"Шпионские игры "
|
Название фильма: |
Шпионские игры |
|
Страна-производитель: |
США-Великобритания |
Английский: |
Spy Game |
Жанр: |
шпионский |
Режиссер: |
Тони Скотт |
В ролях: |
Роберт Редфорд, Брэд Питт, Кэтрин МакКормак, Стивен Диллэйн, Лэрри Бриггман, Марианн Жан-Баптист, Мэттью Марш, Тодд Бойс, Майкл Пол Чан, Шарлотта Рэмплинг, Гэррик Хэйгон, Эндрю Грэйгер, Билл Буэлл, Колин Стинтон, Тед Мэйнард, Том Ходгкинс, Руфус Райт |
Год выпуска: |
2001 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Интересно:
Продюсеры: Марк Абрахам, Дуглас Уик
Сценаристы: Майкл Фрост Бекнер, Дэвид Арата
Оператор: Дэниэл Миндел
Композитор: Гарри Грегсон-Уильямс
Примечание:
• Бюджет фильма - $92 млн.
• Сборы в первый уик-энд - $21.6 млн.
• Сборы в прокате - $62.3 млн.
• Съемочный период: 5 ноября 2000 - 16 марта 2001.
• Фильм мог снять голландский режиссер Мик ван Дием, обладатель иноязычного "Оскара" за фильм "Характер" (1997).
• Съемки фильма должны были пройти в Израиле. Однако в сентябре 2000-го случился новый конфликт Израиля и Палестины, и в дело вмешались страховые компании актеров. Новым местом съемки стало Марокко.
• Том Бишоп, герой Брэда Питт, возможно назван в честь Мартин Бишопа, героя Роберта Редфорда из "Тихушников" (1992) Фила Олдена Робинсона.
• В одной из сцен мы можем заметить пачку сигарет "Морли". Это вымышленная марка сигарет, впервые она появилась в "Секретных материалах".
• Актриса Кимберли Туфо (Кимберли Пэйдж) играет Сэнди из берлинского посольства. Туфо - жена бывшего американского посла в Венгрии, где, собственно, снимались все "берлинские" сцены.
• Прежде чем героиню Кэтрин МакКормак похищают, в кадре появляются апельсины. Апельсины как знак грядущей беды впервые появились в "Крестном отце" (1972) Фрэнсиса Форда Копполы.
• Фильм посвящен памяти Элизабет Джейн Скотт, матери режиссера, скончавшейся в 2001 году.
Дополнительная рецензия:
Алексей Дубинский
Если кого и умеют американские режиссёры показать изумительно точно, так это собственных правительственных агентов. Лощёные пиджачки, тупые, непроницаемые взгляды, занудливая пунктуальность, полностью отбитое чувство юмора и непроходимая ограниченность, компенсируемая неограниченностью их количества. Затаённая ненависть к ФБР, ЦРУ и прочим государственным структурам подобного типа у Голливуда, видимо, родилась в 50-е, эпоху "охоты на ведьм", когда "люди в чёрном" толпами носились по киностудиям, вынюхивая неблагонадёжность. Изредка на экране нет-нет да и мелькнёт во всех отношениях положительный ЦРУ'шник или ФБР'овец, но, как правило, это всё равно будет милый голливудскому сердцу одиночка, к тому же всё время идущий наперекор вышестоящим чиновникам (вспомните Фокса Малдера).
Сложно с полной достоверностью сказать, презирает ли американские органы госбезопасности англичанин Тони Скотт — по его глянцевому, заламинированному "клиповому" творчеству вообще трудно судить о каких-либо чувствах. Но его предыдущий "Враг государства" был как раз посвящён проблеме вечного конфликта простого человека с теми, кто получил полный контроль над его жизнью. Однако интрига этой ленты осложнялась тем, что система подавления и власти использовалась главными злодеями в собственных корыстных целях. А вот в "Шпионской игре" начальство ЦРУ не преследует никаких личных интересов, пытаясь избавиться от ненужного балласта исключительно в интересах государства. И, между прочим, поступает оно согласно тем принципам, которые исповедовал Мьюир в обучении Бишопа.
Впрочем, новая лента Скотта уже не о том, как власть готова жертвовать людьми, словно проходными пешками, и все контекстные сатирические мотивы "Врага..." уходят здесь глубоко на задний план. Куда интереснее следить за характерами Мьюира и Бишопа. (При том, что Редфорд как всегда на высоте, а вот Питт здесь — не очень.) Натан находит Тома во Вьетнаме, отмечая, что этот ловкий и ответственный снайпер из породы типичных идеалистов, обычно недовольных средствами, что приходится использовать для достижения цели. В дальнейшем в Западном Берлине Том проявляет чудеса, безошибочно вербуя всё новых и новых агентов. Мьюир постоянно ставит своего ученика в положение, когда приходится предавать друзей и нарушать обещания, объясняя, что шпионаж — действительно игра, только серьёзная и опасная, где ставка больше, чем любая жизнь. Бишоп ломается именно на этом; с виду талантливый агент оказывается не способным преодолеть вечный человеческий фактор. Фильм Скотта — великолепная иллюстрация давней истины — хороший человек это ещё не профессия. Именно дилетантизм и "гуманистские" наклонности Бишопа, в результате, способны привести к жертвам намного большим, чем уверенный и "жестокий" профессионализм Мьюира.
Мьюир — профессионал в высшей степени, и нет особой натяжки, что ему одному (если не считать умную и преданную секретаршу) удаётся одурачить целое правительственное ведомство. Талантливый профессионал всегда стоит десятка и даже сотни профессиональных посредственностей. И всё же его блестящие действия по освобождению Бишопа невольно заставляют содрогнуться: что если однажды, даже отбросив все допустимые условности фильма, некто вроде Мьюира свои таланты использует совсем в иных целях? Так что повисшее в воздухе зрительское напряжение уже как-то мало соответствует победной поступи очередного умного одиночки, в который раз переигравшего своё недалекое руководство.