"Бригада"
|
Название фильма: |
Бригада |
|
Страна-производитель: |
Россия |
Английский: |
Бригада |
Жанр: |
боевик / драма / гангстерский |
Режиссер: |
Алексей Сидоров |
В ролях: |
Сергей Безруков, Павел Майков, Дмитрий Дюжев, Владимир Вдовиченков, Екатерина Гусева, Андрей Панин, Алексей Кравченко, Елена Панова, Валентина Теличкина, Сергей Апрельский, Фархад Махмудов, Александр Иншаков, Николай Еременко, Дарья Повереннова, Ян Цапник |
Год выпуска: |
2002 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
1989 год. Саша Белый возвращается из армии домой, а попадает совершенно в другую страну. Россия изменилась, как изменился и весь мир, а с ним - и главные принципы человеческого жизнеустройства. Теперь, если судьба отнимает шанс вести нормальную жизнь, ее можно обмануть, выстроив собственную криминальную империю. Проходят годы. Саша Белый и его друзья Фил, Пчёла и Космос из небольшой бандисткой группы постепенно вырастают в мощный преступный синдикат, чьими услугами не прочь воспользоваться даже государство Российское...
Алексей Дубинский
Феноменальный успех "Бригады" на ТВ (за полгода - четыре показа подряд) - заслуга, прежде всего, не режиссерская, актерская или продюсерская, а сценарная. В подобных проектах, конечно, самое главное поймать сюжетную формулу, тот стержень (научно выражаясь, архетип), на который обычно нанизываются "новые платья" - оригинальные имена, место действия, отдельные более-менее незашоренные коллизии. В этом отношении прямым предшественником "Бригады" я бы назвал бесконечных гардемаринов; придумали же там привить "Трех мушкетеров" к российской истории - получилось в высшей степени удачно.
В случае с "Бригадой" таким стержнем обычно называют самые известные гангстерские саги - "Однажды в Америке" и "Крестного отца". Авторы нисколько не скрывали, что лавры Копполы и Леоне и на них смотрелись бы неплохо. По чуть-чуть "Бригада" откусывает то от одного пирога, то от другого. Но это еще не все.Как не хотелось бы нам в пику бесконечным (и надоевшим до зубного скрежета) сериалам о благородных ментах получить свой криминальный эпос, в России невозможно таковой создать в принципе. Белый, Космос, Пчёла и Фил, конечно, организованная преступность, и свои люди в милиции у них, и с политиками на одной ноге, и командой своей могут похвастаться - от рядовых пехотинцев до киллеров-одиночек. Но, как ни крути, не чувствуется в этом эпического размаха клана Корлеоне или мощного дыхания разветвленных мафиозных кланов 30-40-х. Что же получается, бандита на экране мы показать можем, а большую мафию - нет? Видимо, так. И проблема здесь не в авторском просчете, неумении сценариста показать настоящий масштаб наших "братков", а, в том, что любой рассказ о мафии у нас неотделим от рассказа о самой стране.
В течение первых серий долгое время задаешься неудобным вопросом - а как, собственно говоря, Саше Белому и его друзьям вообще удалось взлететь так высоко от простой криминальной шелупони до весьма респектабельных и авторитетных бандитов, ни в тюрьме при этом не посидев, ни очков не заработав большим количеством трудовых лет? Ответ приходит очень скоро. Появляется он вместе с героем Алексея Кравченко, весьма странного ФСБ-шника, явно не замыкающего на себе начальственную пирамиду, но и обладающего при этом весьма обширными полномочиями. Этот государственный человек ловко ставит действия Белого на колеса правительственного интереса, двигая Сашей как пешкой, заставляя поступать в соответствии с нуждами Верховного совета. Отсюда и вывод делаешь весьма нелестный - вот откуда у сравнительно молодого Белого и независимость, и богатство, и необходимый масштаб. Пешка очень скоро откажется сотрудничать, но для этого ей придется перейти от черных к белым - и вот уже другой член правительства (Александр Белявский) вступает в игру. Под конец пешке надоест быть пешкой, и она полезет в короли. Не удивительно, что депутатом Госдумы Саше довелось побывать всего одну серию - сразу встык идет трагическая развязка.
Тут напрашивается прямая параллель с не шибко удачным фильмом Павла Лунгина "Олигарх" - там тоже хорошо было показано, как способно государство обломать рога людям куда более значительным и могущественным, чем мафиозник Белый.
Вот и сформировалась основная идея сериала, постоянно идущая вторым планом, но, по сути, являющаяся главным его двигателем. Маленькие девочки и мальчики могут, конечно, видеть в фильме одного лишь Сергея Безрукова. Зрители постарше наверняка поймут, что за лихим приключенческим действом нам вновь рассказали о нашем времени.
Временные приметы просачиваются в кадр как бы фоном, походя, ненавязчиво, но при этом создавая необходимый исторический колорит. И становится очевидным, что судьба Сашиной бригады разворачивается в полном соответствии с новейшей историей государства Российского. Это дон Корлеоне мог десятилетиями существовать вне времени и политической ситуации Америки; в России такое невозможно. Не бригада развивается - это сами История и Государство движут судьбами маленьких людей, даже если они возомнили себя королями.