Россия, 10 февраля 1963 г.
актер
…На 11-й минуте разговора за столиком в ресторане у меня заглох цифровой диктофон. Пришлось доставать кассетный (хорошо, что догадалась взять) и громко негодовать: «Все, выброшу эту чудо-технику!» Моя собеседница Людмила Артемьева (Надя из сериала «Таксистка») вкрадчиво так, ласково попросила: «Не надо выкидывать. Может, стоит разобраться?..» И она была права! Равно как и в том, что заказала свежевыжатый морковный сок и не попросила пепельницу.
Сайт: Актеры советского кино
Театр
Людмила Артемьева родилась в германском городе Дессау, с юных лет увлекалась театром, часто смешила одноклассников.
В 1986 году закончила Высшее Театральное училище им. Б.В. Щукина при театре им. Евг.Вахтангова (курс М.Р.Тер-Захаровой) и была принята в труппу театра Ленком. Этому театру актриса отдала 17 лет.
Людмила Артемьева имеет яркое комедийное дарование. За годы работы в театре она запомнилась зрителям по спектаклям: "Мудрец" (Машенька, Мамаева), "Королевские игры" (экономка), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (Марселина), "Мистификация", "Поминальная молитва" (Годл), "Бременские музыканты" (Королева), "Жестокие игры" (Девушка, не похожая на ангела).
Кино
В кино Людмила Артемьева дебютировала в 1986 году в школьном фильме "Очень страшная история". За 15 лет актриса сыграла всего лишь около десятка ролей, преимущественно второго плана с комическим уклоном: служанок, подружек, всевозможных служащих: «Остров ржавого генерала» (Светлана), «Барышня-крестьянка» (миссис Жаксон), «Обнажённая натура» (Изабелла), «Нина» (Ольга). Хотя актриса всегда играла ярко, но как правило оставалась в тени актеров, исполнявших главные роли.
Телевидение
В начале 2000-х Людмила Артемьева пришла на телевидение, став ведущей программы "Впрок". Эта передача принесла ей первую известность. Актриса рассказывает, что к ней часто обращались люди прямо на улице, спрашивая, какой лучше покупать клей, как правильно заниматься рассадой и т.д.
Однако настоящая популярность к Артемьевой пришла после того как она снялась в паре с актером Иваном Агаповым в рекламе майонеза "Моя семья". Образ кассирши Люси с ее бесподобной репликой "А чё?"стал ярким и запоминающимся.
Сегодня
Долгое время актриса была известна лишь заядлым театралам. Затем была уже упомянутая программа "Впрок" и съемки в рекламе. В 2003 году Артемьева покинула театр. "В какой-то момент я подумала: звание заслуженной актрисы у меня есть, неудобно как-то".
Как раз в это Артемьеву пригласили на главную роль Надежды в сериал "Таксистка". Роль сразу понравилась актрисе. Она признается: "У нас с моей героиней Надеждой оказалось много общего: преданность, в чем-то наивность, влюбчивость. Поэтому на съемках мне было безумно интересно!"
Личная жизнь
Людмила Артемьева незамужем. Ее дочь Катя - уже взрослая девушка. Она учится в Литературном институте на переводчика немецкого языка.
Автор: Ольга Рябинина
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Не пущу в дом мужчину, который мне не люб
— Вы совсем не курите?
— Когда-то я курила. И ела мясо. Сейчас сознательно не делаю ни того, ни другого. Ко мне это просто — раз! — и пришло. Отказываться от чего-то нужно без насилия над собой. Если начинаешь уговаривать себя — лучше подождать. Следует послушать в себе разницу между «надо» и «нужно». Чтобы не давать клятв. Когда человеку станет по-настоящему что-то нужно, он возьмет и сделает это.
Человек без зуба
— Про вас говорят, Людмила, что вы любите исключительно красавцев. Это так?
-Байки! Напротив, мне кажется, что прежде всего красота — внутри человека. Ведь на самом деле нас притягивает не внешность. При первой встрече мы обмениваемся энергетической информацией. Внутренний компьютер высчитывает — это мой человек или нет. Многие делают себе операции: греческий нос, грудь, губы… Но суть-то остается. И она, если отталкивала до операции, так и будет после. А у человека может зуба не быть — но он покажется красивым. Потому что внутри такой.
— Вы против пластических операций?
— Если женщина спит и видит себя с силиконовой грудью или не будет счастлива, пока не вольет себе в губы какую-нибудь гадость, — как я могу сказать ей, что я против? Милая, шо хошь туда закачивай, только имей в виду, что многие травмируются такими операциями на всю жизнь. Это противоестественно. А ведь как хорошо, когда любящий тебя по-настоящему мужчина скажет: «Какие у тебя потрясающие губы…»
— Нынешние российские женщины дружно взялись делать карьеру. И, по мнению многих мужчин, стали терять женственность. Что же женщинам делать: бросать работу или не обращать внимания на мужские жалобы?
— Женщина без развития души будет грубой и некрасивой, даже если у нее идеальная внешность. Если же душа рвется постигать новые знания, растет и умножает любовь в себе, то женщина с такой душой будет жемчужиной любого общества. Ведь что такое «цвет общества», вы никогда не задумывались? Те, кто сегодня относит себя к нему, зачастую не соответствуют качественному значению этого слова. Это, позвольте, не стандарт глаз, носа и пропорций тела. Это цветение души! Такое ни за что не сыграешь и не создашь силиконовой грудью. Когда рядом такая женщина, никому в голову не придет разглядывать лейблы на ее одежде.
— Одна известная бизнесвумен сказала, что реализованная женщина не нуждается в мужчине…
— Ну что вы?! Как же такое можно говорить-то?.. У меня другие ощущения… Мне хорошо с мужчиной, но — с каким? Я, например, не пущу в дом того мужчину, который не был бы мне люб. И не буду с ним рядом просто потому, что он мужчина. Нет, если та женщина имела в виду незацикленность на мужчинах при своей самодостаточности, то я с ней соглашусь. Тогда она ходит и выбирает то, что ей нужно.
Кстати, последняя тенденция в отношениях — проще жить с вещами, а не с человеком. Зарабатывать деньги, покупать вещи в дом, лелеять их, сдувать пыль. Так проще — никто «пилить» не будет. Но каждый потом расплачивается за это срывами, неврозами, депрессиями…
— Вот и вы уже несколько лет после развода с мужем до сих пор одна. При этом — успех, популярность, финансовая независимость…
— Я в поиске, но у меня немало мужчин-друзей. Кстати, вы знаете, что сейчас на самом деле огромное количество одиноких мужчин? Их очень много! Таких же замученных, перепуганных, не менее ранимых, чем женщины. Представители абсолютно разных прослоек общества. Сидят себе по углам и не проявляют инициативы. Убеждена, что они ждут женщину, которая в этом пауке-бирюке найдет свое счастье, своего прелестника, самого-самого. И он оттает, отмоется, побреется…
Моя героиня Надя в «Таксистке» имела троих мужей. Она во многом наивна. Но при своей наивности была весьма избирательна в выборе партнера. Я так же, как и она, не могу лгать. Лучше скажу правду или промолчу. В чем-то наивная, людям доверяю, причем сразу. Хотя иногда нужно «включать» голову и фильтровать. Кто-то ну так сладко разговаривает с тобой, а женское чутье подсказывает: ложь. А есть такие, кто к тебе вроде как равнодушен, но ты к нему располагаешься.
Я часто была влюблена, но не все объекты любви об этом знали и не с каждым что-то у нас завязывалось. Просто мне было хорошо! Влюбленное состояние, даже если не взаимное, — это великолепно. Все окружающие в этот момент удивляются: «Чего это с тобой такое?» А я им не говорю!
Вообще о своем сокровенном рассказывать никому не стану. Это тайна — мои встречи, мои сны. Меня удивляет, когда многие известные люди выставляют напоказ свою личную жизнь, самих себя.
— Это голос мудрости?
— Нет, что вы, я себя мудрой не считаю. Иногда кажется — вот все вроде в жизни знаешь. Но тут в твою жизнь приходит новая книга, ты ее читаешь и думаешь: «Ну какой же я был лох! Мой уровень — даже не первый класс. Грудничковый период!» Это касается отношений с людьми, мироощущения, миропонимания…
Женщина с усами
— Ваша таксистка Надя вам лично чем-то помогла?
— А я не задумывалась об этом… Круг общения в тысячи раз расширился. Например, стою в пробке на машине, люди подъезжают с предложением: «Заруливай на стояночку, поговорим». Всегда смущаюсь, ведь я не представляла, насколько моя героиня войдет в жизнь.
— Раз заговорили про машины, вопрос «таксистке»: почему до сих пор мужчины скептически и недоверчиво относятся к женщине за рулем?
— Может, они тихо об этом говорят, но я такого не слышала. Ну, подрезают, ну, орут. Так теперь что же, давайте плакать? Пусть себе орут! Мужчинам свойственно качать права. Дайте ему высказаться и оставайтесь при своем мнении. Женщины и мужчины такие разные… Кстати, замечено — чем больше джип, тем меньше мужчина из него выходит. Видела однажды такого: на широких каблуках, худенький, с сигареткой. Нет, я не осуждаю, это просто образ в актерскую копилочку.
— Если вы много наблюдаете за людьми, у вас должно быть мнение и о женщинах…
— Очень разная аудитория. Есть женщины такие добрые. Что вы! Однажды моя тезка из глубинки захотела подарить мне дом. Она была больна, родных нет, ей захотелось для моей таксистки Нади сделать что-то хорошее, такой вот подарок. А одна женщина, помню, подошла с просьбой: «Можно я за вас подержусь?» Взяла за руку, сказала «спасибо» и ушла. У нас в России такие уникальные люди! Аналогов нет во всем мире. Я и плачу, и смеюсь порой. Отойду в сторонку, чтобы не видел никто…
— Что бы вы в себе изжили?
— Иногда считаешь себя очень важной. Мне даже кажется в эти моменты, что у меня усы вырастают. И на груди много орденов. Это касается не только публичности, но и отношений с дочерью. А она слушает меня в такие минуты и «в носу колупает». И правильно делает!!! Чего это мать умничает? Дочке 19 лет, она абсолютно отличается от меня по внешности, темпераменту… Впрочем, она запретила мне рассказывать о ней и показывать ее фото.
— Вы своей дочери часто даете советы?
— Мне сложно давать ей советы. Я делюсь с ней, чем обладаю. Мне нравится, что она часто говорит умные, мудрые вещи. Я к этому пришла гораздо позже.
— Чтобы ребенок вырос гармоничным человеком, как его нужно воспитывать, на ваш взгляд?
— Неподдельная, искренняя Любовь. Конечно, желательно, чтобы дети росли в полных семьях с обоими родителями. Но если полноценная семья только внешне, а внутри обман, то это совсем другое. В этой семье нет любви. А дети, рожденные и растущие без любви, — другие. Их путь будет трудным и плоским.
— У вас есть домашние увлечения?
— Увлекаюсь, когда получается, уборкой (смеется). Что касается хобби, то у меня, знаете ли, никогда не было стремления к коллекционированию, но однажды по воле случая я поняла, что коллекционирую вязаные и тканые сумки-торбы. У меня есть эксклюзивные варианты, а есть гуцульские, тканные на станке.
Еще я дома люблю экспериментировать с салатами. Свежими такими, вкусными. Могу подсказать рецептик элементарный: помидоры, огурцы, много разной зелени — снопами, как говорит моя мама. И обязательно авокадо. А дальше фантазия — можно индийские специи добавить, можно заправить подсолнечным маслом, а можно оливковым. Это и бодренько, и сытненько, и энергия на целый день.
— Вы едите его по утрам?
— Ха-ха! Вообще-то я ем обычно поздно, после работы. Так получается. В общепите почти не питаюсь, потому что там чаще всего предлагают не то, что желанно для меня. Я вегетарианка, а у нас даже в Москве мало таких кафе, что говорить о периферии. Это не каприз — моя прихотливость в еде. Просто если есть возможность лишний раз не питаться химией, я это делаю. Для меня лучше выпить бутылку домашнего кваса, чем «пепси».
Люблю морковку, бобовые. Например, делаю с бобовыми разные пасты. Перетираю, добавляю кунжут, какие-то приправы. Тут включается творчество…
Я прихотлива и в одежде. Не выношу синтетики. Потому что биополе соседа должна ощущать. Например, я не умею шить-вязать, но жизнь меня сводит с потрясающими людьми, которые это делают. И мы взаимно счастливы… Чаще я ношу брюки. Однажды меня остановила поклонница и отчитала, что не видит меня в юбках. Я ей ответила, что юбки надеваю в ресторан, на свидание. И она тут же отстала. Юбка предполагает определенное состояние. Мне, например, машину удобнее водить в брюках.
«Я — шалопайка!»
— Какое у вас от себя ощущение?
— Не зна-а-аю… Я ощущаю себя шалопайкой! Поэтому, например, могу ходить в растянутых свитерах и никого не смущаться. Мои приятельницы в ужасе: «Тебе нечего надеть?» Пытаются приструнить. А мне так удобно. Это и есть свобода. Я мыслю так, как я мыслю, и ни под что не подстраиваюсь. Будет лежать передо мной приглашение, где указано: желателен вечерний наряд, — я его, конечно, надену, но по-своему. Это будет то, что мне кажется фраком.
— Что такое, по-вашему, женское счастье?
— Вообще любое счастье — быть счастливым здесь и сейчас. Надо разгребать энергию, которую тратим на преодоление, на зацикливание, на мании, страхи. И тогда силы придут, а женщины обладают невероятной силой. С этой энергией нужно решать свою жизнь. И будешь счастлива ты, твоя семья, страна, нация.
Если что-то имеете, цените. Верьте, что, если что-то искренне хотите, вы это встретите. В нас заложены понятия «добро» и «зло», но, увы, не заложено умение любить. Прежде всего себя. А потом уже ближнего, как самого себя. Русской женщине присуще — вся в мужчине. А стоит ли он этого? Вы такое же божественное создание. Почему себя не уважаете, не любите? Сказать «нет», когда это нужно, — это будет вашим тихим подвигом.
— Отказывать иногда труднее, чем соглашаться…
— Да, у меня было такое не раз. Это нелегко. Но я знаю: если не помучаюсь сейчас, говоря «нет», то, оставшись, потом буду мучиться долго и нудно. А мне это несвойственно.
Автор: Ольга Сабурова
Сайт: Собеседник
Статья: Я ушла из Ленкома сознательно
Розовые очки
– Кажется мне, иммунитет против звездной болезни у вас налицо. Не пора ли заболеть?
– Откуда вы знаете? Вы же меня не видели в жизни!
– Вот сейчас вижу. И по телефону общаетесь, как нормальный человек.
– Да что вы?! Я действительно не знаю, что такое звездная болезнь. Я же не тело, летающее в космосе, я среди людей живу. Хожу по магазинам, сдаю вещи в химчистку, чиню машину – везде люди, о какой болезни вы говорите? Творческий момент… я была бы рада, если бы он длился бесконечно, а он – такой миг, что его ценишь. А остальное – это жизнь, надо соответствовать.
– В богемных семьях не такому учат.
– Мой папа – военный, у мамы были прекрасные вокальные данные, ей прочили большое будущее, но она не захотела поступать в одесскую консерваторию. Она еще серьезно метала диски, потом это дело бросила, и родилась я – такая прелестница. С тех пор все в семье было посвящено воспитанию вашей покорной слуги. Мама у меня – всем мамам мама. Каждый шаг отслеживала: что ребенок съел, как чихнул, как пукнул – по полной программе. Я была обласкана от и до. Что совершенно несвойственно мне как маме сегодняшней. Свою дочь я воспитывала в другом ключе, уделяя минимум внимания. Не занимаюсь нравоучениями, но поддерживаю во всем, даже если она не права.
– И вас родители не отговаривали от актерских мечтаний?
– Мама и папа, у меня такое ощущение, были уверены, что я, кроме театрального, никуда не поступлю. Я все время чего-то придумывала, кого-то копировала, пародировала. Не знаю, в кого, но мне это было свойственно. Поэтому, когда сообщила о поступлении, они дружно сказали: «Да и прекрасно!» (хохочет.) Как будто у них была куча детей и все они стали актерами.
– Вы же тогда не в Москве жили?
– Сначала была Германия, потом – Ужгород и Львов, красивые города и совершенно разные. В Санкт-Петербурге проучилась два года, лишь потом переехав в Москву.
– Столица легко покорилась?
– У меня бурлило желание реализоваться в том, о чем я понятия не имела. Я была избалована родителями, и у меня даже мысли не возникало, что случится что-то не то. Конечно, я была в розовых очках, да и сейчас они не спали. Щелочка осталась. И я считаю, что это прекрасно!
– А что разочаровало? Вступительные экзамены?
– Вот и нет! В «Щуку» я поступила с первого раза: ездила на все туры, на все собеседования. Меня переодевали всем коллективом училища. У меня была такая одежда… жилетка и юбка с аппликациями из дубовых листочков были сшиты из папиного офицерского сукна. Мне казалось, это так круто – круче не бывает. Комиссия уже не знала, во что меня одеть, лишь бы я выглядела прилично. Спасибо, хоть репертуар не меняли: я читала рассказы Шукшина, басни Крылова, естественно, что-то сама себе хохотала. Одной мне это было интересно, как я понимаю. Сейчас-то я знаю, что все это был бред сивой кобылы. Но комиссии, видимо, понравилось, как я материал подавала, и меня приняли.
Старушки от Захарова
– Неужели и учились так же гладко, как поступали?
– Поступая в «Щуку», я уже была студенткой эстрадного отделения питерского музучилища при консерватории им. Римского-Корсакова (видите, даже полное название вспомнила!). Когда приезжала в Москву на занятия в «Щуку», мне говорили: «Ты что?! Не говори, что учишься во втором институте, это не принято. Если скажешь, поставишь на себе крест». Я была обескуражена: это что же, придется врать? С намерением во всем признаться, я добыла домашний телефон нашего худрука Марианны Тер-Захаровой и сразу же ей позвонила. И Тер-Захарова мне бархатным голосом ответила: «Вы учитесь? (Я замерла тогда.) Обожаю перебежчиков». С этого момента что-то мне подсказало, что я не буду брошена. Марианна Рубеновна стала нашей второй мамой. Небольшого росточка женщина, невероятного такта, огромной культуры, со зрением минус, наверное, сто – она практически ничего не видела, но мы были ее глазами, руками, ногами. Мы все ее очень любили и, не сговариваясь, вспоминаем. Это и есть щукинская школа, а никакие не тусовки. Мы ей благодарны за то, что мы человеки.
– А с какой стати выпускницу Артемьеву Марк Захаров забрал в Ленком, куда не каждый признанный актер пробьется?
– Это тоже моя удача. Я тогда в силу своей некомпетентности мало что знала про этот театр – слышала только, что он невероятно популярен и, как сейчас говорят, «the best». Даже проходя просмотры в театре, я не видела ни одного спектакля, а мелькать ксивой считала неудобным. Так что ничего не видела в Ленкоме – только смотрела на Марка Анатольевича влюбленными глазами и понимала, что передо мной человек с обложки. А какой он умница, я узнала на следующий день – вторая мама сдала меня в руки второму папе. И пошла другая школа. Правда, я постоянно опаздывала на репетиции, хотя приходила всегда заранее. Представляете, не могла найти нужную дверь! Там же, как в катакомбах, в этом Ленкоме. А спросить стыдно! Потому что все знают: новую артистку взяли. И вот ходишь как дура, опаздываешь на репетиции…
– Отношения с мэтрами сначала, наверное, были не очень?
– Я глядела на популярных актеров и думала: ну день я похожу с открытым ртом, ну два, а на третий они мне врежут, как у Райкина: «Закрой рот, дура!» Сказать, что с кем-то была дружна до чаепитий и ночевок, я не могу. Партнерские отношения – да, были. Мне еще посчастливилось застать Леонова, Пельтцер. Я попала в здоровую атмосферу, где есть корешочки, сильные побеги и молодые побеги, из которых ты прекрасно себе расцветаешь.
– Вы стали в Ленкоме сильным побегом?
– Мне сложно судить, я большой самоед.
– Наверное, не совсем удалось, если вы ушли?
– О своем месте в театре я стала задумываться последние 5 лет из 17, что там проработала. Мне давали возрастные роли, а я еще никогда не играла своих ровесниц. Это мысль меня не пугала, но удивляла: «Что ж такое? В училище всех бабок переиграла – и опять старушки. Успею я еще их сыграть». Я понимала: надо искать свой путь, где мне будет комфортно внутренне. И не ошиблась в выборе. Да, Ленком – мой дом, есть по нему ностальгия, но у меня прекрасное сегодня, и я рада реализовываться, встречаться с новыми людьми. из театра я ушла сознательно и ни о чем не жалею.
Королева кетчупа
– Почему молчите о рекламе? Сделаю наконец комплимент: ролики с вашим участием – единственное, что не противно смотреть.
– Мне везет на талантливых людей. Режиссер Тина Баркалая – одна из них. Она и смогла превратить рекламу в шоу. И все то, что мною было недосказано на театральных подмостках, мне посчастливилось реализовать в рекламе. Но мне это ничего не стоило: образ был слеплен, я просто пришла и побаловалась.
– Говорят, не все ролики вышли в эфир?
– А я и не помню.
– Неужели не следили?
– А когда? Что я, должна была сидеть перед телевизором и высматривать себя специально? Это мне родители первое время кричали: «Люся, тебя показывают!» Пока я добегала, все заканчивалось. Я рада, что люди относились к нашей рекламе нормально и что мало кто о ней сейчас вспоминает: надо жить сегодняшним днем.
– Ваше сегодня – это «Таксистка», куда вас звали лишь на роль подруги главной героини?
– Да, Ольга Музалева потом призналась, что первоначально была именно такая идея. Но мы с ней поговорили… У меня вообще, честно говоря, в последнее время стирается грань при встрече с режиссерами: я перестала ходить на кастинги как таковые. Я прихожу на них теоретически, но практически являюсь, чтобы познакомиться с интересным человеком, мне нравится общаться с людьми. Когда я встретила Ольгу, у меня была та же цель. Я подумала: «Как повезет той актрисе, которая будет играть у нее главную роль». Ольга разрушила все стереотипы режиссерского существования, я не знала, что бывают такие режиссеры: умницы, красавицы, ласточки и настолько работоспособные и одаренные. Такой режиссер – эксклюзив. И пробы, которые она мне устроила – это были не пробы, а так… Подсел ко мне оператор, Ольга стала кидать реплики. И сценарий был очень хорош, текст теплый – потом оказалось, Ольга сама адаптировала его.
– А писательница Раиса Белоусова утверждает, что сценарий списан с ее книги.
– Я этим конфликтом не интересуюсь. Осуждать таких людей не могу: это их звездный час, больше-то они ничего и не сделали в этой жизни. И наша группа так деликатно ведет себя в этой ситуации, что добавить нечего… На мой взгляд, сценарий третьей части гораздо сильнее и интереснее, чем тот, который был предложен в первой «Таксистке». Все идет по возрастающей, и мне это нравится. Еще не все сказано в этой истории. Повороты сюжета придумываются нами – мною, Ольгой и водителем Наташей, которая и является прототипом.
– Вы влюблены в эту работу?
– Как вам сказать... Я тепло к ней отношусь, она меня очень греет – по смыслу, по стилю, по моему пониманию предназначения человека, гражданина, женщины, россиянки. Все эти громкие понятия, которые мы практически никогда не произносим, для меня слились воедино. Я вдруг ощущаю себя гражданином. Раньше не было такого чувства, я не вру. Много гастролирую и вижу, что люди реагируют не на меня, а на мой персонаж – мать, обеспечивающую свою семью частным извозом. Основная масса людей, как и я, с теплотой воспринимают этот образ. Вот вам и запоздалый ответ на вопрос о звездной болезни. С чего звездность? Есть только образ. Ну, был образ Люськи. С чего зазнаваться? Королева кетчупа?
– Да и от роли медсестры в антрепризе звездностью не пахнет...
– Приятно, что вы об этом знаете, ведь премьера пока была только в Саратове. В Москве играем в октябре. Спектакль называется «Два дня под Рождество» – это французская пьеса, где мы с Татьяной Догилевой играем историю медсестер в первую мировую. Получилась настоящая классическая постановка, а не развлекаловка. Это в рамках независимого театрального проекта, который меня каждый раз удивляет очень разными работами: в «Только для женщин» я играла негритянку под два метра, в «Белоснежке и семи гномах» – коварную прелестницу.
– Почему вы занимаетесь антрепризой?
– Это не антреприза – это театр, без которого я не могу. Я устаю, мне тяжело, но Ленком подсадил меня на это. В театре ты каждый день демонстрируешь, чем являешься на самом деле, только под большой-большой лупой. И я так рада, что мне предлагают работу… В Ленкоме тоже бы, вероятно, предложили, но таких ролей у меня бы не было.
– Не боитесь примелькаться? Реклама, антреприза… простите, театр, да еще сериал, который часто повторяют.
– Вы первая, кто говорит, что «Таксистку» часто повторяют. Он закуплен пока только НТВ, первую часть повторяли два раза, а вторую пустили в позднее время. Если вы считаете, что наши персонажи примелькались, то заблуждаетесь: Москва не показатель, Россия засыпает в 10 вечера, чтобы в 5 утра встать и пойти на работу. В городе Иваново, куда мы приезжаем с антрепризами, спектакль начинается в шесть вечера, потому что ткачихам нужно выспаться.
Да и реакция людей, которые становятся свидетелями съемок «Таксистки», говорит об интересе. Когда мы работали над первой частью, посмотреть, как делается кино, сбегались все жители окрестных домов. Во втором блоке люди уже привыкли: помню, снимали мы романтическую сцену в одном из дворов – у меня любовь-морковь в самом разгаре, и вдруг какая-то бабушка как ливанет из окна целый таз воды! Пришлось потом сцену переснимать. В третьей части все очень внимательны: если из какого-то окна во время нашей работы зазвучит даже тихая музыка, из соседнего обязательно кто-то шикнет: «Выключи! Не видишь – кино снимают!» Уважают.
«Крыша протекает, ядрена кочерыга!»
– Вы в самом деле 15 лет, пока работали в театре, обитали в общежитии?
– Что вы! Не в общежитии, а в коммунальной квартире, у меня до сих пор штамп в паспорте стоит. Это прекрасное место у Чистых прудов. Я соседствовала с людьми, которые занимались со мной одним делом – и звукорежиссер там когда-то жил, и помощница режиссера, и Сережка Чонишвили, но он потом ушел – слишком маленькая досталась ему комната. Поэтому назвать коммуналку стесненными условиями не могу, это было бы просто неприлично.
– Когда появилась своя квартира?
– Да не так давно, и опять-таки благодаря театру. Это заслуга лично Марка Анатольевича: я попала под мощное оквартирование большой части коллектива. Что меня всегда восхищало в Захарове, так это его огромная человеческая заинтересованность.
– Вы не захотели встречаться дома, сославшись на ремонт. Как ключи получили, так и ремонтируетесь?
– Будете смеяться – да! Крыша протекает, ядрена кочерыга! Есть чудесная бригада, которая занимается только нашей крышей. И есть чудесные антенщики, дружными стадами носящиеся по этой крыше, переставляя то, что было с любовью задрапировано. У меня уже нет ни слов, ни сил.
– Не смущает вид из окна на Ваганьково?
– Окно моей комнаты в ленкомовской коммуналке выходило на глухую стену – вот это меня напрягало больше, чем тот зеленый массив, который я вижу с высоты моего этажа теперь.
– Дочь уже закончила Литинститут?
– Обучается. Катя просит меня вообще на эту тему не распространяться: «Учусь и учусь. Никого это не интересует» – ходит такая гордая Жюзи, поэтому ничего больше на эту тему не скажу.
– Она пошла в переводчики – это вы не пожелали ей своей судьбы?
– Для меня это странный вопрос. Я просто ей искренне желаю найти себя. Ну пошла бы она в актрисы – я бы не вывесила траурные венки и флаги и не посыпала бы голову пеплом. Ну пошла и пошла. Даже если она что-то резко поменяет на своем пути, не стану противиться. Я сама такая – могу идти-идти, а потом повернуться и сказать: «О, мне вон там интереснее». Меня и родители никогда не сдерживали в этом плане. Я только ставила их в известность, и они с радостью отсылали мне подушки и матрасы туда, куда я переехала. Я уверена: что ни происходит, все к лучшему.
– Вы что, вообще неунывающий человек...
– Ну как? Это все подтверждено, я же не искусственно культивирую в себе жизнерадостность. Своему оптимизму я нахожу подтверждение на каждом шагу. (На этих словах распахнулось окно дома, во дворе которого мы разговаривали, и раздалась музыка.) Вот песня включилась: «У-ле-та-ю!» Радость-то какая – сидели в тишине, а здесь такая прелесть! Только громковато немного.
– Так и мы не кино снимаем.
Фильмография Людмила Артемьева
/Ludmila Artemeva/
Актерские работы:
• Очень страшная история [1986]
• Везучая [1987]
• Остров ржавого генерала [1988]
• Альфонс [1993]
• Летние люди [Дачники] [1995]
• Последнее искушение [2001]
• Курортный роман [2001]
• Золушка 4х4 [2006]
Автор фото – Анатолий Аникин