"Петербургский дневник. Моцарт. Реквием "
Название фильма: | Петербургский дневник. Моцарт. Реквием |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Петербургский дневник. Моцарт. Реквием | ||
Жанр: | музыкальный / музыка / документальный | ||
Режиссер: | Александр Сокуров | ||
В ролях: | Хор «Россика», оркестр «Солисты Санкт-Петербурга» | ||
Год выпуска: | 2004 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Концерт, где музыка и поэзия составили единое действие, определил сюжет фильма. Сокуров поставил в зале Санкт–Петербургской капеллы маленькую трагедию Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». На концерте ее читал артист Леонид Мозговой. Хор «Россика» и оркестр «Солисты Санкт–Петербурга» исполнили весь «Реквием» Моцарта, о котором речь в пушкинской пьесе. Обычно в драматическом театре в этом произведении звучат лишь фрагменты моцартовской музыки. Снимая на первом представлении ход действия, Сокуров при видеомонтаже картины оставил только музыкальную часть, которая стала главной и единственной составляющей аудиовизуального изображения.
«Реквием» Моцарта — тоже элегия, печальная песня прощания с жизнью.
В постановке звук обрел пространственную графику, знаками которой стали фигуры солистов, одетые в черные плащи пилигримов. Захватывающее впечатление от всего зрелища составил естественный, как дыхание, ритм всего действия. И какой–то очищенный, просветленный трагизм. Моцартовский «Реквием» для Сокурова не месса успокоения, но гимн перемене, катарсис нового пути.
Снятый на видео, спектакль обрел еще одного участника — публику. Взгляд камеры в зал: не панорама, но приближение избранных или случайных лиц, люди, поглощенные явлением искусства во время действия и осмысляющие свои впечатление после того, как сцена опустела, — этот коллективный портрет публики безукоризненно точен и лаконичен. Он дает перспективу творчества — фиксирует вечно живое волнение зала.