Описание фильма

"Лавка чудес"   

Название фильма: Лавка чудес
Лавка чудес
Страна-производитель: США
Английский: Mr. Magorium's Wonder Emporium
Жанр: комедия / фантастика / семейный
Режиссер: Зак Хэлм
В ролях: Дастин Хоффман, Натали Портман, Джейсон Бэйтман, Зак Миллз, Джонатан Поттс, Мэтт Бэрэм, Марша Беннетт, Пола Бодро, Джэйд Коэн, Дэш Гранди, Тед Лудзик, Ребекка Нортан, Дэвид Рендолл, Беатрис Юсте
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Эксцентричный владелец волшебного магазина игрушек Эдвард Магориум, собирается отойти от дел по состоянию здоровья — все-таки стукнул 243 день рождения. Мистер Магориум за 114 лет управления магазином сумел превратить его в самое волшебное и красочное место на земле, где всегда был слышан детский смех. Он решает доверить свое необычно предприятие служащей-менеджеру Молли Махоуни. Молли — 25-летняя девушка. И хотя ее жизнь полна радости и сюрпризов, девушка страдает от депрессии. В итоге ее подавленное состояние души приводит к тому, что некогда шумный и оживленный магазин превращается в серое и унылое место, находящееся на грани закрытия... история только начинается!

Рецензия:

Обилие сказок в кинотеатрах ближе к Рождеству – обычное дело; видимо, предполагается, что зритель, насмотревшись перед фильмом на пушистые снежинки и милые искусственные ёлочки в витринах супермаркетов, испытывает особенно острый порыв немедленно умилиться. Репертуар, однако, не сильно радует – по факту сказок полно, но с качеством оных налицо серьёзные проблемы. Сначала большая катастрофа «Золотого компаса», на который многие (ваш покорный слуга в том числе) возлагали большие надежды, теперь вот «Лавка чудес» – не то чтобы очень сильная и практически не катастрофа, но просто сказка, трагически пренебрегающая собственным потенциалом к величию. Куда же делись настоящие сказочники, а?
Ответственность за «Лавку чудес» несёт режиссер-дебютант Зак Хелм, ранее отметившийся сценарием к чрезвычайно прекрасному «Персонажу». И если после того фильма казалось, что историю о живом магазине игрушек Хелм вытянет на раз-два, на деле всё оказалось не так живописно. Задумав сделать откровенно детский фильм, Хелм как-то несколько переборщил с погружением в нужное состояние сознания. Если «Персонаж» казался написанным студентом старших курсов литературного факультета, успевшем проштудировать не один десяток томов с классикой мировой литературы, то «Лавка чудес» будто бы вышла из-под пера чрезвычайно впечатлительного шестиклассника.
С воображением у него, конечно, всё невероятно здорово, но вот своё представление о различных драматических коллизиях и жизненных уроках для персонажей он черпал преимущественно из схематичных детских телефильмов канала «Дисней». В те моменты, когда персонажи начинают говорить о Важном (а это примерно полфильма), возникает стойкое ощущение, что текст они зачитывают с каких-то открыток компании «Холлмарк». Поверь в себя, волшебство на самом деле в тебе – стандартная, в общем, программа. Не исключено, что в «Лавке чудес» Хелм пытался вывести этакую более скромную и домашнюю альтернативу дорогущим сказочным эпосам, утюжащим кинотеатры последний десяток лет – однако по пути и сам сел ровно в ту же самую лужу навязчивой морали, в которой сидят и остальные.
Если честно, даже немного обидно – потому что в «Лавке» полно отличных идей, деталей и фишек, из-за которых прямо хочется, чтобы она была отличным фильмом. Есть в ней некоторая скромная рукодельность – лучше всего воплощенная в отличнейших титрах – благодаря которой она и правда кажется куда милее и уютнее какого-нибудь «Гарри Поттера». Но Хелм, увы, сам всё испортил. Возможно, его неприкрытой сентиментальности нужна какая-то сдерживающая сила – в «Персонаже», к примеру, его мелодрама уравновешивалась холодно-изысканными визуальными образами режиссера Марка Форстера. В одиночку же Хелм теряет кадр, топит экран в невыносимо-ярких цветах и заставляет отличных актёров изъясняться штампованными фразами. А ещё, понимаешь, новая надежда интеллектуального кино, как его (как выясняется, немного недальновидно) поспешила окрестить киношная пресса после выхода «Персонажа». Мог бы и постараться.
Вердикт Кочерыжкина – яркая, домашняя и в достаточной степени очаровательная сказка, страшно подпорченная собственной механистичностью.

Низкий шатен в удобном ботинке
Газета.ру

Есть такой тип фильмов, которые выживают исключительно за счет праздников, затяжных и романтических – вроде Нового года или Рождества, когда внеочередной отпуск побуждает размягченных граждан собраться семьей перед экраном телевизора или кинотеатра и жаждать зрелища особого рода – простого, семейного, сказочного. Такова и «Лавка чудес», в которой совершенно не фигурирует Рождество, что не помешало окрестить фильм рождественской сказкой, а выйди картина в другое время года, могла бы и вовсе остаться не замеченной.
«Лавка чудес» - режиссерский дебют сценариста Зака Хэлма, написавшего сценарий к фильму «Персонаж», в котором литературный вымысел хитро переплетался с реальностью, и обычный человек оказывался героем книги. «Лавка» же относится к доброму и милому типу фильмов из цикла «здравствуй, дружок, сейчас я расскажу тебе сказку». И в самом деле рассказывает - рассказывает о том, что лучше прослыть немного ку-ку, чем быть скучным бухгалтером. Поэтому сказку нужно творить вокруг себя собственноручно, не обращая внимание на всяких скептиков, – до тех пор пока в нее не поверят окружающие, и тогда она станет реальностью. Очевидно, что кинематографические родители «Лавки» - фильмы вроде «Крупной рыбы» Тима Бартона и «Дон-Жуан де Марко» Левина, в которых сказочная реальность, скорее, не данность, а плод живого и остроумного воображения.
Но в Голливуде ничего не бывает просто так: даже самый детский фильм или мультфильм становятся носителями определенной идеологии («Шрек» внушает толерантность, «Мадагаскар» воспевает волю, «Рататуй» рассказывает о смысле бытия), поэтому и «Лавка чудес» тоже немножко шьет, то есть проповедует.
Хозяин магазина игрушек мистер Магориум (Дастин Хоффман), которому, по его словам, 243 года очень деловито собирается умирать. Причина довольна оригинальна – в молодости он как-то нашел ботинки, которые идеально ему подходили, и так обрадовался, что купил себе много пар на всю жизнь. Сейчас он донашивает последнюю из купленных пар, и значит, следуя его железной логике, пора на тот свет.
Глядя на мистера Магориума вы позавидуете его экзистенциальному смирению, да и вообще начинает казаться, что он не столько персонаж, сколько материализовавшийся детский учебник, который сейчас растолкует готовому заплакать ребенку, что все мы смертны и как следует относиться к этой обязательной части нашего существования. Окончив курс лекций, мистер Магориум (честный, слово держит) и вправду умирает. А наследником своего магазина назначает его единственную сотрудницу девушку Молли (Натали Портман). И тут расправившись с конечностью бытия, мы переходим к следующей психологической проблеме – у Молли страшный комплекс неполноценности. Дело в том, что когда-то в детстве нехорошие люди внушили девушке, что она безумно музыкальна, и вот с тех пор Молли все пишет и пишет гениальную симфонию, а симфония никак не дается. Так что оставшуюся часть фильма Молли будет изживать комплексы.
Вы спросите, при чем здесь сказка и Рождество?
А дело в том, что магазин игрушек, вокруг которого крутится действие – необыкновенный. Игрушки в нем живут своей жизнью, скачут, прыгают, и весь магазин завален совершенно восхитительными предметами непонятного назначения. Магазин и сам по себе практически живой организм, он тоже имеет чувства, и после смерти Магориума погружается в траур, покрывается серыми пятнами и ждет, чтоб его расколдовали.
Проблемы налицо, всплывает традиционный вопрос «Что делать?». Очень кстати, надо сказать, всплывает - что за сказка без морали? Мораль и прощание с комплексом неполноценности не заставит себя долго ждать: просто нужно верить в себя! И будет тогда и сказка, и симфония, и волшебный магазин, и все, что пожелаешь.
Надеюсь, ты уже понял, чем «Лавка чудес» отличается от «Шрека»? До свиданья, дружок.
Дарья Горячева

Ностальгия по детству 
Мистер Магориум (Дастин Хоффман) – волшебник. Ему 243 года, и он владелец магазина игрушек. Но не простого, а волшебного. Он напоминает большой детский сад, куда каждый день приходят играть дети и воспринимают волшебство как данность. В Лавке чудес мячики прыгают сами по себе, самолетики летают без управления, а по любому требованию ребенка из волшебной книги можно достать какую угодно игрушку. У Магориума есть помощница Молли Махоуни (Натали Портман), которая очень любит магазин, но не может реализоваться в жизни. В детстве ее считали музыкальным гением, а теперь она не может сочинить ничего стоящего.
Магориум собрался умирать, поэтому хочет передать магазин Молли. Но Молли совершенно к этому не готова. Магориум за сто с лишним лет управления магазином не платил налогов, поэтому решил нанять бухгалтера Генри (Джейсон Бейтман), чтобы тот привел в порядок отчетность. Магазин, «обидевшись» на своего хозяина, перестал быть волшебным: все игрушки стали черными и перестали двигаться.
Режиссером и сценаристом «Лавки чудес» является Зак Хэлм. Это его дебютная режиссерская работа. На создание фильма его вдохновило то, что он сам некогда работал в индустрии игрушек. Хэлм явно скучает по детству, поэтому и фильм получился не совсем уж радостным. Основная аудитория фильма – дети, которые верят в то, что игрушки могут оживать, и что «Лавка чудес» действительно существует. И диковинные штуки, которые вытворяют на экране игрушки, очень впечатляют. Но то, что главный герой постоянно твердит о смерти, хотя и с улыбкой, омрачает волшебный настрой картины. А еще хуже то, что мальчик Эрик (Зак Миллз), у которого есть великолепная коллекция шляп, но нет друзей, так их и не нашел. Как-то не по-сказочному получилось.
Надежда Погодина, afisha.mail.ru

Раб лавки
ИД "Коммерсантъ"

Идее, которую использует сценарист и режиссер "Лавки чудес" Зак Хелм, ненамного меньше лет, чем герою Дастина Хоффмана, 243-летнему мистеру Магориуму, владельцу пресловутой лавки, в которой он больше века пытается торговать детскими игрушками без особой выгоды для себя, зато на радость детворе. Идея эта крайне плодотворна в художественном отношении, хотя и уязвима в моральном: пропаганда эскапизма, бегства из далеко не совершенного мира в иллюзорную реальность, вызывает, с одной стороны, восхищение полетом человеческой фантазии, способной создавать из ничего красочную альтернативную действительность взамен опостылевшей, но с другой - и подозрения, а не виноваты ли отчасти в несовершенстве мира и брезгливо отворачивающиеся от него мечтатели вроде Герберта Уэллса, с рассказа которого "Волшебная лавка" приблизительно срисована сюжетная схема "Лавки чудес".
Классическую уэллсовскую конструкцию, в которой переливающееся всеми цветами радуги пространство чудес отгорожено от невзрачной обыденности, Зак Хелм дополняет щекотливой темой смерти, преломляющейся при взгляде сквозь магический кристалл совсем не мрачным, а наоборот, утешительным образом - как добровольный осмысленный уход на покой. Дело обстоит так, что усталый раб своей развеселой лавочки мистер Магориум замыслил побег с этого света, а попытки окружающих уговорить его помучиться еще немного обусловлены не столько болью расставания с дорогим мистером, сколько нежеланием брать на себя хлопоты по благоустройству непредсказуемой игрушечной лавки, которая и при живом-то хозяине ведет себя кое-как.
Провожают героя Дастина Хоффмана в светлый последний путь три человека. Во-первых, менеджер магазина (Натали Портман), тешащая себя надеждой, что ее предназначение - создавать музыкальные произведения и совершенно не приветствующая намерение Магориума завещать ей свой шаткий бизнес. Во-вторых, маленький мальчик (Зак Миллз) с фиксацией на шляпах, который ежедневно ошивается в лавке чудес как самом подходящем месте для всяческих безумцев и фриков. И наконец, только что нанятый мужчина-бухгалтер (Джейсон Бейтман), впервые за сто лет нарушивший налоговую девственность магической лавки и раскопавший в ее отчетности не менее чумовые экспонаты, чем выставленные на полках игрушки, откровенно пристающие к покупателям, а именно фиктивное штатное расписание, укомплектованное инопланетянами, и расписки от Томаса Эдисона за электрические лампочки.
Бухгалтер, разумеется, призван олицетворять узколобый здравый смысл и рациональность, отказывающуюся видеть чудеса, которыми нашпигован окружающий мир, стоит лишь слегка изменить угол зрения и расфокусироваться. Процесс этого расфокусирования слишком собранного и педантичного счетовода идет в "Лавке чудес" параллельно с процессом умирания мистера Магориума, с композиторскими исканиями менеджерши и с потугами мальчика завести друга под давлением мамы, по лицу которой чуткий сын понимает: если он завтра же с кем-нибудь по-хорошему не подружится, его больше не пустят домой. Правда, когда ребенок приводит к себе бухгалтера и они начинают резвиться, надев шутовские колпаки из украшающей стены комнаты коллекции диких головных уборов, мама снова выражает недовольство.
Но слишком правильное мнение родительской инстанции в "Лавке чудес" учитывается в последнюю очередь - этот фильм никого не воспитывает и ничему не учит, а скорее подстраивается под детские настроения, щедро утоляя инфантильную жажду вечного праздника непослушания, безостановочных фейерверков и каруселей. Единственное, что создатели картины упустили из виду,- это жажду уже немножко подросших мальчиков (из которых и состоит в основном нынешняя киноаудитория) увидеть в минимуме одежды Натали Портман, чье телосложение нисколько не противоречит понятию "чудесного", а как раз очень даже оживило бы здоровой толикой развратности чересчур уж чистую и благостную сказочку.
Лидия Маслова

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#