"Зодиак"
Название фильма: | Зодиак |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Zodiac | ||
Жанр: | драма / триллер / детектив | ||
Режиссер: | Дэвид Финчер | ||
В ролях: | Джейк Джилленхол, Роберт Дауни-мл., Марк Руффало, Энтони Эдвардс, Клеа ДюВолл, Дермот Малруни, Брайан Кокс, Хлои Севиньи, Элиас Котеас, Адам Голдберг, Зак Гренье, Донал Лог, Джон Кэрролл Линч, Джон Терри, Чарльз Флайшер, Джон Гец, Джимми Симпсон, Адам Три | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Сценарий: Джеймс Вандербилт, Роберт Грэйсмит (книга)
Продюсеры: Киан Чэффин, Брэд Фишер, Майк Медавой, Арнолд Мессер, Джеймс Вандербилт
Исполнительный продюсер: Луис Филлипс
Оператор: Харрис Сэвидс
Художник: Доналд Грэм Берт
Композитор: Дэвид Шайр
Монтаж: Энгус Уолл
Костюмы: Кэйси Сторм
Производство: Warner Bros. Pictures / Paramount Pictures, США, 2007
Бюджет: $85 000 000
Кинопрокат: Каро Премьер
Кассовые сборы в России: $338 931 (05.08.2007)
Продолжительность: 158 мин.
Премьера
В мире:
02.03.2007
В России:
02.08.2007
Примечание:
Официальный британский сайт (англ.)
А знаете ли вы, что...
- Съемки картины начались при бюджете в 85 млн. $ начались 8 августа 2005 года.
- Рабочее название картины "Хроники".
- Картина снята по книге Роберта Грейсмита "Разоблаченный Зодиак: Личность самого неуловимого серийного убийцы Америки", основанной на реальных событиях.
- Сценарист Шан Салерно купил права на книгу Роберта Грейсмита, когда ему было всего 19 лет. После многочисленных переписываний сценария он продал права диснеевскому подразделению Touchstone Pictures за семизначную цифру. Затем Салермо успел написать еще несколько версий сценария, после чего многие административные вопросы внутри студии просто-напросто пустили проект под откос.
- Родители одного из продюсеров картины, Энтони Бегония, были одноклассниками одной жертвы Зодиака в Сан-Франциско.
- "Зодиак" является первой картиной, снятой на камеру Thomson Viper FilmStream.
- Роль Линды Феррин была первоначально сыграна Бижу Филлипс. Некоторые сцены с ее участием нуждались в пересъемке, но это вступало в конфликт с ее съемочным графиком, поэтому роль была заново сыграна Клеа ДюВолл.
- Тэглайн картины гласит: "Существует много способов отдать свою жизнь убийце."
Максим Якушев
Дополнительная рецензия:
Похождения самого культового маньяка США получили, наконец, достойную экранизацию.
Серийный убийца по прозвищу Зодиак, терроризировавший Калифорнию начиная с 1969 года, прославился не столько количеством жертв (по официальным данным — всего около пяти), или чудовищностью (убивал обычно из пистолета — быстрая и не мучительная смерть), сколько любовью делать свои злодеяния достоянием общественности. После первого убийства в три главные газеты округа поступили анонимные письма, автором которых вскоре был признан Зодиак. В каждом из писем содержались закодированные послания к читателям газет и угрозы редакторам в массовой резне мирного населения, в случае, если эти послания не будут опубликованы на первой полосе таблоидов.
Головоломки вышли в печать, как и требовал Зодиак, и вскоре были расшифрованы простыми читателями. Закодированный текст представлял собой пространные рассуждения маньяка о том, зачем он убивает своих жертв, и особой пищи для размышлений не давал. Последующие убийства сопровождались подобными шифровками, каким-то жертвам удавалось избежать смерти, но следствие долго не могло найти злоумышленника. С тех пор прошло уже почти сорок лет, вышло в свет немало книг и фильмов, основанных на той истории, но только сейчас похождения самого неуловимого серийного убийцы получили, наконец, достойную экранизацию.
За основу сценария была выбрана книга Роберта Грэйсмита, работавшего в одной из тех трех газет карикатуристом, и решившего вести собственное расследование по делу Зодиака. Два других героя — ведущий криминальной колонки того же издания Эвери и детектив Тоски, возглавляющий расследование полиции. Все они были одержимы идеей выявить личность Зодиака, но каждый из них имел свои недостатки: Эвери был слишком заносчив и во главу всего ставил увеличение тиража своей газеты, Тоски был излишне честолюбив и не мог позволить себе нарушить следственный протокол, а одержимость Грэйсмита носила почти маниакальный характер.
Грандиозное расследование, проводимое этой троицей, на самом деле лишь отчасти отражает реальные события, но за пренебрежение скучными деталями в угоду напряженности и динамичности повествования судить не принято. Тем более что конец у истории тот же, что и в жизни, а если вы не знаете, чем закончились поиски Зодиака, то концовка вполне может вас обескуражить. Но не в этом суть фильма.
Тэглайн фильма гласит «Существует не один способ пасть жертвой убийцы». Если воспринимать девиз картины буквально, то ожидать от неё чего-то кардинально нового сложно: каким только способом не убивали киношные маньяки за последние годы, достаточно посмотреть хотя бы все части «Пилы». Но на самом деле тэглайн намекает, что личность маньяка в данной истории не так важна, как безумное желание ее вычислить. Одержимость, с которой герои распутывают дело Зодиака, постепенно вытесняет из их жизни все, что обычно дорого простому человеку, и каждый из них становится своего рода жертвой маньяка, который к ним даже не прикасался.
Дэвид Финчер — режиссер, для которого безупречный стиль и выверенный темп повествования давно стали главным оружием, разящим довольного зрителя наповал. В фильме «Семь» он доказал свое умение снимать леденящие душу триллеры и не умение снимать бодрые детективы. В «Зодиаке» он добился того, что от экрана просто не оторвать взгляд: напряженный сюжет, который пугает только в начале, а в конце использует в качестве топлива чистое любопытство зрителя, не дает продыху на протяжении двух с половиной часов. Чем ближе финальные титры, тем больше зритель уподобляется главным героям, для которых Зодиак стал настоящим наваждением. Как всегда безукоризненная операторская работа и монтаж сделали свое дело и тут — малейшее уклонение от заданной манеры съемки рождает настоящую лавину подозрений со стороны зрителя по отношению к самым неприметным персонажам.
Желанием поставить точку в расследовании, которое затянулось не на одно десятилетие, режиссер постепенно заражает и зрителя, привыкшего получать точный ответ на вопрос «Кто же убийца?», и тут не избежать разочарования. Финчер не преследовал такой тривиальной цели, как в финале собрать всех действующих лиц в гостиной и с проницательностью Эркюля Пуаро назвать имя убийцы. Сколько бы ни был неожидан ответ на этот вопрос, он не скрасит оригинальной идеи, и нераскрытые в конце фильма карты становятся чем-то вроде закрытой двери Хичкока, за которой таится все самое страшное. Финчер с блеском добился поставленной перед собой цели, и задача зрителя теперь, постараться не стать еще одной жертвой серийного убийцы, то есть не пытаться понять, кто же на самом деле Зодиак. Но после столь впечатляющей картины это оказывается так трудно…
Константин Волков, Киноанонс
Дьявол кроется в деталях
Этот год стал счастливым для кинофильмов, которые, казалось, уже никогда не увидят свет — настолько долго шла над ними работа, в то время как новостные ленты кормились одними слухами.
Случай рецензируемого сегодня «Зодиака» и вовсе вопиющий: пока его снимали, некие предприимчивые господа успели выпустить фильм-клон на ту же тему (о расследовании дела маньяка, наводившего ужас на Сан-Франциско и его окрестности в 70-е годы) и чуть ли не с тем же названием. У всякого долгостроя есть множество своих причин для проволочек, однако у «Зодиака» она всего одна — режиссер Дэвид Финчер — мрачный тип, человек с репутацией параноика-перфекциониста, режиссер с неповторимым авторским почерком, который, провалив один фильм, как будто с досады, следом снимает культовый. Последней своей картиной Финчер только укрепляет эту традицию, так как после не слишком удачной «Комнаты страха» «Зодиак», похоже, — наиболее значительное из всего, что он сделал в кино до сих пор.
Пресловутая паранойя сработала безупречно. Неспроста Финчер выверял каждый ракурс, каждый блик на стекле, не зря истязал актеров десятками дублей, не напрасно шлифовал цифровое изображение до кристальной чистоты — в результате картина доведена до запредельного совершенства. Кадр к кадру, пиксель к пикселю разворачивается полотно, целостность которого не могут нарушить даже бесцеремонные титры «прошло ххх месяцев/лет». Более того, и они играют на руку режиссеру, сцепляя различные этапы истории, длившейся не один десяток лет, и задавая необходимый темп. Дэвид Финчер — мастер саспенса, и в этом отношении «Зодиак» — самая виртуозная его работа. В фильме, «основанном на реальных полицейских протоколах» (строки которых однажды даже начинают парить в воздухе), он умело держит напряжение в течение почти трех часов, заставляя зрителя вместе с героями — полицейским, журналистом и художником-карикатуристом — включиться в процесс разгадывания личности Зодиака.
Цитата: - Мы встречались в кино.
- Это было незабываемо.
(Грэйсмит и Тоски)
Вообще с главными героями «Зодиака» получается интересная вещь. Это не просто полицейский, журналист и художник — это архетипические Полицейский, Журналист и Автор, своеобразные координатные оси, по которым Финчер раскладывает действительность, одномерные по отдельности, но вместе создающие идеально сбалансированную композицию. Каждый из них олицетворяет различное отношение к Зодиаку и под своим углом освещает историю этого «неуловимого» убийцы и, главное, формирования социокультурного мифа о нем. В этом месте, конечно, надо не забыть пропеть очередную хвалебную песнь центральному актерскому ансамблю: Марку Руффало, Джейку Гилленхолу и особенно Роберту Дауни-мл., который, взяв с новыми силами с места в карьер еще в прошлом году, продолжает набирать обороты с каждой следующей ролью. В «Зодиаке» экстравагантный обозреватель криминальной хроники Пол Эйвери в исполнении Дауни-мл. так и лучится харизмой и пока еще никого не оставил равнодушным.
Феномен Зодиака представляет собой благодатную почву для производства какого-нибудь зловещего триллера или насупленной криминальной драмы. Дэвид Финчер, обладая имиджем проводника зла, без труда мог бы сделать на этом материале добротную страшилку — этого от него собственно и ждали. Однако он сумел всех удивить и пойти дальше, показав, как зло ткет самое себя практически из ничего, как процессуальные казусы и халатность позволяют ему наглеть, чувствуя безнаказанность, и пиарить себя через масс-медиа, с готовностью подхватывающие любую «сенсацию». Зодиак, в отличие от того же Джона Доу, расставляет своим преследователям не психологические, а скорее бюрократические ловушки, которые в реальности оказываются наиболее эффективными.
Слава богу, Финчер не позволяет себе однобоких обобщений о судьбах поколений (от этого его удерживает упомянутая треугольная конструкция расстановки основных действующих лиц) и сосредотачивается на создании максимально достоверной атмосферы, духа времени и места — так, чтобы зритель на своей шкуре прочувствовал все происходящие в фильме события. Скрупулезность в деталях, близкий к гениальности саундтрек, операторская работа Гарриса Савидеса образуют такой многослойный и убедительный фон, на котором обретают плоть даже полицейские досье, и Зодиак становится частью нашей жизни так же, как и для персонажей фильма. Остается только сказать спасибо Дэвиду Финчеру за такой опыт и порадоваться, что в нашем случае эта часть равняется ста пятидесяти восьми минутам, а не двадцати годам.
Иван Яковлев
С сайта Кино-Говно