"Возвращение мушкетеров / Сокровища кардинала Мазарини "
Название фильма: | Возвращение мушкетеров / Сокровища кардинала Мазарини |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Возвращение мушкетёров | ||
Жанр: | приключения / исторические | ||
Режиссер: | Георгий Юнгвальд-Хилькевич | ||
В ролях: | Михаил Боярский (Д'Артаньян), Вениамин Смехов (Атос), Валентин Смирнитский (Портос), Игорь Старыгин (Арамис), Антон Макарский (Анри), Данила Дунаев (Рауль), Дмитрий Нагиев (Леон), Лянка Грыу (Жаклин), Ирина Пегова (Анжелика), Алиса Фрейндлих (королева), А | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Погибшие в схватке Д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис оказываются на небесах, откуда с интересом поглядывают на земные дела. Увидев, как их дети безуспешно пытаются отыскать сокровища капитана Мазарини, бравая четверка выпрашивает у бога "увольнительную", чтобы помочь отпрыскам и вернуть награбленное в Россию.
Старые герои на новый лад
Страна.Ru
5 февраля на экраны страны выходит продолжение знаменитой трилогии про приключения легендарного Д’Артаньяна и его друзей-мушкетеров. Накануне этого события в кинотеатре «Октябрь» прошел премьерный показ фильма «Возвращение мушкетеров», на которую собрался весь цвет творческой элиты: Эммануил Виторган, Аркадий Укупник, поэт Александр Вулых, актер и режиссер Сергей Проханов, участники группы «Дискотека Авария», Андрей Григорьев-Аполлонов. Под руку с женой Людмилой Поргиной на премьеру пришел Николай Караченцов.
Сиквелы картин советских времен выходят на экраны один за другим: «Розыгрыш», «Асса-2», «Ирония Судьбы или с Легким Паром». Конечно же, эта участь не обошла самый любимый приключенческий фильм детей и взрослых «Д’Артаньян и три мушкетера». Всего за 4 месяца была отснята и смонтирована совершенно уникальная история из жизни Франции XVII века.
Стоит отметить, что в мировом кинематографе уже существует «альтернативная» биография Д’Артаньяна и его потомков: в 1994 году во Франции вышел фильм «Дочь Д’Артаньяна», который рассказывает о хитросплетениях судьбы предполагаемой дочери легендарного полководца. Однако, и французская и отечественная версии очень далеки от реальности. Что неудивительно - импровизации на тему исторических событий любил и сам знаменитый Александра Дюма не раз говоривший: «История – гвоздь, на который я вешаю свои романы». Под влиянием непрерывно бушующих революций XIX века, писатель на свой лад переиначил неприглядный быт французских королей.
Однако экранизация – это по сути своей квинтэссенция литературного произведения, а чаще всего бывает, что от оригинала книги остаются лишь образы. Так получилось и с постановкой «Трех Мушкетеров» в 1978 году. И хотя это лучшая экранизация знаменитого романа, она далека от оригинального замысла Дюма.
В новом фильме историческая фактура и вовсе отсутствует, остались имена главных героев. Зато каждая сцена, каждый жест практически является отсылкой к картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича 1978 года. Так, сын Арамиса в первый же день умудрился назначить дуэль сыновьям Атоса и Д’Артаньяна. А Анна Австрийская, как и тридцать лет назад, отправляет главных героев в Англию. Заметим, что и композитором в картине оказался Максим Дунаевский, создавший треки к «Д’Артаньяну и трем мушкетерам». Музыка в вышедшем фильме дополнила эффект «возврата в прошлое». Так, король Людовик XIV поет песню, созданную «по мотивам» не вошедшей в фильм 1978 года песни Людовика XIII, а в арии Анны Австрийской только изменены слова. Есть, конечно, и новые саундтреки, которые легко могут неподготовленного зрителя упрятать в «желтый дом». Вот под проникновенную композицию Михаила Боярского «Молитва» воскресают мушкетеры, и буквально через несколько минут молодое поколение дерзких мушкетеров в стиле Жанны Фриске лихо запевает «Мы команда». Саундтреки настолько разные, что не верится, что их написал один и тот же человек.
Диссонанс поколений коснулся не только музыки, но и актерской игры. Разница между актерами советской школы и нынешним поколением просто убийственна. Боярский, Смирнитский, Старыгин и Смехов играют так, что озноб по коже, и ты просто растворяешься в фильме. А работам молодых актеров просто не веришь. Не веришь Янке Грылу (Жаклин), которая просит отца не покидать ее, не веришь признанию в любви Антона Макарского (Анри), а героиня Ирины Пеговой (Анжелика) вызывает лишь грустную улыбку. Но есть и исключения. Так, Дмитрий Нагиев (Леон) и Данила Дунаев (Рауль) явно достойны номинации «лучшая мужская роль второго плана». Нагиев великолепно повторил образ сына Миледи из фильма «Мушкетеры десять лет спустя» в исполнении Виктора Авилова, а Дунаев полностью перевоплотился в наследника благородного Атоса.
Существенными недостатками в фильме кустарно сделанную компьютерную графику, зачастую только портящую общую картину, а также «площадной юмор», который вполне уместен в комедиях уровня «День Радио» или «День Выборов», но коробит, когда их произносит герой-дворянин XVII века.
В целом, картина «Возвращение мушкетеров» получилась гораздо лучше, чем того можно было ожидать. На выходе получилась музыкальная приключенческая комедия с участием любимых героев и актеров детства. Конечно, первый фильм тридцатилетней давности так и остался непревзойденным, однако «Возвращение мушкетеров» определенно найдет свое место в этой героической эпопее.
Наталья Ступникова
Мушкетеры постарели
Газета "Труд"
Новый фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича "Возвращение мушкетеров", стартовавший в конце минувшей недели, едва не разрушил легенду, благополучно существовавшую 30 лет. Среди участников проекта "Возвращение мушкетеров" больше всего повезло Александру Ширвиндту и Дмитрию Харатьяну. Ширвиндту, играющему министра финансов Кольбера, благодаря иронической флегматичности удается сохранять достоинство даже в самых безнадежных ситуациях, а Харатьяну трактовка образа "короля-солнца" Людовика позволяла вести себя глупо, не дисгармонируя при этом с общим стилем капустника. Жаль, но "Возвращение мушкетеров" принадлежит скорее к этому жанру. Помимо сходства картины с вечером самодеятельности в пользу этого вывода говорит еще и то, что в фильме присутствуют актеры, работающие в разного рода юмористических телепрограммах. А это, в свою очередь, наводит на следующую мысль: даже если бы Юнгвальд-Хилькевич пригласил Евгения Петросяна, это не сильно изменило бы атмосферу картины.
Мушкетеры (Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин) в "Возвращении" оказываются на том свете и стоят там живописной группой. А на земле тем временем опять надо спасать честь королевы (Алиса Фрейндлих) и разыскивать ларец с сокровищами. Эта честь достается не знакомым друг с другом детям мушкетеров - двум молодым людям и двум девушкам, одна из которых (Лянка Грыу), будучи воспитана отцом Д'Артаньяном по-мужски, притворяется юношей. Пятый ребенок сперва станет противостоять группе, но к финалу образумится и перейдет в мушкетеры. В этот момент зрители смогут наблюдать плачущего Дмитрия Нагиева, и в определенном эффекте этому зрелищу не откажешь. Остальные дети нашли свой актерский путь: Ирина Пегова в монашеском одеянии исполняет упражнение "колесо", Лянка Грыу широко распахивает глаза, Антон Макарский чувственно исполняет песни, написанные Кареном Кавалеряном.
В отличие от Юрия Ряшенцева и Леонида Дербенева, работавших над первым фильмом о мушкетерах, известный сочинитель песен в данном случае позволяет себе не уделять особенного внимания ни качеству рифм, ни содержанию. Стоит сказать, что к своим текстам для эстрадных исполнителей Кавалерян относится с куда большим тщанием. А вот глуповатую песню из фильма "Мы - команда" уже окрестили гимном менеджеров среднего звена.
Что до самих мушкетеров, которые благодаря молитве Д'Артаньяна спустятся с небес и будут помогать детям, то они постарели. У Портоса на парике бантик, Атос кроткими кивками реагирует на небезосновательные обвинения в алкоголизме, Арамис ласково улыбается, Д'Артаньян говорит: "Каналья!" и в ряде сцен появляется без шляпы. И для тех, кто никогда не видел, но мечтал увидеть Михаила Сергеевича Боярского без головного убора, это станет в "Возвращении мушкетеров" единственным бонусом.
Сергеева Жанна
Четвертое пришествие
lenta.ru
В фильме "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" безумно практически все. Сама идея, которая уже имеет мало общего с произведениями Дюма, мушкетерские дети, олицетворяющие собой пропасть между настоящими актерами и участниками студенческого драмкружка, монтаж, разрывающий фильм на слабо связанные между собой скетчи, звук, дающий представление о старте ракеты-носителя "Энергия", и так далее. Но, тем не менее, это лучший отечественный фильм зимнего сезона.
Сначала коротко о сюжете, который не является уже тайной даже для тех, кто еще не смотрел фильм.
Французская корона опять в опасности. Естественно, речь не о короне Людовика ХIV, ибо какие могли быть проблемы у монарха, говорившего о себе "государство - это я". В бедственном положении оказалась его любвеобильная мамаша Анна Австрийская, долги которой превысили годовой бюджет Франции. А тут еще всесильный кардинал Мазарини сбежал с сокровищами в английскую глубинку, прихватив таинственный перстень тамплиеров, дарующий бессмертие.
Тут бы и вызвать погрязших в беспробудном пьянстве головорезов, некогда спасших королеву от позора, но беда в том, что все они погибли в один день. Портоса завалило пенопластовыми камнями, Арамис был сражен именной шпагой бравого гвардейского капитана, чью тайну еще предстоит выяснить, д'Артаньяна застрелили из пушки, а Атос... Что произошло с Атосом, не совсем понятно. Он долго смотрел в стакан с вином и вдруг умер. Наверное, потому что вино кончилось.
И тогда королева поручает найти сокровища Мазарини наследникам почивших головорезов: сыну Арамиса Анри, сыну Атоса Раулю, дочери Портоса Анжелике и странному отпрыску д'Артаньяна по имени Жак. Странному, потому что в дальнейшем выяснится, что это девочка, которую отец считал мальчиком, что в итоге привело к раздвоению личности несчастной.
На этом можно было бы и завершить сюжетные хитросплетения и наслаждаться тем, как наследники привычно мутузят по пути гвардейцев, но не тут то было. За всеми бесчинствами отпрысков наблюдают застрявшие где-то между раем и адом папаши, и когда деткам приходится совсем туго, д'Артаньян взывает к Создателю с просьбой вернуть их на бренную землю, чтобы побесчинствовать вместе с отпрысками. И так далее.
Все попытки беспристрастного анализа подобной мешанины с самого начала тонут в самой природе этой знаменитой отечественной кинофраншизы. Ну, разве можно было серьезно оценивать оригинальный сериал Юнгвальда-Хилькевича 1979 года выпуска? Разве не понимал кто-то тогда, что шпага, зажатая подмышкой, не может вызвать смертельное ранение, разве не видел кто-то заасфальтированных тротуаров на "парижских" мостовых XVII-го века? И разве все это помешало фильму стать хитом национального масштаба и не отправило сотни тысяч мальчишек изготавливать шпаги из ореховых прутьев?
В равной степени бессмысленно пытаться понять, почему пушечное ядро, попавшее д'Артаньяну в грудь, даже не сбивает его с ног, а оставляет лишь аккуратную вмятину в жестяной кирасе. Или почему забыли снять ограничительные канаты в залах музеев, изображающих покои Лувра. А бурная радость отцов и детей после каждого массового уничтожения представителей закона в виде гвардейцев? Попытка анализировать это с точки зрения здравого смысла даже менее адекватна, чем оценка художественных достоинств популярного мультсериала про Чипа, Дейла и секс-бомбу Гаечку.
Юнгвальду-Хилькевичу удалось сохранить главное - буффонаду, которая на фоне раздувающихся от собственной значимости "Главных фильмов нового года" выглядит очень выигрышно.
Что же касается актеров, то с грустью приходится признать, что, несмотря на всю бодрость, мушкетеры-отцы сильно сдали, за исключением, пожалуй, Валентина Смирнитского, который за прошедшие 30 лет практически не изменился. Однако удовольствие видеть их всех вместе с лихвой окупает утраченную прыть и еще большую нелепость хореографии дуэлей.
Алиса Фрейндлих в роли Анны Австрийской слегка напоминает свою героиню в "Служебном романе", но все так же хороша; Александр Ширвиндт в роли Кольбера напоминает самого себя, и слегка портит общее впечатление своей значительностью; Дмитрий Нагиев в роли Леона напоминает человека, пытающегося сохранить серьезность в комнате с кривыми зеркалами; Владимир Балон в роли де Жюсака просто напоминает о дружеских отношениях, возникших между актерами в конце 70-х.
Отдельного упоминания достоин Дмитрий Харатьян, сыгравший роль Людовика. После блестящего Табакова трудно было ожидать адекватного "наследника" на французском престоле, но, о чудо, Харатьян не только не уступил своему маститому "родителю", но местами даже дал ему фору. Король-Солнце, безусловно, самый яркий персонаж фильма, и наибольшее количество улыбок в зале вызовет именно его эпизодическое появление.
Молодых актеров в кадре нет. В смысле нет совсем. Есть прекрасно поющий Антон Макарский и несколько статистов, пытающихся войти в ту же реку, в которую 30 лет назад столь успешно вошли Боярский, Смирнитский, Смехов и Старыгин. Однако в отличие от именитых первопроходцев, создавших столь колоритные образы, Даниле Дунаеву, Ирине Пеговой и Лянке Грыу удалось лишь слегка улучшить свое резюме участием в столь громком кинопроекте. Однако и испортить общее впечатление от фильма им не удалось, что уже немало.
Главные претензии к фильму лежат в области музыкального оформления и спецэффектов. Песни из "Возвращения мушкетеров" не пойдут в народ и даже не задержатся в памяти. Никаких "Пора-пора-порадуемся..." или "Бу-ургундия, Нормандия...". Немного ритм-энд-блюза, откровенного хип-хопа и тяжелого рока, которые иначе как истовым желанием понравиться молодому зрителю не назовешь. А это зря. Потому что настоящая аудитория фильмов о мушкетерах - это люди сильно "за", а у них в большинстве своем совсем иные музыкальные пристрастия.
Столь же бессмысленно было стремление привнести в картину сильно затасканные специальные эффекты в виде всех этих "эффектов пули" и нарисованных за окном пейзажей. Техническое исполнение этих трюков оставляет желать много лучшего, и смотрятся они довольно глупо в стилистике кинематографа 70-х годов.
Таким образом, четвертое пришествие мушкетеров можно считать удавшимся. Несмотря на все огрехи Георгию Юнгвальду-Хилькевичу удалось сохранить атмосферу оригинального сериала и воздержаться от претензий на что-либо. Немного ностальгии, чуть-чуть поющего Боярского, несколько интересных режиссерских находок - и перед нами лучший отечественный фильм зимы 2009 года.
Андрей Воронцов
Умереть не получилось
Газета "Труд"
Сегодня в прокат выходит фильм "Возвращение мушкетеров", где герои Дюма снова дерутся не на жизнь,а на смерть.
Картина снята тем же режиссером, который работал над первым фильмом - Георгием Юнгвальд-Хилькевичем.В ней будут и длинные парики, и бои на шпагах, и разлетающиеся от ударов столы. Мушкетерам придется вернуться с того света, чтобы помочь своим детям искать сокровища кардинала Мазарини.
Юнгвальд-Хилькевич остался верен своей манере: картина снята будто тридцать лет назад и местами похожа скорее на пародию на фильм "Д`Артаньян и три мушкетера", нежели на ее продолжение. Режиссер попытался воспроизвести то, что имело когда-то успех. Во время съемок в Одессе, где шла работа над первой картиной, актеры опасались встреч со старыми знакомыми. Игорь Старыгин, улыбаясь, рассказывает: "Девушек, с которыми мы тогда общались, встретить не очень хотелось. Подойдет бабулька и спросит: "А помните, мы с вами мороженое ели, шампанское пили?"
Михаил Боярский: "То, что поставлено по романам Дюма, будут смотреть всегда и все"
- Когда вам предложили играть Д`Артаньяна в первой картине, вы к этому, кажется, отнеслись с сомнением?
- Я прочел сценарий и удивился. У меня тогда был небольшой опыт в чтении сценариев, но я хорошо знал книгу. Смотрю, слуг у героев нет, логики нет, песенки какие-то дурацкие. Я-то ждал, что фильм серьезный будет.
- Какие плюсы и минусы в том, что вы тогда согласились?
- Этот фильм дал мне друзей и путь в кинематограф. И отобрал у многих режиссеров смелость попробовать меня в другом качестве. Но я часто говорю о том, что лучше сыграть одну роль, с которой тебя могут идентифицировать, чем всего понемножку.
- Вам было интересно играть немолодого Д`Артаньяна?
- Конечно, интереснее играть какой-то опыт, другое понимание жизни. Мушкетеры же не идиоты, которые застряли в восемнадцатилетнем возрасте. Но после того, как они воскресли, к ним вернулись те силы, которые наполняли их в молодости, и желание быть такими, какими они были тогда. Азарт, с которым они бросаются на защиту своих детей, - святой азарт.
- Как вы думаете, кто будет смотреть "Возвращение мушкетеров"?
- То, что поставлено по романам Дюма, будут смотреть всегда и все. Дюма еще долго будут интерпретировать в самых разных вариантах: во Франции так, в России этак, кто-то придумает, что у королевы родились дети от мушкетеров. Это роман, который никогда не умрет - вот почему Юнгвальд-Хилькевич побоялся мушкетеров уничтожить. Я был против этого, потому что герои обязаны умирать. Мне казалось с самого начала, что в этом есть большой смысл - прощание зрителей с героями Дюма, в которых они влюбились. И я каждому из героев придумал смерть: Портос взрывает себя на мосту, унося с собой сотни гвардейцев, прощается Атос...
- А почему же герой непременно должен умирать?
- Таковы законы драматургии. Через смерть героя зритель испытывает катарсис. Я нормально отношусь к американским хэппи-эндам, но гибель героя влечет за собой душевные переживания, в этом много правды. Чтобы служить добру, надо собой пожертвовать.
- В жизни мушкетерам места нет? - Мушкетеры умели делать то, чего не умеем мы. Дружить - насмерть, пить - до конца, любить - фантастично, за каждого друга отдать жизнь, спасти страну и себя и сохранить честь. И никому из таких персонажей нет места в нашей жизни! Мы сочиняем о том, чего в жизни быть не может. Я - за ложь, за прекрасную ложь, которая делает человека лучше.
- Тем не менее вы перед съемками этого фильма сомневались?
- Меня долго мучил вопрос: зачем мы вообще снимали этот фильм? Мотивация для меня - самое важное. В нашем фильме мотивация есть, вне зависимости от его качества. Она связана с тем, что все самое лучшее не уходит, оно каким-то образом передается. Может быть, не так хорошо играют старые артисты и не так прекрасно - молодые, не идеально фехтуют, не лучший монтаж, не замечательные песни... Но основанием для того, чтобы мы это снимали, было желание верить, что великая фантазия, оставленная нам Александром Дюма, жива.
Сергеева Жанна