"Шпионские игры "
|
Название фильма: |
Шпионские игры |
|
Страна-производитель: |
США-Великобритания |
Английский: |
Spy Game |
Жанр: |
шпионский |
Режиссер: |
Тони Скотт |
В ролях: |
Роберт Редфорд, Брэд Питт, Кэтрин МакКормак, Стивен Диллэйн, Лэрри Бриггман, Марианн Жан-Баптист, Мэттью Марш, Тодд Бойс, Майкл Пол Чан, Шарлотта Рэмплинг, Гэррик Хэйгон, Эндрю Грэйгер, Билл Буэлл, Колин Стинтон, Тед Мэйнард, Том Ходгкинс, Руфус Райт |
Год выпуска: |
2001 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Едва секретный правительственный агент Натан Мьюир собрался уйти на пенсию, как в последний день работы позвонил из Гонконга приятель и сообщил, что его бывшего ученика Тома Бишопа повязали китайцы и на рассвете следующего дня он будет расстрелян. Бишоп пытался освободить из китайской тюрьмы свою возлюбленную, попался, и теперь родное ЦРУ не особенно торопится ему на помощь, предпочитая не осложнять только что наладившихся отношений с Китаем. Мьюир вступает в дело: он в одиночку разрабатывает операцию под названием "Ужин с доставкой", целый день водит за нос начальство, скармливая ему истории о том, в какие славные передряги им доводилось попадать вместе с Бишопом, и, в результате, спасает своего подопечного за несколько минут до казни.
Описание:
Брэд Питт и Роберт Редфорд в картине Тони Скотта "Шпионские игры".
Это действительно игра. Своими правилами она напоминает шашки, поддавки и "чапаева" одновременно. Самоотверженность идёт рука об руку с предательством, неизбежность жертв с героизмом, чувство самосохранения с отчаянным риском. И эти люди не работают, они играют, манипулируя своими и чужими судьбами. И здесь нет места своим чувствам, желаниям и сентиментальности. Все воспоминания Натана Муира об его работе с Томом Бишопом во Вьетнаме, ГДР и Бейруте посвящены именно этому. И если бы больше ничего в этом фильме не было, то это действительно был бы отличный шпионский триллер. Не какой-то там вариант бондиады, а вполне реалистичное и очень эмоциональное кино.
Но все воспоминания вплетены в совершенно глупую историю, которая приключилась с Бишопом в Китае. Там он попытался освободить из тюрьмы девушку, с которой познакомился в Бейруте и в которую был влюблён. Попытка оказалась неуспешной. Более того под угрозой срыва оказались торговые переговоры между США и Китаем. И руководство ЦРУ пытается решить эту проблему, точнее пытается найти в Бишопе что-то такое, что оправдало бы их бездействие. А Натан начинает свою собственную игру и пытается в последний день своей работы в ЦРУ нарушить все те принципы, которым следовал всю свою жизнь.
Рецензия(и):
Термин "Шпион, вернувшийся с холода" постоянно приходит в голову во время просмотра данного фильма. Потому что данный термин стал уже нарицательным для обозначения предательства разведкой собственных шпионов. Впрочем, во всей этой шпионской работе нередко приходится рассчитывать на то, что тебе не придется хоть на кого-нибудь рассчитывать... Цэрэушному агенту Тому Бишопу (Брэд Питт), попавшему в плен к китайцам после того, как он пытался выкрасть свою подругу из тюрьмы, не приходится ожидать, что начальство его вытащит, потому что начальство явно намерено от него отказаться. Впрочем, у начальства свои резоны. Во-первых, в ближайшее время ожидается визит президента США в Китай, и никому при этом не нужны шпионские скандалы. Во-вторых, Бишоп действовал не по заданию ЦРУ, а на свой собственный страх и риск, поэтому пусть сам боится и рискует в китайской тюрьме. Тем более, что бояться-то ему осталось недолго. Всего 24 часа. Через сутки, если ЦРУ ничего не сделает, Бишопа расстреляют...
Об этой ситуации узнает старый знакомый Бишопа, одновременно - его бывший начальник и наставник Натан Муир (Роберт Редфорд). Натан последний день работает в ЦРУ перед выходом на пенсию. Еще одни сутки, и у него в этой жизни останется только телевизор, неспешные прогулки по набережной на спортивном "Порше-911" и воспоминания о былых спецоперациях. Однако какому-то большому Разведчику там, наверху, вероятно, было угодно, чтобы последний рабочий день Муира прошел весьма волнительно. Потому что его вызывает начальство и заставляет рассказать все, что Муир знает о Бишопе. Заодно выясняется, в какую передрягу попал Бишоп. И Муир задается целью спасти своего бывшего протеже, когда понимает, что ЦРУ не собирается вытаскивать Тома.
Как он это сделает - совершенно не понятно. Тем более, что Муир работает последний день. Но он не зря проработал в ЦРУ столько лет. Муир - мастер своего дела. Поэтому он начинает аккуратно, тихонько, незаметно, но очень планомерно играть со своим начальством в те самые шпионские игры, в которых сами начальники - большие специалисты. Однако Муир знает, что начальство с ним играет в эти самые игры, а начальство об обратном, в общем, не догадывается. А когда догадывается, тогда уже мало что может сделать. Остается вопрос - каким образом Муир, не выходя из здания ЦРУ, сможет спасти Бишопа, и сможет ли он спасти его вообще...
***
Странный фильм. Очень неоднозначный. Тот самый редкий случай, когда хочется сказать: "Хороший фильм. Мне не понравилось". С одной стороны, все, вроде, хорошо... Мощная актерская игра - что Редфорд, что Питт. Причем характеры их персонажей прямо противоположны. Муир-Редфорд - прожженный цэрэушный волк: скрытный, хитрый, немногословный, внимательный и аккуратный. Он владеет, что называется, тайными знаниями, он все отлично просчитывает и живет разумом, а не чувствами. Он никому не позволяет заглядывать к себе в душу, зато сам влезет в душу кому угодно. Бишоп-Питт - молодой, горячий, эмоциональный и, несмотря на профессию, очень открытый. Эти два персонажа - лед и пламень. Разум и эмоции. Один из них - начальник, другой - подчиненный. Один, правильно направляя другого, может творить чудеса.
Чисто постановочно фильм разбит на три составляющих: общение Муира с начальством и игра с ними в кошки-мышки, воспоминания Муира о своей работе с Бишопом, а также тайная подготовка к операции освобождения Бишопа, которой занимается Муир. Сцены неторопливых бесед с начальством перемежаются довольно динамичными эпизодами обучения Бишопа и совместной работы с Муиром, а затем нам показывают, какую именно игру затевает Муир. Однако понятно, что все его секреты будут раскрыты только в самом конце картины.
Так вот, сыграно это все очень хорошо, поставлено вполне прилично, но впечатление производит какое-то странное. Сначала, вроде бы, вполне интересно и увлекает, особенно когда понимаешь, что это вовсе не бондиана, а нечто с намеком на правдоподобие. К середине динамика повествования теряется, а впечатление несколько смазывается. Радуют только эпизоды, в которых появляется Брэд Питт, а неторопливые и вялые игры Муира с начальственной группой начинают слегка утомлять. К финалу, который, разумеется, вполне ожидаем, начинаешь приходить к выводу, что тебя в чем-то обманули. То есть, дали явный намек на то, что фильм хороший, а он только снаружи хороший, а внутри какой-то мяклый и расплывчатый. Четко очерченные лица превращаются в тени, увлекательный сюжет потихоньку сползает в какое-то болото.
Но, подчеркиваю, это все ближе к концу. Основные негативные впечатления связаны с обрамлением основного сюжета - с кошками-мышками в ЦРУ. Потому что очень искусственно это и очень натянуто. Муир всю свою карьеру жил по законам ЦРУ. Он не просто исповедовал эти законы, они составляли основу его существования. Да иначе и нельзя было в его работе. Тот же Муир настойчиво вбивал эти законы в своего подопечного Бишопа. И теперь, за день до пенсии Муир вдруг полностью презрел эти законы и поимел свое собственное Управление? А с чего он вдруг презрел эти законы? С того, что ЦРУ отказалось вытаскивать Бишопа? Так оно в этом было право на все сто процентов. Бишоп не выполнял их задание. Наоборот, он совершил абсолютно недопустимый поступок - на свой страх и риск в чужой стране пытался провернуть весьма рискованное предприятие. ЦРУ просто не имеет права обозначать, что Бишоп имеет к Управлению хоть какое-то отношение. И кому это не понимать, как не Муиру, который является олицетворением ЦРУ?!!
Так с какой стати Натан вдруг всаживает нож в спину Управлению? Из чувства особой симпатии к бывшему подопечному? У него этих подопечных было - вагон. Кроме того, Муир с Бишопом давно расстались, причем не самым лучшим образом. А тогда почему? Чтобы перед уходом на пенсию доказать, на что он в действительности способен? Ну так они и без этого хорошо знали, на что Муир способен.
Вероятно, это все и раздражало. Зыбкость основной идеи фильма - раз. Ну и плоскость в изображении цэрэушного начальства - два. Нельзя начальство делать таким тупоголовым. Я готов за ЦРУ признать массу всяких негодяйств, но мне не верится, что там вся верхушка настолько тупая, как показано в фильме. И что какой-то пенсионер поимел их, как девочек, и даром. Вот просто не верится, и все тут. Вы скажете, что есть кинематографические условности? Есть. Но не для данного случая, когда создатели фильма явно не хотели снимать клюкву. Тем не менее некоторая клюквоватость в фильме есть, и она его явно портит.
Однако, повторяю, все эпизоды с Брэдом Питтом - на редкость хороши. Ради них фильм вполне можно посмотреть. Да и с операторской и постановочной точки зрения они сделаны прекрасно, особенно учитывая тот факт, что сцены в Бейруте все снимались в студии.
Резюмирую. Неплохой, в общем-то, фильм, который, на мой взгляд, могли бы сделать намного лучше. Поэтому в существующем варианте он вызывает весьма полярные мнения. Причем даже среди положительных отзывов слов "шедевр" и "гениально" не слышно совсем. Но я не пожалел, что его посмотрел, и думаю, что он достоин просмотра. Особенно из-за эпизодов, где Редфорд с Питтом играют в паре. Именно по этим эпизодам понимаешь, насколько лучше мог бы получиться этот фильм.
(c) Alex Exler (http://www.exler.ru)