"Загадочная история Бенджамина Баттона / Загадочное дело Бенджамина Баттона"
Название фильма: | Загадочная история Бенджамина Баттона / Загадочное дело Бенджамина Баттона |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Curious Case of Benjamin Button, The / Benjamin Button | ||
Жанр: | мелодрама / мистика | ||
Режиссер: | Дэвид Финчер | ||
В ролях: | Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тилда Суинтон, Тараджи П. Хенсон, Джейсон Флеминг, Джулия Ормонд, Элль Фэннинг, Элиас Котеас, Махершалальхашбаз Али, Питер Доналд Бадаламенти-вт., Джоэл Биссоннетт, Рас Блэкуэлл, Ив Брент, Фон Э. Чэмберс, Джошуа ДеРоше, Луис Херт | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Пятидесятилетний мужчина вдруг резко начинает молодеть. Вскоре он влюбляется в тридцатилетнюю женщину... Но как смогут продолжиться их отношения, если он с каждым годом молодеет, а она стареет?
Дэвид Финчер продолжает живописать панорамные картины ушедшего XX века, на этот раз избрав для своего фильма околофантастическую основу — перед вами «Загадочная история Бенджамина Баттона». Главный герой фильма, Бенджамин Баттон, роль которого исполняет Брэд Питт, был подброшен своим приёмным родителям крошечным сморщенным стариком, который год от года не только не умирал от старости, но наоборот, становился моложе. Однажды он вернётся в родной город и вновь познакомится с подружкой своей старческой юности, которая повзрослела, пока он молодел. Куда приведёт двоих героев неумолимое время? Выходящий за океаном в декабре, у нас фильм перенесён на февраль.
Экранизировать время
Новые Известия
В основе «Загадочной истории Бенджамина Баттона», снятого Дэвидом Финчером, лежит переделанный рассказ Скотта Фицджеральда о человеке, который родился умирающим стариком, а умер новорожденным младенцем. Это чудо компьютерной графики и грима – мудрая и смешная сказка о двух временных потоках, один из которых движется вперед, а другой вспять. В точке, где они скрещиваются, рождается любовь.
Бенджамин Баттон (Брэд Питт) появился на свет в год окончания Первой мировой войны и ушел в иной мир в 2003-м. Его возлюбленная Дэзи (Кейт Бланшетт), будучи на несколько лет младше, умирает в 2005 году в Новом Орлеане во время урагана «Катрина». Перед смертью дочь читает ей воспоминания Баттона, которые пунктирной ретроспекцией проходят через ХХ век.
Хотя герой имеет имя, фамилию, внешность и голос, по существу он представляет собой лишь форму, которую смотрящий может примерить на себя. Особенность фильма в том, что чем старше человек, тем легче ему произвести примерку: ведь он прошел почти все жизненные этапы, которые прошел Баттон. Чем моложе – тем труднее: облегчение наступает лишь к самому концу картины, когда возраст героя снижается до возраста зрителя. Эта тенденция видна по многочисленным зрительским отзывам в Интернете – множество молодых людей искренне не понимает, с какой стати Финчер, который некогда поставил для них «Бойцовский клуб», вдруг увлекся заурядной жизнью какого-то молодеющего старика.
Между тем режиссера интересует не столько жизнь Баттона или технические возможности преобразовывать лицо и тело актера (хотя «Оскары» за грим и визуальные эффекты здесь гарантированы), а возможность вызывать фантастические состояния психики и эмоции, связанные с переживанием Времени. Быть старше собственных родителей и младше собственных детей. Молодеть и расти навстречу своей вырастающей возлюбленной, сравняться с ней в физическом возрасте и начать безнадежно расходиться. Место встречи изменить нельзя, но рассчитать можно – арифметическая задачка, которую Финчер и сценарист Эрик Рот, конечно же, решили, но переносить решение на экран не стали. Ведь пересечение происходит в 1963-м, когда обоим физически по 40 лет (ментально он на 4 года старше ее), а по гриму обоим лет по 30 с небольшим.
Рассказ Фицджеральда начинается как комедия, а завершается как трагедия. Фильм смешивает оба жанра в трагикомедию, в которой смешное и грустное чередуются. «Бедный мальчик – он родился белым», – сетует негритянка, которой подкинули белого ребенка-старичка. «Ты будешь меня любить, когда я начну писать в постель и бояться темноты?» – спрашивает Баттон возлюбленную. «Всех нас ждут пеленки, из которых мы вышли», – отвечает героиня.
Впрочем, не такой уж он обыкновенный, этот Бенджамин Баттон, если оказался способен вести дневник, запечатлевший события трех четвертей века. Время, как ураган «Катрина», катит по Америке. Меняются прически, костюмы, машины, города, люди. «Век джаза» переходит в Великую депрессию, подъем промышленности обрывается Перл-Харбором и войной на Тихом океане. В связи с ленд-лизом появляется заснеженный Мурманск, где жена дипломата-шпиона учит героя запивать водкой черную икру. Еще один временной скачок – и на экране черно-белого телевизора уже поют юные битлы. Людские хронотопы пересекаются, иногда закономерно и счастливо, как у героя и героини, иногда случайно и несчастливо, как в классической монтажной новелле о столкновении двух цепочек случайностей, когда на Дэзи налетает автомобиль, в котором едет другая женщина. В другого человека семь раз бьет молния – и он остается невредим, чтобы всю оставшуюся жизнь только и делать, что рассказывать каждому встречному, сколь благосклонна к нему фортуна.
Жесткий Финчер сделал на редкость теплый и нежный, но, по сути, очень инструментальный фильм, деликатно играющий на самых глубинных и самых базовых человеческих чувствах – сыновних, отцовских, дочерних, материнских, любовных и ностальгических, затрагивающий инстинкт жизни и инстинкт смерти, струну радости и струну грусти, ужас неотвратимости и надежду на возвращение. Отсюда и двенадцать потенциальных «Оскаров».
Виктор Матизен
Какой старенький мальчик!
Газета "Труд"
Картина Дэвида Финчера "Загадочная история Бенджамина Баттона" - о человеке, который так и не смог воспользоваться даром судьбы.
Финал "Загадочной истории Бенджамина Баттона" красив - льется символизирующая время вода, лежат символизирующие время часы, закадровый голос рассуждает о том, что все люди очень разные и судьба у них тоже разная: некоторые, к примеру, рождены для того, чтобы иметь пуговичный бизнес, а некоторые просто танцуют. Подобного рода тривиальностей в картине Финчера много, даже слишком много, учитывая ее изрядную продолжительность - но они подчеркивают обычность жизни Бенджамина Баттона (Брэд Питт), у которого был шанс сделать ее необычной. Пожалуй, и эта печальная идея привлекла к фильму Финчера американских киноакадемиков, но скорее волшебство, созданное при помощи компьютера и грима, которое напоминает о том, какими были герои Брэда Питта и Кейт Бланшетт в юности, и показывает, какими они могут быть в старости: умирающей Дэйзи (Бланшетт), возлюбленной Баттона, дочь читает его дневник под завывания бушующего за больничным окном урагана "Катрина".
Бенджамин родился дряхлым морщинистым стариком, его мать умерла при родах, и перепуганный отец несся в ночи к дому престарелых, чтобы положить младенца на крыльцо и забыть его как страшный сон. Но сон оказывается не таким уж страшным: Бенджамин живет наоборот, от старости к молодости, и со временем у него пропадут морщины и исчезнут болезни. Дивиться подобной игре природы никто так уж особенно не будет: окружают Бенджамина в основном люди простые, повидавшие в жизни разное, а размышлять особенно не привыкшие: если мальчик старенький - что ж, стало быть, так надо. Девочка Дэйзи скажет: "А я догадалась, что ты не старый", усыновившая Баттона держательница дома престарелых пожурит его, когда тот впервые придет домой пьяный, приятель-моряк отведет в бордель - с Баттоном будут обращаться сообразно его реальному возрасту, а не внешности. И в конце концов он проживет свою жизнь, с путешествиями, войной, почти его не коснувшейся, и любовью к выросшей Дэйзи (Кейт Бланшетт); произнося и выслушивая фразы о том, что у каждого своя судьба, ничто не вечно и надо заниматься тем, чем хочешь. Эти слова станут для него словно подпорками, помогающими быть таким, как все.
Одну из таких фраз - "Я все думаю, как мне повезло, что я живу" - скажет обитатель дома престарелых, которого семь раз била молния. Эпизоды с молнией, стилизованные под немую комедию, в "Загадочной истории" будут продемонстрированы несколько раз, и вряд ли только ради того, чтобы посмеяться. Мысль о том, что жизнь прекрасна, каким бы ты ни родился и сколько бы раз ни подвергался опасности - из той же серии, что и "все люди разные". Выживающему из ума старичку можно простить то, что он так и не догадался, что судьба, о которой так много говорится в фильме Финчера, общалась с ним на своем языке, обращалась семь раз - а он понял лишь то, что жить хорошо. Однако примерно то же самое произошло и с Бенджамином Баттоном, который к своей беде и одновременно дару отнесся совершенно равнодушно, и картина Дэвида Финчера на протяжении почти трех часов доказывает: некоторые рождаются для того, чтобы не замечать, что с ними происходит.
Сергеева Жанна
Недетский маразм
Независимая газета
У супружеской пары родился маленький старичок. Отец хотел утопить его, да рядом болтался полицейский. Тогда папаша подкинул малыша со сморщенным лицом в дом престарелых, где названный Бенджамином парнишка начал расти и молодеть. Он полюбил девочку, когда был еще сморщенным старичком десяти лет от роду, потом они сравнялись, потом девочка родила ему сына, стала стареть, а он – молодеть, они расстались. Старик с телом ребенка вернулся в дом престарелых, а его возлюбленная приходила туда его нянчить. И нянчила, пока он не впал в недетский маразм и не умер.
Вот такая «Загадочная история Бенджамина Баттона» режиссера Дэвида Финчера, ставшая в этом году чемпионом по количеству оскаровских номинаций и выходящая сегодня в российский прокат. Следует сразу отметить, что к рассказу Фицджеральда, по мотивам которого снят фильм, новая работа Финчера отношения не имеет, если не считать непосредственно курьеза с возрастными изменениями героя и его имени. Вся сюжетная канва выдумана сценаристом Эриком Ротом – большим мастером адаптации. Вспомнить хотя бы его сценарий «Форреста Гампа», получивший «Оскара».
Финчер, снявший «Бойцовский клуб», «Зодиак», «Али» и множество других фильмов, никогда сильно не отягощал свое творчество внутренним смыслом. Или даже внешним. В «Бенджамине Баттоне» главная цель – покуражиться да порезвиться с гримом и превращениями главных героев. Это получается действительно блистательно. Причем довольны должны быть все – и поклонники Брэда Питта с Кейт Бланшетт, и их недруги. Как дивно выглядит Бланшетт в роли юной танцовщицы – статуэтка с не тронутым ни единой морщиной лицом! Но вот она взрослеет, стареет, и мы застаем ее уже на смертном одре. Ни следа былой красоты. Ура, скажут завистницы. Справедливости ради, больше сказать и правда нечего. За главным героем тоже наблюдать забавно – старичок в пеленках, лицо препротивное, но зато потом в какого симпатягу Питта превращается! Но не все коту масленица – он сначала будет просто молодеть, а потом уменьшаться, уменьшаться, уменьшаться, пока не превратится опять в новорожденного.
Отдает, конечно, бредом. И если подходить к фильму всерьез, не только как к зрелищу, но и как к произведению, призванному хоть как-то потревожить души, приходится признать: бредоватость и есть главное отличительное свойство этого фильма. Это поход в кунсткамеру группы любопытствующих эстетов, с удовольствием наблюдающих за метаморфозами главного героя и с нетерпением скамеечных сплетниц ожидающих: ну и как они там дальше-то? Бросит он ее, когда она состарится? Или будет любовь до гроба, и они умрут в один день, только она старушкой, а он – младенцем?
Бенджамина Баттона играют несколько актеров, его возлюбленную Дэйзи – одна Бланшетт. Питту вообще особо играть нечего, он, как всегда, улыбчив и в нужной мере обаятелен. Следов тяжких раздумий на его лице нет, впрочем, лицо его и без того выдерживает все тяготы повышенного внимания гримеров, так что для лишних рефлексий и большой актерской самоотдачи ни места, ни особой необходимости нет. Бланшетт хороша, как всегда. Не больше и не меньше.
А Тильда Суинтон – та вообще смотрится в этой игрушечной картине артефактом. Актриса с внешностью типичной дочери Альбиона, играющая по большей части резких, но неустойчивых дам, здесь дает такое количество неожиданных оттенков, так преображается в своей любви к герою, что куда уж там Бенджамину Баттону! На этом поле, усеянном полумертвыми актерскими работами, Тильда Суинтон – едва ли не единственное живое существо, способное на человеческие чувства, причем такой естественности и силы, что на фоне компьютерных и гримировальных изысков они кажутся даже неуместными. Жаль, что она как появляется, так и исчезает из жизни Баттона, равно как и из фильма, почти мгновенно.
Злой и смешной рассказ Фицджеральда Финчер и команда надули сюжетными линиями и философскими откровениями вроде «всему свое время», «жизнь – сложная штука», «настоящая любовь не знает границ» и «жизнь прожить надо достойно». Маленький рассказ не выдержал и лопнул. Осталась пустота, которую замечательно напичкали разного рода спецэффектами, и в качестве ошметков – звездными именами актеров.
Екатерина Тверская
Долгий путь Венички Пуговкина
Страна.Ru
В 1920 году один из самых высокооплачиваемых авторов «глянцевых» журналов Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд прочел у Марка Твена что «жизнь была бы куда лучше, если бы мы рождались в возрасте 80-ти лет и постепенно приближались к своему восемнадцатилетию». Сентенция показалась Фицджеральду столь яркой, что легла в основу рассказа «Загадочная история Бенджамина Баттона» о том, как в одной вполне добропорядочной американской семье родился старик, умерший младенцем.
История Фицджеральда, не подозревавшего о том, что существует такая форма генетической патологии, была насквозь выдуманной, но красивой фантазией, вполне подходящей для экранизации. Но долгие годы мысль о том, что ее можно экранизировать, воспринималась как нечто амбициозное, почти невыполнимое. Этот проект витал в воздухе до тех пор, пока продюсеры Кэтлин Кеннеди и Фрэнк Маршалл не взялись за него. А уж им-то ничего не стоило привлечь внимание сценариста Эрика Рота, режиссер Дэвида Финчера и актера Брэда Питта. Правда, понадобилось еще 10 лет, чтобы одноименный фильм увидел свет. И вот, спустя почти три месяца после мировой премьеры, в России стартует фильм о непростой жизни Бенджамина Баттона, если по-русски - Венички Пуговкина.
Окончание Первой мировой в Америке было встречено праздниками и народными гуляними. Не стал исключением и Новый Орлеан, большинство жителей которого высыпали на улицу. Праздник не ощущался лишь в семье директора фабрики пуговиц Томаса Баттона: его жена умирала, родив наследника. Едва она испустила последний вдох, Томас подошел к кроватке младенца, откинул угол одеяльца и увидел… грудного старика на последнем издыхании.
Мгновенно забыв о данном жене обещании заботиться о сыне, Батон-ст. схватил сверток и выскочил на улицу, чтобы утопить его. Но счастливая случайность, с которой началась жизнь мальчика-старца, не дала отцу возможность повторить грех Ивана Грозного – убить собственное дитя. Бенджамин был усыновлен Куини (Тараджи П. Хенсон), работавшей в доме престарелых. Так страдающий всеми стариковскими немощами мальчик попал в единственное место на земле, где никого не удивляют старческие артрит, маразм и слабоумие.
Здесь, в «Нолан Хаусе», Бенджамин Баттон неожиданно для себя не только взрослеет, но и освобождается от неизлечимых болезней. Здесь он обретает самый великий жизненный опыт - что люди приходят в этот мир и уходят. Уходят так же, как в свое время уйдешь из этой жизни и ты, – это неизбежно. И главный вопрос в том, как относиться к этой неизбежности. И Бенджамин влюбляется, страдает, вновь обретает счастье быть с любимой, и ко всему относится достойно, потому что раз и навсегда запомнил слова Куини: «Никогда не знаешь, что ждет тебя впереди» Несмотря на то, что жизненный опыт Бенджамина действительно уникален, ему предстоит пережить все те эмоции и испытать превратности судьбы, что встречаются в обыденной жизни.
Всего за три часа Брэд Питт проживает целую жизнь своего героя. Делая это так достойно, как смог бы жить сам Бенджамин Баттон. И не случайно – ведь каждый возрастной этап актер решил сыграть сам, не доверяя никому ни одной части поучительной биографии. А с ним это делают и все зрители. Оставалось лишь сожалеть об участии в его судьбе Дейзи, а, вернее, Кейт Бланшетт, почему-то решившей, что за последние 7 лет, прошедшие с тех пор, как она снималась в «Шарлотте Грей», она совсем не изменилась.
Конечно, такое повторение сюжета, как развитие романа в период Второй мировой войны, должно было наложить определенный отпечаток на игру, но попытка клонировать саму себя 32-х лет в 39 оказалась провальной. И уж совсем не удалось актрисе заставить поверить зал в то, что ее Дейзи – молодая девушка, а не многодетная мать троих детей.
Впрочем, выбору Голливуда можно в который раз удивляться и поражаться, но дело уже сделано. Брэд Питт сыграл Бенджамина так, что был номинирован на «Оскар», Бланшетт, видимо кое-что предчувствуя, не приехала даже на премьеру, а Веничка Пуговкин прошел долгий путь к тому, чтобы осознать: движется ли твоя жизнь вперед, или назад – дело в том, как ты эту жизнь проживаешь.
Мария Свешникова
Все наоборот, задом наперед
Время новостей
Конечно, это самый необычный фильм за последние годы -- идея показать в кино, как родившийся стариком человек постепенно становится молодым, уже революционна. Хотя благодаря компьютерной графике многое стало возможным, но вот так убедительно и натуралистично продемонстрировать обратное развитие обычного человека пока вроде никому не удавалось. Казус с возрастом главного героя дополнен внутренней психологической интригой. Бенджамин рождается со старым телом, но младенческой психикой, а умирает, соответственно, когда в пухлом теле младенца угасает траченный старческим маразмом дух. И если наблюдение над склеротическим малолеткой еще можно вынести, то оживленный детским любопытством дряхлый старик -- зрелище не для слабонервных. Некоторые вещи еще можно себе представить, но это не значит, что на них можно смотреть.
Тут впору подумать о пользе экспериментов над возможностями движущихся картинок -- со времен Мельеса трюки и спецэффекты были главной пищей кинематографа, однако для такого зрелища требуется условность. Когда сотворенная реальность кажется точной копией жизни, хочется между ними поставить барьер воображения. Впрочем, на этот счет есть разные мнения.
Во всяком случае, на «Оскара» этот образец большого кино номинировали почти во всех номинациях (в тринадцати). И было бы справедливо, если бы ему достался главный приз: заставить зрителей три часа мучиться над разгадкой, где на экране Брэд Питт, а где уже или еще нет, к тому же на фоне практически всего ХХ века, да еще в любовной истории (даже двух) с приправой из русского балета, Баланчина, Мурманска, Нового Орлеана, северных морей и морского боя, дорогого стоит.
Главный аттракцион фильма -- сам Бенджамин Баттон, сначала маленький, ссохнувшийся старичок, потом более бодрый старик, затем пожилой господин, начинающий стареть мужчина, молодой красавец, юнец, подросток, мальчик и, наконец, младенец. С ним, в сущности, ничего не происходит, он не совершает ярких поступков, не переживает внутренних драм, не впутывается в истории -- никаких приключений, кроме того, что случается со всеми, но в обратном порядке -- его меняет возраст. Мимо него проплывают фигуры его близких -- отец, случайно, но очень удачно подкинувший странного младенца в приют для престарелых, няня Куини, ставшая ребенку приемной матерью, обитатели приюта, капитан Джек с раздолбанного буксира, ищущая приключений жена дипломата из Мурманска... Все они, как будто тени, следы воспоминаний, и только Дейзи остается в его жизни на более долгое время. Кейт Бланшетт тоже предстоит подвергать свое божественное лицо уродующему возрастному гриму. Но все же она традиционно сначала предстает юной, и это доказывает: тот порядок, к которому мы привыкли, все-таки куда разумнее. Потому что в прекрасном душой и телом молодом Бенджамине мне все время видится тот плешивый и укороченный старичок, которого показали в начале картины. Это большая заслуга режиссера Финчера, но тут не знаешь, радоваться ли такому мастерству. Зато в плане содержания все выдержано в прямолинейном духе средневекового моралите -- помни о смерти.
Мысль о смерти, видимо, и делает фильм невероятно холодным -- как замороженная треска. Есть подозрение, что сценаристам и режиссеру просто нечего было добавить к идее Скотта Фицджеральда, которая, изложенная в коротком смешном рассказе, никак сама по себе не могла обеспечить содержанием трехчасовое действие. Пришлось придумывать всякие добавочные истории. Например, про участие героя во второй мировой войне. Удалось показать много интересного -- всплывающую подводную лодку, залпы орудий, тонущих людей... Что при этом делает, чувствует или как реагирует наш герой -- неважно. Нам даже не рассказали, как и почему он выжил... Или вот несчастный случай с Дейзи, как будто взятый напрокат из совершенно другого фильма: нам долго показывают цепочку событий, которые и привели к катастрофе, причем совершенно непонятно, почему круг участников ограничен именно так -- можно было начать с сотворения мира...
Впрочем, жизнь вообще необязательна, в ней многое происходит вполне случайно, концы с концами обычно не сходятся, и не всякому дано, как герою этого фильма, начать и кончить свои дни в одном и том же месте -- доме престарелых, мало изменившемся за 80 лет существования и по-прежнему стоящем на той же улице. Жаль, что Дейзи, дотянувшая, видимо, лет до ста десяти, не смогла так же спокойно угаснуть под этими сводами. На ее долю выпала безликая госпитальная койка, с которой она успела-таки поведать своей дочери эту удивительную и совершенно бессодержательную историю, прежде чем ураган «Катрина» смел их всех с лица земли.
Алена Солнцева
И стар, и млад, и Питт
Русский Newsweek
Фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона» выходит в России 5 февраля и уже прописался в виртуальном зале славы «Оскара». 13 номинаций - второй результат в «оскаровской» истории. Пусть «Баттон» делит этот результат с другими картинами - их все равно мало. Удивляет не сам этот рекорд, а многое другое - например, то, что его поставил Дэвид Финчер, создатель фильмов «Семь», «Игра», «Бойцовский клуб» и «Зодиак». Финчер считается мастером художественного триллера, но никак не жанра, который именуют большой человеческой драмой.
Сюжет «Бенджамина Баттона» необычный и весьма сложный для постановки: герой рождается в 1918-м немощным стариком, подверженным всем старческим болезням, готовым вот-вот скончаться, но по мере взросления он только молодеет.
Необычность заставляет выискивать на экране революционные эффекты. Неужели это тот же самый Брэд Питт изображает персонажа в возрасте семи лет - старичка в инвалидной коляске с лысым, слегка в пуху черепом, который говорит про себя: «Мне семь, но выгляжу я старше»? Ах да, наверное, это технология performance capture: на лицо и тело Питта надели датчики, он сыграл, что надо, потом его мимику и жесты перенесли в компьютер и там нарисовали Бенджамина Баттона в старческом семилетнем возрасте.
Ничего подобного. Баттона в этом состоянии и возрасте играет Питер Дональд Бадаламенти Второй. По мере взросления, точнее, омоложения Баттона его роль перейдет к Роберту Тауэрсу, затем Тому Эверетту и лишь потом к Питту. А в конце фильма, когда Бенджамин станет совсем юным, эстафету у него подхватят Спенсер Дэниелс, потом Чандлер Кентербери, потом Чарлз Генри Уайзон. Имя того, кто сыграл последнего из Бенджаменов, в титрах почему-то не значится. Так что Питт номинирован на «Оскара» за лучшую мужскую роль за них за всех.
Выдаю эту информацию исключительно для того, чтобы вы не забивали себе голову во время просмотра ненужными размышлениями: когда на экране еще-уже не Питт, а когда Питт. Размышлять надо будет над более важными вещами.
Вообще-то фильм старательно притворяется чистым вымыслом, фантастикой, игрой. Игра иногда комичная. Например, герой регулярно по ходу жизни натыкается на старичка, говорящего: «А ты знаешь, Бенджамин, что в меня семь раз попадала молния?» И всякий раз следует ретровставка в духе кино до 1914 года: в старичка опять бьет молния и из него валит дым.
Игра получается всегда изобретательная. Эпизод, повествующий о происшествии, которое случилось в Париже со второй и главной любовью Бенджамина, - вставная новелла в духе «Амели» и «Беги, Лола, беги». Это рассказ о нагромождении случайностей, навалившихся на разных, незнакомых друг другу людей, которое и привело к трагическому результату.
Иногда игра выходит подчеркнуто завиральной, что вроде бы заставляет воспринять фильм как сказку. Тут высшая точка - фон, на котором развивается первая любовь Бенджамина Баттона. А развивается она в советском Мурманске, в котором нет ни советской власти, ни портретов Сталина, зато есть европейский по виду ресторан и гостиница с холлом, камином и красивой старой мебелью. Название у заведения - светится неоном на русском языке - «Зимний дворец». Постепенно выяснится, что действие происходит не когда-нибудь, а в декабре 1941-го, то есть это еще и Мурманск наших критических фронтовых дней. Но в этом городе нет ни войны, ни военных. Некоторые критики наверняка напишут, что как Россия - так опять клюква. На самом деле - никакой клюквы. Финчер и его сценарист Эрик Рот достаточно умны, чтобы понимать, что такого Мурманска ни в 1941-м, ни вообще никогда быть не могло. Но, во-первых, это Мурманск глазами влюбленных, а влюбленные воспринимают окружающее романтически неадекватно. А во-вторых, как раз эпизод с похожим на все цивилизованные города, разве что холодным и заснеженным, Мурманском - это четкий намек, что фильм не сказка. А притча о вечном. Универсальное высказывание о человеке и человеческих печалях.
При всей фантастичности сюжета «Бенджамин Баттон» - самый жизненный фильм за долгие годы. По крайней мере, из голливудских. Крестный отец мирового литературного экспрессионизма Леонид Андреев когда-то написал обобщающую все и вся пьесу «Жизнь человека». Так вот «Бенджамин Баттон» - новая «Жизнь человека». Ни к какому другому крупномасштабному фильму последних лет не подходило до такой степени определение «философский».
Известно, что фильм родился из новеллы 1920 года, сочиненной Фрэнсисом Скоттом Фитцджеральдом на основе реплики Марка Твена: «Жизнь была бы куда лучше, если бы мы рождались в возрасте 80 лет и постепенно приближались к своему 18-летию».
Фильм отчасти экранизирует эту реплику. Конечно, это на первый взгляд идеал - жить в обратном направлении. Старики тяжело переживают болезни и немощь - как наказание, несправедливость, как начало неизбежного конца. А Бенджамин Баттон изначально рождается кривым и убогим. Вырастает среди таких же стариков. Верит, что сам скоро умрет от старости. Вся печаль конца жизни становится для него обыденностью, данностью.
Поэтому когда он начинает молодеть, то с особой, недоступной обычному человеку радостью воспринимает абсолютно все. Возможность встать на ноги. Уйти в город. Самостоятельно вернуться из него. Возможность общения, любви - пусть продажной, - работать, к тому же за деньги, притом что почти все сморщили бы носы от такой работы и зарплаты.
Если бы молодость знала, если бы старость могла. Преимущество Бенджамина Баттона перед обычными людьми в том, что он параллельно копит знания и развивает свои физические возможности. Он и узнает все больше и может все больше.
Но Финчер не разделяет оптимизма Марка Твена. Путь Бенджамина Баттона - все к той же, как у всех, смерти. Но все-таки не вполне к смерти. При рекордном для человеческой драмы количестве смертей, похорон и уходов фильм не депрессивный, а мужественно-оптимистический.
Он о том, что нельзя повернуть время вспять и, запустив часы в обратную сторону (в фильме есть и такие, придуманные гением-часовщиком), поднять, например, убитых солдат. Фильм о том, что, даже если время идет задом наперед, нельзя ничего предугадать. Потому что в какую бы сторону ты ни двигался вместе со временем - исход один.
После фильма этот исход не назовешь смертью. Это мы привыкли считать, будто рождение ребенка - приход из небытия, а уход старого человека - смерть. На самом деле обе границы жизни равнозначные. Обе - границы небытия, бесконечности. Но и это - только основы фильма. Он - тоньше.
«Бенджамин Баттон» повествует о том, что хотя иного выхода, кроме как уйти из этой жизни, у людей нет и, соответственно, человек должен забыть о понятии «надежда», это не должно мешать получать людям радость: от любви, любимых, детей, друзей, работы, жизни как таковой. А еще это не должно лишать человека чувства ответственности - прежде всего перед родными и близкими, перед теми, кого он считает своей семьей.
Главное достоинство фильма в том, что все эти простые истины произнесены столь же просто, естественно, без пафоса, без надрывной морали, без излишней слезливости - без спекуляций.
Юрий Гладильщиков
Скучно жить на этом свете
Итоги
Эта история только в русском переводе стала загадочной. На языке оригинала название нового фильма Дэвида Финчера, фаворита оскаровской гонки, звучит как Curious Case of Benjamin Button - любопытный или забавный случай с Бенджамином Баттоном. Именно так называется короткий рассказ Фицджеральда, который, в свою очередь, вдохновился фразой, оброненной Марком Твеном: "Жизнь была бы куда лучше, если бы мы рождались в возрасте восьмидесяти лет и постепенно приближались к своему восемнадцатилетию".
Фильм вызвал бурю негодования у американских критиков. Их возмутило, что в интерпретации Финчера история Бенджамина Баттона, родившегося восьмидесятилетним стариком и прожившим жизнь в обратном направлении, не возбуждает ничего, кроме самого обычного любопытства. Вот если бы за этот сюжет взялся монументалист Стивен Спилберг, дотошный иллюстратор Рон Говард или сюрреалист Спайк Джоунз, в разное время вынашивавшие идею экранизации рассказа! А так, кроме игр с компьютерными спецэффектами, благодаря которым в самом начале актеру-лилипуту пририсовали голову Брэда Питта, прожившему на экране жизнь от гроба до колыбели, как-то пресновато. И чего, думается, было весь этот огород городить, о чем кино-то? Должна быть в ленте хоть какая-то загадка.
Вообще, если бы не одно фантастическое допущение, картина действительно могла бы сойти за обычное жизнеописание. Но в фильме есть эпизод со слепым часовщиком, который потерял в Первую мировую сына и создал часы, отмеряющие время задом наперед ("Чтобы погибшие мальчики смогли вернуться и прожить полную жизнь"). И как следствие, аккурат в день окончания войны жена пуговичного магната Томаса Баттона (Джейсон Флеминг) разрешается от бремени восьмидесятилетним старичком вместо младенца. Сценарий картины сочинил Эрик Рот - автор сюжета "Форреста Гампа". Но если выдуманный им американский Иванушка-дурачок прожил жизнь великую и смешную, наполненную событиями, то Бенджамин влачил свое существование довольно скучно. Родился, был подброшен на порог дома престарелых, усыновлен и воспитан доброй негритянкой, стал моряком, повоевал немного, любил одну женщину (Кейт Бланшетт) и исчез. Все, в общем-то, как у людей.
И тут, конечно, соблазнительно было бы заявить, что один из самых неожиданных американских режиссеров нового времени Дэвид Финчер на сей раз промахнулся. Но достаточно взглянуть на его картины в ретроспективе, и станет понятно, что их лейтмотивом всегда становилась борьба против обыденности. Так, главная героиня фильма "Семь" погибла от руки маньяка просто потому, что была повинна в унынии - одном из семи смертных грехов. Белый воротничок из "Бойцовского клуба" свихнулся от однообразия существования. Персонаж "Игры" пытался добиться от брата, живущего по расписанию биржевых сводок, хоть каких-то человеческих эмоций. А невзрачный карикатурист из "Зодиака" как одержимый гонялся за жестоким убийцей из чистого азарта. От "Загадочной истории Бенджамина Баттона" тоже ждали чего-нибудь эдакого, неординарного. Но режиссер лишь развел руками и заявил: жизнь, в сущности, скучная штука, с какой стороны ее ни проживи, хоть с начала, хоть с конца. Очевидная вроде бы мысль, но в его устах - программное заявление.
Стас Лобастов