Описание фильма

"Книга мастеров"   

Название фильма: Книга мастеров
Книга мастеров
Страна-производитель: Россия
Английский: Книга мастеров
Жанр: приключения / детский / экранизация / семейный
Режиссер: Вадим Соколовский
В ролях: Леонид Куравлев, Лия Ахеджакова, Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Артур Смольянинов, Максим Локтионов, Ольга Аросева, Валентин Гафт, Александр Леньков, Ирина Апексимова, Мария Андреева, Ольга Ергина
Год выпуска: 2009
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Disney представляет свой первый российский фильм для всей семьи, в котором традиции русской киносказки переплетаются с новейшими технологиями, современным киноязыком и легкой самоиронией. Знакомые с детства персонажи в новой истории о всепобеждающей силе любви.

Уолт Дисней даже не представляет
Надежда ЗАВАРОВА

В некотором царстве, в некотором государстве жило-поживало детское кино. Давным-давно это было, когда под Новый год появлялись «Морозко» с Настенькой да «Золушка» с мороженым в рубиновом стаканчике; во время летних каникул по телевизору показывали «Финиста — ясного сокола», а в соседнем кинотеатре регулярно крутили «Огонь, воду и медные трубы».
Детям радость была, а кинематографистам раздолье: побываешь в гостях у сказки — а там тебе и роль характерная, и грим красочный, и слово меткое, и любовь всенародная. Гости заморские — звёзды голливудские — порою на огонёк софитов наших захаживали, в совместных постановках трудилися: Элизабет Тейлор в «Синей птице» играла, а юный Кристиан Бэйл, тогда ещё осветителей жаловавший, на площадке ругаться не изволил, и в съёмках «Мио, мой Мио» участвовал.

Много с тех пор воды утекло. Времена смутные настали: о детском кино все забыли. Словно заколдовали его. Старики сказывают, что по павильонам «Мосфильма» ходит поверье о том, что снять заклятье с детского кино может только мастер великий, который сказку оживить сумеет. А уж к кому, как не к Диснеюшке с этим обращаться-то? Не его ли студия детей уж не первый годок ожившими сказками радует? И появилась на Руси сказка первая диснеевская — но скоро бюджет тратится да не скоро сборы делаются…
Главной загадкой «Книги мастеров» остаётся то, как у её создателей получилось сделать всё настолько уныло? Сценария в картине нет как явления, так же, как нет в ней собственно сказки. Есть только персонажи, словно заблудившиеся в нелепой истории, где добро со злом не борются, а тоскливо сосуществуют, герои не совершают подвигов и даже не отваживаются на смелые поступки, а только прыгают в колодцы да в огонь.

Режиссёру, видимо, невдомёк, что сказка не появится от одного только присутствия в кадре живой воды, русалки и оживших камней. А Баба Яга — это не просто экстравагантная дама солидных лет с недвижимостью в дремучем лесу и кулинарными пристрастиями доктора Лектера, это могущественный сказочный персонаж. Хотя зачем ей могущество в сказке Соколовского, если в его «Книге мастеров» элементарно нет внятного сюжета, и всем персонажам просто нечего делать. А ведь сказка — это прежде всего коллизия, полное отсутствие которой не скрыть никакими фольклорными мотивами, перепевами их на новый лад и специально приглашёнными богатырями и кащеями.
Вообще-то, конечно, это большая ошибка — снимать не какую-то конкретную сказку, а некий собирательный образ всех русских сказок, вместе взятых. В итоге получается что-то вроде «Новогодней ночи на Первом канале»: все кругом ряженые, у всех праздник — у всех, кроме зрителя. А что остаётся публике? Русалка, на которую «не покусились»? Ревнивый Кащей с «депозитированными у него бриллиантами»? Уволенный Черномором 34-й богатырь?

К слову, это ещё из того, что у Соколовского да бест: потому что Русалка идёт в комплекте с колоритным Гошей Куценко, которого даже чёрным маникюром не испортишь. А богатыря, пострадавшего от поэтического произвола Александра Сергеевича, играет Михаил Ефремов, который может любой, самый скучный текст произнести с задором раскаявшегося алкоголика со сложной судьбой и большими планами на будущее.
Ещё одной загадкой, наряду с невнятной работой сценаристов, судя по всему, в одиночестве гордящихся своими шутками про лесную рублёвку и мечтами кузнеца Кузьмы об ананасе, является работа наших юных актёров. Я не знаю, почему Эбигейл Бреслин или Майкл Сера могут играть профессионально и с необходимой долей естественности — так, что становится очевидным: они многого добьются в профессии, а наши исполнители играют столь плохо и натужно, что начинаешь буквально воспринимать слова: «пока камень не заплачет, человек не пожалеет камня». Только почему зрители должны жалеть каменных актёров? Только потому, что в их не «Книге мастеров», а «брошюре подмастерьев» слышится испуганное эхо Бажова и Александра Роу? Или потому, что тех, кому не приглянулся фильм, отправят к барину с лицом Куравлёва и кудрями Пушкина, и он всех выпорет?

С какой стати, если нам подсовывают пластмассовые поделки, которые даже до стилизации не дотягивают, мы должны верить в то, что это драгоценные камни? И не только верить, но и детям своим завещать, что это русская сказка, да ещё и настоящий Дисней. Нет, пусть уж лучше «Белоснежку» смотрят и «Варвару-красу, длинную косу» или, в конце концов, первых «Пиратов Карибского моря».
Когда-то Алисе, которую Льюис Кэрролл гораздо более оправданно, чем Соколовский своего доброго молодца Ивана, отправил вглубь, казалось, что книга без картинок скучна и неинтересна. Оказывается, книга с картинками, но без текста, и целлулоидная сказка со спецэффектами, но без сценария и истории — равно скучны и бессмысленны.

Так что, сказка ложь, да в ней намёк — всем продюсерам урок. Звёздный кастинг, хорошее финансирование и поддержка студии Дисней — это лишь залог удачного старта проекта, а никак не успешного его завершения. Сказка — это не спецэффект, это магия: чтобы зритель в неё поверил, нужно её сочинить и рассказать, а не сконструировать, напичкав узнаваемыми лицами, традиционными персонажами и пиротехническими чудесами.
Хочется верить, что студия Дисней не испугается результата своего первого сотрудничества с нашими кинематографистами. Пусть у нас будут новые совместные проекты, новые сказки и много новых детских фильмов. И да пребудет с нами Дисней.
Любите кино.
С сайта Кинокадр

Самая странная сказка
Российская Газета

В прокат выходит первый фильм-сказка, сделанный студией "Дисней" в России, "Город мастеров". Главная его ценность в том, что, он заставляет задуматься на тему: разучились ли в России делать настоящие и качественные фильмы-сказки? Не фантастику. А именно сказки - такие, какими были знаменитые картины Александра Роу, из которых немало почерпнул Голливуд. Фильм "Книга мастеров", сделанный в России студией "Дисней", известной такими киноработами, как "Пираты Карибского моря", "Хроники Нарнии", "Зачарованные", "Сказки на ночь", призван ответить на этот вопрос. Заметьте, о мультфильмах - ни о диснеевских, ни о наших - речь сейчас не идет. Тут по-прежнему все в порядке и у Диснея, и у нас - мультфильм Андрея Петрова, например, недавно получил "Оскара", а российские анимационные работы последних лет, посвященные истории, былинам и сказам, получались в лучших традициях жанра.
Фильм-сказка - другое дело. С одной стороны, "Дисней" с его высокими технологиями, необычными ходами и активным действием. Чего стоит только один клубок Бабы-яги со свойствами суперсовременного навигатора. А многочисленные спецэффекты! Скажем, когда Каменная королева создает своих воинов - это напоминает "Властелина колец". С другой - российская творческая команда. Продюсер, режиссер и сценарист призвали на помощь старую гвардию актеров - Леонид Куравлев играет Барина, Александр Леньков - старосту-подпевалу, Лия Ахеджакова - Бабу-ягу, Валентин Гафт - волшебное зеркало, а Ольга Аросева читает текст за кадром - сказку сказывает. Есть в фильме и поколение 40-летних артистов - Ирина Апексимова исполняет главную роль - Каменную княжну, Гоша Куценко - Кащея, Михаил Ефремов - 34-го богатыря, который не попал в пушкинский отряд Черномора ("в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря"). А есть и совсем юные артисты, имена которых еще никому ничего не говорят. Среди них - Николай Ефремов, внук Олега Ефремова, соответственно, сын Михаила Ефремова и Евгении Добровольской. Он играет деревенского парнишку-кузнеца Кузьму, друга главного героя Ивана. Кузнец, надо сказать, получился у него очень симпатичный, как раз в духе настоящих сказочных персонажей. И он, и дочь Барина (Куравлева) Клава (актриса Ольга Ергина) - самая большая надежда фильма - понимаешь, что традиция все-таки жива и передается.
Увы, этого нельзя сказать о главных героях - Иванушке и Катерине (Максим Локтионов и Мария Андреева). Они играют как в школьном спектакле. И глядя на Ивана, никак не веришь, что таким может быть мастер. Даже увесистый том Книги мастеров, который он якобы прочитал, не придает ему похожести на увлеченного творчеством и работой самородка.
Сценарий написан Анной Старобинец и Вадимом Соколовским (он же и режиссер картины). И больше всего в сценарии заимствований из Бажова и его знаменитой "Хозяйки Медной горы". Только вместо Хозяйки тут Каменная княжна, и основная сюжетная линия фильма посвящена ее непростой судьбе - как она из доброй стала злой, а потом опять доброй. Ирина Апексимова в этой роли - королева. Она ей так же подходит, как и многочисленные красивые костюмы, чувствуется диснеевский стиль. И, похоже, ей единственной есть что в этом фильме играть. Еще это касается и Артура Смольянинова, исполняющего роль Янгула - предводителя Каменных воинов. А роли Кащея, Бабы-яги, зеркала, Русалки - а уж тем более 34-го богатыря, непродуманны и появление этих персонажей можно объяснить лишь одним - так в сказке положено. Чувствуя неустойчивость сценария, разбредаются по разным стилям кто куда в игре и сами артисты. Валентин Гафт играет зеркало в стиле старого еврея, которого он уже представлял в фильме "12".
- "Ой, какая вы горячая женщина", - говорит, например, зеркало Каменной княжне с характерной интонацией. Куценко напоминает своего же Игната из "Ночного дозора", такой же женолюб и отличается, пожалуй, лишь черным кащеевым маникюром. В фильме появляется говорящий конь (говорит голосом Сергея Гармаша) - якобы персонаж из Конька-Горбунка, но, когда он пытается напомнить эту сказку, делает это так, как мог бы ее представить подросток, среди друзей втихаря дымящих за школой.
Вся беда авторов этого фильма с российской стороны в том, что они относятся к сказке несерьезно. Забывая, что работа над сказкой требует такой же самоотдачи, как труд, в процессе которого создается любая художественная картина. И когда смотришь "Книгу мастеров", увы, в сказку не веришь. А это самое главное.
Сусанна Альперина

Яга под зонтом
Газета "Труд"

Россия плюс Америка: в прокат выходит первый кинопроект студии Disney, снятый по мотивам русских народных сказок.
Соавтор сценария «Книги мастеров» писатель Анна Старобинец считает, что сказочный жанр в современном мире более чем актуален. «Семейные» взрослые охотно смотрят сказки вместе с детьми, а те, кто семьи не завел, потому что так и не повзрослел, получат удовольствие от самостоятельного просмотра. Но «Книга мастеров» возвратит зрителей в детство в любом случае, поскольку в ней задействованы Кощей Бессмертный, Баба-яга, Русалка и прочие герои русских народных сказок.
Однако Ивану, на роль которого дебютанта Максима Локтионова выбрали за «отсутствие современности во взгляде», никто особенно помогать не станет: согласно принципам студии Disney герой должен всего добиваться сам. Ему предстоит вступить в сложные отношения с таинственной и резкой Каменной Княжной (один из костюмов Ирины Апексимовой весил 10 килограммов).
Других сказочных персонажей играют Гоша Куценко, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов и Лия Ахеджакова — многие пойдут на русско-диснеевский фильм в первую очередь из-за звездного состава.
Лия Меджидовна представляет в «Книге мастеров» необычную версию Бабы-яги — под зонтиком. Он появился потому, что съемочной группе сильно не везло с погодой, приходилось то вызывать армейские тягачи для транспортировки машин по размытой дороге, то разнообразить сценарий зонтиками. А вот изба у Бабы-яги была правильная, старинная, окруженная частоколом из трехметровых бревен. И посетители Белорусского музея народной архитектуры и быта, где проходили съемки, все время рвались к декорациям фильма, принимая их за экспонаты.
Сергеева Жанна

Иван-дурак по-голливудски
Известия.RU

Старшие товарищи из Голливуда, одобрившие замысел "Книги мастеров", приняли версию наших авторов о том, что в России Иван-дурак по-прежнему самый популярный сказочный герой.
По сюжету камнерез Иван (Максим Локтионов, первая роль в кино) вступает в борьбу с владычицей каменной башни, волшебницей Княжной (Ирина Апексимова). Злодейка (дочь Бабы-Яги, хорошей в целом старушки, чью роль исполняет Лия Ахеджакова) стремится погрузить мир во мрак - посредством каменного цветка, который, как нетрудно догадаться, изваял плененный Иван. И если бы не участие девушки Кати (Мария Андреева) - то ли дочери, то ли воспитанницы Княжны - настигла бы всех погибель.
Режиссер Вадим Соколовский стремился привлечь в кинозал разновозрастную аудиторию. Для старшеклассников, например, придуман любовный треугольник. Катя, увидев Ивана в плену у Бабы-Яги, в миг влюбляется в голубоглазого блондина. Ване девушка тоже нравится, но заветный камень манит его больше. В Катю, в свою очередь, влюблен Янгул, глава каменного войска Княжны. Будь я на месте девушки, пошла бы за него, настолько благороден в этой роли Артур Смольянинов.
Наши артисты, надо сказать, радовали больше голливудских технологий. С блеском отыграли свои роли Гоша Куценко (влюбленный ревнивец Кощей Бессмертный) и Екатерина Вилкова, (кокетливая Русалка). А уж когда конь заговорил в стилистике Ершова, зрители не только искренне обрадовались качественной шутке, но и сразу определили, что выразительный голос принадлежит Сергею Гармашу. Но, на мой слух, авторы слишком заигрались "постмодернистским" соединением сказочной и современной лексики.
К сожалению, в фильме много подобных нелепостей. Например, селяне-мужики подчеркнуто тупы, бабы неестественно голосят, а Барин (Леонид Куравлев) и его дочка (Ольга Ергина) комикуют, хотя их нелепость и так подчеркивается обильным гримом. Валентина Гафта зачем-то заставили разговаривать утрированными интонациями. По повадкам старосты и учителя камнерезного мастерства (Александр Леньков) видно, что он скользкий тип. Однако сценаристы не предоставили персонажу достойного пространства, чтобы актер мог сыграть во всю свою силу...
Вита Рамм

Не выходит каменный цветок
Русский Newsweek

Один из лучших волшебных фильмов Александра Роу «Морозко» на киносайте IMDb считается «психоделическим беспределом», «мешаниной разных русских народных сказок, превратившейся в полнейшую бессмыслицу» и, наконец, «историей о телепузиках, объевшихся кислоты». Российские пользователи с гордостью пишут в ответ что-то вроде: да, мы такие, нас воспитывали на этой сказке, и мы своих детей на ней воспитаем.
Это, конечно, не совсем правда: сегодняшние дети почти не смотрят сказок Роу, предпочитая фильмы о вампирах, Гарри Поттере или трехмерные мультики. Сказочная советская киноклассика - «Золушка», «Садко», «Варвара-краса, длинная коса», «Каменный цветок» - интересует в основном ностальгирующих родителей. Дети жалуются, что эти фильмы слишком старомодные, а превращения в них какие-то не волшебные.
Так что выход «Книги мастеров», первого в истории российского проекта студии Disney, а также первой чуть ли за двадцать лет российской киносказки, современной, да со спецэффектами, - это похоже на чудо. Бюджет фильма - $8 млн, и «Книга мастеров» уже получила главный приз германского фестиваля детских и юношеских фильмов Schlingel за то, что «совмещает в себе захватывающий сюжет и эмоции».
Сюжет, может, и захватывающий, но уж больно знакомый. Ясноглазый паренек Иванушка учится на камнереза. Однажды он, спасая девицу, случайно попадает к Бабе-Яге и влюбляется в ее внучку Катю. Дочь Бабы-Яги - злая Каменная Княжна, которая хочет оживить с Ваниной помощью камень Алатырь и подчинить себе весь мир. Ваня же мечтает стать великим мастером, а это ему удастся, когда он до конца прочтет Книгу мастеров.
Главные достоинства фильма - комическая эксцентрика в духе старых советских сказок, спецэффекты, как умеет делать Disney, и превосходная игра актеров «старой гвардии». Им, похоже, давно не давали возможности вдоволь поразвлечься. Все хороши: трагически-брюзжащее волшебное зеркало (Валентин Гафт), встрепанный барин прямиком из сказок Роу (Леонид Куравлев), нежная старушечка Баба-Яга (Лия Ахеджакова). Актеры помоложе тоже веселятся как могут: «четкий пацан» Кощей Бессмертный (Гоша Куценко) и говорящий конь, с трудом вспоминающий цитаты из Ершова (голос Сергея Гармаша). Каменная Княжна (Ирина Апексимова) немножко каменная, но ей по роли положено. На роль главного героя (Максим Локтионов) специально искали паренька, у которого, по словам режиссера фильма Вадима Соколовского, «нет современности во взгляде».
От Диснея здесь, говорит Соколовский, постепенное развитие героя, который всего добивается сам. От советской киноклассики - Роу с Птушко, - очевидно, некоторые цитаты и сюжетные ходы.
Сценарий к фильму начинала писать Анна Старобинец, автор «Убежища 3/9» и «Резкого похолодания» - хорроров о российской урбанистической нечисти и местной унылой хтонике. В ее романах и рассказах российский фольклор перемешан с американскими ужастиками - так, собственно, и создается нынешняя городская мифология. Старобинец, как и ее читатели, смотрит американское кино, но еще помнит русские народные сказки. Баба-Яга у нее работает нянечкой в детдоме, а осиротевший домовой крадет хлеб в булочной.
Что там было в ее сценарии - неизвестно, режиссер признается, что в финальной версии осталось не больше 30% от оригинального замысла. В итоге получилось довольно сумбурно. «Книга мастеров» - очень красиво сделанная игрушка, с радугами и фейерверками, напоминающая местами то «Мумию», то «Властелина колец», и с сюжетом, который выходит из сказок Павла Бажова, по дороге вспоминает о Ниле Геймане, а потом возвращается в царство Птушко, Роу и Надежды Кошеверовой. Авторы так до конца и не уверены, о чем ведут сказ. О том, что быть гордым нехорошо, а мастером, наоборот, хорошо? О том, что надо помогать друзьям? О том, что 30 и 50 лет назад у нас снимали прекрасное кино?
Кино, действительно, было прекрасное. Трюки, придуманные Александром Роу и Александром Птушко, в свое время поражали гораздо сильнее, чем любые сегодняшние компьютерные изощрения. В «Новом Гулливере» и «Золотом ключике» Птушко совмещал анимацию с живыми актерами. Спецэффекты «Садко» и «Руслана и Людмилы», декорации «Каменного цветка» были уникальными. Говорят, по фильмам Птушко в Америке даже учились снимать трюковое кино. О чудесах и трюках другого классика, Александра Роу, рассказывают, например, такую историю: он не успел доснять некоторые сцены сказки «По щучьему велению» зимой - и снял их, когда снег уже растаял, вписав в сценарий новое волшебство: «Обернись, зима лютая, летом красным».
Но тогда во всем этом был эффект неожиданности, новизны. Любое исчезновение героя из кадра казалось чудом. Сегодняшних зрителей удивить труднее. И, в общем, для Птушко и Роу важно было не придумать новый трюк, а передать ощущение сказки, ее красоты. В их фильмах был некий сдвиг реальности, который заставлял зрителя полностью уйти в кино - как в волшебный колодец провалиться.
«Книга мастеров», наоборот, старается зрителя развлечь балаганом в духе «Ералаша» и легкой насмешкой над самими принципами сказки. Похожее отношение к сказочным ритуалам было в чудесном фильме Надежды Кошеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». Там Баба-Яга требовала от Иванушки, чтобы тот обратился к ней «как следует, по обычаю» - то есть обозвал бы старой хрычовкой и потребовал накормить-напоить. Бабка от таких слов млела, хотя совершенно не собиралась поить или кормить добра молодца. В «Книге мастеров» герой пытается обратиться к Бабе-Яге «по понятиям», но та строго отвечает: «Только без хамства».
Авторы «Книги» как будто хотят рассказать зрителю, что они смотрели много хороших фильмов, читали много хороших сказок, и у них есть чувство юмора. Иногда получается прекрасно - как в истории с Тридцать Четвертым Богатырем (Михаил Ефремов), которого, видите ли, уволили из сказки Пушкина, потому что он не влезал в размер. Правда, для развития сюжета он совершенно не нужен, поэтому остается просто забавным гэгом.
Из гэгов и спецэффектов и состоит весь фильм. В этом есть своеобразная лихость, но авторам чуть-чуть не хватает волшебства, какого-нибудь, что ли, заклинания - чтобы связать все воедино. Поэтому больше всего «Книга мастеров» напоминает идеальную экранизацию монолога кота из «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Когда ученый кот-склеротик ходит вокруг дуба и рассказывает сказку: «В некотором было царстве, в некотором государстве был-жил царь, по имени... мнэ-э... Ну, в конце концов неважно. Скажем, мнэ-э... Полуэкт... У него было три сына-царевича. Первый... мнэ-э-э... Третий был дурак, а вот первый?» Диапазон знаний у кота был грандиозен, но ни одной сказки и ни одной песни он не знал больше чем наполовину. «Постепенно - видимо, от утомления - речь его обретала все более явственный кошачий акцент», - пишут Стругацкие.
«Книга мастеров», как тот кот, пытается искренне и трепетно рассказать старую сказку о любви, но «кошачий акцент» - то есть подростковый юмор в духе «Ералаша» - оказывается сильнее.
Но это все-таки первый опыт. В сказках бы про это сказали что-нибудь вроде «недолго сказка сказывается, да долго дело делается» или «ну, для первого случАю я вину тебе прощаю». Или просто: «вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец».
Ксения Рождественская

Впали в детство
Итоги

Сказка "Книга мастеров", выходящая в прокат на этой неделе, по всей видимости, положила начало новому отечественному тренду. В ближайшем будущем наш кинорынок наводнят проекты фэнтези собственного производства, ориентированные на детей и их родителей. Российские режиссеры и продюсеры с подачи американских коллег впали в детство. Ведь русскоязычная "Книга Мастеров" выпущена под логотипом Walt Disney. Прецедент, однако: голливудский мейджор создал кинопродукт на чужой территории и отвечает за качество собственным брендом - на плакате фильма вместо привычного Disney Presents красуется надпись "Disney представляет".
В последние годы все собственные попытки произвести на свет добротную сказку напоминали мифические походы туда, не знаю куда. Еще бы, ведь с крушением советской системы традиции производства такого рода фильмов оказались утеряны. Раздумывая над восстановлением индустрии, наши деятели столкнулись с проблемой: сказки и фэнтези остаются самыми хлопотными и затратными жанрами. За примерами далеко ходить не надо: бюджеты всех более или менее приличных "наивных" блокбастеров Голливуда зашкаливают за 100 миллионов долларов - взять хотя бы первых "Гарри Поттеров" или "Хроники Нарнии". Для создания сказки по европейским образцам вроде немецкого "Крабата. Ученика колдуна", прикрывавшего недостатки бюджетных средств сюжетными хитросплетениями, у нас слишком мал и не развит рынок мастеров сценарного дела.
Впрочем, все равно находились в своем отечестве смельчаки, словно в волшебный омут бросавшиеся в сказочное кинопроизводство - там, увы, они и сгинули. Не будем вспоминать "Волкодава" Николая Лебедева, ведь, по словам создателей, этот русский блокбастер "бил" в целевую аудиторию наших кинотеатров - подростков. А вот именно что детское фэнтези "Лесная царевна" Теймураза Эсадзе и Александра Басова или фантастический "Азирис Нуна" Олега Компасова по произведениям Юлия Буркина и Сергея Лукьяненко помянуть не грех. "Царевна" с треском провалилась в прокате из-за явной недостаточности бюджета, которого не хватило даже на внятный промоушн. "Азирис" при вполне приемлемых для нашего кино затратах в три с половиной миллиона долларов собрал порядка полумиллиона. Зрителю не слишком понравилась сценарная невнятица с претензией на Голливуд.
Сюжет свежего диснеевского фильма "Книга Мастеров" - наш, родной. Сценаристы, писательница Анна Старобинец и Вадим Соколовский (он же и режиссер картины), взяли за основу старые русские сказки в изложении Афанасьева, добавили немного авторской классики вроде "Медной горы Хозяйки" Бажова и приправили попурри современными реалиями. Тинейджер Иван должен сразиться со злой гламурной ведьмой, обхитрить Барина эпохи эффективного менеджмента и вызубрить книгу каменных дел Мастеров. Помогают ему в этом возлюбленная Катя, Баба Яга, держатель волшебного депозитария Кащей Бессмертный, списанный за ненадобностью 34-й богатырь и старый мудрый еврей, заключенный в волшебное зеркало. Все это в древнерусских декорациях: на фоне мрачного Бескрайнего леса, скопированного с васнецовских картин, или в потемкинских деревнях.
Актеры в фильме все как на подбор - былинные богатыри и Василисы Прекрасные отечественного кино. Диснеевцы гордятся, что на съемочной площадке их первой русскоязычной картины в таком количестве сошлись зубры старой советской школы, новые звезды и дебютанты: Валентин Гафт, Гоша Куценко, Леонид Куравлев, Михаил Ефремов, Ирина Апексимова, Лия Ахеджакова, Мария Андреева, Ольга Аросева, Максим Локтионов, Александр Леньков… Снят фильм хоть и на импортные семь миллионов долларов (по скромным подсчетам журнала "Кинобизнес сегодня"), но усилиями специалистов из компании Никиты Михалкова "ТРИТЭ". Вроде бы, чисто русское кино. Однако американским духом от "Книги Мастеров" все-таки пахнет. Оно и немудрено - делали-то по заморским правилам…
Генеральный продюсер фильма и по совместительству глава "Уолт Дисней Компани СНГ" Марина Жигалова-Озкан призналась "Итогам": "Мы сотрудничали с нашими студиями в Голливуде, которые помогали профессиональными консультациями о том, как должны развиваться герои или как закрутить интригу. Креативная команда Walt Disney Studios оказывала помощь и творческую поддержку…" Иными словами: поговаривают, что сценарий ленты пристально изучался тамошними специалистами на предмет эротики и ненормативной лексики. Впрочем, криминала западные эксперты так и не усмотрели.
Нежелание иностранцев полагаться на русское народное авось вполне понятно. В России ведь как принято - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Производство фильма - процесс неторопливый: работают наши киношники с чувством, толком и расстановкой, зачастую нарушая графики. А тут соблюдение сроков гарантировалось железобетонными контрактами голливудского образца, которые Disney заключил со съемочной группой. Согласно американским условиям и запрягать надо было быстро, и скакать во весь опор. В результате натуру отработали всего за месяц, павильон - за полтора. Немного затянулся лишь постпродакшн (порядка десяти месяцев). Но это не форс-мажор, в конце концов, и в Голливуде на доработку спецэффектов и монтаж тратят примерно столько же. При том, что на "фабрике грез" специалистов, умеющих обращаться с графическими терминалами Silicon Graphics, гораздо больше, чем в России. Спецэффекты для "Книги" делала русская Cinemateka - та же фирма, что городила виртуальный огород в "Турецком гамбите" и "Монголе". Высокая диснеевская инспекция, говорят, приезжала и на съемочную площадку в Минск. Впрочем, визит носил номинальный характер: один из высокопоставленных начальников Disney побродил по декорациям, похмыкал и… восхитившись размахом постановки, укатил обратно в США.
В результате такого американо-российского симбиоза получилось диковинное чудо-юдо, пропустить которое было бы преступлением против собственных детей. И это несмотря на то, что при желании картину можно разложить на две части. Сюжет и диалоги напоминают о позднесоветских сказках вроде "После дождичка в четверг", "Там, на неведомых дорожках...", "Раз, два - горе не беда". То есть тех фильмов, в которых сказочная нечисть сталкивалась с современными, не былинными, а уличными героями.
А вот по уровню спецэффектов "Книга Мастеров" - крепкое американское телевизионное фэнтези. Расколи картину, как волшебный орех, на несколько частей-серий - получится добротный мини-сериал высокого уровня канала SyFy, специализирующегося на такого рода продукции.
На достигнутом Disney останавливаться не собирается. Ведь компания решила возродить в России индустрию производства фильмов для детей и юношества. Однако в будущем американцам придется столкнуться с жесткой местной конкуренцией - многие соотечественники возомнили себя Данилой-мастером и захотели произвести на свет киношный каменный цветок. Российские кинематографисты наконец-то доросли до сказок. В конце концов, сегодня наша индустрия явно дает крен в сторону Голливуда, а детская сказка - один из основополагающих жанров "фабрики грез".
Так, в 2010 году на экраны должно выйти детское фэнтези "Волшебный кубок" Кати Гроховской - главную роль пионервожатой-ведьмы в картине играет Рената Литвинова. Не заставит себя ждать и "Самая реальная сказка" - первый продюсерский проект Сергея Безрукова (он же является звездой фильма). Наконец, планируют выпустить и задержавшийся с позапрошлого года в производстве альманах "Сказка XXI" - несколько волшебных новелл, снятых молодыми кинематографистами Елизаветой Соломиной, Бакуром Бакурадзе и Константином Статским. У проекта поистине звездный актерский состав, а одним из продюсеров является Михаил Пореченков. Так что вполне возможно, что "Книга Мастеров" станет для наших кинематографистов профессиональной методичкой.
Стас Лобастов

Disney и Кощей
Время новостей

Псевдоамериканские блокбастеры отечественной сборки мы уже видели не раз, скучно даже перечислять. Потом появились молодежные и романтические комедии по заокеанским лицензиям («Самый лучший фильм», «В ожидании чуда»), собранные опять же на отечественном конвейере. Все эти поделки благополучно проваливались. Наши реалии и чужеродные приемы никак не срастаются. Но, невзирая на неудачи, прокатные пространства России решила осваивать компания Disney -- с помощью сказочных персонажей и новых технологий. На экраны выходит «Книга мастеров».
Мастеров продюсеры российского отделения компании собрали немало. Кого тут только нет! Леонид Куравлев в роли нелепого, румяного Барина, мечтающего отдать поскорее замуж толстую, визгливую дочь. Лия Ахеджакова -- Баба-Яга, которая почему-то изображает местечковую, жадную и жалкую старушку, используя давно надоевшие штампы. Валентин Гафт в образе сквалыжного зеркала, без конца что-то выясняющего со своей хозяйкой, похож на нерадивого работника из сферы коммунальных услуг. Лысого Гошу Куценко назначили Кощеем Бессмертным. Вживаться в образ ему не пришлось: достаточно оказалось вновь предстать отморозком из «Антикиллера». Ирина Апексимова в роли главной злодейки -- Каменной Княжны -- тоже сохраняет знакомые повадки холодной, циничной, но внутренне одинокой бизнесвумен, которых она сыграла великое множество. У княжны современный грим, модный татуаж губ и вульгарная манера речи. Только костюмы сказочно красивы.
У Княжны хранится книга мастеров, в которой сказано, как оживить волшебный камень Алатырь. С его помощью заточенная в башне каменная красавица сможет выбраться на свободу. Тут, само собой, является Иванушка, которому предстоит сделать цветок из заветного камня, повстречать Кощея, Русалку, Богатыря, Бабу-Ягу и в итоге избавить мир от злых замыслов Каменной Княжны.
Пересказывать старые сказки на новый лад как никто умел Евгений Шварц. Позднее Григорий Горин, беря старые сюжеты, всякий раз совершал с ними обыкновенное чудо. Делал их новыми. Замечательную «Сказку сказок» сочинил когда-то Александр Митта. Эти истории были важны для детей и взрослых, пробуждали фантазию и воспитывали чувства. «Книга мастеров» совсем иной случай. Чтобы соорудить сценарий, где поместились бы все персонажи русских сказок, Вадим Соколовский и Анна Старобинец потратили год. Задача перед ними стояла непростая: собрать пазл из знакомых историй, чтобы и на фэнтези было похоже, и русским духом пахло, и продюсеры одобрили. Чтобы подростки порадовались и взрослые хихикнули.
Вот авторы и сочиняют шутки с намеками на секс. Скажем, Кощей спрашивает свою скользкую подругу-русалку: неужели Иван так и не посягнул, вот же дурак! Что до Расеи-матушки, то ее изобразили просто. Барин -- придурок с накрашенными щеками и вставными зубами. Деревенские мужики все время с самогоном в одной руке и с вилами в другой, злобные, агрессивные, трусливые, хотя и по-русски бесшабашные. Друг Ивана, кузнец Кузьма -- добрый, но совсем без мозгов. Иван с подведенными глазами не то чтобы дурак, но уж больно на девушку похож, что соответствует не сказочной, а современной действительности. Единственный живой персонаж -- Катерина, дочь Каменной Княжны в исполнении Марии Андреевой. Но и она странная девушка, отрекается от злодейки прежде, чем узнала, что та ей не родная мать. Если что и получилось в «Книге мастеров», так это каменный человек Янгул, убедительно сыгранный Артуром Смольяниновым, и каменное войско, сооруженное на компьютере, что впечатляет таинственной силой.
«Добрым молодцам урок», который принято извлекать из сказочных историй, в «Книге мастеров» не найдешь. Светлые мысли не просчитаешь на компьютере, не понадергаешь отовсюду. Не приживаются они там, где нет для них питательной почвы. Бизнес-проект, как каменный цветок Алатырь, не оживает без художника. Не выручают спецэффекты, не спасает партнерство со знаменитым брендом Disney.
Как говорил Король в «Золушке» Шварца: «Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут сделать душу большой и сердце справедливым». Настоящий сказочник это знает.
Ольга Галицкая

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#