"Простые вещи"
Название фильма: | Простые вещи |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Простые вещи | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Алексей Попогребский | ||
В ролях: | Сергей Пускепалис, Леонид Броневой, Ольга Самошина, Светлана Камынина, Михаил Евланов, Иван Шведов, Александр Безруков, Сергей Волкош, Сергей Степин | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
В этот день у Сергея Маслова, врача-анестезиолога в питерской больнице, жизнь не заладилась. Неудачно прошла операция, с медсестрой Ксюшей возникли осложнения явно внеслужебного рода, по пути домой с работы (вернее — из пивной) отобрали права. Дома — не лучше. Дочка сбежала с каким-то неясным типом, а жена заявляет, что беременна и твердо намерена рожать, хотя в их коммунальной комнате и без того тесно.
Дела вроде бы начинают налаживаться, когда Сергею предлагают за хорошие деньги посещать на дому Владимира Журавлева, старого актера, когда-то прославившегося одной — не самой им любимой — ролью, а ныне почти полностью забытого. Журавлев старик, на первый взгляд, вздорный и капризный, и до Маслова сменилось уже несколько врачей. Но с Сергеем у него начинают складываться доверительные отношения. Пока однажды Журавлев не предлагает ему следующий расклад: Сергей должен помочь ему достойно уйти, и тогда в награду он получит картину работы Репина, стоимости которой должно хватить на покупку новой квартиры.
Сергей не терпит сложностей и неоднозначных ситуаций. Он не желает "вникать в капризы" Журавлева, да и работать с ним больше он не станет...
Но клубок обстоятельств жизни Маслова становится все более запутанным. Что-то надо делать. И вот, однажды, он подходит к дому Журавлева, неся маленькую ампулу в кармане и большое зеркало подмышкой...
Еще:
Маслов (Пускепалис), анестезиолог второй категории, как-то неожиданно устал. Жена хочет сына, а куда его в коммуналке. Дочка злоупотребляет косметикой и только что ушла жить к какому-то балбесу. Выпили по последней — права отобрали. У медсестры родители на дачу уехали — но уже и не хочется. Пациенты суют шоколадные конфеты — и куда их девать, а отказаться неловко. Взял халтуру — за пятьдесят баксов делать уколы старому актеру (Броневой), который жилплощадь кому надо отпишет, когда помрет, а тот принялся дилеммы ставить морального свойства. И сидит Маслов на грузинском застолье в китайском ресторане и слушает тосты за человека, который «каждый день совершает честный поступок», — за себя вроде как. Формально, кажется, драма, но в глубине души — скорее комедия, «Простые вещи» фиксируют состояние, бывшее в нашем кинематографе особенно востребованным на излете застоя — во времена осенних марафонов и полетов во сне и наяву: осознание сорокалетним человеком того, что и жизнь бывает второй категории, и анестезия уже не помогает. Пасмурное состояние «ни то ни се»: как все неплохо, но что-то и не так, как сорок лет еще не старость, но уже и не молодость. Динамичный, построенный в основном на доверительных крупных планах (статику и планы общие режиссер оставил, вместе с оператором, своему напарнику по «Коктебелю» Борису Хлебникову), фильм порой заносит в несколько искусственный абсурдизм, порой, как ни странно, — в театральность, но он неизменно выруливает обратно. Это фильм о простых вещах, которые люди норовят запутать, но которые сами встают на свои места, стоит лишь взглянуть на них по-другому. Это фильм о важных вещах, о которых можно говорить и без нарочито серьезного выражения лица. Это фильм о реальных людях, которые могут быть и трогательными, и смешными, стоит лишь отнестись к ним с участием и теплым юмором.
Из прессы: - Обещая на старте психологическую драму, картина в финале оборачивается скорее социальной комедией — компромиссной и примирительной. _ Это то решение жюри, которому хочется долго аплодировать. Реалистическая, глубоко человечная история о враче, которого судьба сводит со старым актером, мечтающим как можно скорее уйти из жизни, вызвала и у жюри, и у публики настоящий катарсис. Тем более, что в ленте сыграл один из самых выдающихся и скромных мастеров нашего искусства — всеми любимый Леонид Броневой. _ Редкая для нашего нового кино достоверность диалогов и картинки. Больница, где работает герой-анестезиолог, коммуналка, где он ютится с женой и 17-летней дочерью, город, почти всегда в расфокусе на заднем плане, — все живет в кадре естественно и просто. _ В этой картине много горькой правды о людях, но режиссер к ним ласков, и это тот редчайший случай, когда фильм нравится и зрителям, и кинокритикам. Пожалуй, только в этих случаях мы можем говорить о кино, как о произведении искусства, а не о фестивальном или коммерческом продукте. _ Это то кино, язык которого складывается из детали, жеста, взгляда, из перепадов ритма, из выразительности интерьера или одежды. Где все растворено в нашей действительности и в стенах кинотеатра словно продолжается та же жизнь, что за стенами, только протерли линзы объектива и обратили глаза зрачками в душу. Это все редкие кинематографические дары, и давайте поздравим себя с обретением такого режиссера. _ Простые вещи" вообще не слишком напоминают художественное кино, скорее уж документальное, псевдодокументальное, остроумную пародию на жанровый кинематограф. В этой истории растворяешься, пропадаешь, сочувствуя доктору, как, наверное, сочувствовал бы себе, одновременно восхищаясь: ни закрученного сюжета, ни гама, ни особой экспрессии, а оторваться невозможно. Как будто это сама жизнь, непостижимым образом запечатленная в пленке и которую непременно нужно вместе с персонажами прожить. _ Тонкое наблюдение за жизнью, поиск сущности человека через детали, которые его окружают, через не сказанные им слова и не сделанные поступки — это кинематограф по Попогребскому. Обыденность происходящего, возникающие и пропадающие бесследно для фабулы, но не для аудитории персонажи, и другие признаки новеллы делают фильм многослойным и открытым для любой аудитории, которая не побоится неторопливости и реалистичности произведения.