"Бессонница"
Название фильма: | Бессонница |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Insomnia | ||
Жанр: | драма / триллер / детектив / криминальный | ||
Режиссер: | Кристофер Нолан | ||
В ролях: | Аль Пачино, Робин Уильямс, Мартин Донован, Хилари Суэнк, Пол Дули, Никки Кэтт, Ларри Холден, Джэй Брэзо, Лорни Кардинал, Кристал Лоу, Таша Симмс, Мойра Тирни, Джонатан Джексон, Кэтрин Изабелл, Керри Сандомирски, Йан Трэйси, Оливье "Оли" Земен, Джеймс Хатс | ||
Год выпуска: | 2002 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Примечание:
· Премьера в Америке – 24 мая 2002.
· Премьера в России – 19 августа 2002.
· Фестивальные премьеры – Трибека (3 мая 2002), Норвегия (19 августа 2002), Палм Спрингс (16 января 2003).
· Ремейк одноименной норвежской ленты (1997) Эрика Скьольберга.
· В написании сценария оригинального фильма принимал участие популярный норвежский писатель Николай Фробениус, известный в России по книгам «Каталог Латура», «Адская притча», «Другие места» и «Застенчивый порнограф».
· На роль Дормера приглашали Харрисона Форда.
· Фильм мог снять режиссер Джонатан Демме.
· В имени главного героя читается определенная ирония. Дормер – это намек на французское слово « dormeur», т.е. «спящий», что вполне актуально для человека, страдающего бессонницей.
· В фильме допущена фактическая ошибка. В Найтмуте нет полиции как таковой. Убийство должна была расследовать местная кавалерия, а вскрытие проходить в государственной медицинской лаборатории в Анкоридже.
· Другой ошибкой можно назвать то, что герои покупают в баре выпивку. Однако в Найтмуте запрещена продажа спиртных напитков.
Продюсеры: Бродерик Джонсон, Пол Джунгер Уитт, Эндрю Э. Косов, Эдвард Л. МакДоннелл
Сценарист: Хиллари Сейтц
По мотивам сценария Николая Фробениуса и Эрика Скьольберга
Оператор: Уолли Пфистер
Композитор: Дэвид Джулиан
Дополнительная рецензия:
Актер Аль Пачино в криминальном триллере «Бессоница» сыграл детектива, который случайно убил своего напарника. Но признаться в этом не хотел.
Полицейского Уила Дормера, вместе с напарником, посылают в маленький городок на Аляске расследовать убийство 17-летней девушки. Преследуя подозреваемого, Уил убивает напарника. Вроде бы случайно. Его мучают муки совести? Или он не очень-то сожалеет о содеянном, так как между ним и жертвой отношения были весьма напряженными.
Робин Уильямс сыграл известного писателя, который якобы тоже случайно убил любовницу. Двух героев объединяют очень противоречивые чувства вины... и ужасная тайна содеянного. Детектив придумывает себе алиби, себе же усугубляя приговор. Долг чести - довести расследование до конца.
В фильме затронута интересная тема - страх наказания за непредумышленное преступление, попытка проанализировать переживания героев. Кто из них больше виноват - решать вам. Но не надо забывать, что у обоих героев был выбор и они его сделали.
Картина «Бессоница» задерживалась с выходом на экран. У зрителей фильм, увы, не получил широкого признания. Мы же уверены, что вам надо познакомиться с новой работой Аль Пачино. Сюжет нельзя назвать вялым, скорее - это философский подход режиссера и сценариста Эндрю Никколу. В роли женщины-детектива Хилари Суонк.
Описание:
Опытный детектив полиции Лос-Анжелеса Уилл Дормер (Аль Пачино) вместе со своим напарником направлен в маленький городок на Аляске, чтобы расследовать убийство семнадцатилетней девушки.
Помощником Дормера также становится проницательный детектив местной полиции Элли Бур (Хилари Сванк). Расследование продвигается, и скоро у полицейских появляется подозреваемый.
Это Уолтер Финч (Робин Уильямс) - человек романтического склада характера, ведущий уединённый образ жизни. Опытный детектив всё больше ввязывается в психологическую игру в "кошки-мышки" со своим подозреваемым. Напарник Дормера погибает во время одного из полицейских дежурств на пустынном скалистом берегу.
Эта случайная смерть лишает Домера сна. Всё больше запутываясь в сетях махинаций Финча, Дормер рискует потерять не только сон этими белыми летними ночами…
Рецензия(и):
Будет сидеть! Я сказал!
Жеглов
Кошелек, кошелек...
Какой кошелек?
Кирпич
Бессонница - это сборник фильмов Люка Бессона.
(с) Ян Розенфельд
Вероятно, Кристофер Нолан не смотрел замечательный сериал "Место встречи изменить нельзя", потому что иначе он бы тогда вряд ли взялся делать кино о том, хорошо или плохо ставить закон в одну интересную позу во имя сурового исполнения все того же закона... Что интересно, завязка сюжета "Бессонницы" довольно легко перекладывается на образы героев фильма Говорухина. Вот как выглядел этот фильм, если бы Говорухин додумался снять его как сиквел "Места встречи...".
В маленьком городке на краю Чукотки произошло убийство: неизвестный преступник до смерти избил юную девушку. Для расследования этого убийства непонятно с какой стати вызвали двух спецов из самой Москвы - заметно постаревшего Глеба Жеглова, а также его верного помощника Володю Шарапова. За время, прошедшее с первого фильма, противоречия между Жегловым и Шараповым достигли апогея. Жеглов по-прежнему подкидывал ворам в карманы кошельки и занимался незаконным рукоприкладством, а Шарапов четко пришел к мысли, что Эра милосердия не позволяет нарушать закон во имя закона, поэтому он накатал на Жеглова телегу в министерство, и теперь Глеба Егорыча будут судить и, вероятно, выгонят с работы. А невинно посаженного в тюрьму Кирпича отпустят и перед ним даже извинятся.
Но сначала они должны раскрыть убийство девочки в этом маленьком городишке на краю земли, где полгода длится полярный день, а другую половину года - полярная ночь. Жеглов - крепкий профессионал, поэтому он сразу выяснил, что девочка ходила на лекции некоего профессора Груздева. Тут Жеглову и стало понятно, что именно Груздев причастен к убийству. Тем более, что он очень подозрительный: уже немолодой, нервный, орет периодически... Такому убить девочку - раз плюнуть. И Жеглов с Шараповым отправляются в маленькую заброшенную библиотеку, где по предположениям Жеглова Груздев и забил девочку до смерти учебником по высшей математике.
Однако в библиотеке Чубайс отключил свет за неуплату, поэтому когда профессор явился, чтобы скрыть орудие преступления, и Жеглов затеял с ним перестрелку, маститый опер сослепу засадил пулю прямо в живот Шарапову. Тот умер. Но Жеглов представил дело как несчастный случай в процессе оперативной работы, и расследование спустили на тормозах. Правда, Петюня, который за годы работы в МУРе выслужился до крупной шишки, пытался по телефону навесить на Жеглова всех собак, но тот, настоящий оперативник, на всех этих толстозадых милицейских бюрократов клал с невероятно огромным прибором, поэтому Глеб просто обматерил Петюню по-своему, по-муровски, после чего Петюня и отстал.
Но после этого начались самые проблемы. Выяснилось, что Груздев видел, как Жеглов замочил Шарапова. И теперь Груздев, на чьей стороне все козыри, начинает со страшной силой шантажировать матерого оперативника. Тому и приходится решать, как выкручиваться из данной ситуации: сажать убийцу Груздева, который при этом заложит его самого (недаром Жеглов не доверял этим паршивым интеллигентишкам), либо же не сажать Груздева, спасая свое реноме. Профессиональный долг у Жеглова приходит в противоречие с инстинктом самосохранения. И от всего этого Жеглов совершенно перестает спать. Ну просто совсем...
***
Это первый фильм с Аль Пачино, который мне совершенно не понравился. И фильм не понравился, и Аль Пачино. Повествование "Бессонницы" - тягучее и занудное. Слабые попытки режиссера нагнать хоть какого-нибудь напряжения дают свои плоды минуты две, а потом вяло агонизируют и полностью испускают дух, заставляя думать про себя: "Ну когда же это все закончится?"
Чем это все закончится - в общем, понятно с самого начала. Поэтому не думайте, что вас ожидает некий саспенсообразный триллер, во время просмотра которого вы сломаете пару-тройку подлокотников кресла. Ну да, Уилл Дормер (Аль Пачино) - крутой специалист, который непонятно зачем прилетел со своим напарником в какой-то крошечный городок на Аляске, чтобы расследовать убийство девочки. Ну да, он очень быстро вычислил убийцу, но во время попытки его задержания завалил своего напарника, который недавно накатал на него рапорт. Ну да, убийца девочки - писатель Уолтер Финч (Робин Уильямс) - видел, как Дормер грохнул напарника, и теперь его шантажирует. А Дормер в старые времена подкинул кошелек в карман Кирпича и теперь переживает настолько, что ни черта не спит. Конечно, он не только на эту тему переживает - у Дормера хватает побудительных переживательных моментов, - но и на эту тему тоже. Все. Более ничего.
Не очень приятно смотреть фильм интересного режиссера с блестящими актерами, которые явно не очень понимают, что они тут, собственно, вообще должны играть, и какого черта Нолан сделал ремейк на норвежский фильм 1997 года, который и тогда-то шумным успехом не пользовался.
Все это попросту скучно. Скучен заметно постаревший Аль Пачино, который, конечно, очень достоверно изображает человека, уже ничего не соображающего от жуткой бессонницы, однако его попытки передать мощные психологические терзания Дормера - к желаемому эффекту не приводят, потому что хорошо видно, насколько Аль Пачино до фонаря Дормер, а самому Дормеру до фонаря все окружающее - ему бы поспать трое суток не просыпаясь. С одной стороны, в этом, вероятно, и есть глубокая режиссерская задумка. С другой стороны, нет ничего более нудного, чем наблюдать за не спавшим несколько суток человеком и вспоминать свои собственные бессонные ощущения. Ну его к черту, такое развлечение, вот что я вам скажу.
Робин Уильямс в роли убийцы-писателя - несколько более динамичный и, соответственно, несколько менее нудный, однако его образу не хватает психопатичности и кровожадности, а его рассказ о том, почему он замочил несчастную девчушку - неубедителен. Такому рассказу не поверил бы ни один суд, и Уильямса бы оправдали.
О Хилари Суонк даже и говорить не хочу. Ходит туда-сюда, сначала восхищается крутым профессионалом Дормером, а затем начинает его подозревать. Все предсказуемо до потрескивания нижней челюсти в момент оглушительного зевания.
В общем, я не в восторге от этого фильма. Не то чтобы он совсем уж плохой, но скучный и нудный - факт. Это первый фильм с моим любимым Аль Пачино, который мне не понравился. Ну что ж, и на старушку бывает прорушка. Простим великому Аль Пачино этот кинематографический каприз. Просто он в реальности действительно страдает бессонницей. Поэтому, вероятно, и проявил интерес к этому фильму, хотя этот актер обычно очень щепетильно относится к выбору ролей...
В кино этот фильм точно смотреть не нужно. На кассете - только в том случае, если вас грызет бессонница и вам хочется, чтобы она грызла не только вас. Аль Пачино она грызет вполне натурально. А все эти так называемые психологические навороты вокруг - от лукавого. Не впечатляют, однозначно.
(c) Alex Exler (http://www.exler.ru)
______________________________
Все-таки зря упрекают Голливуд в производстве исключительно развлекательного кино, что лишний раз подтверждает детективный психологический триллер "Бессонница". На таком, казалось бы, уж точно приключенческом материале, как поиск убийцы молоденькой девушки в затерянном мире Аляски, создан глубочайший по внутреннему содержанию фильм, чей основной конфликт с его психологическим подтекстом не уступят место многим фестивальным европейским фильмам. Нужно просто уметь смотреть и пытаться понять ту идею, которая была заложена режиссером.
Оправдывает ли цель те средства, которые используются для ее достижения? Вряд ли, так как тогда Зло будет порождать еще большее Зло, и ширящийся этот круг окажется бесконечным. Человеческая жизнь хрупка, а жизнь иногда подбрасывает такие задачки, что сделать правильный выбор, поступить так, чтобы последствие принятого решения не обернулось против тебя самого в недалеком будущем, бывает очень сложно.
Умнейший и опытнейший детектив Уилл Дормер вместе со своим напарником из благословенного и сияющего солнцем Лос-Анджелеса направлены в помощь для расследования убийства девушки в маленький городок, затерявшийся где-то на просторах Аляски. И это дело превратится для Дормера (Аль Пачино) в сложнейший психологический поединок с преступником, выйдет ли из которого он победителем, будет решать для себя каждый зритель самостоятельно. Холодная земля Аляски, залитая бесконечным летним светом дня, вызывающим бессонницу, станет свидетелем и одновременно ареной, на которой произойдет несколько убийств, вокруг которых, в свою очередь, будут разыгрываться нешуточные жизненные страсти.
Итак, место действия - провинциальный городок, в котором жители пытаются либо забыть о прошлой своей жизни, либо забыться в алкоголе от настоящего. Суровые природные условия и замкнутость существования превращают для многих жизнь в бег по кругу. Из него есть несколько выходов: либо уехать и изменить все, либо остаться и приспособиться. Профессиональному полицейскому Уиллу Дормеру предстоит не только найти убийцу, но и после того, как случайно погибнет его напарник, найти собственный ответ на вопрос: а так ли хороши все средства для достижения цели?
В погоне за убийцей Уилл оказывается в очень сложной ситуации. После смерти напарника ему помогает молодой детектив Элли (Хилари Суонк), считающая его свои кумиром-полицейским, умная, наблюдательная, хотя и несколько идеализирующая свою работу, девушка. С другой стороны, он становится объектом шантажа преступника, видевшего, что на самом деле произошло в голубой мути прибрежного тумана. И вот этот многоуровневый поединок Дормер - Элли, Дормер - преступник, проистекающий и на психологическом уровне, и на уровне открытого противостояния, и станет стержнем триллера. Угроза жизни детектива становится особенно явственной. Например, только огромные физические усилия, которые наблюдает зритель, помогают ему выбраться из-под сплавляемых бревен, пляшущих в ледяной воде у него над головой, когда он упадет в реку, преследуя преступника.
Напряженность развития действия фильма, сосредоточенность на внутренней стороне развивающихся событий маскируются под внешней неторопливостью. Этой концентрации внутренней напряженности особенно способствуют вроде бы "незначительные" вещи. Уилл Дормер из-за бессонницы особенно остро слышит обыденные звуки окружающего мира, они раздражают его, скребут по нервам. Его сознание обострено до предела, работает в другом режиме в результате нескольких дней, проведенных без сна.
Роль бандита и убийцы досталась известному актеру Робину Уилльямсу. Он мастерски изображает ублюдка, возомнившего себя писателем, с мелкой и трусливой черной душонкой. Трагическая ошибка детектива Дормера даст возможность Уолтеру Финчу (Робин Уилльямс) поставить себя с полицейским на одну доску. Чтобы доказать обратное, герою Аль Пачино придется вступить с ним в очень сложную игру...
В триллере нет того динамичного действия в чисто американском стиле, при котором зритель не успевает следить за ходом мгновенно сменяющих друга кадров, но он насыщен внутренним драматизмом и психологическими нюансами, находящими свое логическое завершение в трагическом финале. Наверное, для любителей чистого жанра "action", бесчисленных трюков, спецэффектов и заранее предугадываемых сюжетных поворотов, нет никакого смысла его смотреть. Но поклонникам блистательного Аль Пачино, или тех, кто предпочитает тонкости человеческих взаимоотношений "голому" и безудержному действию, этот DVD-диск будет интересен.
(c) Наталья Хральцова (http://www.dvdworld.ru)