Актеры

Валерий Баринов \Валерий Баринов  
Россия, 27 ноября 1945 г.
актер
Один из самых востребованных актеров современного театра и кино Валерий БАРИНОВ не только прекрасный артист, но еще и обаятельный, интересный человек и замечательный рассказчик.


Автор: Светлана Кузина
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Меня освистали — спектакль удался!

— ВАЛЕРИЙ Александрович, основная тема нашей беседы — стрессы, которым, к сожалению, подвержены все, а творческие люди, наверное, особенно.
— Да, для меня тоже состояние стресса в принципе является постоянным. Я постоянно испытываю волнение, некую тревогу и ужас в ожидании провала, который жду… уже почти 40 лет! Очень давно, учась на 3-м курсе института, я репетировал дипломный спектакль — водевиль Мизантроп. И он был у меня несмешным. Я решил, что отыграю спектакль, чтобы не подводить товарищей, а потом уйду из училища — ну не получается из меня артиста! Хотя мои замечательные педагоги Коршунов и Шаронова говорили: Ты все делаешь правильно. Просто этот водевиль не смешной, а философский. А я ждал провала. И в день сдачи спектакля произошло чудо: как только я вышел на сцену, еще до первой моей реплики зал стал не смеяться, не хохотать — он стал просто ржать! Я даже подумал, что у меня что-то не так с костюмом. Нет! Вот так меня приняли. И каждая моя последующая реплика воспринималась с жутким смехом! Завкафедрой Николай Александрович Анненков даже стучал по столу, чтобы я перестал говорить и дал ему просмеяться. Произошло это 9 июня 1967 года, и эту дату я отмечаю как еще один свой день рождения. А теперь, как это ни странно, я сыграл сотню ролей в театре, не говоря уже о кино. Случалось, что у меня было по 7 премьер в год. И каждый раз я ждал провала. Может, этот ужас перед возможностью провала и помогает мне выбираться из стрессовых ситуаций — что я все время его жду, а он не случается. Ожидание затянулось, и это становится опасным.
— Да, это чревато. Это уже такой постоянно накапливающийся стресс.
— Да, но при этом я боюсь потерять это ощущение в себе — возможного провала, хотя это действительно постоянный стресс, который во мне живет. И выхода из него я не знаю, кроме профессионального, то есть выхода на сцену, где, когда ты выходишь, перед тобой — огромная черная дыра, называемая зеркалом. Ты смотришь в это зеркало и видишь там не одно, а сотни или даже тысячу лиц. И если ты добиваешься своего отражения в них, тогда стресс снимается и возникает момент вдохновения, радости, ощущение победы. Это самое счастливое время — когда понимаешь, что зал тебя слушается, идет за тобой. В этом плане я очень люблю подростковую публику — ту, что пришла в театр отстоять, оттянуться, выпендриться от души. Обычно актеры такого зрителя не любят, а вот я их обожаю! Их нужно только один раз поймать, удержать их внимание даже ни на минуту, а всего на полсекунды, и они становятся ручными, как котята, как глина, из которой можно лепить все что угодно. Они так плачут и так смеются, они так молчат, когда ты этого хочешь! Для начала никто из них не знает содержания пьесы, и им очень любопытно — чем же все закончится? И потом — они не верят, что может случиться трагедия и герои погибнут, ведь они привыкли к хеппи-эндам! И в результате они от восторга в конце хлопают, кричат и очень много свистят. Я каждый раз говорю: Ну что, спектакль удался — меня освистали! Вот такой у меня стресс и выход из него.
— То есть при всем при том выход все-таки существует?
— Ну, это зависит от обстоятельств. Скажем, актерская профессия во многом связана с транспортом, в том числе с самолетами. И в этой связи я испытал однажды жесточайший стресс: я не смог прилететь на свой премьерный спектакль, поскольку мне продали билет на самолет, который к тому времени уже был отменен. Жуткая была ситуация! До Москвы кое-как я все же долетел, но мне-то надо было в Ленинград! Я пытался из всех сил туда до вечера добраться, но не успел, не сумел. Вот из этой стрессовой ситуации у меня не было выхода.
— Наверное, и в кино проблем хватает, тем более что в последнее время кинопроцесс резко ускорился, а вы много снимаетесь?
— Да, но театр все-таки в эмоциональном смысле острее, поскольку он — вещь публичная. В кино ты всегда можешь сказать: Стоп, ребята! Давайте еще раз, дайте я соберусь. Скажем, в фильме Водитель для Веры есть сцена, где встречаются два генерала: я и Богдан Ступка, и мы пьем коньяк. Причем крупно снимали рюмку, потом камера отъезжала, и видно было, как я наливаю по определенную рисочку. На репетиции в рюмках был чай. Но когда для съемки эту рюмку красиво высветили, сразу стало понятно, что это не коньяк. Значит, нужно действительно наливать коньяк. Зная тщательность Чухрая, я сказал: Паша! Не больше двух дублей! Я за рулем! Он отвечает: О чем ты говоришь? Мы с тобой с одного дубля снимем! В общем, когда на седьмом дубле я в очередной раз стал наливать эту рюмку, Чухрай сказал: Старик! Дрожит рука-то! Я ответил: А как она может не дрожать? Так что выпил я в общей сложности 350 граммов коньяка и сказал: Все! Я поехал домой! Но это — кино. А вот театр… Может рухнуть мир, может умереть близкий родственник, может случиться все что угодно, но — в 7 часов вечера поднимется занавес! И каждый вечер в 7 часов, даже если я не играю спектакль, где бы я ни находился, дергаюсь и думаю: Так, а что сегодня в театре? А если у меня их 5, я должен вспомнить, что идет в одном из 5. Поэтому с кино, конечно, проще… Театр — совсем иное. После того как со мной случилось это несчастье, когда я не смог прилететь на премьеру, я тут же дуплетом пропустил еще один спектакль! И это при том, что я в институте был отличником и не пропустил ни разу ни одного занятия, даже по гражданской обороне! И вот сразу после института я получаю первые роли в Александринке — Пушкинском театре в Ленинграде, где меня очень хорошо приняли, и вдруг — такой кошмар! Правда, молодых специалистов тогда нельзя было увольнять, но меня решили обсудить на коллективе. На это обсуждение собрались замечательные артисты: Толубеев, Меркурьев, Фрейндлих, Адашевский (к сожалению, ныне незаслуженно забытый). И получилось так, что, вместо того чтобы меня осуждать, меня все хвалили и говорили, что это просто несчастный случай. А перед этим дядя Костя Адашевский — добрейший человек, сказал мне: Не бойся! Никто тебя в обиду не даст! И вот он встает и говорит: О том, чтобы его уволить, не может быть и речи! Но я хочу ему рассказать одну историю… Пили мы в Пушкине… Все сразу начали хохотать. Он продолжает: И дали нам на закуску вишню. И один молодой артист потянулся за вишней, и с ним стало плохо. В результате он умер… потому что вспомнил, что у него в это время в Ленинграде идет спектакль Вишневый сад! Так, иносказательно, дядя Костя объяснил, что я должен остаться в театре, а я запомнил этот жуткий стресс на всю жизнь.
— Скажите, а спортом вы занимаетесь?
— К великому сожалению, сейчас — очень мало. Хожу в бассейн, делаю зарядку, но не всегда, а когда хватает сил. Поскольку я очень много работаю, устаю не только морально или духовно, но и физически настолько, что, придя вечером домой, иногда не сразу могу начать говорить. А возвращаясь к спорту — я раньше занимался хоккеем и футболом, и у меня поврежден мениск, так что, к сожалению, ни в теннис, ни в футбол я уже играть не могу. Но я являюсь тренером футбольной команды Малого театра. Вот уж где эмоции, вот где страсти! А я заядлый болельщик, болею за Локомотив, где главный тренер — мой друг детства. И когда я привожу своих приятелей — профессиональных футболистов на наши матчи, они понимают, что футбола как такового там нет, но страстей — море! И для меня победа или проигрыш моей команды очень важны, хотя я сам не понимаю почему. Футбол — странное время в моей жизни. Это тайна, классная драматургия, которая неизвестно чем кончится. И это тоже выход из стрессовых ситуаций, это если не первая, то вторая моя жизнь — точно!
Автор: Александра Лаврова
Сайт: Российская газета
Статья: И печали, и радости в копилку для роли

- Валерий Александрович! Сегодня многие зрители знают вас только по телесериалам, не подозревая, что вы серьезный театральный актер. Впрочем, и в сериалах вы умудряетесь создавать живые образы.
- Сейчас как раз читаю сценарий двухсерийного телевизионного фильма - сюжет интересный, хотя далеко не все мне нравится. Возможно, если сценарист пойдет на изменения, мы достигнем согласия.
- А из книжек - что читали последнее? Не для работы, а для души?
- Из нового давно ничего не читал - все больше перечитываю. Да и что значит не для работы? У меня профессия такая: вся жизнь - для работы. Все, что происходит, даже и дурного, стыдного, все удачи и неудачи - это для меня материал, подспорье. Всем плохо, а мне хорошо. Люди страдают от несчастий, измен, предательства друзей - я страдаю и запоминаю свои реакции. Брал молоток, забивал гвозди в гроб - и запоминал.
- Это вы про Скрипку Ротшильда Чехова в ТЮЗе? Чехов - важный для вас писатель?
- Он для меня фигура определяющая, поворотная. Таких писателей в моей жизни и в моей актерской деятельности было три: Чехов, Достоевский и Островский. Кстати, последняя книга, которую я перечитывал, связана с Чеховым. Был недавно в Ясной Поляне и взялся перечитывать Дневники Льва Толстого - как раз о периоде знакомства Толстого с Чеховым. Там есть чрезвычайно любопытные мысли, хотя не все суждения великого классика я принимаю.



Сайт: People's History

Статья: Валерий Баринов о женщинах и кино (По материалам газеты "CN-Столичка")



- Когда вас позвали в "Петербургские тайны" на роль Хлебонасущенского, вы поняли, что вас посадили в пушку, и выстрелили?..

- Леонид Пчелкин, приглашая меня, сказал: "Есть для тебя роль. Управляющий, подворовывает, зануда, жмот, все строится на том, что у него просят денег, а он говорит, что их нет. Одно могу пообещать - роль большая, заработаешь много". Сыграв первую сцену, я сказал, что это гениальная роль. Пчелкин засмеялся и ответил: "Да ладно тебе!" Но я знал, что говорил, потому что до этого играл Лужина в "Преступлении и наказании". Хлебонасущенский-то из него вырос…

- Некоторым кажется, что это так просто - играть.

- То, что мы часто видим по телевизору, действительно может играть каждый. Многие могут органично вести себя перед камерой, даже способны выйти на сцену и что-то изобразить. Но это обманчивое, даже губительное впечатление. Профанация актерской игры. Школа Малого театра - это трепетное отношение к тому, чем ты занимаешься. Как говорил Щепкин: "Священнодействуй или убирайся вон!" Когда меня, уже достаточно известного и самоуверенного актера, пригласили в Малый театр на встречу с Соломиным, который был одним из педагогов нашего курса в Щепкинском училище, на меня напал трепет перед этими стенами. Я вошел в его кабинет, думая: "Только держись!" И когда Юрий Мефодиевич спросил: "Ну что, Баринов?" я, который относился к нему с глубочайшим уважением, брякнул: "А что, Соломин?" Такое вот нахальство от неуверенности.

- Встречаетесь со своими однокурсниками?

- У всех выпусков Виктора Ивановича Коршунова есть "курсовой день" - 7 сентября. За сорок лет я пропустил его только раз. Это такое братство, в которое прихожу, как домой. Никогда не был так счастлив, как в те четыре года, которые я провел в Щепкинском. Поэтому прихожу на эти встречи, чтобы с кем-то поделиться, как я провел год. Надо, чтобы кто-то из молодых посмотрел на меня с восхищением или с иронией. Чтобы кто-то из ровесников назвал меня Валерушкой, как называла мама…

- Помимо встреч с юностью, традиционные сборы - еще и выставка достижений личного хозяйства.

- Фокус в том, что приходят и люди, ушедшие из профессии, ничего не добившиеся. Да, есть такие, кто хотел бы похвастаться. Но на этом фоне хвастать своими достижениями не то чтобы некорректно, а нет нужды. Все и так все знают.

- Вы наблюдательный человек?

- Чем хороша профессия актера - что бы с тобой ни случилось, плохое или хорошее, все идет в профессиональную копилку. И всем этим ты торгуешь. Это не цинизм. Помните фильм Вайды "Все на продажу"? Там о нашей профессии сказано все. Причем копилка неизвестно когда выстрелит. Еще студентом я приехал в орловскую деревню хоронить дядю. Замечательный был человек, многому меня научил. Мама попросила меня обить крышку гроба. И вот я вколачиваю гвозди и вдруг ловлю себя на том, что пою. Тогда меня это страшно поразило, и я сказал себе: "Запомни". Сорок лет прошло, я репетирую "Скрипку Ротшильда" у Камы Гинкаса, а там герой делает гроб для жены. Я взял доски, стал строгать и запел "Летят утки". Гинкас придумал для этого спектакля фантастические остановки. Человек строгает гроб, поет - и вдруг останавливается. Стоит его жена и смотрит, как он делает ей гроб. В зале наступает не просто гробовая тишина, а тишина как перед ужасом, будто люди боятся дышать.

- Некоторые актеры всю жизнь работают в одном месте - в том же Малом, например. А вы не раз переходили из театра в театр, играете на многих площадках. Почему?

- Смена места пробуждает во мне силы, амбиции, дает возможность по-новому себя проявить. Это как любовь или влюбленность…

- Новое место - всегда риск. Не боитесь провала?

- Я всю жизнь его жду. Настоящего, сногсшибательного провала. Но его до сих пор не было. Всегда умудрялся выйти если не в белом, то в сером костюме. Потому что вместе с предчувствием провала во мне живет уверенность, что я вовремя выскочу. Собственно говоря, на этих качелях и строится моя театральная жизнь.

- Вы идеалист?

- Да, и не стыжусь в этом признаться. Более того, считаю, что искусство должно создавать идеалы. У нас об этом как-то забыли. Возьмите знаменитый сериал "Бригада". Он профессионально сделан и достаточно правдив. Я ведь знаю, что в 1990-е годы в обществе молодых людей признаться: "Я - бандит" - было то же, что в 1960-е сказать: "Я - физик". Но кино - это не только профессионально сделанная вещь и верное отражение жизни. Кино - это то, чему подражают, на что ориентируются. Нельзя же в качестве образца подставлять бандита!

- Давайте немного о женщинах…

- Играть с хорошей партнершей - это такое удовольствие! С Женей Глушенко, с Аней Каменковой. А в последнее время мне все больше нравятся женщины-режиссеры. Мужчины вообще пытаются доказать свою состоятельность, а мужчины-режиссеры - особенно. Просто комплекс превосходства какой-то. У режиссеров-женщин этого нет. К тому же они более конкретны и не устраивают истерик.

Валерий Баринов Валерий Баринов Валерий Баринов

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Агапэ\Агапэ подробнее
Ангажемент / Контракт на любовь\Ангажемент / Контракт на любовь подробнее
Бешеная\Бешеная подробнее
Богиня прайм-тайма\Богиня прайм-тайма подробнее
Ванечка\Ванечка подробнее
Волкодав\Волкодав подробнее
Две строчки мелким шрифтом\Две строчки мелким шрифтом подробнее
Игра в шиндай\Игра в шиндай подробнее
Игра на миллионы\Игра на миллионы подробнее
Кромовъ\Кромовъ подробнее
Моя Пречистенка\Моя Пречистенка подробнее
Мужская работа\Мужская работа подробнее
Мужская работа 2\Мужская работа 2 подробнее
Ничего личного\Ничего личного подробнее
Очень русское кино / Очень русское кино 1 \Очень русское кино / Очень русское кино 1 подробнее
Платки\Платки подробнее
Побег\Побег подробнее
Порода\Порода подробнее
Принципиальный и жалостливый взгляд\Принципиальный и жалостливый взгляд подробнее
Самый лучший фильм / Очень русское кино \Самый лучший фильм подробнее
Свой человек\Свой человек подробнее
Сибирский Спас\Сибирский Спас подробнее
След оборотня\След оборотня подробнее
Строговы\Строговы подробнее
Территория\Территория подробнее
Тишина\Тишина подробнее
Третьего не дано\Третьего не дано подробнее
Хозяйка детского дома\Хозяйка детского дома подробнее
Царь Иоанн Грозный\Царь Иоанн Грозный подробнее
Царь Петр и Алексей\Царь Петр и Алексей подробнее
Шукшинские рассказы\Шукшинские рассказы подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#