"Престиж"
Название фильма: | Престиж |
|
|
Страна-производитель: | США, Великобритания | ||
Английский: | The Prestige | ||
Жанр: | фантастика | ||
Режиссер: | Кристофер Нолан | ||
В ролях: | Кристиан Бэйл, Хью Джекман, Майкл Кейн, Дейвид Боуи, Скарлетт Йоха | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Премьера в России 18 января 2007
• Официальный сайт
• Страница на IMDb
Трейлеры на Apple.com, Yahoo!
Прокатчик: Каро премьер
Примечание:
Официальный сайт: www.prestige-movie.com
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины при бюджете 40 млн. $ начались в январе 2006 года.
- Картина снята по одноименной книге Кристофера Приста, опубликованной в 1995 году.
- Тэглайн картины гласит: "Ты внимательно смотришь?".
Максим Якушев
Дополнительная рецензия:
Лондон. Рубеж XIX-XX столетий. Главным развлечением для публики становятся выступления иллюзионистов. Фокусники разных мастей буквально оккупируют площадки города, от заштатных пабов на окраинах до солидных театров в центре столицы. Наибольшим спросом и любовью зрителей пользуются представления Альфреда Бордена и Роберта Энджера. Когда-то они работали вместе под началом старика Каттера, изобретателя фокусов. Разрыв произошёл из-за несчастного случая со смертельным исходом. Бывшие друзья внимательно следят за деятельностью друг друга. Однажды Энджер узнаёт о новом фокусе Бордена, который превосходит всё виденное доселе. Он решает докопаться до истины, чего бы ему это не стоило.
Название картины отсылает нас к латинскому praestigium, что означает иллюзия, обман чувств. В профессиональных кругах престижем называют финальную часть фокуса, когда зритель понимает, что его обманули, но не знает как именно. Впечатляющий, яркий престиж – мечта любого иллюзиониста.
Снимая фильм о фокусниках и природе иллюзии, Кристофер Нолан, естественно, хотел сказать куда больше. За детективными хитросплетениями сюжета читается желание поговорить о человеке на примере противостояния отдельно взятых иллюзионистов. Борден и Энджер не просто враги, они антиподы, представители диаметрально противоположных мировоззрений. Режиссёр лишь иллюстрирует их взаимоотношения, где каждый окажется не без греха, оставаясь за пределами самой схватки. Всё остальное: симпатии, выводы – на совести каждого из нас.
По форме, уровню подачи, изысканности детективной линии к «Престижу» сложно предъявить хоть одну серьёзную претензию. Профпригодность Кристофера Нолана давно не подлежит сомнению. Перед нами высококачественный жанровый продукт с претензией на известную философичность и смысл. Совсем не исключено, что они там действительно есть. Смущает другое – какая-то вселенская усталость в атмосфере самой картины. Нолан то ли не захотел, то ли просто не смог внести в картину что-то своё. Здесь всё настолько гладко, ровно и выверено, что это даже начинает пугать. Математический расчёт виден сразу, а вот искорки авторского вдохновения обнаружить не удалось. «Престиж» как дорогой манекен, выставленный в витрину дорого бутика, которого подслеповатые посетители могут принять за живого. Увы, это всего лишь собранный пластмассовый каркас.
Единственными живыми персонажами в искусственном мире Кристофера Нолана оказались физик Никола Тесла и его помощник Алли в исполнении инфернального Дэвида Боуи (блистательное возвращение после шестилетнего затишья) и показавшего своё истинное лицо Энди Серкиса. Возможно, такой кастинг стал первым и последним взрывом вдохновения режиссёра во время работы над обманчиво красивым «Престижем».
(с) Станислав Никулин
С сайта Киномания Ру
Из жизни Копперфилдов
Юрий Гладильщиков
Выходит "Престиж" Кристофера Нолана - режиссера, с ходу обретшего славу артиста после изысканно запутанного триллера "Помни" и делающего теперь новую серию кино-"Бэтменов" с Кристианом Бейлом: второй фильм появится в 2008-м. Пользователи главного мирового киносайта www.imdb.com от "Престижа" в восторге: он попал в список лучших фильмов в истории. Такая сверхоценка многих удивит.
О чем это. О безумном соперничестве двух одержимых тайнами и первенством британских магов в последние годы XIX века. Оба, к восторгу публики, делают фокус с перемещением человека в пространстве, заходя в одну дверь и моментально появляясь из другой на расстоянии десятка метров. Проблема в том, что оба не могут понять, как сие делает соперник. Эти двое предшественников клана Кио и Дэвида Копперфилда были друзьями, но стали врагами, когда во время выступления по ошибке одного погибла жена другого. В противоборстве они не останавливаются ни перед кознями, публично срывая трюки друг друга и обрекая противника на посмешище, ни — даже — перед убийствами.
Состав фильма звездный. "Копперфилды" — Кристиан Бейл и Хью Джекмен. Ассистентка-любовница-шпионка, переходящая от одного к другому, — Скарлетт Йоханссон (нечаянная хохма в том, что они с Джекменом недавно появлялись в другом фильме с фокусами — в "Сенсации" Вуди Аллена). Создатель механизмов для фокусов — Майкл Кейн. Знаменитый и загадочный изобретатель Никола Тесла, который в фильме как раз и придумывает для героя Джекмена машину для перемещения в пространстве, — почти столь же загадочный Дэвид Боуи.
Что в этом хорошего. И сразу — сложности. Фильм обречен на претензии со стороны как минимум двух групп аудитории. Первая — поклонники романа-первоисточника и его автора британца Кристофера Приста. Им не понравится, что режиссер Нолан нагло перелопатил роман, в том числе внеся в сюжет кровавые обстоятельства. Вторая — неискушенный зритель. Впрочем, что неискушенный? Даже некоторые искушенные — и те не вполне догадаются, что же на самом деле происходит. Нолан — мастер запутывать зрителя. А тут уж почти перестарался. События в "Престиже" показаны с точки зрения обоих персонажей. Действие перекидывается из настоящего в прошлое и обратно, тем более что оба героя читают дневники друг друга. В сюжете присутствуют таинственные двойники. А поскольку долго не улавливаешь, являются перемещения наших "Копперфилдов" в пространстве чудом или надувательством, то не можешь понять, фильм какого жанра смотришь: мистический триллер? Фантастический в духе Герберта Уэллса? Или же это драма про жестокость шоу-бизнеса, главными жертвами которого в конечном счете становятся его звезды?
Вместе с тем, как всякий хороший триллер, "Престиж" полон умных смыслов. Это фильм о сути XX века, которая как раз и стала формироваться в конце XIX. О легкости манипуляции общественным сознанием (выигрывает тот, говорят в "Престиже", кто овладевает вниманием). О том, что для одержимых нет понятия морали. Один из героев скорее Моцарт — талант. Другой скорее Сальери — трудяга. Но поскольку оба одержимы соперничеством и ревностью, разница между Моцартом и Сальери стирается.
Можно также сказать, что "Престиж" — фильм о возникшей накануне XX века наивной вере в науку, которая вскоре станет творить истинное чудо. Например, то самое, о чем мечтают герои-"Копперфилды": позволит перемещаться в пространстве (в "Гарри Поттерах" это называется "трансгрессировать"). Но наука и техника в XX веке будут творить не только чудеса, но и смерть — что происходит и в фильме.
Однако, кажется, "Престиж" — из тех картин, рациональный подход к которым не слишком правилен. Едва ли многотысячные западные фанаты imdb.com искали в "Престиже" исключительно смысл. Зато они восприняли фильм более непосредственно — как магический кинороман, полный волнующих загадок и удивительных красок. Потому и оценили его столь высоко.
Один из официальных рекламных слоганов фильма. Внимательно смотришь?
Наш вариант рекламного слогана. Смотри не смотри, внимательно или не очень — тебя все равно надуют.
История двух фокусников-иллюзионистов, чье соперничество за зрителя перерастает в кровавую борьбу. Навязчивая идея быть лучше меняет человека, наполняет его подлостью, хитростью и завистью и приводит к смертельным последствиям. С первого момента как молодые фокусники впервые встретились Роберт Ангер и Альфред Борден, они становятся соперниками. Но дружеское соперничество перерастает в борьбу, делая из молодых людей ненавистных врагов, которые пойдут на все ради победы, не жалея окружающих жизней…
События, полные уловок и ухищрений, разворачиваются в средневековом Лондоне.
Рецензия:
Английского режиссера Кристофера Нолана, прославившегося шесть лет назад блестящей детективной головоломкой «Помни», не раз сравнивали с иллюзионистом. Стремление постоянно запутывать зрителя ложными ходами и отвлекающими маневрами, чтобы в финале вызвать изумленное «Ах!» своим заключительным трюком, всегда было свойственно ему не меньше, чем представителям этой благородной профессии. В «Престиже», экранизации романа о двух соперничающих фокусниках, он вновь выходит на сцену в таком амплуа. Выступление вышло небезупречное, но по большей части довольно-таки блистательное.
Несмотря на общую головоломность сюжета, между «Престижем» и «Помни» есть одна ключевая разница. «Помни» снимал автор молодой и азартный, для которого сама механика киношных трюков была предметом упоения не меньшего, чем возможные будущие овации зрителей. В «Престиже» Нолан, кажется, уже чувствует себя немножко Мастером (именно так – немножко, но с заглавной буквы), и его самонадеянность временами выходит ему боком. Некоторые пассы руками получились чересчур многозначительными и совершенно излишними – «Престиж» с легкостью мог бы похудеть минут на двадцать и стал бы от этого только стройнее и краше. Другая оплошность мастера будет, пожалуй, посерьёзнее – в пылу своей магической всесильности он время от времени как будто забывает, что в зале сидят не дети малые, а вполне взрослые люди, повидавшие на своём веку не один десяток фокусов и фокусников. Поэтому иногда получается конфуз – очередная загадка фильма уже разгадалась сама собой, а Нолан, будто не заметив этого, ещё минут десять делает по её поводу таинственное лицо. Особенно это портит финал, где одно «откровение» (более-менее очевидное примерно с середины фильма) оттягивается особенно мучительно.
К счастью для «Престижа» – и зрителя, полагаю, тоже – в этом месте появляется большое и смачное «но всё же». За исключением описанных выше моментов (которые, безусловно, для кого-то могут иметь ключевое значение), «Престиж» впечатляет нешуточно, причём на нескольких уровнях сразу. Это и просто увлекательнейшая головоломка, в которой безумно интересно следить за тем, как раскручивается интрига; это и история одержимости успехом, превращающей живого человека в подобие заведённой игрушки с одной-единственной пружиной внутри; это и схватка старого и нового, классики и прогресса, ловкости человеческих рук и возможностей сложных машин; это захватывающее кино с отличными актерами в главных ролях, наконец. Что само по себе уже немаленькое достижение.
И особенно интересно тут вот что – судя по некоторым деталям, для Нолана «Престиж» не столько возвращение к своим старым трюкам, сколько прощальная гастроль, выход иллюзиониста с полным его разоблачением. Здесь он не только вскрывает саму суть, механику обмана (с непременными трепетными канарейками, ежедневно приносимыми в жертву безжалостной машине фокуса), но и делает определенный выбор между двумя фокусниками, двумя собственными «альтер эго», который даёт понять – фокусы кончились, начинается жизнь. Такой поворот событий можно понять – в конце концов, Нолан сейчас на посту нового официального постановщика «Бэтмена», его ждут великие дела. Но и зритель во всей этой истории вряд ли останется в накладе. Потому что – скажем шёпотом, но твёрдо – когда Нолан снимает прямолинейно, без временной путаницы, без ложных ходов и отвлекающих манёвров, получается намного лучше.
Серж Кочерыжкин