Описание фильма

"Идиоты "   

Название фильма: Идиоты
Идиоты
Страна-производитель: Италия , Нидерланды , Швеция , Франция , Дания
Английский: Idioterne
Жанр: комедия / драма
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Бодил Йоргенсон, Йенс Альбинус, Анн-Луиз Хассинг
Год выпуска: 1998
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Интересно:

Идиоты Ларса фон Триера - второй фильм нашумевшего датского проекта "ДОГМА-95", центрального события европейского кинематографа конца века.

Дополнительная рецензия:

Между концом 70-х и началом 90-х годов несколько талантливых независимых кинематографистов (John Sayles, Spike Lee, Victor Nunez, David Lynch, Jim Jarmusch, Wayne Wang, Gus Van Sant) сняли первые малобюджетные фильмы. Движение ультра-малобюджетного кино началось в середине 90-х. Из того, что мы видели: "Эль Мариачи" Роберта Родригеса ($7 225). Другие - "Законы притяжения" Ника Гомеза ($38 000) и "The Living End" Грегга Аракиса ($22 769). Все эти фильмы были завершены в 1992 году, с успехом прошли на фестивалях и в кинотеатральном прокате и стали началом карьеры их авторов. Так началась волна "безденежного, но очень творческого кино", которая покатилась по США, Англии, Канаде, Австралии. На фестивале Санданс (США) в ноябре 1994 года отборочная комиссия объявила, что из 16 фильмов, взятых на конкурс из сотен заявок, половина - микробюджетные фильмы. Еще несколько ультра-малобюджетных фильмов шло в неконкурсной программе. Это было знаком перехода независимого кино от эры относительно высокобюджетного (до $1 миллиона) офф-Голливуда до рассматриваемого нами офф-офф-Голливуда. Когда после покупки "Эль Мариачи" "Коламбия Пикчерс" подписала с Родригесом двухлетний контракт как со сценаристом/режиссером, Родригес спросил, что они понимают под малым бюджетом. "Семь миллионов", - ответила "Коламбия". "Я сказал им, что за эти деньги могу сдеалать одну тысячу "Эль Мариачи". Тогда у меня хватит фильмов, чтобы заполнить собственный кабельный канальчик". Сначала малобюджетные фильмы снимали на кинопленку. Средняя стоимость производства и частично пост-производства была $50,000-$60,000. "В феврале 1998 в наш центр был представлен первый цифровой фильм "Последняя трансляция" (The Last Broadcast), который стоил менее $1000. Он был снят на цифровую видеокамеру и смонтирован и озвучен на персональном компьютере". В мае 1998 на Каннском фестивале был показан новый фильм датского режиссера Ларса фон Триера "Идиоты" (The Idiots). В отличие от предыдущих фильмов Триера - "Европы" и "Разбивая волны" - которые снимались на 35мм пленке, "Идиоты" фиксировались на видео, а затем перегонялись на 35 мм. Другой фильм из этой же конкурсной программы - "Празднование" (Festen) Томаса Винтерберга - снимался на видеокамеру размером с небольшую книжку. 5-6 таких камер можно увидеть в руках родителей на любом киевском школьном празднике, где они снимают своих любимых деток. "Празднование" получило специальный приз жури, хорошую оценку критиков и было продано в прокат в 35 стран. С этого момента цифровое видео стало быстро распространяться среди кинематографистов. В 1998 году на кинофестивале в Торонто демонстрировалось 4 фильма, сняты на цифру. В 1999 Роттердамский кинофестиваль посвятил этому феномену специальную программу. Многие цифровые фильмы получили широкий кинотеатральный прокат (The Celebration, Windhorse, The Cruise, Saltmen of Tibet, The Idiots). Итак, "снять игровой фильм еще никогда не было так просто и доступно!" Это называют сенсацией - благодаря новым технологиям можно снять качественный фильм всего за несколько тысяч долларов. Независимые кинематографисты получили новый стимул. Больше не нужно изнурительно подстраиваться под тех, кто дает тебе деньги. Ты сам все решаешь. Вместо того чтобы тратить месяцы на поиски финансирования, можно потратить их на оттачивание диалогов, репетиции с актерами и создание по-настоящему классного кино. "Из-за того, что цифровое видео (DV) такое дешевое, кинематографисты могут снимать больше, экспериментировать смелее и совершенствоваться". Главное тут - реально оценивать ситуацию. Скотт Сандерс, автор фильма "Потерянные слова" (The Lost Words), снятого на Hi-8 (Sony V-5000), а затем переведенного на кинопленку: "Всё, начиная от изображения, операторского стиля, построения сюжета, задумывалось с учетом того, что я буду снимать на видео. Идея заключалась в том, чтобы не притворяться, будто у меня есть эта дорогущая кинопленка, а извлекать выгоды из видео. Основная причина, по которой я хотел снимать "Потерянные слова" на видео - то, что фильм был создан". "Потерянные слова" получили серебряную медаль на Международном кинофестивале в Португалии, приз за лучший дебютный полнометражный фильм на Саффолкском фестивале и второе место среди зрительских симпатий на Мюнхенском кинофестивале (первое место было у "Эль Мариачи" Родригеса). Сегодня много теплых, подкрепляющих кинематографический дух и амбиции слов, говорит независимым Роттердамский фестиваль, который "поддерживает молодых режиссеров в мире, где все больше доминирует мейнстрим". "Мы на стороне фильмов, созданных талантливыми ребятами, старающимися найти свой, непохожий ни на кого, голос для рассказа про свою, не похожую ни на что, социальную и культурную среду. Даже если фильмы не совершенны, вы почувствуете, что они созданы людьми, делающими что-то свое, личное". (Директор фестиваля Саймон Филд, программка 29 Международного Роттердамского фестиваля 1999) Каждый год около 15 не похожих ни на кого режиссеров получают три приза по 10 000$ плюс прокат в Голландии и показ на голландском телеканале VPRO. http://dmitrfrolov.narod.ru/indep.html
 
 Poster (2005-10-06 00:00:00)
Едва ли стоит упоминать о том, что из себя представляет проект "Догма 95", основанный группой датских режиссеров и представленный такими работами, как "Торжество", Томаса Винтерберга (Приз Жюри на Каннском Фестивале, 1998); "Идиоты" Ларса фон Триера (конкурсная программа Каннского Фестиваля, 1998); "Последняя песнь Мифуне" Сёрена Краг-Якобсена (Приз "Серебряный Медведь" Берлинского Фестиваля, 1999); "Итальянский для начинающих" Лорны Шерфинг (Приз "Серебряный медведь" Берлинского Фестиваля, 2001). Достаточно только сказать, что проект "Догма" стал одним из самых значительных событий в мировом кинематографе 90-х прошлого века и ознаменовал появление "Другого кино" в веке нынешнем. Провозгласив в своем манифесте ряд принципов, которые являют собой жесткую оппозицию "фабрики Грез", цель "Догмы", говоря словами "отцов-основателей" движения Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга, состоит в том, чтобы при помощи самых простых технических средств выдавить максимум правды из своих персонажей и сделать их внутреннюю жизнь основанием для сюжета нового, другого кино. Замысел "Идиотов" барона Ларса фон Триера возник одновременно с идеей "Догмы". С одной стороны ее заповеди родились из желания пересмотреть норму и правила, которым сам барон никогда не изменял в силу своего культурно-левацкого воспитания. С другой стороны, они выражают стремление упростить некоторые вещи, освободиться от наиболее тривиальных, надоевших условностей, уйти от жесткой регламентации, устраниться от самоконтроля, как в процессе кинопроизводства, так и в обычной жизни. Ведь сложно быть "свободным художником" в мире, который подчинен логике общественных отношений, где каждое переживание ограничено ситуацией, а поведение - рамками социальных норм. Где смущение и страх нарушить норму относятся к основным силам, регулирующим поведение в обществе. На неписаное правило - нормальный человек должен вести себя соответствующе, шаг влево, шаг вправо влечет за собой общественное порицание, - фон Триер предлагает свое контрправило: "идиоту" в мире нормальных дозволено все, только нужно его от себя "освободить". Именно этим и пытается заниматься группа молодых людей, живущих весёлой коммуной в пустом загородном доме. Свое праздное существование члены компании скрашивают прогулками по разным общественным заведениям, где талантливо разыгрывают из себя слабоумных перед ничего не подозревающей публикой. Люди реагируют на них по-разному: кто-то смущается их вида и всячески пытается отделаться от "даунов", кто-то реально им сопереживает, а для кого-то и вовсе нормально ударить "слабоумного". Фильм поднимает две проблемы - первая, это то, как мы относимся к умственно отсталым и какую ценность они представляют собой в наших глазах. А вторая, более глубокая, которая волнует самого режиссера, жонглирующего понятием нормы и балансирующего между дозволенным и недозволенным, - проблема защиты аномалии, отклонения от нормы. В этом отношении идиотизм, дуракаваляние, нудизм героев фильма прекрасно соответствуют их желанию освободиться от социального контроля и, что важнее, - от самоконтроля. Но быть "идиотом" в той среде, где тебя никто не знает или где все такие же "идиоты", как и ты - очень увлекательное путешествие в свой мир и в мир чужих душ, где ломка стереотипов происходит безболезненно и легко... Но легко быть идиотом "на время". А вот смогли бы вы "сыграть" идиота на своей работе, где вас все знают и уважают или, к примеру, перед своими детьми, для которых вы являетесь непререкаемым авторитетом? Веселая коммуна практикующих технику идиотизма разваливается, как только такая задача ставится всерьез. Единственная, кто выполнила свою "роль" до конца - это Карен, героиня, которая попала в компанию "идиотов" абсолютно случайно и в отличие от других членов компании, которые практиковали технику идиотизма скорее ради эпатажа, для нее открытие в себе "идиота" стало своего рода терапевтическим лекарством, которым она лечила свои глубокие душевные раны.
 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#