Описание фильма

"День Д"   

Название фильма: День Д
День Д
Страна-производитель: Россия
Английский: День Д
Жанр: боевик / приключения
Режиссер: Михаил Пореченков, Екатерина Побединская
В ролях: Михаил Пореченков, Александра Урсуляк, Варвара Пореченкова, Михаил Трухин
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Майор ВДВ в отставке — Иван — живет в глухом лесу вместе с маленькой дочерью Женей. Однажды на его дом совершается налет, во время которого Женю похищают. От Ивана в обмен на жизнь дочери требуют убить эстонского президента. Герой соглашается, но по дороге в Таллинн сбегает, встречает красавицу-стюардессу Алию. Вместе они захватывают гидроплан и отправляются на остров рядом с Владивостоком, где злодеи держат Женю.

Ирония борьбы, или С легким угаром
Русский Newsweek

Посмотрев «День Д» Михаила Пореченкова, вышедший в прокат 4 сентября, я сказал себе то, что говорю редко: ни-че-го не понимаю. Нет, не в фильме - в ситуации вокруг него. Либо создатели фильма - сам Пореченков и его сорежиссер Екатерина Побединская - не отдают себе отчета в том, что они натворили (но если так, то это странно). Либо, как теперь принято выражаться, они нас разводят. В любом случае зазор между тем, как они подают свою картину, и картиной как таковой - гигантский.
Я не видел рекламных роликов «Дня Д». Потому заочное представление о фильме сложил из высказываний его авторов в официальных пресс-релизах. Что я твердо знал? Что Пореченков затеял ремейк боевика «Коммандо», отдав себе ту роль, которую некогда исполнил Арнольд Шварценеггер, а роль дочери героя, похищенной преступниками, - своей дочери Варваре. Что герой-супермен превращен в отставного майора ВДВ. Что это (цитата) «драматическая история любящего отца, который ради спасения дочери готов пожертвовать собственной жизнью». Что это (цитата) «жесткое кино». Что герой фильма является (цитата) «простым человеком» (ни фига себе «простым» - замечу сходу!). «Нашей главной задачей было показать в ленте образы положительных героев, которых так недостает в современном кинематографе», - заявил Пореченков.
Несколько странным выглядело то, что сценарий написали такие модные немассовые драматурги как братья Пресняковы. Ну да все ведь любят пробовать себя в разных жанрах - вот и братья, должно быть, решили попробовать. На прошлой неделе, однако, выяснилось, что у фильма еще и актуальный политический подтекст. Михаил Пореченков устроил премьеру в Цхинвали и в связи с ней раздал огромное количество интервью. Он сказал, что художники не должны быть в стороне от политики. Что работал над фильмом, ставя перед собой задачу «заново формировать мировоззрение молодежи, умами которой завладела американская идеология». Что «Америка - мировой жандарм». Что «мы снимали фильм-предупреждение», но не предполагали, «что произойдет всё так быстро» (имеется в виду вторжение Грузии в Южную Осетию). Что фильм о том, к чему приводит экспорт идеологии. А еще о свободе и независимости. Михаил Пореченков в Цхинвали: «Ваш народ сражается за независимость, ваш народ не хочет жить на коленях. Именно об этом моя картина, об этом я хочу говорить в своем творчестве».
Если это продолжение рекламного розыгрыша и Пореченков по-прежнему гнет свою линию (возможно, он условился с соавторами обманывать публику, не выдавать правды про фильм, чтобы публика в зале ахнула и удивилась), то стоит заметить, что несколько цинично гнуть эту линию в Южной Осетии. Если это не рекламный розыгрыш и режиссер искренне уверен, будто сделал фильм-предупреждение и никакой другой, то значит, у меня что-то с головой.
Вот что я увидел. Увидел, собственно, не один, а сразу два фильма. Один - плохой, другой - очень, на мой вкус, симпатичный.
Плохим «День Д» кажется поначалу - именно потому, что, наслышавшись Пореченкова, ты убежден, будто всё снято всерьез. Злодеи похищают дочь героя, принуждая его убить одного из президентов стран Балтии, вроде как эстонского. Персонаж Пореченкова прикручен к потолку цепями, а злодей ему втолковывает: «Какой хороший президент, правда? Представляете, если он погибнет от пули русского солдата? Но не бронзового, а настоящего. Тогда всем станет понятно, что воевать надо не с памятниками, а с людьми. Я всегда говорил: Россия - наш враг». И т. д. Вот еще речевой шедевр: «Если не выполнишь приказ, я пришлю тебе дочь в консервной банке, в собственном соку». Господи, как могли Пресняковы написать столь дебильные диалоги? Пореченков, Вержбицкий, Трухин - очень хорошие актеры, почему же они играют так тупо? Примитивный «Код Апокалипсиса», и тот кажется шедевром по сравнению с «Днем Д».
Потом думаешь: ну не могут же они неспециально так плохо играть? И вдруг понимаешь, что смотришь пародию, причем весьма и весьма остроумную. Кстати, куда более киноманскую, чем (упомяну еще один кошмарный хит недавнего прошлого) «Самое лучшее кино», которое и получилось столь ужасающе несмешным, что его делали люди, не знающие кино и не соображающие, как именно его высмеивать. «День Д», напротив, полон иронии над законами сюжетостроения (упоминаются Тарковский, Тарантино, Такеси Китано), а заодно - и самоиронии. В какой-то момент персонаж Пореченкова мельком видит, что по телевизору показывают «Изображая жертву» - по другому сочинению братьев Пресняковых - и сурово замечает: «Арт-хаус». Тут герой - стопроцентно пародийный мачо, говорящий кратко и внятно, истинно по-солдатски и по-шварценеггеровски: «Я обещал, что тебя не трону? - Да! - Могу передумать». Или: «А где этот? - Я обещал ему, что он смешно умрет. Я его не обманул». Тут его сопровождает в качестве напарницы обязательная кинокрасотка - надо заметить, что Александра Урсуляк, чуточку похожая в фильме на Джину Гершон в ее лучшие годы, заставляет вспомнить во время просмотра о некогда популярных у нас романах Хмелевской. Тут нет ни одной несмешной драки и перестрелки, ни одного несмешного (прости господи) смертоубийства. Выскакивает, например, на героя Пореченкова японец - и давай делать па, размахивая самурайским мечом. Я сразу понял, что случится - последует цитата из «Индианы Джонса» (внимание: спойлер). Герой некоторое время смотрит на него в задумчивости, а потом берет и просто пристреливает - со словами типа «некогда здесь танцевать».
Тут и защитники России пародийные, и уж тем более те самые, как известно, окружающие нас со всех сторон враги. Они злобно, по-опереточному, хохочут и изъясняются так: «Спецназ НАТО сломает тебе хребет». Или: «Открути девчонке голову. - (Садистски ухмыляясь.) Медленно? - (Мрачно.) Не быстро». Тут финальная разборка с самым сильным из негодяев, которого изображает голландец, реальный многократный чемпион мира по боям без правил, по законам жанра, происходит на фабрике, полной зловещих механизмов (иных мест для финальных разборок в мировом кино не существует), а завершается в огромном чане с красной икрой.
Когда персонаж Пореченкова облачается перед решающей битвой в суперкамуфляжную форму, рассовывает по карманам все возможные виды оружия, а потом с какого-то бодуна еще и сурово мажет физиономию черной краской, окончательно понимаешь, чем является «День Д» - нашим вариантом «Горячих голов», самого, как помнится, кровавого боевика в киноистории. Разумеется, приходит в голову и другая аналогия: это пародийный «Агент национальной безопасности», по мимо прочего, иронизирующий и над современной русской политической риторикой и над русскими киносуперменами (героя ведь неспроста зовут не как-нибудь, а Иваном).
Чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу жанровой принадлежности фильма, Пореченков использует еще и ход, традиционный для Джеки Чана: во время финальных титров демонстрирует реальные эпизоды со съемочной площадки - хохмы, накладки с трюками.
Зачем же он тогда говорит про фильм то, что говорит? По правде сказать, я не ожидал, что, пойдя в режиссуру (и создав заодно собственную кинокомпанию), Пореченков дебютирует именно такой картиной. Несколько раз я искренне хохотал. Будь в «Дне Д» еще и партнер Пореченкова по «Агенту национальной безопасности» Андрей Краско (доживи он до съемок), фильму вообще цены бы не было.
Юрий Гладильщиков

Режиссерский дебют Михаила Пореченкова
Время новостей

Отставной майор воздушно-десантных войск Иван (Михаил Пореченков), за мускулистыми плечами которого немало подвигов, отошел от дел и проживает вместе с несовершеннолетней дочуркой Женей (Варвара Пореченкова) в сибирской глуши. Но вот как-то раз над его избушкой раздается рокот вертолетных лопастей, и прибывшее в тайгу бывшее Иваново начальство сообщает ему пренеприятнейшее известие: кто-то целенаправленно уничтожает его бывших однополчан, так что и Ивану имеет смысл поостеречься. И верно, не проходит и пяти минут экранного времени, как на дом совершают налет террористы, захватывают Женю в плен, а Ивану сообщают, что увидеть дочь живой он сможет только в одном случае: если согласится убить президента Эстонии и тем самым дестабилизировать и без того напряженные российско-прибалтийские отношения. Ивану не остается ничего, кроме как согласиться, но по пути в Таллин он спрыгивает из уже поднявшегося в воздух самолета и начинает самостоятельную операцию по освобождению Жени. В этом ему по мере сил помогает стюардесса Алия (Александра Урсуляк), в жизнь которой Иван ворвался пусть несколько бесцеремонно, но вполне героически. Теперь их путь лежит на Дальний Восток, где на небольшом острове негодяи держат майорскую дочку и вынашивают все новые и новые вредительские планы...
Если, дочитав до этого места, вам нестерпимо захочется до красноты протереть глаза и изо всех сил ущипнуть себя за первую попавшуюся часть тела, можно со спокойной совестью этого и не делать. Дела обстоят именно так: фильм Михаила Пореченкова "День Д" (которым "агент национальной безопасности" дебютировал в кинорежиссуре при участии Екатерины Побединской) на самом деле является отечественной версией "Коммандо" (1986) Марка Лестера с Арнольдом Шварценеггером в главной роли -- пожалуй, лучшего и талантливейшего фильма действия рейгановской эпохи. Он совпадает с оригиналом чуть ли не до плана, до реплики, до выстрела. Здесь кажется неуместным слово "ремейк" -- это произведение в каком-то доселе неведомом жанре, этакий постмодернистский экзерсис, в роде того, что сотворил некогда Гас Ван Сент, покадрово переснявший хичкоковский "Психоз" (о правомерности подобного рода эксперимента с точки зрения охраны авторских прав в нашем случае лучше деликатно промолчать). Авторы сценария братья Пресняковы (флагманы так называемой "новой драмы", уже не первый раз работающие с чужими сюжетами -- в их самой знаменитой пожалуй пьесе "Изображая жертву" переосмыслялся, правда, не так буквально "Гамлет" Вильяма нашего Шекспира) работают со сценарием Стивена Де Сузы так же, как композиторы, сочиняющие рингтоны и музыку для рекламных роликов: достаточно изменить всего несколько нот, и обвинения в плагиате отпадут сами собой. Поэтому в классических репликах, которые выучили наизусть уже несколько поколений киноманов ("Помнишь, я обещал, что убью тебя последним? Я тебя обманул", "Я зеленых беретов на завтрак ем", "Там что-нибудь осталось? -- Только трупы") изменены лишь некоторые слова, да еще порядок этих самых слов, и, надо сказать, далеко не лучшим образом. На самом деле это даже не фильм в прямом смысле этого слова, а головоломка вроде тех, что печатали некогда на последних страницах детских журналов -- "Найди десять отличий" или "Что перепутал художник". Отличий тут, правда, куда меньше десяти, а перепутано и того меньше, причем вполне сознательно. В "Коммандо" царила стопроцентная комиксовая условность, а в "Дне Д" история отца, спасающего дочку с помощью тактики выжженной земли, приобретает почти фельетонную актуальность. У Лестера Шварценеггер должен был устранить президента латиноамериканского государства Вал Верде (вымышленная страна, которую в Голливуде использовали всякий раз, когда надо было уйти от конкретики; помимо "Коммандо" она также упомянута, в частности, в "Хищнике" и втором "Крепком орешке") -- в нашем изводе на экране мелькают документальные кадры с Бронзовым Солдатом, а злодеи прямым текстом говорят Ивану, что для мировой закулисы не будет лучшего подарка, чем русский офицер, убивший эстонского лидера.
Впрочем, при всей серьезности и актуальности э того посыла "День Д" можно смело рекомендовать к просмотру тем, кто по какой-то роковой случайности так и не успел посмотреть фильмы "Не шутите с Зоханом" и "Солдаты неудачи" и теперь не знает, над чем можно надорвать живот, да так, что пуговицы с панталон разлетятся в разные стороны. Вряд ли авторы фильма рассчитывали на подобный эффект (скорее на прямо противоположный), но "День Д" невообразимо смешон -- вот вроде кажется, что дальше уже ехать решительно некуда, но картина преподносит очередной сюрприз из цикла "хоть святых выноси", и начинаешь всерьез опасаться за психическое здоровье зрителей. Раньше в рекламных целях у кинотеатров, где крутили фильмы ужасов, стояли кареты скорой помощи, дабы в случае чего незамедлительно отвезти испугавшихся до инфаркта обывателей куда следует. То же самое, пожалуй, имеет смысл практиковать и у мультиплексов, где идет "День Д" -- вот только истерики тут будут совсем другого рода.
А если быть совсем уж откровенным, то больше всего "День Д" похож даже не на "Коммандо", а на экранизацию "Тысячи и одной ночи", которую задумал некий маститый кинорежиссер из сатирической миниатюры Аркадия Арканова и Григория Горина, которая увидела свет немногим раньше шварценеггеровского шедевра. Когда ему аккуратно напомнили, что на Западе уже вроде как существует фильм на эту тему, и поинтересовались, не странно ли делать второй вариант, постановщик гордо ответил: "Это у них там был второй вариант! А у нас будет первый!"

«Русские были, но все обошлось»
 
Усилиями любимцев театральной публики братьев Пресняковых, причастных к сценарию, Сергея Шнурова, ответственного за музыку, и Мавлодода Фаросатшоева – художника-постановщика, «День Д» можно смело сопоставить с оригиналом – «Коммандо», американским фильмом 25-летней давности. Размашисто, во всех смыслах слова зажигательно, с достаточным количеством трупов и обязательной порцией черного юмора.
Сюжет давно известен, тем более, Пореченков повторяет действия Шварценеггера буквально шаг за шагом. Живет в отставке, в глуши и с дочкой (Варвара Пореченкова, дочь актера). Когда плохие парни дочь похищают, не поддается на угрозы, никаких требований не выполняет, а сигает из самолета и неотвратимо идет спасать. По дороге удачно фрахтует стюардессу Алию (Александра Урсуляк), тем самым обеспечивая тыл, взлет и посадку. Ближе к финалу затевает мужской разговор с бывшим подчиненным-предателем (Боб Шрайбер). В разговоре умело доказывает свое мнение, оставляя оппонента плавающим в чане с икрой и с ножом в голове.
С виду все пугающе серьезно. Окружающие называют героя многозначительным именем «Иван», ни разу не уменьшая до «Вани». Плохие парни планируют убить безымянного президента Эстонии и очернить образ русского солдата. В союзники зовут японцев, жаждущих Курил. Подчиненный-предатель сурово говорит «Ивану», что хочет драться «в честном рукопашном бою». Главный злодей в исполнении Виктора Вержбицкого курит сигары и говорит с легким брезгливым акцентом. Шестерка главного злодея, Стасик («мент» Михаил Трухин) – мерзок, как все киношестерки.
Все это могло бы выглядеть очень пафосно, а смотреться очень грустно, но сценаристы-Пресняковы всех персонажей и их реплики умело довели до правильного гротескного состояния. Классическое российское разгильдяйство – и то удалось возвести в квадрат: когда из окрестностей главного военно-морского порта страны угоняют единственный самолет, у охраны не случается даже патронов под рукой. Получился сознательно сделанный фарс, местами веселый, местами очень увлекательный. И, несмотря на то, что в фильме, по сценарию, вот-вот наступит День ВДВ, обошлось без купания в фонтанах.
Маша Вильямс, afisha.mail.ru

Час Эх
Олег ДЕНЕЖКА
Азбука. Основа основ. С этого все и начинается. Поэтому нас плющит и колбасит по поводу культового кино. Все хотят быть культовыми. По улице не пройдешь, куда ни плюнь, попадешь в культового. Читай: в Бонапарта. Ну, не в Бонапарта, так в Михаила Пореченкова. Того самого, что и агент, и национальной, и безопасности. А теперь еще и десантник, и командос. И вообще Шварценеггер. В собственном авторском фильме «День Д».
Да, римейк (ну, очень точный), да, с Пореченковым в главной роли, и да, боевик. Аж зубы ломит. Реминисценция той самой эпохальной ленты, где старина Шварц перестал быть Конаном и стал просто актером. А у всех врагов снесло голову. Рекордсмен по количеству убийств на единицу экранного времени. Но мы-то пошли дальше, и убийства заменили на глупость. А это, надо сказать, значительно труднее.

Да не, у России сто пудов множество врагов. Но все они какие-то жалкие. С кривой рожей Вержбицкого (ей-ей, сильно уважаю этого актера, чье аристократическое лицо, кажется, до смерти обязало его играть исключительно уродов и врагов), с вечной невезухой и необходимостью защищать интересы каких-то крошечных, карикатурных, вымышленных государств. В данном случае абстрактных эстоний-латвий, прихвостней западного капитала. Решивших почему-то соединится мыслями с Японией. Что они там нашли?
Ну, в Японии-то ничего, а вот в России нашли целого отставного десантника. Майора, етить. По имени Иван. Хорошо еще, что не медведя в буденовке. И, вот, лучшее, что они придумали с Иваном-десантником, это захватить его дочь в заложники и потребовать убить эстонского президента. Здесь, конечно, возникает большой вопрос: а эстонцы это вообще заметят? Но для кино это вопрос больше риторический: заметят, не заметят, а у Ивана работа уже есть.

Дальнейшее предсказуемо: найдя модельной внешности стюардессу, десантник Иван убивает в кадре всё, что движется, исключая симпатичных женщин. Кажется, именно это и есть предназначение Иванов-десантников. И мы еще спрашиваем, что угрожает миру на земле?
Итак, создатели фильма (а конкретно герр Пореченкофф) скромно заявляют, что их картина — внимание! — «чем-то напоминает фильм «Коммандо». Чем-то? Да это крысиный яд чем-то напоминает отраву, а фильм Пореченкова это тот самый «Коммандо» и есть. Покадрово и по сути. Вот Миша перед зеркалом нагружает себя боеприпасами. Вот начинает скорострельно убивать всех подряд под соусом защиты национальных культурных ценностей. А что вы думали? Ничто так не поднимает культуру, как пулеметная лента повышенной емкости.

Попытаться примазаться к культовому кино — в этом ничего плохого нет. Кто помнит «Семь самураев» Куросавы? Да почти никто. А вот вестерн-римейк знают все. Поэтому, само по себе желание Пореченкова сравняться с Арнольдом вызывает только уважение. Всем — и безрассудностью, и самомнением. Но, идя вслед за мастером, должно помнить — ты должен быть лучше. А вот здесь и возникает проблема.
Актерское амплуа Пореченкова — говорить глупости с невозмутимым лицом. Но есть нюанс. Глупости должны быть выдающимися, а лицо должно быть лукавым. То есть клоун должен понимать, что он говорит глупость. А если не понимает, то это не клоун. Это сумасшедший.

Именно это впечатление — сумасшествие — фильм и оставляет. Создатели заявляют «скромный бюджет» — 5 лимонов вечнозеленых денюх. Учитывая бюджет оригинального фильма, где львиную долю заняли расходы на холостые боеприпасы, и бюджеты локальных войн в Ираке и Абхазии — даешься диву: убивать в реальности выходит дешевле.
Аутентичные трюки двадцатилетней давности, драматургия уровня «Колобка» и самоуверенность создателей, находящаяся на уровне как минимум Феллини и Бергмана, не оставляет шансов: мы получили очередной «наш ответ». Нашу Версию. Наш вариант. Наш привет.
А может, пора уже снимать просто наше кино?
Ну, хотя бы любить его — не помешало бы.
С сайта Кинокадр ру

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#