Описание фильма

"Небесный замок Лапута"   

Название фильма: Небесный замок Лапута
Небесный замок Лапута
Страна-производитель: Япония
Английский: Tenkuu no Shiro Laputa
Жанр: фантастика / приключения / анимационный / семейный
Режиссер: Хаяо Миядзаки
В ролях: роли озвучивали: Кэйко Ёкодзава (Сита), Маюми Танака (Падзу), Но Тэрада (Муска), Котоэ Хацуй (Дола), Итиро Нагай, Фудзио Токита, Сукэкиё Камэяма, Такадзо Камияма, Ёсито Ясухара, Хироси Ито, Рюдзи Сайкати, Мэгуми Хаясибара, американская версия: Джеймс Ван
Год выпуска: 1986
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Когда юный Падзу, подмастерье инженера, отвечающего за работу подъемника шахты, нес своему боссу обед, ему на руки прямо с небес упала девушка Сита. Оказалось, что за хранящимся у незнакомки таинственным летающим камнем, который является ключом к мифическому небесному замку Лапута, охотится банда воздушных пиратов, а также армия, под командованием правительственного агента Муски. Теперь ребят ждет множество приключений, прежде чем они разгадают загадку замка, парящего в небесах...

Увидеть замок и уцелеть
Страна.Ru
Слышали когда-нибудь анекдоты о «горячих эстонских парнях»? Так вот, в том, что касается гения анимэ Хаяо Миядзаки, Россия отдыхает - премьера его фильма «Небесный замок Лапута» задержалась… на 22 года: в Японии картина вышла в 1986 году. Правда, стоит оговориться, во-первых, в «задержке» премьеры виновата не только российская сторона. Создатели проекта – «Studio Ghibli» - весьма трепетно и тщательно подбирают партнеров, готовых исполнить все их требования к прокату.
А, во-вторых, первый мультфильм «Корабль-призрак», в котором Миядзаки пробовал себя еще лишь как аниматор, вышел в Стране восходящего солнца в 1969 году, а в СССР его показали спустя 10 лет. Это тот самый фильм, в котором был гигантский робот Голем, разрушающий Токио, летающий корабль-призрак и мальчишка Хаято,спасающий мир. Но, наконец, полностью удовлетворенные, японцы разрешили нашему зрителю увидеть историю, созданную культовым режиссером Хаяо Миядзаки на основе третьей части книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера».
Итак, по замыслу режиссера, где-то в небесах существует замок-остров под названием Лапута. Кто-то лишь догадывается о его существовании, некоторые надеются взглянуть на остров хоть одним глазком. Но есть и другие люди, совершенно точно знающие, что Лапута существует. Например, отец мальчика Падзу однажды увидел Лапуту в центре бури и даже сумел сфотографировать его.
Привлекает людей не только необычность явления: говорят, что замок состоит из двух половин, сверху - окруженный зеленью дворец, снизу - черное полушарие, внутри - кристалл летучего камня, который и поддерживает в его воздухе. Нет. Древние легенды гласят, что Лапута битком набит мощнейшим секретным оружием и драгоценностями. Так что охотников на него немало по всему свету – военные, секретные службы, пираты.
Но обнаружить дрейфующий в небесах остров можно лишь одним способом - отследив путь по осколку летучего камня. Один из таких осколков долгое время находился в семье девочки Ситы, пока не перешел к ней по наследству. Так начинается охота за Ситой и Падзу, пришедшим на помощь буквально как снег на голову свалившейся подружке. Их встреча становится началом самых неожиданных событий и незабываемых приключений на летучем острове.
История приключений Гулливера всегда привлекала мировой кинематограф. С помощью произведений Свифта каждый режиссер решал свои задачи: кому-то давали партийное задание высмеять вражеский западный мир, другие же мечтали оживить на экране персонажей тетралогии из любви к искусству и героям книги.
У Миядзаки, судя по его словам, цель была суперблагородной: «Неужели нельзя на современном языке рассказать старую добрую историю о приключениях? В наши дни, когда честь превратилась в средство, любовь - в развлечение, а мечты поставлены на конвейер, когда стерты с карт необитаемые острова, сжался космос и разменяны на ходячую монету сокровища - в эти дни дети тем сильнее истосковались по рассказам об открытиях, о чудесных встречах, о мальчике, бесстрашно пускающемся в путь. Что мешает нам говорить об узах, которыми связывают людей самопожертвование и верность? Я хочу снять фильм, который пробился бы сквозь пелену сарказма и уныния и обратился напрямую к детским сердцам».
Что касается детей – не знаю, но совершенно определенно могу свидетельствовать, что сердца взрослых эта история не только тронула, но и покорила. Два часа – а именно столько длится фильм – зритель гарантировано будет смеяться, грустить, сопереживать и волноваться. И за главных героев – забавных, очаровательных и несгибаемых мальчишку и девчонку, и за жестоких пиратов с нежными и преданными сердцами. И даже за удивительно трогательных роботов. Потому что, восприняв волшебный мир, окружающий замок Лапута, можно гарантировано обнаружить «самопожертвование и верность» в самих себе.
А это дорогого стоит.

Атлантида улетела в космос
Газета.ру

Прекрасный тихий вечер, над горизонтом зажглась первая звезда, девушка падает в объятия молодого человека. Прекрасное начало еще одной замечательной истории, но на этом сходство со всеми историями заканчивается и начинается фэнтези Хаяо Миядзаки. Прежде чем оказаться в бессознательном состоянии на руках у своего нового друга Падзу, девочка Сита планировала с высоты пару тысяч метров на левитирующем талисмане, выпрыгнув из рейсового дирижабля, на который напали воздушные пираты. Она открывает свое настоящее имя – Принцесса Лапуты. А Падзу показывает ей фотографию летающего острова с тем же именем – мифической небесной Атлантиды, которую отыскал его погибший отец-летчик. Дети отправляются на поиск Лапуты, ориентируясь по левитирующему талисману, чей луч всегда направлен на остров. Отыскать заоблачную крепость, напичканную древними супертехнологиями и оружием массового поражения, хотят и воздушные пираты под командованием одной весьма боевитой бабушки (прообраз волшебницы Юбабы из «Унесенных призраками»), и начальник тайной полиции полковник Муска.
«Небесный замок Лапута» занимает особую позицию в фильмографии Хаяо Миядзаки.
Это первый фильм, сделанный на студии «Джибли», основанной Миядзаки и его соратниками на волне успеха «Навсикаи из долины ветров» (недавно прошедшей у нас в прокате). То время – середина 80-х – благоприятствовало такого рода начинаниям. Японская экономика переживала бум, как и японская индустрия аниме, где чуть ли не каждый месяц зажигались новые звезды, возникали новые студии, новые стили и жанры, которых хватит с лихвой на следующие двадцать лет. Конкуренция была высокой, а Миядзаки не собирался почивать на лаврах «Навсикаи» – студии был нужен мощный дебют, так что на «Небесный замок» поставлено было очень многое.
Фильм, впрочем, со своей задачей справился. Миядзаки удалось создать оригинальную параллельную вселенную, в которой человечество освоило воздухоплавание много раньше, чем двигатель внутреннего сгорания (до которого в мире «Лапуты», к счастью, не додумались вообще). Его летательные артефакты конкурируют с самыми смелыми фантазиями Леонардо. И перекрывают их, когда в одно устройство японцы запрягают паровоз, дирижабль, парусник, махолет и ветряную мельницу. Здесь Миядзаки не отстает от времени, а скорее опережает его, предвосхищая позднейший паропанк – популярный стиль в фантастике, в котором «низкие» технологии получают гипертрофированно высокое развитие. Во всяком случае, до появления первого образца жанра – романа «Дифференциальный числитель» Гибсона и Стерлинга о механическом компьютере в эпоху пара и викторианских цилиндров – ждать еще пять лет.
«Небесный замок» входит в так называемую «авиационную трилогию» наряду с «Навсикаей» и «Порко Россо» – военно-приключенческой ретродрамой в духе «Касабланки», о воздушных подвигах летающей свиньи (придет время, ее тоже покажут в рамках масштабной ретроспективы режиссера).
Но из всей трилогии «Небесный замок» выделяется и как самый личностный его фильм. Одержимость авиацией и всем, что с ней связано, сопровождает Миядзаки всю жизнь, а в картине, где большая часть действия происходит в нескольких километрах над землей, она дает о себе знать особенно. Автор, как и его герой Падзу, заболел небом в раннем детстве. И образ отца – романтичного авиатора, сделавшего дагерротип небесного острова из кабины своей летающей этажерки, – чрезвычайно важен для него лично (нечастый случай подобной откровенности в японском кино). В нем проглядывают реальные черты отца режиссера, инженера «Мицубиси» и одного из конструкторов палубного японского истребителя A6M Zero – легендарной машины, участвовавшей еще в налете на Перл-Харбор, долго сеявшей панику среди американских пилотов и впоследствии переделанной под смертельные снаряды камикадзе. Так что с эзотерическим летающим островом, который может стать и спасением, и смертью, где взрослое тщеславие конкурирует с детским простодушием, гений с преступлением, пацифизм с милитаризмом, экология (на Лапуте разрослось гигантское Древо Жизни) с технологией (за деревом ухаживают роботы), Миядзаки связывает очень многое. Это, если хотите, неразрешимый ребус, большая загадка его образного мира, его биографии, его мечты. Вполне логично, что в финале, не доставшись никому, Лапута, это чудо фантазии, улетает в космос.
Но прежде чем остров улетит к звездам, надо воспользоваться редкой возможностью и посмотреть «Лапуту» на большом экране. Двадцатилетней давности картина не устарела ни на одну минуту из своих 120. Лучший выбор недели для ваших и детских глаз. Впрочем, велика ли разница, если они смотрят Миядзаки?
Иван Куликов

Остров высокого полета
ИД "Коммерсантъ"

Хаяо Миядзаки всю жизнь очень любит самолеты. Он родился в 1941 году, во время второй мировой войны, его отец был директором фабрики Miyazaki Airplane, изготавливавшей детали к самолетам A6M Zero. Две темы — война и полеты — стали центральными в творчестве великого японца. Самый главный его полетный мультфильм "Небесный замок Лапута" (1986) выходит на экраны через 20 лет после создания. Это часть большой программы компании Disney, не так давно закупившей раннего Миядзаки для мирового проката и понемногу выпускающей его на экраны. История исключительная: какой еще режиссер может выйти на экраны с фильмом 20-летней давности так, чтобы неподготовленный зритель даже не заметил, что картина-то уже в возрасте. Миядзаки может.
Лапута — название таинственного острова, позаимствованное из "Путешествий Гулливера" Джонатана Свифта. В сказке Миядзаки этот остров летает далеко в облаках, и люди даже не помнят о нем, считая рассказы о Лапуте не более чем красивой легендой. Но тут на руки мальчишке из шахтерского городка Пазу сваливается с небес девочка Сита с волшебным кристаллом. И, как оказывается, этот кристалл дает своему хозяину огромную силу, а также может указать путь к Лапуте. И начинается охота — на таинственный остров мечтают попасть и воздушные пираты, и кучка милитаристов на свинцовом дирижабле, и главные герои, убегая от преследований, стремятся укрыться в волшебном городе.
Не надо даже быть большим поклонником Миядзаки, чтобы углядеть здесь его фирменные сюжеты и мотивы. Мир вывихнут, и единственными, кто еще несет в него разумное, доброе и вечное, остаются дети — раз. Все, что остается в разрушающемся мире,— искать убежища в другом, волшебном мире — два. Но и в той, другой реальности не удается скрыться, сказка разрушается все равно. Зато плохие вдруг могут стать хорошими — как страшная ведьма-пиратша Дора с характерным морщинистым лицом всех миядзакиевских ведьм вдруг оборачивается добрейшей души многодетной мамашей. И в конце оказывается, что какой-то смысл имеют только вечные ценности: дружба, любовь и мир во всем мире.
Какая, впрочем, разница, что там произошло или не произошло на уровне сюжета. Миядзаки вообще плохо поддается пересказу, потому что на словах всегда все оказывается одно и то же, и сразу тянет рифмовать "Небесный замок" с "Ходячим" и рассказывать, каких героев и какие сюжетные повороты режиссер перетащил из фильма в фильм. Но сюжет здесь только костяк, на который наращиваются образы. Такие как гигантский свинцовый дирижабль "Голиаф", логово злых героев. Как ужасный робот, пробуждаемый к жизни страшным заклятием. Или белколисицы, главные обитатели летающей Лапуты. Или сама Лапута, после долгих поисков являющаяся в расходящихся облаках. Неважно, что дети вырастут, а всему этому предстоит погибнуть в новом, неволшебном мире. Важно, что сказка иногда может показаться явью. Если не на земле, так в небе.
Лиза Биргер

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#