"Живой"
|
Название фильма: |
Живой |
|
Страна-производитель: |
Россия |
Английский: |
Alive |
Жанр: |
драма / мистика |
Режиссер: |
Александр Велединский |
В ролях: |
Андрей Чадов, Максим Лагашкин, Владимир Епифанцев, Александр Робак, Виктория Смирнова, Алексей Чадов, Ольга Арнтгольц, Екатерина Волкова
|
Год выпуска: |
2006 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Молодой человек по кличке Кир воевал в Чечне. Там его чуть не убили (а может, кстати, и убили – поди разберись). Ну, в общем, допустим, что его не убили. Два товарища в белых маскхалатах (дело было зимой) вместе с лейтенантом вытащили его к своим. А сами погибли (лейтенант, кстати, тоже). Киру отрезали ступню, и в таком виде выпустили в гражданский социум. Свое пребывание в мирном пространстве-времени Кир начинает с того, что мочит в гараже майора из военкомата – толстую рожу, наживающуюся на чеченских героях. Потом Кир попадает под колеса джипа – но, опять-таки, вроде остается жив. А очнувшись, видит, что сидит у костра, а перед ним – два его боевых товарища в белых маскхалатах. Они не ожили – просто каким-то образом просочились в реальный мир Кира. Другие живые их не видят – ну, разве что с жестокого бодунища. Теперь Кир с товарищами будут жить втроем.
Чеченская тема уже до того обсосана российским кинематографом, что просто так к ней не подойдешь. Нужны нестандартные ходы. А чем ход нестандартней – тем он дальше получается от реальной боли за судьбы этих несчастных парней, тем больше получается стилистических вывертов и чистого искусства. Это раздражает: в такой теме голая правда – ей-богу, лучший вариант. Чистое искусство на этом поле могут себе позволить разве что особо великие режиссеры, но среди молодой российской поросли таковых не наблюдается. Александр Велединский уж к ним определенно не относится. В бездарности его не обвинишь, но со сложными задачами он справляется совсем не лучшим образом.
В «Живом» столкнулось сразу все – православие, народность, загробный мир, загробный юмор, интернациональный долг. Совладать с этим не может никто – ни режиссер, ни актеры. Андрей Чадов старательнее других. Он стремится играть просто и искренне, но временами его заставляют, раззявив рот, орать на бога – и это выглядит настолько фальшиво, что вмиг забываешь про его предыдущие заслуги. Вообще, религиозный дискурс, ради которого все, похоже, и затевалось, освоен крайне бездарно. Тот самый случай, когда очень хочется, но вообще не можется.
После фильма остаются странные ощущения. Обманутые ожидания – лишь малая их часть. Кроме этого, есть еще и непонимание замысла, раздражение от невнятно рассказанной истории. И смутное подозрение, что тебя, прилежного зрителя, просто каким-то образом поимели. Я так и не смог разобраться, каким именно. Допускаю, что у режиссера и в мыслях ничего подобного не было, что я просто не «въехал». Такое случается, к сожалению, чаще, чем хотелось бы. При этом, что самое интересное – не могу сказать, что фильм показался плохим. Есть в нем и чувство, и стиль, и сцены замечательные. Но за всем этим маячит какой-то нехороший расчет, мешающий воспринимать «Живого» позитивно.
(c) Джон Сильвер
Обсуждение фильма