"Любовь Свана"
Название фильма: | Любовь Свана |
|
|
Страна-производитель: | ФРГ — Франция | ||
Английский: | Eine liebe von swann / Amour de swann, Un / Un amour de Swann | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Фолькер Шлендорфф | ||
В ролях: | Джереми Айронс, Орнелла Мути, Ален Делон, Фанни Ардан, Натали Жуве, Мари-Кристин Барро, Жан-Луи Ришар, Жан-Франсуа Бальмер, Анн Беннент, Ролан Топор, Шарлотт Керр, Филиппин Паскаль, Шарлотт де Тюркхайм, Николя Бэби, Жак Боде, Бруно Тост, Жоффруа Тори | ||
Год выпуска: | 1983 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
К многотомному роману Марселя пруста "В поисках утраченного времени" подступились такие крупные режиссеры, как Висконти и Лоузи, но в силу разных причин не смогли осуществить свои замыслы. А вот немецкий режиссер Шлендорф, взяв линию взаимоотношений аристократа Свана и великосветской дивы Одетты, смог экранизировать блестящее по языку, по глубочайшому проникновению в психологию персонажей произведение. Интернационален состав актеров: англичанин Айронс, итальянка Мути, француженка Ардан. Великолепна операторская работа шведа Свена Нюквиста. Непривычен для зрителя Делон ("подленький гомосек" — барон Шарлюс). Ну а Пруст? Если хоть один зритель, посмотрев фильм, откроет томик писателя, уже хорошо. Премии "Сезар" за работу художника и костюмы. (М. Иванов)
Немецкий режиссер Фолькер Шлeндорф проявил немалую смелость и дерзость. Он решил взять из многотомной психологической эпопеи «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста одну лишь любовную линию — историю сложных взаимоотношений аристократа Свана и известной куртизанки Одетты в Париже в 1885 году. Грандиозные замыслы «аристократов кинематографа» Лукино Висконти и Джозефа Лоузи так и остались нереализованными. А проект Шлeндорфа, который привлек к работе опытного французского сценариста Жан-Клода Карьера, тонко чувствующего стиль разных авторов, был осуществлен быстро и почти без помех. Как ни странно, версия убеждает, несмотря на то, что режиссеру нелегко до конца преодолеть определенную холодность, бесстрастность, сухость и рационализм своей творческой манеры. «Безупречный вкус, но мало огня» — характеристика критиков точна. Атмосфера эпохи воспроизведена в «Любви Свана» блестяще, утонченно, изящно — без помощи искусного мастера, шведского оператора Свена Нюквиста, Фолькеру Шлeндорфу было бы неизмеримо труднее справиться с этой задачей (однако премии «Сезар» достались только художнику Жаку Солнье и художнику по костюмам Ивонн Сассино де Нель). Точно выбраны актеры на главные роли: дуэт англичанина Джереми Айронса и итальянки Орнеллы Мути сумел передать и возвышенность чувств, и мучительность желания, и каприз любви. Но самой неожиданной, вызвавшей бурю негодования и даже настоящий скандал стала блистательная работа Алена Делона, как раз несостоявшегося Свана в проектах Висконти и Лоузи, а у Шлeндорфа он сыграл сатирическую, гротескно заостренную роль барона Шарлюса, гомосексуалиста. Французская публика не желала принимать своего любимца, героя-супермена с холодным взглядом и безжалостным сердцем, в образе доморощенного философа удовлетворения любых прихотей и бездумного прожигания жизни. (Сергей Кудрявцев)