"Кочегар"
Название фильма: | Кочегар |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Кочегар | ||
Жанр: | драма / детектив | ||
Режиссер: | Алексей Балабанов | ||
В ролях: | Михаил Скрябин, Юрий Матвеев, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева | ||
Год выпуска: | 2010 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Санкт-Петербург, середина 90-х годов ХХ столетия, главный герой — майор в отставке, работает в кочегарке, и в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ...
Тепло — людям
Ольга Шакина
Empire
Главный режиссер постперестроечного кино снял свой главный фильм: про себя и свои непростые отношения с аудиторией.
Старый якут вернулся из Афгана со звездой героя, а ныне служит в кочегарке. Время от времени к нему с парой-тройкой тел в полиэтиленовых мешках заглядывает бывший боевой товарищ. Пока павшие в разборках догорают в печи, майор и сержант ведут неспешную беседу. У каждого — по взрослой дочери, которые вместе держат меховую лавку. После того как девочки ссорятся, история обретает ожидаемо мрачный оборот.
Что Алексей Октябринович снял фильм о себе, становится ясно с первых кадров: панамка, тельняшка, ватник Кочегара — фирменный аутфит Балабанова. Недаром еще во время съемок на вопросы типа: "А правда, ваш фильм о человеке, который жжет в печке трупы?" автор, морщась, отвечал: "Он о человеке, который в кочегарке пытается написать рассказ". В центре криминальной вакханалии никому не нужный, полуграмотный якут одним пальцем на старой пишущей машинке набирает самую важную для него историю — а вокруг невинные и жестокие дети просят дать посмотреть на огонь и рассказать баек "о плохих людях".
"Говорю, как могу, говорю о дурном — потому что вам это нужно", — ненавидящий интервью Балабанов в метафорической, но на редкость доступной форме разъясняет свои отношения с аудиторией. Якут не допишет — погибнет; ту же судьбу, кажется, пророчит себе режиссер: после съемок его госпитализировали, нынче он снова в больнице. "Кочегар" — "Восемь с половиной", "Последний фильм", opus magnum главного режиссера постперестроечного кино: фильм, в котором он подводит итоги собственного творчества, освежает краской старые лозунги и позволяет себе все, чего бы ни захотелось. Если уж фирменные балабановские проходы-проезды под музыку — так на полкартины да под старую "Агату Кристи"; если уж аллюзии на предыдущую фильмографию — так в каждом кадре. "Мухи у нас" из "Груза-200" превращаются в "Лыжи у вас" (якут заглянул к бывшему сослуживцу в гости); путешествие Брата на трамвае — в поездку Кочегара на троллейбусе; фотовспышка из "Уродов и людей" — в сухой щелчок полароидом в финале. Черный анекдот про чукчу, который всех победил; история одного режиссера, который в борьбе с действительностью никогда не сложит лыжных палок.
С сайта Филм Ру