"Фрида"
Название фильма: | Фрида |
|
|
Страна-производитель: | США, Канада | ||
Английский: | FridaFrida Kahlo | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Джули Тейлор (Julie Taymor) | ||
В ролях: | Сальма Хайек, Эшли Джадд, Альфред Молина, Антонио Бандерас, Валерия Голино, Эдвард Нортон | ||
Год выпуска: | 2002 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
А я бы ее назвала женщиной-бунтарем.
Роскошная версия жизни и любви знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало. Чувственная красота, сотни поклонников, скандальное поведение сделали ее самой эпатажной женщиной XX века...
Фриде было 20 лет, когда она вышла замуж за самого знаменитого художника Мексики Диего Риверу, немолодого, богатого и развратного. Пройдет всего несколько лет, и она завоюет Париж, а о его скандале с Рокфеллером напишут все американские газеты. Их многочисленные любовные романы не помешают любить друг друга. Но смогут ли они укротить друг друга? Когда умерла ее мать, Фрида поспешила в Мексику, чтобы успеть на похороны. Но к этому горю добавилось еще одно. Приехав, она узнала, что ее сестра Кристина ушла от мужа и впала в глубокую депрессию. Ей было трудно покинуть дом в таком плачевном состоянии, но в это время в Нью-Йорке разгорелся скандал между Диего и Нельсоном Рокфеллером. Рокфеллер заказал Диего роспись Центра Рокфеллера, а потом попросил убрать с нее портрет Ленина. Когда Диего отказался это сделать, Рокфеллер уволил его и уничтожил его работу. Диего был взбешен, а газетчики подняли такую шумиху, что инцидент стал напоминать настоящую битву. Фрида приехала к мужу и стала уговаривать его вернуться на родину.
Диего и Фрида вернулись в Мексику в декабре 1933 и переехали в дом, дизайн которого осуществил их друг художник Хуан О`Горман. Он представлял из себя два здания в конструктивистском стиле Баухаус, соединенные между собой мостом. В этом доме между Диего и Фридой начались серьезные раздоры. После столкновения с Рокфеллером, Диего пребывал в мрачном состоянии духа, и ничто не могло его из него вывести. Вскоре он завел роман с сестрой Фриды Кристиной. Узнав об этом, Фрида оставила его.
Но через некоторое время Диего обратился к ней за помощью. Он просил ее дать прибежище русскому политическому деятелю Льву Троцкому. Фрида не могла отказать Диего и открыла для Троцкого двери родительского дома, где в январе 1937 года и поселился Троцкий со своей женой Натальей Седовой. Дом превратился в настоящую крепость с вооруженными охранниками, заложенными кирпичом окнами и забитыми досками дверьми.
Троцкий очаровал Фриду и Диего своим умом, страстностью, отвагой и мудростью. Вместе с сюрреалистом Андре Бретоном они обсуждали культуру и политику, искусство и историю. Фрида и Троцкий с первых же моментов общения почувствовали сильное влечение друг к другу. Бретон высоко ценил работы Фриды.
Фильм Дули Тэймор получил две премии «Оскар».
Описание:
Эта картина описывает реальную историю жизни культовой мексиканской художницы двадцатого века Фриды Кало (Хайек), особое внимание уделяя её сложным отношениям с мужем Диего Риверой (Молина) и окружающим миром. Также основными персонажами фильма будут: Дэвид Сиквейрос (Бандерас) - конкурент Риверы в мире искусства, Тина Модотти (Джадд) - знаменитый итальянский фотограф и Нельсон Рокфеллер (Нортон), который заключил контракт с Риверой с целью оформления Рокфеллер Центра, но немного подшутил над художником, заставив того нарисовать на панно в Центре портрет Ленина! Другими действующими лицами будут когда-то один из революционных вождей России, а ныне политический беженец, Троцкий (Раш), живописец Пабло О'Хиггинс, композитор Силвестр Ревуелтас и фотограф Эдвард Вестон. Кроме того, что Фрида Кало была великим художником, она отличалась нетрадиционной ориентацией и коммунистическими взглядами. Фрида всю жизнь боролось с непониманием мужа, потом после несчастного случая она лишилась ноги, столкнулась с проблемой наркомании и злоупотребления алкоголем, что и убило её в возрасте 47 лет.
Рецензия(и):
Я с радостью жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться.
Фрида
Постоянная терзающая боль рождает обостренное восприятие всего окружающего мира. Боль порождает очень яркие образы. Маленькая Фрида Кало (Сальма Хайек), родившаяся в эпоху великих социальных потрясений - в начале 1900-х годов, - поначалу этого не знала. Она была обычной мексиканской девчонкой - подвижной, задиристой и веселой. Но все резко изменилось, когда ей исполнилось 18 лет. Фрида попала в жуткую автокатастрофу (автобус столкнулся с трамваем), во время которой ее буквально проткнул огромный железный прут. После этого для Фриды началась совсем другая жизнь - наполненная нескончаемой болью и страданиями, а кровать на многие месяцы и чуть ли не годы стала ее постоянным пристанищем.
Но Фрида не собиралась сдаваться, несмотря на то, что доктора почти не давали ей шансов на выздоровление. Ей делали операцию за операцией, она часами тренировала свое непослушное тело, истерзанное хирургами, и наконец начала вставать и ходить. Но все те многие месяцы, которые она провела в постели, Фрида занималась рисованием. Она не могла вставать, поэтому рисовала... себя. Родители Фриды на потолке над кроватью укрепили зеркало и заказали специальный подрамник, который позволял рисовать полулежа. Фрида смотрелась в зеркало и рисовала свои портреты...
Через некоторое время Фрида нашла в себе решимости отправиться показать свои портреты очень известному в Мексике да и в мире художнику Диего Ривере (Альфред Молина). Она знала его раньше. Еще будучи школьницей, Фрида с друзьями наблюдали за тем, как Диего расписывает стены Высшей школы. Перед одноклассниками она называла его "Старый пузан", однако тут же заявляла, что выйдет за него замуж и родит Диего ребенка. А Диего был неподражаем! Настоящее его имя было Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривер-и-Баррьентос де Акоста-и-Родригес. Он был великолепен, этот неистовый пузан. Первый среди художников, один из лучших среди ораторов, значимый и ценимый среди марксистов-революционеров того времени, Диего также пользовался огромным успехом среди женского пола, хотя на вид менее всего напоминал героя-любовника: огромный, пузатый, со всклокоченными волосами и выпученными глазами, он больше был похож на какого-то сказочного людоеда. Но Фрида полюбила его, причем на всю жизнь.
Странный у них был брак. С одной стороны, и Диего, и Фрида исповедовали достаточно свободные взгляды на женитьбу и секс. С другой - бешено ревновали друг друга, закатывая бесконечные скандалы, чуть ли не со смертоубийством. Временами им казалось, что они ненавидят друг друга, и в один из таких моментов они даже развелись. Но развелись, чтобы менее чем через год жениться снова. Вместе они не могли оставаться долго, но находиться порознь они не могли совсем. "В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего", - любила повторять Фрида. Тем не менее они не могли расстаться, и Фрида прощала все многочисленные измены Диего, а Ривера прощал увлечения и измены Фриды.
Они оба любили простые радости этой жизни: веселые компании, выпивку, танцы и развлечения. Они оба были пламенными революционерами и свое увлечение трудами Маркса и Ленина пронесли через всю жизнь. Они приняли у себя в доме Льва Троцкого (Джеффри Раш), скрывающегося от Сталина, и у Троцкого с Фридой случился довольно бурный роман. После убийства Троцкого, которое произошло в совсем другом доме, в Мексике даже считали, что это дело рук Риверы, который ревновал Фриду к известному революционеру. Однако Ривера, конечно, не имел отношения к убийству Льва Троцкого. Да, он был неимоверно вспыльчив, горяч и, рассказывают, один раз даже выхватил пистолет, когда застал Фриду с неким скульптором. Но Ривера не был убийцей. Просто он был болезненно ревнив.
Несмотря на то, что в ее жизни было много очень ярких событий и настоящих удач (персональная выставка в Париже, персональная выставка на родине, признание многих знаменитостей), всю жизнь Фрида страдала от жутких болей. Она перенесла тридцать две операции и три неудачных беременности. Вся жизнь для нее была бесконечной пыткой. Но она никогда не пыталась сама уйти из этой жизни и сражалась до конца. Она ненавидела свое тело, но была очень мужественной и очень талантливой. Она не согнулась под тяжестью жутких несчастий, постигших ее. Она прожила свою жизнь ярко, страстно, насыщенно, и она оставила после себя много прекрасных картин. И в них - вся ее жизнь во всей полноте: боль, страдания, предательство, отчаяние, но также радость, свет и любовь. Фрида всегда оставалась собой - как в жизни, так и в своих картинах.
***
Честно говоря, я боялся идти на этот фильм. Голливудская постановка истории жизни такой интересной, сложной, неоднозначной и многогранной художницы - нет, увольте, думал я. Они из этого сделают или пафосную клюкву, или наоборот - какой-нибудь ужастик, учитывая тот кошмар, с которым Фриде пришлось столкнуться в своей жизни. Нет, не пойду. Да еще и Сальма Хайек в главной роли... Нет, я ничего не имею против Сальмы Хайек. Очень красивая женщина (я вообще люблю восточные типы) с прекрасной фигурой. Но как она будет играть калеку Фриду? Что она вообще понимает в страданиях и неистовых натурах?
Впрочем, когда я выяснил, что именно Сальма Хайек "пробила" сценарий фильма в Голливуде и была инициатором создания картины, а также то, что на роль Фриды также претендовали Дженнифер Лопез и Мадонна (вот с этими дамами кино точно можно было бы хоронить сразу же), но Сальма настояла на своем участии, я решил, что "Фриду" все-таки пойду посмотреть...
Скажу сразу, фильм получился просто отличный. Я совершенно не ожидал, что в голливудском фильме создатели смогут настолько четко выдержать стиль, тон и настроение. Фрида в фильме - абсолютно такая, какой она представляется по своим картинам и биографиям. Создатели картины о наиболее значимых событиях в ее жизни рассказывают совершенно честно, но без утрирования или смакования каких-то ненужных подробностей. Ведь Фрида сама по себе вовсе не была святой. Она была очень сложной и многогранной натурой, а также любила жизнь во всех ее проявлениях. Она много пила, изменяла мужу, причем не только с мужчинами, но и с женщинами. Иногда ее склонность к довольно черному юмору шокировала окружающих - особенно тех, которые не знали, какие страдания выпали на долю самой Фриды.
Все это Сальма Хайек сумела показать. Причем показать очень естественно, страстно и очень талантливо. Но главное - искренне любя Фриду и восхищаясь ею, Сальма не стала превращать свою героиню в икону, великомученицу. Она изобразила Фриду со всеми ее достоинствами и недостатками, ничего не стесняясь, но ничего не утрируя. Это просто Фрида - такая, как она есть. Именно такую Фриду любят и восхищаются ею, именно такую Фриду осуждали и даже ненавидели. А она жила страдая, любила страдая, веселилась страдая, и творила, все так же страдая. И за это она достойна восхищения. А Сальма Хайек и создатели фильма достойны восхищения за то, что смогли именно так рассказать об этой очень незаурядной женщине - искренне, правдиво и талантливо.
Великолепен Альфред Молина в роли Диего. Мне вообще очень нравится этот актер, а роль Риверы им сыграна блестяще. Неистовый пузан, талантливый художник, пламенный революционер, любитель и любимец женщин, искренний почитатель Фриды-художницы, нежный друг Фриды-женщины, неверный муж Фриды-жены. Такой же противоречивый, как сама Фрида, такой же многогранный и талантливый.
Отдельно следует отметить мастерство художников-декораторов, работающих над картиной... Невозможно делать картину о знаменитых живописцах, не обращая внимания на оформление фильма, поэтому каждая сцена, каждый эпизод картины очень тщательно выверен с художественной точки зрения. Работы Фриды и Риверы сопровождают весь фильм. Они подобраны с большим вкусом и помогают понять личности этих двух людей.
Кроме того, весь антураж фильма - костюмы, декорации, интерьеры квартир - создан так, чтобы как можно точнее дать возможность представить ту эпоху - Мексику начала и середины двадцатого века. Яркие краски, старинная мебель, национальные костюмы, посуда и различные бытовые предметы тех времен - все это подобрано и сделано очень и очень тщательно.
Резюмирую. Очень хороший фильм, чего лично я, если честно, даже и не ожидал. Сальма Хайек и Альфред Молина - просто великолепны. Особенно Сальма. Отличная работа художников, очень реалистичная, честная и стильная постановка. Просто блеск.
P.S. В качестве иллюстраций к этой рецензии использованы не только кадры из фильма, но также картины и реальные фотографии Фриды и Диего.
(c) Alex Exler
...- Ай, доктор, если разрешите текилы, обещаю не пить на своих похоронах! - Фрида Кало на своей последней выставке
Я вообще-то хотел посмотреть на Сальму Хайек - запал, понимаете, на фигуристую тетку после "От заката до рассвета" (как она эротично глотки всем прокусывала, м-ммм...). А тут обещали её показать обнаженной. Заманили.
Честно говоря, была ещё пара нюансиков: во-первых, хотелось посмотреть на Рокфеллера в исполнении моего любимца Эдварда Нортона ("Бойцовский клуб") и на Троцкого в исполнении Джеффри Раша ("Влюбленный Шекспир"), а во-вторых, стыдно признаться, но я кое-что слышал ранее о Фриде Кало, видел её безумные картинки, и мне НА САМОМ ДЕЛЕ хотелось посмотреть кино о ней.
Итак, даю подробный отчет по всем трем пунктам.
Во-первых, поклонники Нортона, Раша и Бандераса - там есть ещё и Бандерас, но я к нему равнодушен - проходите мимо. Бандерас-сталинист появляется на экране один раз и не задерживается там дольше 5 минут, Нортон - чуть больше раз, но по продолжительности столько же. Раш - в роли седовласого козловидного старика Троцкого - пробыл на экране дольше и даже успел повеселить меня своими ырротическими настроениями (авторы фильма совокупили Троцкого с Фридой, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что никаких стоящих доказательств того, что это было в реальности, не обнаружено), но, в целом, и эта роль практически эпизодическая.
Возвращаясь к пункту первому, надо сказать, что хоть тут меня не обманули. Сальма!.. О, Сальма, мексиканка арабского происхождения! В очередной раз убедился, что женщины должны быть такими: горячими, полными жизни, с огненным взором, чувственным ртом, полной грудью, тонкой талией, крепкой задницей... ну, разве что, немного повыше ростом. Поймите меня правильно - я не люблю толстых, но бледные анемичные дивы под два метра ростом, силуэтом похожие не на песочные часы, а скорее на ныне покойные здания Всемирного Торгового Центра, девушки, которые пьют минералку не с похмелья, а вместо еды, внушают мне опасения и подозрения, и ничего кроме опасений и подозрений...
Итак, Сальма. Какой-то особой обнаженки в фильме нет, однако кое-что вам все-таки покажут. Порнофилы, конечно, заскучают, а вот эротоманы оживятся. Джули Теймор, режиссер "Фриды", видимо, ничего себе такая тетка - даже далеко не постельные сцены - сцена с аварией, например - получились у неё наполненными какой-то тайной чувственностью. Я такое люблю.
Сальма, на мой взгляд, сидит в своей роли как влитая. Она красивее Фриды, если сравнивать с реальными фотографиями художницы, но и это единственное несоответствие было удачно стерто с помощью компьютеров: в фильме, естественно, фигурируют реально существующие картины Фриды Кало, но с автопортретов (а их большинство) на нас глядит не Фрида, но Сальма. Фон тот, платье то, прическа та, лицо - не то! Но это, конечно, смутит только закоренелых знатоков творчества сеньоры Кало, а вот для остальных создаст дополнительный эффект реальности. Вообще, то, как проиллюстрированы истории появления на свет некоторых картин, достойно доброго слова. Вышло красиво, вышло стильно и, главное, убедительно: сразу понимаешь, что должно твориться у тебя в душе, как должно быть разбито твое сердце, чтобы рисовать такое. Маленькая, как девочка, сильная, как мужчина... вы знаете, ведь я её зауважал, эту Фриду. По узости кругозора думал, что все мексиканские (а также итальянские, испанские и т.д.) женщины способны только на интенсивное размножение, а в остальном - глупы как пробки, но ошибся.
17 сентября 1925 года автобус (по другой версии - автомобиль), в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Сломанный железный прут токосъемника трамвая (по другой версии - поручень) воткнулся Фриде в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. У 18-летней девушки сломались оба бедра и позвоночник в трех местах, а иссушенная в детстве полиомиелитом нога раскололась на 12 частей. Врачи не верили, что она выживет, когда выжила - сказали, что не будет ходить, но она всех сделала - не только выжила, пошла, окрутила одного из лучших художников и первых бабников Мексики Диего Риверу, стала звездой, легендой, одной из самых ярких женщин XX века.
Вообще, весь фильм похож на цветную фреску, которую мог бы запросто нарисовать, например, тот же Диего Ривера. Стены, дома, украшения, наряды, лица - все яркое, даже кладбище. Буйство красок, приятные мексиканские напевы, текила - рекой, и надо всем этим дух коммунизма, который, как в каком-то странном сне, служит путеводной звездой горячим мексиканским парням с художественными способностями... В фильме - Ленин на фресках Риверы, в реальности - у Кало есть картина со Сталиным. Странно, но, несмотря на то, что в фильме неоднократно присутствуют разговоры о политике и коммунизме, в фильме нет политики. Разговоры - есть, политики - нет. И даже Троцкий - казалось бы, ну уж Троцкий-то! - и даже у товарища Троцкого в мексиканских интерьерах политическая активность подувяла, в отличие от другой: старикашка стал горячий, как уголек, пьет текилку и щиплет аппетитную Сальму везде, куда руки дотягиваются.
И все же, не ходите на этот фильм, если вам охота поразвлекаться; если подруга не демонстрирует признаков интеллекта, то для семейного культпохода тоже лучше выбрать другой фильм. Идти на "Фриду" надо, если вы поклонник Сальмы Хаек, или же если вы любите саму Фриду Кало, или хотя бы интересуетесь ей. Можно, конечно, посмотреть сей кинопродукт и без контекста, как банальную мексиканскую любовную драму, но гораздо лучше смотреть "Фриду", зная, что вот эти картины, которые рождаются на ваших глазах, реально существуют, висят в Лувре и продаются с аукциона "Сотбис" за 5 миллионов долларов.
P.S. Кстати, Сальма Хаек была как-то особо заинтересована в появлении на свет этой картины. Говорят, что именно Сальме в свое время пришла в голову идея снять кино о своей знаменитой соотечественнице. Она добивалась средств у американских кинопродюсеров, она договаривалась со "звездатыми" актерами, которые согласились работать за минимальную плату, училась рисовать, вырабатывала у себя особую походку Фриды, и, в результате, стала продюсером фильма. Проект под кодовым названием "Фрида" отнял у Сальмы 6 лет. В это время другая группа людей тоже захотела снять фильм о мексиканской звезде. Киностудия MGM и маститый режиссер Фрэнсис Коппола взялись за биографию сеньоры Кало, причем на роль последней была утверждена не менее звездная, чем Хайек, тетка - сама Джей Ло, то есть Дженифер Лопес. Однако что-то там не срослось - то ли денег не хватило, то ли ещё что.
Максим Потемкин
(c) Портал "Лаборатория новостей"