"Тот самый Мюнхгаузен"
Название фильма: | Тот самый Мюнхгаузен |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Тот самый Мюнхгаузен | ||
Жанр: | комедия / экранизация | ||
Режиссер: | Марк Захаров | ||
В ролях: | Александр Абдулов, Леонид Броневой, Юрий Катин-Ярцев, Игорь Кваша, Елена Коренева, Всеволод Ларионов, Семен Фарада, Инна Чурикова, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, Игорь Ясулович | ||
Год выпуска: | 1979 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
"Комическая фантазия о жизни, любви и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена, жившего в XVIII веке в Германии и ставшего героем многих весёлых книг и преданий", - гласит подзаголовок этого блистательного телевизионного двухсерийного фильма, поставленнного режиссёром Марком Захаровым по сценарию Григория Горина.
Этот фильм - не экранизация романа Р.Распэ, а совершенно оригинальное произведение наших талантливых современников.
Все привыкли считать Мюнхгаузена великим вралем и обманщиком. Но барон был честным человеком, просто он был неистощимым фантазером. Барон готов жениться на своей возлюбленной Марте, но церковь отказывает, так как имеется жена. Уставшая от сложностей Марта хочет, чтобы её любимый стал наконец таким как все, но барон-то этого не хочет, да и не может. Он готов потерять любимую и расстаться с драгоценной жизнью, но отстоять правдивость своих историй...
Эпиграф: "Серьезное лицо - это еще не признак ума. Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"
Сценарист Г. Горин и режиссер М. Захаров называют картину «Тот самый Мюнхгаузен», как бы подчеркивая, что речь идет о знаменитом бароне. На самом деле лента Захарова и Горина рассказывает о советской жизни начала 80-х годов гораздо больше, чем многочисленные кинопроизведения с производственными, колхозными или научными сюжетами.
Перед нами — перевертыш давней истории. Мюнхгаузен — единственный человек, говорящий правду в обществе лжи и лицемерия. Он действительно открыл для человечества новый день. В его дневнике на самом деле — подвиги, которые нужно совершать ежедневно. Он действительно переписывается с Шекспиром и знает дату окончания ведущейся в Америке войны.
Но обществу подобные фантазии не нужны. Оно требует от барона отринуть все то, что отличает его от остальных, стать таким как все. Мюнхгаузен отказывается, и тогда начинается атака. Эстетика театра абсурда буквально пронизывает эту горестно-комическую историю. Однако абсурд этого фильма порожден, увы, реальными фактами нашей недавней жизни, когда репертуар рок-ансамблей или иностранные надписи на майках были предметом обсуждения едва ли не в Политбюро.
Возможно, нынче параллелизм и аллюзии, из которых соткана художественная ткань фильма, будут прочтены не всеми. Ведь, помимо блистательно придуманного и филигранно срежиссированного антисоветизма, картина знаменита замечательными актерскими работами звезд отечественного кинематографа.