Описание фильма

"Престиж"   

Название фильма: Престиж
Престиж
Страна-производитель: США, Великобритания
Английский: The Prestige
Жанр: фантастика
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Кристиан Бэйл, Хью Джекман, Майкл Кейн, Дейвид Боуи, Скарлетт Йоха
Год выпуска: 2006
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Два конкурирующих фокусника, пытаются всеми правдами и неправдами раскрыть секреты мастерства друг друга.

Профессиональное противостояние позволит им добиться успеха, но… какой ценой?


Рецензии:
За кулисами цирка
Текст: Лариса Юсипова
"Время новостей"

"Престиж" Кристофера Нолана на московских экранах
Престиж – это, как объясняет в самом начале фильма герой Майкла Кейна, – совсем не то, вернее, не только то, что имеет в виду большинство людей: не только статус, высота положения и зависть окружающих. Престиж – та самая третья, завершающая часть любого фокуса, ради которой и проделывают леденящие душу трюки с распиливанием девушки пилой или расплющиванием птицы клеткой. Престиж – это когда ослепительная блондинка целой и невредимой выходит из ящика на поклоны.
Майкл Кейн играет "техника магических искусств" – человека, сооружающего эти волшебные ящики и клетки, вместе с артистом придумывающего новые трюки и обеспечивающего их инженерией. Он единственный, кому открыты все тайны. Ведь даже фокусник может заставить себя поверить, что клетка не причинит птице вреда. Но техник знает, что под ее дном он всегда найдет скрытый от публики покрывалом крошечный птичий трупик.
Лондон, рубеж XIX–XX веков. Под руководством героя Кейна двое молодых фокусников – Роберт (Хью Джекман) и Алфред (Кристиан Бэйл) начинают свою карьеру. В роли "девушки для распиливания" с ними вместе работает жена Роберта. Слишком рискованный трюк, на который решил пойти одержимый страстью к новаторству Алфред, стоит ей жизни. Алфреда изгоняют из компании. Бывшие друзья и коллеги становятся врагами и соперниками на всю жизнь. Их кровавому соперничеству с невероятным исходом и посвящена картина.
Читавшие книгу британского литератора Кристофера Приста, которая легла в основу экранизации, утверждают, что все истории про убитую женщину, отстрелянные пальцы, переломанные ноги и закапывание живьем в могилу – на совести режиссера Кристофера Нолана: он сам написал по книге сценарий (в колледже будущий режиссер изучал английскую литературу и полагает, что это сильно повлияло на его восприятие кинематографа). В романе все куда менее броско, все приглушенно: это просто история двух талантливых фокусников; одному из них судьба сделала царский подарок в виде брата-близнеца, а второй, не знающий о существовании брата, пытается постигнуть тайну раздвоения личности. Но вряд ли автор "Помни..." /Memento/ (2000), "Бессонницы" /Insomnia/ (2002) и "Бэтмена: начало" /Batman Begins/ (2005), британский режиссер, уже несколько лет как признанный звездой мировой величины, вводит в свой фильм кровавые эпизоды исключительно ради кинематографического эффекта. Дело, скорее, в том, что Нолан снимает кино не столько о фокусниках, сколько о шоу-бизнесе – понятии, которого во времена действия романа еще не существовало, но появление которого оказалось столь же неизбежным, как и наступление нового века.
Воплощением образа грядущего столетия в фильме стал сыгранный Дэвидом Боуи Никола Тесла, великий изобретатель, чьи идеи и спустя сто лет остались фантастикой. Появление фантастической линии в картине, где любое чудо объясняется с детальной подробностью, а детали прописаны с настоящей британской тщательностью, сбивает с толку зрителя. Момент, когда диккенсовский реализм переходит в science fiction, ускользает от восприятия – именно поэтому не читавшим книгу очень трудно сообразить, что же именно происходит в финале. Пользуясь терминологией фильма, можно сказать, что сам престиж, то есть финальный, главный аккорд, Нолану не совсем удался, зато процесс подготовки кульминации оказался по-настоящему превосходен.
По фильму герой Кристиана Бэйла гораздо талантливее героя Хью Джекмана, хотя в последнем куда больше звездности. Из этого расклада явно и исходил режиссер, подбирая исполнителей: англичанин Бэйл – актер действительно выдающийся, австралиец Джекман – актер-звезда.
Американка Скарлетт Йоханссон, сыгравшая Оливию – возлюбленную сначала одного, затем другого героя, которую оба они не стесняются использовать как шпионку и провокаторшу, – после последней роли у Вуди Аллена так прочно вписалась в цирковые интерьеры, что кажется, будто в них родилась. Ее фарсовый – в "Сенсации" /Scoop/ (2006) – дуэт с Хью Джекманом, в "Престиже" действительно переходит в область трагедии.
Именно Йоханссон становится в фильме музой самого явления "шоу-бизнес", воплощением идеи о том, что представление должно продолжаться, какие бы кровавые драмы ни разыгрывались в этот момент за сценой. В чем причина этих драм: одержимость ли искусством, жажда победы над соперником, стремление к престижу – в общепринятом смысле слова – на этот вопрос фильм не дает ответа. И то, и другое, и третье. Только в истории, рассказанной Ноланом, главным все-таки становится не искусство, не шоу, а его жертвы: убитые птицы, покончившие с собой или случайно погибшие женщины и сами художники, поверившие в свое сверхчеловеческое могущество. "Я никогда не считал себя удачливым человеком, – признался однажды Кристофер Нолан. – Я законченный пессимист. Это действительно так".
С сайта www.film.ru

РЕЦЕНЗИЯ
Из друзей получаются очень неплохие враги. Особенно, когда они занимаются одним делом и подают в нем большие надежды.
Начинающие иллюзионисты Роберт Энджиер и Альфред Борден работали подмастерьями у фокусника, имевшего определенный успех у лондонской публики. Труппа включала также жену Энджиера, Джулию. Однажды склонный к нешаблонным методам Борден завязал руки Джулии не тем узлом, каким было договорено. В итоге, она погибла, дело рухнуло, а Борден стал врагом Энджиера (и наоборот). Парни начали собственные проекты, но никак не могли раскрутиться, потому что взаимно пакостили друг другу. Они хотели стать лучшими в своем деле. Но, возможно, еще больше они стремились отомстить друг другу.
От Кристофера Нолана до сих пор ждут продолжения «Помни». А он, знай себе, клепает проекты, совершенно непохожие. «Престиж» - категорически новый для него опыт: реальный исторический фон, иллюзионистская практика. Есть, однако, нечто непременное для Нолана: на первом плане – человек на грани. Даже два человека (а точнее, три – но это секрет, секрет!). Кинематограф вообще тяготеет к демонстрации обычного человека в необычных обстоятельствах. Нолан делает это единственной своей задачей. Чем острее пограничная ситуация, тем режиссеру труднее удержать ее под своим контролем. У Нолана пока получается (великолепная техника позволяет), хотя уже – с заметным трудом.
Откуда затруднения? Может, от расконцентрированности? Есть логика в том, что два главных героя лучше, чем один. Но больше – далеко не всегда лучше. Положим, Кристиана Бейла можно клонировать до бесконечности – он все равно будет хорош. С Хью Джекменом такая история не проходит. Он и в единственном лице – уже перебор.
На несколько месяцев раньше в прокат вышел «Иллюзионист» - достаточно светлая сказочка, где главным делом тоже был трюк на выживание. Странная мода на фильмы про фокусников на «Престиже» должна закончиться. Интересно задуманный сюжет про двух смертельно конкурирующих профессиональных обманщиков в воплощении Нолана способен надолго убить интерес к этой теме. Тяжелая, вязкая, реалистичная вопреки всему драма не имеет главного, что требуется от истории про иллюзионистов: блестящей развязки. Сияющей, как монета, которую фокусник достает у вас из-за шиворота. То, что происходит в финале «Престижа», трудновато предугадать – но, когда это происходит, поражаешься банальности развязки. Это грустно, господа: мы привыкли, что Нолан нас вознаграждает более красиво. Он сам виноват: сам поднял свою личную планку на рекордные высоты. Для режиссера попроще «Престиж» мог бы считаться несомненной удачей.
     
(c) Джон Сильвер

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#