Описание фильма

"Доброй ночи и удачи"   

Название фильма: Доброй ночи и удачи
Доброй ночи и удачи
Страна-производитель: США
Английский: Good Night, and Good Luck
Жанр: драма
Режиссер: Джордж Клуни
В ролях: Дэвид Стрэтэйрн, Патришиа Кларксон, Джордж Клуни, Джефф Дэниэлс, Роберт Дауни-мл., Фрэнк Ланджелла, Роберт Джон Берк, Алекс Борстайн, Мэтт Росс, Рэй Уайз
Год выпуска: 2005
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
фразы
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

1950 год. Тележурналистика только встает на ноги. Фильм рассказывает о реальном конфликте между тележурналистом Эдвардом Р. Мурроу и сенатором Джозефом МакКарти.

Чтобы рассказать всю правду народу, Мурроу и его преданная команда, во главе с продюсером Фредом Френдли и Джо Вершба, преодолевая давление со стороны корпорации и спонсоров, пытаются узнать к какой грязной тактике и лжи прибегал МаКарти во время его "охоты на коммунистических ведьм". Открытая вражда журналистов и сенатора становится еще более напряженной, когда МаКарти обвиняет Мурроу в том, что тот сам является коммунистом.

Какими мы не были
Текст: К.Тарханова

Новый фильм Джорджа Клуни столь прост, что вместо анализа заслуживает эпитетов. "Доброй ночи и удачи" /Good Night, and Good Luck/ (2005) — это умно, приятно, ностальгично, спокойно, бессюжетно, изящно, добродетельно, достоверно. "Какие морды породистые", — сказал кто-то на выходе. Ответ: "В цвете они, наверно, не такие". "Не такими" они оказались и для Американской киноакадемии, не давшей фильму ни одного из запланированных "Оскаров". Академия просто не поняла его, не въехала в связь времен, любуясь лишь собственным, весьма разноцветным временем ("Столкновение" /Crash/ (2004), "Горбатая гора" /Brokeback Mountain/ (2005)), что эпитеты лишь подтверждает. Уж сравнения нет по кино...
 
Хотя вторая режиссерская работа Клуни, ретро-пейзаж эпохи маккартизма в черно-белых тонах, действительно сделана на любителя. Его дебют, "Признания опасного человека" /Confessions of a Dangerous Mind/ (2002), был менее прост, но в том числе поэтому он был для всех. А "Доброй ночи и удачи" однозначно не требует политкорректного попкорна, требуя политической зрелости. Чтобы ты не тонул в ветхозаветных американских сенаторах и генералах и не сводил кино к игре в бисер. Нет, ты не обязан знать ничего, в отличие от Клуни, который обязан знать даже то, что у нас в 1953-54 годах был Маленков. Но вот понимать, что почем при советской власти, что — при американской, и как это транслируется из их 50-х годов и из наших 50-х, и какова по сей день разница потенциалов, тебе должно быть свойственно, как воздух. Иначе неинтересно. Понимающих при этом не так, чтоб много. Экзистенциально фильм — как раз о том, какими мы не будем никогда, ни при какой погоде. Что отсутствует в нас, как класс, на протяжении тысячи лет. То хорошее, на чем сотни лет назад возникла "Америка, Америка..." и о чем Клуни счел необходимым напомнить ей сегодня.
 
Как хороший американец, он ненавязчив в своих убеждениях, в душу не лезет, почему фильм тем более на любителя. Если идеологию не педалируют, разбираться — заколебаешься, даже зная. Но любителю в кайф просто рассматривать будни канала CBS, когда они "были молодые и чушь прекрасную несли". Допотопные микрофоны, бурбон на рабочем месте, реклама сигарет "Кент", вечно поющая негритянка, полное отсутствие "эфирных зон" с тройным кольцом охраны, "мест для курения" и буфета, где все прячутся от работы, мешковатые штаны, шелковые комбинации с кружевами, заколки-невидимки, тогдашняя их "офисная" мебель, которая у нас возникла лишь 50 лет спустя, короткие мужские разговоры без экивоков и все, о чем мечтал Хэмингуэй. Известно, что жена бросила. Не обсуждается. "Твои дети получили образование за мой счет", — не повод для рабства дикого. Вообще ничего не повод для рабства. "Какой же ты еще зеленый... — По крайней мере, не красный". Клуни снял мечту Хэмингуэя о суровой мужской дружбе как подробнейшую реальность, найдя ей точное время и место. Аналогичным образом Герман в свое время снял "Мой друг Иван Лапшин" (1984).
 
Конечно, в сравнении с "Мой друг Иван Лапшин" "Доброй ночи и удачи" намного поверхностней и хэппи-эндистей, чисто по-американски. Но даже это небезосновательно. С таким лицом, похожим на легендарного тогдашнего Джорджа Сандерса (полу-русского, кстати), трудно себе представить, что у Эдварда Мурроу (Дэвид Стрэтэйрн) были проблемы с женщинами. Или проблемы в быту, с примусом. У них всегда есть пылесос, и все реальные проблемы — на деле. Чокнутый сенатор совсем уже обнаглел. Это тоже не обсуждается. Но надо найти столь точные слова, чтобы сенатора поставили на место — не комментатор Мурроу, не шеф-редактор с подачи всенародно избранного ВВП, а тихие американцы, все жаждущие зрелищ и не ведающие Джефферсона так же, как наши — Маленкова. И месяцами, годами изо дня в день надо изобретать эту новую точность в адекватных реакциях на все дела — на происки сенатора, недовольство начальства, неожиданности со стороны сотрудников. Это чисто рабочая ситуация, и фильм посвящен тому, как можно ее правильно решать. Можно. Для этого сам Клуни посмеялся над собой, изобразив в кадре косолапого медвежонка. Но очки-то на месте. Для этого в фильм пришли Роберт Дауни-мл., Фрэнк Ланджелла, Патришиа Кларксон и Джефф Дэниэлс, в чьей команде возможен актер по фамилии МакКарти. Хохма, что одного из телевизионщиков сыграл актер Том МакКарти, притом что сам чокнутый сенатор не сыгран. Он из старой телехроники вписался в кадр, чисто актер. Что "можно" жить, работать и дружить, в фильме не глобально, не вечно, но очень ощутимо.
 
Но только не для нас. У нас подобная ситуация встречается лишь в куплете "Спокойно, товарищи, все по местам", и крейсер "Варяг" тут же тонет. Если бы не потонул, на нем тут же начался бы разброд и шатания, с капитана сорвали фуражку, нацепили незаслуженные погоны, разграбили камбуз, нажрались денатурата, заложили соседа, которому на глаз больше досталось, и всех несогласных толкали бы под коленочки к борту, пока не подогнутся. Вряд ли стоит обольщаться, что с CBS 1953-54 годов сравнимо наше телевидение, допустим, 1993-94 годов, когда, между прочим, у нас вместо эпохи маккартизма была, наоборот, полнейшая свобода. Мурроу и тогда даже в проекте не было. До Мурроу нам бы еще 40 лет идти через пустыню, а потом бы еще 200 лет основывать государство. Нам это надо?
Искусство сворачивать историю
Текст: Валерий Кичин
"Российская газета"
Доброй ночи и удачи /Good Night, and Good Luck/ (2005)
драма
Режиссер: Джордж Клуни
В ролях: Дэвид Стрэтэйрн, Патришиа Кларксон, Джордж Клуни, Джефф Дэниэлс, Роберт Дауни-мл.,…
Фильм Джорджа Клуни "Доброй ночи и удачи" как учебник журналистики.
"Доброй ночи и удачи" /Good Night, and Good Luck/ (2005), вторая режиссерская работа Джорджа Клуни, наконец на наших экранах. Для страны, где тип теленовостей свелся в основном к сообщениям об автомобильных авариях на московских улицах, фильм станет напоминанием о месте журналистики в истории, которую мы творим.
 
Картина возвращает в 50-е годы, когда в США свирепствовала комиссия по расследованию антиамериканской деятельности и с государственных трибун грохотал сенатор МакКарти, обвиняя каждого второго в связях с коммунистами. Конец паранойе был положен, когда ведущий канала CBS Эдвард Мурроу вступил с сенатором в активную полемику и представил доказательства опасности его позиции. Его передачи вынудили сенат инициировать расследование деятельности уже самого МакКарти. Боевые действия стоили телекомпании многих жертв: людей пачками увольняли, начальство нервничало, передачи Мурроу ссылались на "детское время".
Конфликт в фильме связан с делом пилота морской авиации Мило Радуловича, который попал в мясорубку "охоты на ведьм" и был обвинен без суда и следствия. Мурроу пытается вмешаться в ход событий, но сталкивается с взбесившимся государственным аппаратом, который помешался на антикоммунизме.
Клуни сделал эту картину на основе собственных впечатлений. "Я вырос в окружении тележурналистов, — рассказывал режиссер на премьере в Венеции 2005 года. — Телеведущий Эдвард Мурроу был частью моей юности. Мой отец сам был телеведущим в Цинцинатти, всю жизнь вещал людям новости, и мальчишкой я не вылезал из телестудий. В меня с детства вошла убежденность, что долг масс-медиа — информировать людей и вселять в них чувство ответственности за происходящее. Это основа журналистики, вся жизнь моего отца была этому посвящена. В те пору телеведущим верили, и репутация Мурроу была безупречной, а его авторитет был непререкаем для всей Америки".
 
Действие фильма почти не покидает телевизионную студию, причем Клуни скрупулезно воспроизводит не только моды и обстановку телекомпаний тех лет, но и стиль диалогов, характерных для американского кино середины ХХ века. Картина снята в черно-белом изображении, настолько изысканно строгом, что оператор Роберт Элсуит был номинирован на "Оскара". "Во времена Мурроу не было цветного телевидения, мы знаем этого человека черно-белым, — объясняет Клуни. — И мне хотелось, чтобы в фильме он появился таким, каким всем запомнился". Исполнитель этой роли Дэвид Стрэтэйрн проштудировал записи передач с Мурроу и тщательно реставрировал его манеру, вплоть до неизменной сигареты в руке. Хотя курение на американских экранах теперь категорически запрещено, и принципиально некурящий Клуни проронил к слову, что "две трети этих ребят с телевидения потом умерли от рака легких". Но правда жизни для него важнее — в то время "даже врач со стетоскопом слушал ваше сердце, не выпуская изо рта сигаретку".
Это кино интеллектуальное. Оно не давит на слезные железы и не балуется ни с адреналином, ни с тестостероном. В нем есть напряженность, но полностью отсутствуют попытки манипулировать зрителем. Строго блюдя документальный стиль рассказа, Клуни отказался от идеи пригласить на роль МакКарти актера и взял архивные пленки с его выступлениями на заседаниях комиссии по расследованию антиамериканской деятельности — так умерший в 1957 году сенатор сыграл в фильме сам себя. Получилась, в сущности, хроника боевых действий между тележурналистом и государственным деятелем.
 
Джордж Клуни сделал эту картину на волне нарастающей войны с мировым терроризмом — он видит в ее методах много общего с паранойей эпохи МакКарти. И уповает на масс-медиа как единственное средство поставить процесс под общественный контроль. "Профессия журналиста состоит в том, чтобы задавать власти вопросы, — говорил он после венецианской премьеры. — Это не является делом вредным или антипатриотичным, это дело жизненно необходимое, потому что без таких вопросов со стороны общества власть загнивает. Такие вопросы всегда опасны для журналиста — он вообще работает в зоне риска, особенно когда касается проблем гражданских прав. Вот и теперь: если эти идеи насчет национальной безопасности будут приняты к действию — значит, агенты ФРБ по любому поводу станут тайно штудировать ваши медицинские или кредитные карты. А у вас даже нет права узнать об этом. Это опасный шаг в опасном направлении. И я хотел своим фильмом напомнить о правах и обязанностях СМИ. Информация — это четвертая власть, и ее задача — контролировать три остальные. Ее обязанность — докопаться, к примеру, кто сотворил документ, согласно которому Саддам Хуссейн пытался купить уран. Теперь мы знаем, что это ложь, но кто за ней стоит? Когда я обнародовал свои взгляды на войну в Ираке, меня назвали предателем. Что ж, это их право. Я за то мою страну и люблю, что в ней есть свобода высказывать мнения. Но с пугающей регулярностью каждые тридцать лет мы пытаемся ограничить наши гражданские свободы. И всегда для этого используем массовые страхи. Я знаю две журналистские акции, которые повлияли на всю американскую историю. Это когда Уолтер Кронкайт, которому доверяла вся Америка, вернулся из Вьетнама и заявил, что эта война была ошибкой. И когда Эдвард Мурроу назвал МакКарти преступником. Кто станет третьим?" .
Фильм актуален и в более общем плане. "Болевой порог" общества сегодня еще более притупился. Потоки шоковой информации, льющейся с телеэкранов, делают нас нечувствительными к опасности, и наступает, похоже, эпоха безразличия. Люди привыкли к мысли, что от них ничего не зависит, и общественное мнение бездействует, оно перестает участвовать в судьбах мира. Это по-настоящему опасно.
 
Американский телеканал попытался разрулить политическую ситуацию в стране, и это ему удалось. Но мы знаем многие параллели из новейшей истории России, когда подобное заканчивалось противоположным результатом: журналистов сминали, выгоняли с волчьими билетами в карманах. Разгром телевидением государственной политики в США 50-х — реальный пример общественного мнения в действии. Пример, равного которому, увы, не может припомнить Россия.
Стоит порадоваться тому, что из всемирного сердцееда и дамского угодника Джорджа Клуни вырабатывается серьезный и самобытный режиссер, новых фильмов которого ждешь. Его природная элегантность естественным образом перетекла в его кинематограф, который при этом далек от гламурности. Энергичный по природе Клуни взбунтовался против общественной анемии, охватившей мир, и не просто напомнил людям об их ответственности перед будущим, но и попытался вернуть вкус к активным действиям. Достаточно посмотреть, как красиво работают эти ребята там, в студиях мятежной телекомпании. Не фильм, а учебное пособие для наших телевизионных нарциссов — наука завоевания доверия миллионов.

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#