15 мая 2007 г.
Сокуров едет в Канны в пятый раз
Завтра открывается самый гламурный и пафосный в мире кинофестиваль, в программе которого представлены два российских фильма
Каннские отборщики особенно старались в этом году составить интересную, крепкую, разнообразную программу - фестиваль празднует свое 60-летие. Они подтянули на Круазетт тяжелую артиллерию из привычной каннской номенклатуры - режиссеров, которые своей славой во многом обязаны этому фестивалю. Квентин Тарантино, Эмир Кустурица, братья Коэны, Гас Ван Сент (все обладатели «Золотой пальмовой ветви», а Кустурица даже двух) покажут в каннском конкурсе свои новые картины. Очередное политическое заявление сделает вне конкурса скандально известный документалист Майкл Мур, а Стивен Содерберг проведет по красному ковру «13 друзей Оушена», точнее сыгравших их звезд. И Мур, и Содерберг принадлежат к высшей касте каннских небожителей, лауреатов высшего трофея, продолжающих снимать актуальное кино. А вот живые классики Фолькер Шлендорф («Жестяной барабан»), Клод Лелюш («Мужчина и женщина») и Эрманно Ольми («Дерево для деревянных башмаков»), также отмеченные в прошлые годы каннским «золотом», но с тех пор повыходившие в тираж, вежливо оттеснены на обочину. Их новые картины будут показаны на фестивале, но не в основной программе. В Каннах помнят своих героев, но в богадельню фестиваль превращать не собираются.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Что показывали наши?
Отечественная картина всего один раз становилась лауреатом «Золотой пальмовой ветви» - в далеком 1958 году этой награды был удостоен фильм Михаила Колотозова «Летят журавли». Чаще присуждался второй по значению приз, Гран-при жюри - «Солярису» Андрея Тарковского в 1972 году, «Сибириаде» Андрея Кончаловского в 1979-м, «Покаянию» Тенгиза Абуладзе в 1987-м, «Утомленным солнцем» Никиты Михалкова в 1994-м.
В постперестроечное время российское кино в Каннах исправно представляли два режиссера - Павел Лунгин (в 1990 году «Такси-блюз» наградили призом за режиссуру, а в 2000-м «Свадьбу» - призом за лучший актерский ансамбль) и Александр Сокуров («Молох» получил приз за лучший сценарий, в конкурсе участвовали «Телец», «Русский ковчег», «Отец и сын»).
Шведской актрисе Марии Бонневи в фильме Звягинцева пришлось много страдать.
Россию ждут происки врагов?
Кроме объективных факторов, на решение жюри, возглавляемое отличным британским режиссером Стивеном Фрирсом («Опасные связи», «Королева»), могут повлиять и факторы чисто субъективные. Скажем, одним из членов жюри является маститый итальянец Марко Белоккио, чей фильм «Доброе утро, ночь», рассказывавший о похищении и убийстве террористами из «Красных бригад» президента Альдо Моро, считался фаворитом Венецианского фестиваля три года назад, когда на нем неожиданно победил Звягинцев. Белоккио в результате достался утешительный приз «за выдающийся личный вклад». Оскорбленный в лучших чувствах один из последних могикан великого итальянского кино уехал из Венеции в ярости, демонстративно не явившись на церемонию закрытия. Сейчас Белоккио вернулся в Канны, чтобы отомстить Звягинцеву? Вот как прокомментировал эту ситуацию продюсер «Возвращения» и «Изгнания» Дмитрий Лесневский: «Я не думаю, что замечательный итальянский режиссер будет руководствоваться какими-либо другими критериями, кроме профессиональных и творческих».
Но преуменьшать силу и связи Белоккио тоже не стоит: три года назад тому удалось свалить матерого фестивального льва Морица де Хадельна, потерявшего пост венецианского директора по причине учиненного несносным итальянцем скандала.
Снявшись в «Изгнании», звезда телесериалов Александр Балуев напомнил миру, что он хороший актер.
КОНКУРС
Клуб небожителей
Как всегда, в конкурсе (состоящем на этот раз аж из 22 фильмов) много картин модных, актуальных режиссеров, которых неустанно пестуют Канны. Кроме упомянутого Тарантино (который представит принципиальный и отъявленный трэш под названием «Доказательство смерти»), это прежде всего культовый гонконговец Вонг Карвай, чьим дебютом на английском языке «Мои черничные ночи» с участием Джуда Ло и Натали Портман откроется фест. Это и наш Александр Сокуров, фильмы которого находят себе место в главной каннской программе уже в пятый раз.
О картине «Александра» (главную роль в ней сыграла Галина Вишневская) и своем сложном отношении к Каннскому фестивалю режиссер подробно рассказал в эксклюзивном интервью «КП», которое будет напечатано в ближайших номерах.
Кружок новичков
В прошлые годы, если у Сокурова не было готовой свежей картины или он отказывался поставить ее в Канны, вход в клуб фестивальных небожителей делался России моментально заказан. В этом году не так. Вторая картина Андрея Звягинцева «Изгнание» с нетерпением ожидалась мировой кинообщественностью и, по слухам, была сразу, без прений, включена в каннский конкурс. Что и неудивительно после беспрецедентной победы Звягинцева в Венеции, где его метафорическая драма «Возвращение» забрала сразу двух «Золотых львов». В этом году в Каннах вообще непривычно много «свежей крови» - режиссеров, открытых в Венеции (Ульрих Зайдль, представляющий картину «Импорт/экспорт» о судьбах украинских гастарбайтеров в Австрии, культовые корейцы Ким Ки-дук и Ли Чан-дон, американский режиссер и художник Джулиан Шнабель, тот же Звягинцев). Какой из лагерей - каннские старожилы или каннские новички - восторжествует в этом году, пожалуй, и станет главной интригой юбилейного фестиваля. Занятно, что в каждом из лагерей у нашего кино есть свой представитель.
Стас ТЫРКИН
Комсомольская Правда Ру