"Часы"
Название фильма: | Часы |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | The Hours | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Стивен Долдри | ||
В ролях: | Николь Кидман, Джулианна Мур, Мерил Стрип, Стивен Диллэйн, Миранда Ричардсон, Эд Харрис, Джон С. Рейлли, Джефф Дэниэлс, Клэйр Дэйнс, Эллисон Джэнни, Джек Ровелло, Марго Мартиндэйл, Тони Коллетт, Эйлин Эткинс, Джордж Лофтус, Чарли Рэмм, Софи Уайберд | ||
Год выпуска: | 2002 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Оскар-2003
• лучшая женская роль - Николь Кидман
• лучшая мужская роль второго плана - Эд Харрис (номинация)
• лучшая женская роль второго плана -
Джулианна Мур (номинация)
• лучшие костюмы - Энн Рот (номинация)
• лучший режиссер - Стивен Долдри (номинация)
• лучший монтаж - Питер Бойл (номинация)
• лучшая музыка - Филип Гласс (номинация)
• лучший фильм (номинация)
• лучший адаптированный сценарий - Дэвид Хэйр (номинация)
Australian Film Institute-2003
• лучший иностранный фильм (номинация)
БАФТА-2003
• приз им. Энтони Аскуита за лучшую музыку - Филип Глас
• лучшая женская роль - Николь Кидман
• приз. Александра Корды за лучший британский фильм (номинация)
• лучший монтаж - Питер Бойл (номинация)
• лучший фильм (номинация)
• лучший грим - Ивана Приморак и др. (номинация)
• лучшая мужская роль второго плана - Эд Харрис (номинация)
• лучшая женская роль - Мерил Стрип (номинация)
• лучшая женская роль второго плана -
Джулианна Мур (номинация)
• лучший адаптированный сценарий - Дэвид Хэйр (номинация)
• приз им. Дэвида Лина лучшему режиссеру -
Стивен Долдри (номинация)
Берлин-2003
• приз жюри "Берлинер Моргенпост" - Стивен Долдри
• Серебряный медведь лучшим актриса -
Мэрил Стрип, Джулианна Мур, Николь Кидман
Сезар-2004
• лучший иностранный фильм - Стивен Долдри (номинация)
Давид ди Донателло-2003
• лучший иностранный фильм - Стивен Долдри (номинация)
Золотой глобус-2003
• лучшая драма
• лучшая женская роль в драме - Николь Кидман
• лучший режиссер - Стивен Долдри (номинация)
• лучшая музыка - Филип Глас (номинация)
• лучшая мужская роль второго плана - Эд Харрис (номинация)
• лучшая женская роль в драме - Мерил Стрип (номинация)
• лучший сценарий - Дэвид Хэйр (номинация)
Продюсеры: Скотт Рудин, Роберт Фокс
Сценарист: Дэвид Хэйр
По роману Майкла Каннингэма "Часы"
Оператор: Шимус МакГарви
Композитор: Филип Гласс
Примечание:
• Фестивальные премьеры – Палм Спрингс (11 января 2003), Берлин (9 февраля 2003), Карловы Вары (5 июля 2003).
• Бюджет фильма - $25 млн.
• Общие сборы в прокате- $41,5 млн.
• Автор романа «Часы» Майкл Каннингэм появляется в фильме как прохожий около цветочного магазина.
• Эллисон Джэнни должна была сыграть Барбару из цветочного магазина, однако актрисе удалось доказать, что она способна сыграть роль Салли Лестер, любовницы Клариссы.
• Роль Лауры Браун вначале предлагали Эмили Уотсон и Гвинет Пэлтроу.
• Николь Кидман – левша, и ей пришлось учиться писать правой рукой.
• Песня «Иди спать», которую Кларисса поет у себя в квартире, это одна из «Четырех последних песен» Рихарда Штрауса, песен, традиционно символизирующих прощание с жизнью. Эту музыку Мерил Стрип слушала на съемках, режиссеру показалось, что она идеально сочетается с актрисой, и он решил вставить «музыкальный» номер.
• Дэн Браун рассказывает маленькому Ричи о том, как он полюбил Лауру. В действительности же, актеру Джону С. Рейлли пришлось рассказать маленькому Джеку Ровелло сказку «Джек и бобовое дерево» - только так Джек по-настоящему мог проявить заинтересованность в рассказе. Позже сказка была дублирована необходимым диалогом.
• В романе события с Лаурой Браун происходят в 1947 году. Создатели фильма перенесли действие в 1952-й, более оптимистичный и стабильный год, чтобы еще сильней подчеркнуть отчужденность Лауры в этом мире.
• Американская академия отказала фильму в номинации «лучший грим», поскольку помимо накладного носа, который пришлось носить Николь Кидман, авторы фильма использовали чисто технический прием наплыва камеры – так нос казался толще.
• Луиса Уотерса вначале играл Желико Иванек. Однако он выбыл из проекта, его заменил Джефф Дэниэлс, и все сцены между Луисом и Клариссой были пересняты.
• Сначала авторы фильма отказались от мысли старить с помощью грима Джулианну Мур, так как не очень верили, что актриса действительно покажется постаревшей. Пожилую Лауру согласилась сыграть Бэтси Блэр. Однако режиссер остался настолько недоволен результатом, что вернулся к прежнему варианту с гримом, а все сцены с Блэр были пересняты уже с Джулианной Мур.
• В сценах с беременной Лаурой Джулианне Мур пришлось носить фальшивый живот. А к моменту, когда ее пригласили все-таки сыграть пожилую Лауру, актриса действительно была уже на седьмом месяце беременности, и ее настоящий живот пришлось тщательно скрывать.
• На то, чтобы превратить Мур в старуху, гримерам нужно было по шесть часов в день.
• В каждом доме стоят свои цветы, и дом декорирован под этим цветы – красные, желтые, голубые. Это типичный прием, который использовала в своих романах Виржиния Вульф.
• «Часы» - так вначале Виржиния Вульф хотела назвать свой роман «Миссис Даллоуэй».
• Николь Кидман оказалась третьей по счету, кто получил «Оскар», сыграв свою роль с фальшивым носом на лице. Первыми были Хосе Феррер («Сирано де Бержерак», 1950) и Ли Марви («Кэт Бэллу», 1965).
• Кидман прочитала все письма Вульф, и по ее признанию, они помогли ей в создании образа намного больше, чем роман.
• Хотя по общему признанию, роман Каннингэма практически невозможно перенести на экран, сценарист Дэвид Хэйр утверждал, что книга абсолютно кинематографична.
• Мерил Стрип решила намеренно не перечитывать роман «Мисс Даллоуэй», так как предположила, что ее героиня Кларисса Вон прочитала книгу в колледже и не очень ее поняла. По словам Стрип, точно так же она не поняла роман, когда сама училась в колледже.
• Мерил Стрип первой подписала контракт с продюсерами. Затем была найдена Джулианна Мур и уж только потом Николь Кидман, хотя режиссер Стивен Долдри и продюсер Скотт Рудин с самого начала хотели заполучить Кидман на роль Вулф.
• Из трех главных актрис лишь две из них – Стрип и Мур – появляются вместе в одной сцене.
• Когда дело подошло к раздаче «Оскаров», продюсеры фильма были неуверенны, кого же из актрис продвигать на номинацию «лучшая женская роль». Они выбрали Кидман, хотя у нее было меньше всего экранного времени – 30 минут (у Мур – 33 минуты, у Стрип – 42).
• Продюсеру Скотту Рудину пришлось выдержать настоящий бой с главой «Мирамакса» Харви Вайнстайном. Ему удалось настоять, чтобы Кидман сделали фальшивый нос, и на музыке Филипа Гласса. И то, и другое Вайнстайн просто терпеть не мог.
• Книга, которую печатает Леонард Вулф, - это «Пустыня» Т. С. Элиота.
Дополнительная рецензия:
Алексей Дубинский
Удивительным образом одноименная книга Майкла Каннингема, ставшая узником кинематографа, в русском переводе до просмотра фильма читается как традиционная модернистская проза, наследующая не мотивы творчества, но сам дух прозы Вирджинии Вулф; однако после просмотра роман кажется уже грамотным сценарием.
Стивен Долдри, пару лет назад прибывший в большой мир кино из Британии с мелодрамой "Билли Эллиот", в новом фильме вознамерился во что бы то ни стало воспроизвести букву романа. При этом, кинематограф к нынешнему своему состоянию столь ловко навострился перемешивать меж собой времена и эпохи, что режиссеру ничего не остается, как брать и пользоваться всеми наработанными монтажными приемами. Так что встык по обыкновению идут три схожие сцены из трех миров. Вот Вирджиния Вулф задумчиво заносит на бумагу первую фразу своего нового романа, ее тут же вслух читает Лара Браун, а случившаяся героиня из будущего столетия воспроизводит ее в реальности. И так безостановочно - если Лаура в 51-м году поцелует в губы свою подругу, ждите уверенно такие же поцелуи в 41-м и 2001-м.
Подобная заданная монтажная ритмичность с головой выдает в картине откровенную сконструированность, искусственность возведенного здания. Вечный треугольник писатель-читатель-герой (на сей раз - все в женском роде) воспроизведен настолько механически, что нет-нет да и хочется собственноручно заведенный этот механизм сломать - уж слишком внешняя какая-то его красота, без внутренней наполненности.
Долдри определенно в своем "временном" пазле делает ставку на замечательных актеров. Те играют заразительно, со свойственным им блеском, однако ощущение возникает, что к своим ролям они подходят так, будто это последние их роли, и сыграть нужно так, чтобы не было мучительно больно... etc. Николь Кидман не боится предстать дурнушкой с огромным носом и рыбьим взглядом, которая весь фильм ходит в выцветших платьях, больше похожих на домашние халаты. А Джулианна Мур предстает в финальных сценах старой и насквозь морщинистой. Маленький Джек Ровелло, словно насмотревшись на своих опытных коллег, рвет себя на части в пронзительном крике "мама, не оставляй меня!". От его точных, уверенных движений, очевидно отрепетированных с помощью серьезных взрослых, становится как-то не по себе.
И закрывая глаза, я пытаюсь вообразить вместо блестяще играющих актеров живых людей, застигнутых врасплох между Жизнью и Смертью, и ничего не получается. Не вижу ни плоти, ни крови, только четкую механику хорошо изображенных чувств. "Часы" - холодная интеллектуальная игрушка, которая с самого начала была готова лечь под американских киноакадемиков; это и произошло, хотя, возможно, и не с теми результатами, на какие рассчитывали ее создатели.