не раздеваясь, двое суток, пока мы не уехали. Я его просила: «Разденься хоть на пару часов». Он ответил потрясающе: «Если нас повесят или расстреляют, я не хочу висеть на заборе со спущенными штанами».
________________________________________
Каждый год
Каждый год 21 июня мы выезжали в Суздаль, чтобы встретить рассвет 22-го числа. Так он отмечал день начала войны. Но никогда о ней не говорил. Так, пару раз всего, скупо. Помню, как-то в Москве стояли жуткие морозы, и он вспомнил, что во время войны в такой же холод они с солдатами закладывали щели блиндажа немецкими трупами. Вот и все. На войне он был контужен. Может, это стало одной из причин, почему с ним случились инсульты.

Фильмография Владимир Павлович Басов
/Vladimir Basov/
Актерские работы:

Школа мужества [1954]
Я шагаю по Mоскве [1963]
Я шагаю по Москве [1963]
Напарник [1965]
Тридцать три [1965]
Завтраки сорок третьего года [1966]
Фокусник [1967]
Щит и меч [1967]
В тринадцатом часу ночи [1969]
Чудный характер [1970]
Ехали в трамвае Ильф и Петров [1971]
Возвращение к жизни [1972]
Опасный поворот [1972]
Большая перемена [1972]
Я - Шаповалов Т.П. [1973]
Дача [1973]
И на Тихом океане... [1973]
Москва - Кассиопея [1973]
Нейлон 100% [1973]
Открытая книга [1973]
Совсем пропащий [1973]
Чиполлино [Cipollino] [1973]
Высокое звание [1973]
Отроки во вселенной [1974]
Афоня [1975]
Иван и Коломбина [1975]
Капитан Немо [1975]
Что наша жизнь?! Или что наша жизнь?! [1975]
Под крышами Монмартра [1975]
Дни Турбиных [1976]
Сто грамм для храбрости [1976]
Карусель [1976]
Солнце, снова солнце [1976]
По законам гостеприимства [1976]
Шаг навстречу (несколько историй веселых и грустных...) [1976]
По семейным обстоятельствам [1977]
Мимино [1977]
Про красную шапочку. Продолжение старой сказки [1977]
Смешные люди! [1977]
Трясина [Нетипичная история] [1977]
Живите в радости [1978]
Новые приключения капитана Врунгеля [1978]
По улице комод водили... [1978]
Пока безумствует мечта [1978]
Пробивной человек [1978]
Расписание на послезавтра [1978]
Шла собака по роялю [1978]
Москва слезам не верит [1979]
Бабушки надвое сказали... [1979]
Мужчины и женщины [1979]
Пани Мария [1979]
Пена [1979]
Приключения Электроника [1979]
Приключения принца Флоризеля [Клуб самоубийц или приключения титулованной особы] [1979]
Вечерний лабиринт [1980]
Тегеран-43 [1980]
Будьте моим мужем [1981]
Будьте моим мужем... [1981]
Женщина в белом [1981]
Отпуск за свой счет [1981]
Факты минувшего дня [1981]
Ищите женщину [1982]
Предчувствие любви (сказка для взрослых) [1982]
Принцесса цирка [1982]
Сказка странствий [1982]
Срочно... Секретно... Губчека [1982]
Суббота и воскресенье [1982]
Трест, который лопнул [1982]
Комета [1983]
Время и семья Конвей [1984]
Первая конная [1984]
Через все годы [1984]
Сон в руку, или чемодан [1985]
Чужие здесь не ходят [1985]
Семь криков в океане [1986]
Без сына не приходи! [1987]
Волкодав [1991]
Жена для метрдотеля [1991]
Исчадье ада [1991]
Мужской зигзаг [1992]
Бездна, круг седьмой [1994]
Вместо меня [2000]
Режиссерские работы:

Нахлебник [1953]
Школа мужества [1954]
Крушение эмирата [1955]
Необыкновенное лето [1956]
Первые радости [1956]
Случай на шахте восемь [1957]
Жизнь прошла мимо [1959]
Золотой дом [1960]
Битва в пути [1961]
Тишина [1964]
Метель [1964]
Щит и меч [1967]
Возвращение к жизни [1972]
Опасный поворот [1972]
Нейлон 100% [1973]
Дни Турбиных [1976]
Факты минувшего дня [1981]
Время и семья Конвей [1984]
Семь криков в океане [1986]
Бездна, круг седьмой [1994]
Одинокий игрок [1995]
Вместо меня [2000]
Не забывай [2005]
Сценарист:

Метель [1964]
Щит и меч [1967]
Возвращение к жизни [1972]
Нейлон 100% [1973]
Факты минувшего дня [1981]
Время и семья Конвей [1984]
Семь криков в океане [1986]
Мышеловка [1990]

Владимир Басов Владимир Басов Владимир Басов
Владимир Басов Владимир Басов Владимир Басов

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
"Сто грамм" для храбрости… (киноальманах)\"Сто грамм" для храбрости… (киноальманах) подробнее
Афоня\Афоня подробнее
Бег\Бег подробнее
Будьте моим мужем\Будьте моим мужем подробнее
Вместо меня\Вместо меня подробнее
Волшебный голос Джельсомино\Волшебный голос Джельсомино подробнее
Дни Турбиных\Дни Турбиных подробнее
Ехали в трамвае Ильф и Петров\Ехали в трамвае Ильф и Петров подробнее
Жена для метрдотеля\Жена для метрдотеля подробнее
Женщина в белом\Женщина в белом подробнее
Иван и Коломбина\Иван и Коломбина подробнее
Исчадие ада\Исчадие ада подробнее
Ищите женщину\Ищите женщину подробнее
Капитан Немо\Капитан Немо подробнее
Карусель\Карусель подробнее
Легенды перуанских индейцев\Легенды перуанских индейцев подробнее
Любовь к трем апельсинам \Любовь к трем апельсинам подробнее
Москва слезам не верит\? подробнее
Новые приключения капитана Врунгеля\Новые приключения капитана Врунгеля подробнее
Открытая книга\Открытая книга подробнее
Пани Мария\Пани Мария подробнее
Под крышами Монмартра \Под крышами Монмартра подробнее
Преступление и наказание \Преступление и наказание подробнее
Приключения Буратино\Приключения Буратино подробнее
Приключения принца Флоризеля\Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы подробнее
Приключения Электроника \Приключения Электроника подробнее
Принцесса цирка \Принцесса цирка подробнее
Про красную шапочку \Про красную шапочку подробнее
Самогонщики. Пес Барбос и необычный кросс.\Самогонщики. Пес Барбос и необычный кросс. подробнее
Сильва\Сильва подробнее
Смешные люди! \Смешные люди! подробнее
Совсем пропащий\Совсем пропащий подробнее
Сон в руку, или чемодан\Сон в руку, или чемодан подробнее
Трест, который лопнул\Трест, который лопнул подробнее
Тридцать три\Тридцать три подробнее
Факты минувшего дня\Факты минувшего дня подробнее
Фокусник\Фокусник подробнее
Через все годы\Через все годы подробнее
Чиполлино\Чиполлино подробнее
Чудный характер\Чудный характер подробнее
Чужие здесь не ходят\Чужие здесь не ходят подробнее
Шаг навстречу (Несколько историй веселых и грустных)\Шаг навстречу (Несколько историй веселых и грустных) подробнее
Шла собака по роялю\Шла собака по роялю подробнее
Щит и меч\Щит и меч подробнее
Я шагаю по Москве\Я шагаю по Москве подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#