Борислав Брондуков \Borislav Brondukov
Украина, 1 марта 1938 г.
актер
Украина, 1 марта 1938 г.
актер
Этот неповторимый актер стал звездой не сразу, не вмиг, а постепенно — от роли к роли, от фильма к фильму.
Автор: Владимир Грибанов
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Борислав Брондуков: невозмутимый недотепа
Родился он в далеком теперь 1938 году в небольшом селе неподалеку от Киева. Окончил горный техникум в столице Украины и стал работать на киевском заводе «Арсенал». Только в возрасте 23 лет он принял окончательное решение стать артистом и поступил на кинофакультет Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого. С 1965 года и, можно сказать, по сей день Брондуков — актер Киевской киностудии, хотя ему, как и другим мастерам экрана, довелось сниматься на многих студиях СССР.
Его дебют на экране состоялся еще в 1962 году, в картине знаменитого ныне на весь мир режиссера Сергея Параджанова «Цветы на камне», но первая роль заметного успеха актеру не принесла. Он сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши»… Однако впервые был отмечен публикой в ленте «Здравствуй и прощай», снятой в Ленинграде.
Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем — признание режиссеров. И хотя центральных ролей ему сразу не предлагают, силой своего таланта Брондуков даже в эпизодических ролях таких фильмов, как «Афоня», «Табор уходит в небо», «Премия», «Гараж», позже — «Осенний марафон», «Жестокий романс», запомнился и полюбился публике. И вот он играет главные роли, причем не совсем в своем амплуа: героя-любовника, пусть и слегка комичного, в картине «Вас ожидает гражданка Никанорова» вместе с блистательной Натальей Гундаревой и в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц вересень». Достается ему и большая роль полицейского инспектора в телесериале о Шерлоке Холмсе, где центральные роли исполняли Василий Ливанов и Виталий Соломин.
Героев Борислава Брондукова отличает внутренняя невозмутимость в сочетании с внешней активностью, которые всегда ведут к недоразумениям и абсурду. Человеческий тип очень узнаваемый, вносящий в течение жизни глупость и ахинею, но все же не столь зловещий, чтобы вызывать ненависть, зато вполне достойный насмешки. Актер очень точно угадал и выразил этот распространенный характер наших современников.
Последний раз на экране Борислав Брондуков появился в 1997 году, в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего у него случился третий инсульт, и ему стало трудно двигаться и разговаривать. В одной из телепередач показали тяжелую нынешнюю жизнь замечательного артиста — беспросветную нужду и забвение. К сожалению, у нас быстро забывают своих прежних кумиров.
Автор: Алексей Науменко
Сайт: Независимая Газета
Статья: О ТАКИХ ГОВОРЯТ – «ОН НАШ»
О популярности актера в первую очередь свидетельствуют слова его героев, «ушедшие в народ». И если вы услышите: «Настоящему джентльмену есть всегда что сказать», можете не сомневаться – перед вами поклонник Брондукова. В творчестве этого артиста вряд ли удастся насчитать и полдюжины главных ролей. Его популярность уникальна – она заработана вторыми ролями и эпизодами.
О Бориславе Брондукове (1938–2004), актере и человеке, рассказывает режиссер Александр Павловский. Брондуков сыграл в его фильмах «Зеленый фургон», «Светлая личность», «И черт с нами!».
-Александр Ильич, как вы познакомились с Бориславом Брондуковым?
– Поначалу я побаивался Борю. Тем более я знал слухи о нем из Киева – что он взрывной, обидчивый. И когда он приехал на съемки «Зеленого фургона», у нас долгое время проходила притирка.
Сразу возникла щепетильная этическая тема: на каком языке он будет разговаривать? Понятно, что он должен говорить по-украински. С другой стороны, это был фильм по заказу Центрального телевидения. Поэтому он должен был говорить по-украински, но на некоем суржике. Может быть, не на таком развязно-эстрадном, как говорит Данилко, а на том самом суржике, который действительно существует в селах южной Украины. Мы долго искали. Боре казалось, что это будет оскорбительно. Я долгое время думал, что Боря украинец, пока не узнал, что он русский, вырос на Севере, чуть ли не в Магадане – у него отец, кажется, был военным. Да и фамилия у него не украинская.
Наблюдая за его скованностью (особенно это проявлялось в общении с популярными артистами), я подумал, что, может, это было связано с тем, что он, к примеру, не герой-любовник… Но потом, когда мы уже познакомились, поговорили, сдружились, он открылся как очень нежный, трогательный, застенчивый человек.
– А на актерской игре эта скованность как-нибудь сказывалась?
– Нет. Наоборот, во время съемок Боря много чего предлагал. Раньше в «Зеленом фургоне» Габая в этой же роли играл Тарапунька-Тимошенко, и роль эта была разоблачительно-комедийная. А Борина роль очень трогательная. Мы с ним сознательно шли на это. Ведь в повести Козачинского роль была выписана как комедийно-фельетонная – роль милиционера-взяточника, выдающего «вещественные доказательства во временное пользование». Но когда я снимал Борю, то вспоминал его предыдущие роли, в которых он в первую очередь трогательный, а уже во вторую – смешной. А смешной он не потому, что комикует, а потому что он абсолютно достоверный. Это та абсолютная достоверность, которая становится смешной. Как у Никулина, Папанова, Саши Демьяненко – это артисты одного ряда.
Мы с Борей искали в его герое то, что называется «сермяжность», то есть некую народную правду. Его герой – обыкновенный маленький человек, которого заставили быть милиционером, дали ему эту винтовку… Он милиционером стал по той же причине, по которой отчасти и сейчас становятся. Это единственное место, где сельский человек, когда голод вокруг, может выжить и семью прокормить. И мы с Борей искали поведению его героя именно такое оправдание: надо накормить всех этих родственников, которые смотрят на него, как на начальника с винтовкой.
В картине есть эпизод, где Грищенко с Патрикеевым едут на телеге в Одессу, останавливаются где-то в плавнях и Грищенко в кальсонах купается с конем. Это не имело к сюжету никакого отношения. Просто было жарко, и лошадь повели купаться. А в том месте полно гадюк, и мы боялись туда входить – были в высоких сапогах, с палками… А Боря разделся до кальсон и говорит мне: «Сашко, а ну подывысь!..» Пошел к лошади и стал ее плескать. Он так сказал, потому что не любил ничего навязывать, просто показывал. Видимо, знал себе цену, понимал, что талантлив, знал, что это понравится режиссеру. И попадал в точку.
Боря предложил и финальный эпизод, когда арестованный Грищенко картошку на гауптвахте чистит, – такой итог всей его роли. В сценарии этой сцены не было. Когда мы поняли, что роль все равно получилась разоблачительной, а не трогательной, то придумали: сидит этот Грищенко уже без ремня, без винтовки, без всей этой бравости, сидит, согнувшись, картошку чистит и не знает своей дальнейшей судьбы. А ведь в то время на гауптвахте и шлепнуть могли. Это последнее, что осталось в картине, – трогательный, несчастный человек.
В картине «Светлая личность» обратите внимание на его фуражку – это Боря придумал. Фуражка у него надвинута на глаза, и глаз не видно. Костюмерша дала ему фуражку большего размера. Другой бы сказал: «Дайте другую – эта большая». А Боря вместо того взял и натянул ее на уши, а уши из-под нее вытащил: уши торчат, а козырек – на глазах. И сразу появилась необходимость ходить с задранным подбородком. И так со всеми и разговаривать. Боря очень обстоятельно относился к роли. Когда талантливо сыграна роль, то кажется, что это легко. На самом деле – наоборот: это значит, что все очень тщательно продумано и сделано, каждый нюанс. Это тоже талант.
– Вы изначально планировали Брондукова на роль Грищенко?
– Да. Только поначалу я побаивался, что он может повернуться и уехать. Мне так казалось. Возможно, он и сам побаивался того, как будет выглядеть в этой роли на Украине. И, видимо, побаивался не зря.
Это сейчас «Зеленый фургон» – классика, золотой фонд советского кино. А когда мы ее только закончили, все было по-другому. В газету «Правда» и в ЦК КПСС посыпались письма о том, что эта картина «порочит образ героической советской милиции», мол, наша милиция была не такой. И в первую очередь досталось Грищенко – «взяточнику и дурачку, ничего не умеющему». Тогда же на пленуме Союза кинематографистов Украины выступил первый секретарь Тимофей Левчук и в своем докладе понес по кочкам «Зеленый фургон». Тем более что был фильм «Рожденные революцией» – кино совсем про «другую» милицию.
И ругали нашу картину на уровне всего Советского Союза до тех пор, пока не пошел поток писем от настоящего зрителя.
– А когда вы поняли, что Брондуков вас признал?
– Поначалу у меня с ним были рабочие отношения: на съемках встречались, на съемках и прощались – мы как бы присматривались друг к другу. И долго не выпивали вместе. Это было связано еще и с тем, что я был очень занят. Но знал, что они с Димкой Харатьяном и с Костей Григорьевым, который играл начоперрота, собирались вечерами… А у меня все времени не было. Это же телевизионная картина – денег мало, а объем работы большой: в селе Нерубайское под Одессой мы целую рыночную площадь построили.
Но под конец съемок мы с Борей сблизились и уже выпивали…
– И песни пели?
– И песни пели, конечно. Боря – человек заводной. И, конечно же, не хватало… и, конечно же, бегали в магазин… и стали друзьями. Он у меня снялся еще в двух картинах – «Светлая личность» и «И черт с нами!». В последней Боря играет полковника – начальника городской милиции.
- Этот фильм довольно редко показывают…
- Здесь вот какая история. Эта картина – совместное производство Одесской киностудии и одного советско-канадского концерна. Финансировали картину канадцы. И картина вышла хорошая, и песни Дунаевского тоже. Одну из них Ельцин пел на перестроечных митингах на Красной площади. А история такая: в разгар перестройки сидели мы со сценаристом Игорем Шевцовым на первом Одесском фестивале «Золотой Дюк», на котором были и Коротич, и Мастроянни, – помпезный был фестиваль. Сидели мы, смотрели на это «торжество гласности», я Игорю и говорю: «Представляешь, что бы случилось, если бы Сталин сейчас проснулся и зашел сюда?» А Игорь: «Это же хороший сюжет!» Мы написали сценарий и сняли картину о том, как идет какой-то юмористический фестиваль в некоем городе Черноморске. Название взято из Ильфа и Петрова, но имелась в виду та же самая Одесса. И в разгар фестиваля в городе появляется Сталин… А в конце картины оказывается, что это сбежавший из психбольницы пациент.
Поначалу картина хорошо раскрутилась. Каждую неделю я ездил в Москву на очередной показ. Тогдашний председатель Верховного Совета РФ Хасбулатов показывал фильм Верховному Совету. Итальянская телекомпания РАИ-1 купила ее для показа на всю Европу. Картина была довольно дорогая. В ней звучит много песен, снималось огромное количество звезд. Лора Удовиченко, выйдя на площадку, посмотрела на все это и сказала: «Шурик, ты с ума сошел! Кто у тебя в массовке снимается?» А у меня в массовке снимались практически все комедийные актеры, которые в то время были у нас.
Но самое веселое началось потом. Мы сдаем картину в Госкино, а одна из редакторов говорит: «Да, хорошая картина, смешная… Жаль, что такого уже не может произойти в нашей стране!..» Она сказала это, я хорошо помню дату, 30 июня 1991 года.
А дальше был всем известный путч. Я был тогда в Москве, писал сценарий для следующего фильма. Мне звонят из Одессы и говорят, чтобы я пока туда не возвращался, потому что картину арестовали и увезли в одесское КГБ. В тот же день, 19 августа, ко мне приехал человек из Итальянского посольства и сказал: «У нас есть возможность вывезти картину на видеокассете в Европу через посольские каналы. И если переворот завершится победой ГКЧП, мы покажем ее по всей Европе. Но вы понимаете, что с вами будет…» А я и так понимал, что со мной будет: «Хуже не будет, так что возьмите и покажите». Ее вывезли, а уже через день вся эта история закончилась.
– Роль Брондукова в этом фильме почти немая…
- Я сразу понял, что в этой роли хочу снимать Борю, хотя и знал, что он уже плохо разговаривает. Это было после его второго инсульта.
– Говорят, что Брондуков был очень словоохотливый на площадке, всегда анекдоты рассказывал…
– Анекдоты, да… И не только на съемочной площадке. Он сперва приходит зажатый, сидит в гримерной и молчит. Но как только его «заденут» и он почувствует, что вписался в коллектив, что его признали, тут все – мешок анекдотов открывается. Анекдоты, случаи со съемочных площадок, истории из его жизни, детства – все, что угодно! Рассказчик он был замечательный. Не знаю, выступал ли он с эстрады, но встречи со зрителями наверняка были. Ведь достаточно на афише написать, что будет Брондуков, и зрители просто повалят.
Все его роли, начиная с «Афони», растасканы на цитаты!
Боря популярен был по той же причине, по которой была популярна троица Гайдая. О таких говорят – «он наш». И у любого народа есть такие персонажи. Это то, что Сталин называл «социально близкий». Конечно, зрители его любили. Это же отдельный персонаж в нашем кино! И притом, что у него, кажется, только две главные роли были – в «Каменном кресте» у Лени Осыки и в «Гражданке Никаноровой».
– Чего не любил Брондуков?
– Он очень оберегал свой внутренний мир. Терпеть не мог панибратства. А с панибратством лезли многие из-за того, что он маленький, смешной, «простецкий». Особенно на улице к нему многие лезли на «ты», бывало, даже с обидами: «Давай выпьем!» И он сразу зажимался. То же самое и в съемочной группе. Скажем, к Адомайтису же не «подкатишь» так, а к Боре почему-то многие приставали.
Наверно, многие люди лезли в его мир, думая, что Брондуков в жизни такой, как и на экране. А он не такой – он талантливый, умный, образованный, интеллигентный человек. Это он играет такого…
Борин внутренний мир не соответствовал его внешности. В этом и заключается глубина таких актеров, как Брондуков, Папанов или Демьяненко, их актерское достоинство. Кто-то, играя глупые роли, всем при этом демонстрирует, смотрите, мол, какой я умный играю эту глупую роль… Это водевильный ход из французской комедии, когда глупость демонстрируется. А Боря же не играл своих персонажей глупыми, он играл их абсолютно достоверными.
Автор: Кирилл Орлов
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Он был украшением любого фильма
«Эй, родственник, мне Афоня рубль должен!»
БОРИСЛАВ БРОНДУКОВ родился 1 марта 1938 года в селе Дубава Киевской области. Родители хотели назвать его Болеславом, но им сказали: «Такого имени нема, е Борислав». Когда Бронечке, так его звали дома, было 6 месяцев, он заболел коклюшем. Врачи вынесли приговор: «Ребенок не выживет». Отец понес мальчика к местной знахарке, и та посоветовала до восхода солнца носить его на болото. Каждое утро отец носил малыша к йодистым топям, и Бронечка выжил.
Профессиональным актером Борислав становиться не собирался. Окончил горный техникум в Киеве, работал на заводе «Арсенал» и играл в народном театре. Случайно его игру увидел ректор театрального института Николай Заднепровский. «Молодой человек, вам надо к нам», — сказал мэтр.
Дебют Брондукова на экране состоялся в 1962 году в картине Сергея Параджанова «Цветок на камне». Потом он сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши», «Здравствуй и прощай»… Постепенно от картины к картине он завоевывал сердца зрителей и признание режиссеров. Сила таланта Брондукова была такова, что, даже снимаясь в эпизодических ролях, он становился украшением любой картины. Достаточно вспомнить жениха из рязановского «Гаража» или роль алкоголика из «Афони»: «Эй, родственник, мне Афоня рубль должен!»
Брондуков всегда щепетильно относился к выбору ролей. Если ему предлагали большую роль в третьесортном фильме — отказывался. Все сценарии читал в туалете. У него всегда там лежала стопочка. Снялся он более чем в ста фильмах, но главных ролей у него всего четыре.
Он много переиграл разных дураков, лодырей и алкоголиков. А в жизни был человеком очень дисциплинированным и малопьющим.
«Говно ты, а не актриса»
КОГДА они встретились, Екатерине было 18 лет, Брондукову — 30. За его плечами уже был один брак, продлившийся всего месяц. У помощницы режиссера красавицы Марины оказалось тяжелое, неизлечимое психическое заболевание.
Екатерина Петровна: «Однажды подруга спросила: «А ты хотела бы поступить в театральный?» — «Я разве могу?» — «Конечно, там гораздо менее талантливые проходят». Подружке в то время нравился один актер, и она предложила: «Мой должен сегодня прилететь, поехали, встретим». В аэропорту я увидела двоих мужчин: один высокий, красивый, хорошо одетый. А рядом с ним невзрачный, с большим чемоданом. Я тогда подумала — носильщик.
Подруга уединилась со своим молодым человеком в сторонке, а мы остались с Бориславом. Мало того что он был нетрезвым, так еще стал ко мне подвигаться вплотную, чуть ли не обниматься. Я, пораженная таким хамством, сказала: «Как вам не стыдно? Вы же уже старый человек». Разгневанная, я подхожу к подруге и говорю: «Пойдем отсюда». А она мне: «Ты хочешь поступить в театральный? Борислав Николаевич тебе поможет». И действительно помог. Как выяснилось потом, он сразу в меня влюбился, я же поначалу не воспринимала его всерьез.
Это потом я поняла, какой он замечательный, и полюбила его. Он был не только большой души человек, но и очень обаятельный мужчина…» Поженились они в апреле 1969 года. Хотя в театральный институт Екатерина Петровна и поступила, актрисой она так и не стала. Да и муж этого не хотел. Говорил: «Говно ты, а не актриса». А она не обижалась. Где-то в глубине души в ней всегда жила уверенность, что будет нужна любимому Бронечке совсем не как актриса. Так оно и вышло.
Сгубили бедность и ощущение собственной ненужности
ЕКАТЕРИНА Петровна: «Это случилось ночью. Все спали. Вдруг Бронечка проснулся и пошел на кухню. Слышу, что-то разбилось. Думаю: «Ах, неаккуратный…» Его долго не было, потом пришел и лег. Но я почувствовала что-то странное. Он все время поднимал руку, а потом бросал ее, как плеть. Я встала, включила свет, вижу, Бронечка лежит с перекошенным ртом, ничего не в силах сказать. Начались «скорые». Одна, другая, третья. Забрали в больницу. Я тогда света белого не видела. У Бронечки отнялась речь. Я начала с ним заниматься сценической речью. И научила говорить заново. Он быстро стал поправляться, начал ходить на рыбалку… Это был 1985 год. А через семь лет у Бронечки случился второй инсульт прямо на железнодорожном вокзале, когда он покупал билет до Питера. Спешил на съемки. Его тут же привезли домой. Он еще сам сумел подняться на четвертый этаж.
Пришел и говорит: «У меня голова сильно болит». Три дня Бронечка был в коме. Я ночевала с ним в больнице на одной койке. Кормила его, помогала ходить. Дело пошло на поправку — он опять выкарабкался.
Третий инсульт настиг Брондукова в 1997 году. Тогда актер очень нервничал. Работы в кино практически не было. Родные уверены, что его подкосили бедность и ощущение собственной ненужности. Хотя Брондуковы и раньше не жили в полном достатке. У них не было машины, а единственной крупной покупкой за четверть века совместной жизни был мебельный гарнитур…
Екатерина Петровна: «В наше время многие мужчины сломались, потому что раньше были кормильцами, а потом стали немощными и никому не нужными. Никогда не забуду, как младший сын пришел домой, а Боря плачет: «Богданчик, нам кушать нечего». Боря ходил на рынок, где знакомый мясник давал ему целую сумку костей вроде как для собаки. На самом деле мы из этих костей варили суп себе. Когда нечего было кушать, Боря на целый день уходил гулять по Киеву. Я волновалась, говорила: «Ты же голодный». А он: «Ничего, мне кто пирожок даст, кто булочку». Наверное, люди узнавали его и угощали.
Помогали простые люди
ОДНАЖДЫ в доме Брондуковых раздался звонок. Звонили из Харькова с телевидения. «Хотим снять сюжет о нашем любимом артисте». «Какой сюжет? — возмутилась жена. — Брондуков не двигается, не разговаривает…» И все-таки телевизионщики ее уломали. Приехали. И тут случилось неожиданное: увидев камеру, Борислав Николаевич сполз с кровати, встал на ноги и попытался сделать шаг. И вдруг заплакал — от бессилия. Харьковчане сняли его и сами разрыдались… Позже сюжет, снятый ими, показали по НТВ. И началось: простые люди звонили из Киева, Харькова, Донецка, Москвы, Петербурга, Нью-Йорка, Иерусалима… Звонившие негодовали: почему украинская пресса так долго молчала о том, что Брондуков в беде? Почему власти безразличны к народному артисту Украины? Интересовались, чем можно помочь. И помогали: не на словах — на деле. Екатерина Петровна очень радовалась тогда: «Теперь я могу готовить Бронечке не только морковные или свекольные котлетки, но и мясные, куриные, которые он так любит, могу купить даже киви, вкуса которых мы прежде не знали…»
* * *
ОН УМЕР в пять часов вечера. Екатерина Петровна: «В последние минуты жизни Бронечка открыл глазки и посмотрел на нас. У него скривило рот сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание остановилось, опять началось и снова прекратилось… Уже перед самой смертью он сильно-сильно зажмурил глазки, лицо стало пунцовым, потом бордовым-бордовым, потом синим-синим. Наверное, в этот момент синева пошла по всему телу. А потом Бронечка побелел… Расслабился, черты лица разгладились. Рот у него был открыт. Я ему быстро платком подвязала челюсть, чтобы он был красивенький. Лицо стало таким умиротворенным. И все…»
Сайт: NewsRU.com
Статья: Скончался известный комедийный актер Борислав Брондуков
Борислав Николаевич Брондуков родился в 1938 году в селе Дубава Киевской области. Окончил в Киеве строительный техникум. Работал прорабом на стройке, затем на заводе "Арсенал" и начал играть в народном театре. Там его увидел ректор Театрального института им. И. Карпенко-Карого, который предложил Брондукову поступить в институт. С 1965 года он начал работать актером на Киевской киностудии имени А.П.Довженко.
В качестве киноактера Борислав Брондуков дебютировал в 1962 году в фильме Сергея Параджанова "Цветы на камне". Позже он снялся более чем в 110 фильмах, в том числе в лентах "Афоня", "Осенний марафон", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Здравствуй и прощай", "Опасные гастроли", "Зеленый фургон", "Мы из джаза".
В кино Брондуков не играл главных персонажей. Он отказывался от центральных ролей, если они ему не нравились, и всегда мог, по его словам, из любого эпизода "сделать конфетку".
В 1995 году Брондуков стал первым лауреатом Государственной премии Украины имени Александра Довженко.
В 1984 году актер пережил первый инфаркт. Позже он перенес еще два инфаркта и операцию по удалению гематомы головного мозга. В 1997 году с Брониславом Брондуковым случился третий инфаркт, прервавший его актерскую карьеру. С тех пор актер не говорил и почти не двигался.
Последний раз на экране Брондуков появился в 1997 году в картине "Хиппиниада, или Материк любви", однако после третьего инсульта он не разговаривал и не вставал с кровати. За ним ухаживала жена Екатерина, сообщает РИА "Новости".
В последние годы из-за нехватки денег они переехали к родителям Екатерины в поселок под Киевом. Борислав и Екатерина Брондуковы воспитали двух сыновей - 25-летнего Богдана и 34-летнего Константина.
"Мы никогда не забудем образы, созданные Бориславом Брондуковым на экране", - сказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" народный артист СССР Олег Басилашвили.
По словам Басилашвили, "каждый образ, сыгранный этим прекрасным артистом, был точным слепком с определенного типа советской эпохи". "Он провел последние годы в полной нищете, ему практически никто не помогал, - отметил Басилашвили. - Хотелось, чтобы это трагическое событие заставило подумать нас о том, что все мы люди, и в нашем обществе, если мы хотим назвать его демократическим, необходимо тепло и внимательно относиться не только к тем, чьи физиономии мелькают на страницах прессы, но и к тем, кто уже не может работать".
"Борислав Брондуков производил впечатление очень чистого, светлого и доверчивого человека, - отметил народный артист РФ Игорь Костолевский. - Что бы он ни играл, он был замечательным артистом, а эту детскую чистоту и непосредственность я не забуду никогда".
Будучи в основном актером эпизода, Борислав Брондуков сумел оставить яркий след в истории кинематографа. Такое мнение высказал в интервью ИТАР-ТАСС известный режиссер Георгий Данелия, не раз снимавший замечательного артиста в своих картинах.
Выражая искренние соболезнования в связи с кончиной талантливого актера, режиссер рассказал, что с удовольствием сотрудничал с Бориславом Брондуковым. "Роли, которые он сыграл в моих фильмах, были не столь значительные, но очень запомнились зрителям, особенного его герой в "Афоне", - заметил Данелия. По его словам, "Брондуков был актером широкого амплуа, но, к сожалению, далеко не все грани его таланта были использованы".
"Этот артист был пластичен и музыкален, с ним легко и приятно работалось, но последние 20 лет мы практически не встречались", - сообщил режиссер и добавил, что в свое время придумал роль специально для Брондукова в фильме "Кин-дза-дза". "Но тогда Борислав Николаевич уже захворал и не мог сниматься, и я просто убрал его героя из сценария", - сказал Данелия.
Президент Украины Леонид Кучма направил соболезнование Екатерине Брондуковой в связи со смертью мужа.
"Всю свою жизнь Борислав Николаевич посвятил самоотверженному служению национальной культуре. Результатом его творческой деятельности стали непревзойденные роли, которыми восхищаются зрители Украины и зарубежья", - говорится в телеграмме соболезнования, сообщает пресс-служба главы украинского государства.
Украина чтит память народного артиста республики, актера Борислава Брондукова. "На Украине, да и в мировом измерении нескоро появится такой масштабный артист и светлейший человек, каким был Борислав Брондуков", - сказал народный артист Украины, член Союза кинематографистов страны и друг актера Иван Гаврилюк.
"Я ставлю его в один ряд с такими мастерами, как Сергей Параджанов и Леонид Быков. Говоря о Брондукове, я не смогу согласиться с утверждениями о том, что свято место пусто не бывает", - сказал актер.
Вспоминая последние годы жизни актера, Гаврилюк сказал, что они после инсульта 1997 года были особенно тяжелыми для Брондуковых. Артист не мог говорить и был прикован к постели.
Фильмография Борислав Брондуков
/Borislav Brondukov/
Актерские работы:
Цветок на камне [1962]
Кто вернется - долюбит [1966]
Бурьян [1966]
Каменный крест [1968]
Аннычка [1968]
Вечер накануне Ивана Купала [1968]
Гольфстрим [1968]
Если есть паруса [1969]
Комиссары [1969]
Опасные гастроли [1969]
Остров Волчий [1969]
Олеся [1970]
Сеспель [1970]
Шаг с крыши [1970]
Захар Беркут [1971]
Семнадцатый трансатлантический [1972]
Здравствуй и прощай [1973]
Черный капитан [1973]
Я служу на границе [1973]
Марина [1974]
Премия [1974]
Афоня [1975]
Побег из дворца [1975]
Дни Турбиных [1976]
Сто грамм для храбрости [1976]
Два капитана [1976]
Вдовы [1976]
"Сто грамм" для храбрости [1976]
Табор уходит в небо [1976]
Тревожный месяц вересень [1976]
Мимино [1977]
Юлия Вревская [1977]
Суета сует [1978]
Вас ожидает гражданка Никанорова [1978]
Подозрительный [1978]
Вавилон XX [1979]
Гараж [1979]
Осенний марафон [1979]
С любовью пополам [1979]
Санта Эсперанса [1979]
Кровавая надпись [1979]
Дульсинея Тобосская [1980]
О бедном гусаре замолвите слово [1980]
Король шантажа [1980]
Смертельная схватка [1980]
Охота на тигра [1980]
Крупный разговор [1981]
Проданный смех [1981]
Смотри в оба! [1981]
Осенняя дорога к маме [1981]
Спортлото-82 [1982]
Звездная командировка [1982]
Казачья застава [1982]
Падение кондора [1982]
Слезы капали [1982]
Мы из джаза [1983]
Дело для настоящих мужчин [1983]
Если верить Лопотухину... [1983]
Талисман [1983]
Я готов принять вызов [1983]
Если можешь, прости... [1984]
Осенний подарок фей [1984]
Батальоны просят огня [1985]
Опасно для жизни! [1985]
Подвиг Одессы [1985]
Прощай, зелень лета... [1985]
Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается [1986]
Зловредное воскресенье [1986]
Не забудьте выключить телевизор... [1986]
Хорошо сидим! [1986]
Раз на раз не приходится [1987]
Моя дорогая... [1987]
Грешник [1988]
Лапта [1988]
Светлая личность [1989]
Гол в Спасские ворота [1990]
Испанская актриса для русского министра [1990]
Небылицы про Ивана [1990]
Сэнит зон [Бля!] [1990]
И возвращается ветер... [1991]
И черт с нами! [1991]
Мелодрама с покушением на убийство [1992]
Удачи вам, господа! [1992]
Фанданго для мартышки [1992]
Четыре листа фанеры [4 листа фанеры] [1992]
Чича [1992]
Экстрасенс [1992]
Секретный эшелон [1993]
Трам-тарарам, или бухты-барахты [1993]
Тутэйшия [Местные] [1993]
Я сама [1993]
Капитан "Крокус" [1994]
Хиппиниада, или Материк любви [1997]
Тихий ужас [1999]
Автор: Владимир Грибанов
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Борислав Брондуков: невозмутимый недотепа
Родился он в далеком теперь 1938 году в небольшом селе неподалеку от Киева. Окончил горный техникум в столице Украины и стал работать на киевском заводе «Арсенал». Только в возрасте 23 лет он принял окончательное решение стать артистом и поступил на кинофакультет Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого. С 1965 года и, можно сказать, по сей день Брондуков — актер Киевской киностудии, хотя ему, как и другим мастерам экрана, довелось сниматься на многих студиях СССР.
Его дебют на экране состоялся еще в 1962 году, в картине знаменитого ныне на весь мир режиссера Сергея Параджанова «Цветы на камне», но первая роль заметного успеха актеру не принесла. Он сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши»… Однако впервые был отмечен публикой в ленте «Здравствуй и прощай», снятой в Ленинграде.
Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем — признание режиссеров. И хотя центральных ролей ему сразу не предлагают, силой своего таланта Брондуков даже в эпизодических ролях таких фильмов, как «Афоня», «Табор уходит в небо», «Премия», «Гараж», позже — «Осенний марафон», «Жестокий романс», запомнился и полюбился публике. И вот он играет главные роли, причем не совсем в своем амплуа: героя-любовника, пусть и слегка комичного, в картине «Вас ожидает гражданка Никанорова» вместе с блистательной Натальей Гундаревой и в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц вересень». Достается ему и большая роль полицейского инспектора в телесериале о Шерлоке Холмсе, где центральные роли исполняли Василий Ливанов и Виталий Соломин.
Героев Борислава Брондукова отличает внутренняя невозмутимость в сочетании с внешней активностью, которые всегда ведут к недоразумениям и абсурду. Человеческий тип очень узнаваемый, вносящий в течение жизни глупость и ахинею, но все же не столь зловещий, чтобы вызывать ненависть, зато вполне достойный насмешки. Актер очень точно угадал и выразил этот распространенный характер наших современников.
Последний раз на экране Борислав Брондуков появился в 1997 году, в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего у него случился третий инсульт, и ему стало трудно двигаться и разговаривать. В одной из телепередач показали тяжелую нынешнюю жизнь замечательного артиста — беспросветную нужду и забвение. К сожалению, у нас быстро забывают своих прежних кумиров.
Автор: Алексей Науменко
Сайт: Независимая Газета
Статья: О ТАКИХ ГОВОРЯТ – «ОН НАШ»
О популярности актера в первую очередь свидетельствуют слова его героев, «ушедшие в народ». И если вы услышите: «Настоящему джентльмену есть всегда что сказать», можете не сомневаться – перед вами поклонник Брондукова. В творчестве этого артиста вряд ли удастся насчитать и полдюжины главных ролей. Его популярность уникальна – она заработана вторыми ролями и эпизодами.
О Бориславе Брондукове (1938–2004), актере и человеке, рассказывает режиссер Александр Павловский. Брондуков сыграл в его фильмах «Зеленый фургон», «Светлая личность», «И черт с нами!».
-Александр Ильич, как вы познакомились с Бориславом Брондуковым?
– Поначалу я побаивался Борю. Тем более я знал слухи о нем из Киева – что он взрывной, обидчивый. И когда он приехал на съемки «Зеленого фургона», у нас долгое время проходила притирка.
Сразу возникла щепетильная этическая тема: на каком языке он будет разговаривать? Понятно, что он должен говорить по-украински. С другой стороны, это был фильм по заказу Центрального телевидения. Поэтому он должен был говорить по-украински, но на некоем суржике. Может быть, не на таком развязно-эстрадном, как говорит Данилко, а на том самом суржике, который действительно существует в селах южной Украины. Мы долго искали. Боре казалось, что это будет оскорбительно. Я долгое время думал, что Боря украинец, пока не узнал, что он русский, вырос на Севере, чуть ли не в Магадане – у него отец, кажется, был военным. Да и фамилия у него не украинская.
Наблюдая за его скованностью (особенно это проявлялось в общении с популярными артистами), я подумал, что, может, это было связано с тем, что он, к примеру, не герой-любовник… Но потом, когда мы уже познакомились, поговорили, сдружились, он открылся как очень нежный, трогательный, застенчивый человек.
– А на актерской игре эта скованность как-нибудь сказывалась?
– Нет. Наоборот, во время съемок Боря много чего предлагал. Раньше в «Зеленом фургоне» Габая в этой же роли играл Тарапунька-Тимошенко, и роль эта была разоблачительно-комедийная. А Борина роль очень трогательная. Мы с ним сознательно шли на это. Ведь в повести Козачинского роль была выписана как комедийно-фельетонная – роль милиционера-взяточника, выдающего «вещественные доказательства во временное пользование». Но когда я снимал Борю, то вспоминал его предыдущие роли, в которых он в первую очередь трогательный, а уже во вторую – смешной. А смешной он не потому, что комикует, а потому что он абсолютно достоверный. Это та абсолютная достоверность, которая становится смешной. Как у Никулина, Папанова, Саши Демьяненко – это артисты одного ряда.
Мы с Борей искали в его герое то, что называется «сермяжность», то есть некую народную правду. Его герой – обыкновенный маленький человек, которого заставили быть милиционером, дали ему эту винтовку… Он милиционером стал по той же причине, по которой отчасти и сейчас становятся. Это единственное место, где сельский человек, когда голод вокруг, может выжить и семью прокормить. И мы с Борей искали поведению его героя именно такое оправдание: надо накормить всех этих родственников, которые смотрят на него, как на начальника с винтовкой.
В картине есть эпизод, где Грищенко с Патрикеевым едут на телеге в Одессу, останавливаются где-то в плавнях и Грищенко в кальсонах купается с конем. Это не имело к сюжету никакого отношения. Просто было жарко, и лошадь повели купаться. А в том месте полно гадюк, и мы боялись туда входить – были в высоких сапогах, с палками… А Боря разделся до кальсон и говорит мне: «Сашко, а ну подывысь!..» Пошел к лошади и стал ее плескать. Он так сказал, потому что не любил ничего навязывать, просто показывал. Видимо, знал себе цену, понимал, что талантлив, знал, что это понравится режиссеру. И попадал в точку.
Боря предложил и финальный эпизод, когда арестованный Грищенко картошку на гауптвахте чистит, – такой итог всей его роли. В сценарии этой сцены не было. Когда мы поняли, что роль все равно получилась разоблачительной, а не трогательной, то придумали: сидит этот Грищенко уже без ремня, без винтовки, без всей этой бравости, сидит, согнувшись, картошку чистит и не знает своей дальнейшей судьбы. А ведь в то время на гауптвахте и шлепнуть могли. Это последнее, что осталось в картине, – трогательный, несчастный человек.
В картине «Светлая личность» обратите внимание на его фуражку – это Боря придумал. Фуражка у него надвинута на глаза, и глаз не видно. Костюмерша дала ему фуражку большего размера. Другой бы сказал: «Дайте другую – эта большая». А Боря вместо того взял и натянул ее на уши, а уши из-под нее вытащил: уши торчат, а козырек – на глазах. И сразу появилась необходимость ходить с задранным подбородком. И так со всеми и разговаривать. Боря очень обстоятельно относился к роли. Когда талантливо сыграна роль, то кажется, что это легко. На самом деле – наоборот: это значит, что все очень тщательно продумано и сделано, каждый нюанс. Это тоже талант.
– Вы изначально планировали Брондукова на роль Грищенко?
– Да. Только поначалу я побаивался, что он может повернуться и уехать. Мне так казалось. Возможно, он и сам побаивался того, как будет выглядеть в этой роли на Украине. И, видимо, побаивался не зря.
Это сейчас «Зеленый фургон» – классика, золотой фонд советского кино. А когда мы ее только закончили, все было по-другому. В газету «Правда» и в ЦК КПСС посыпались письма о том, что эта картина «порочит образ героической советской милиции», мол, наша милиция была не такой. И в первую очередь досталось Грищенко – «взяточнику и дурачку, ничего не умеющему». Тогда же на пленуме Союза кинематографистов Украины выступил первый секретарь Тимофей Левчук и в своем докладе понес по кочкам «Зеленый фургон». Тем более что был фильм «Рожденные революцией» – кино совсем про «другую» милицию.
И ругали нашу картину на уровне всего Советского Союза до тех пор, пока не пошел поток писем от настоящего зрителя.
– А когда вы поняли, что Брондуков вас признал?
– Поначалу у меня с ним были рабочие отношения: на съемках встречались, на съемках и прощались – мы как бы присматривались друг к другу. И долго не выпивали вместе. Это было связано еще и с тем, что я был очень занят. Но знал, что они с Димкой Харатьяном и с Костей Григорьевым, который играл начоперрота, собирались вечерами… А у меня все времени не было. Это же телевизионная картина – денег мало, а объем работы большой: в селе Нерубайское под Одессой мы целую рыночную площадь построили.
Но под конец съемок мы с Борей сблизились и уже выпивали…
– И песни пели?
– И песни пели, конечно. Боря – человек заводной. И, конечно же, не хватало… и, конечно же, бегали в магазин… и стали друзьями. Он у меня снялся еще в двух картинах – «Светлая личность» и «И черт с нами!». В последней Боря играет полковника – начальника городской милиции.
- Этот фильм довольно редко показывают…
- Здесь вот какая история. Эта картина – совместное производство Одесской киностудии и одного советско-канадского концерна. Финансировали картину канадцы. И картина вышла хорошая, и песни Дунаевского тоже. Одну из них Ельцин пел на перестроечных митингах на Красной площади. А история такая: в разгар перестройки сидели мы со сценаристом Игорем Шевцовым на первом Одесском фестивале «Золотой Дюк», на котором были и Коротич, и Мастроянни, – помпезный был фестиваль. Сидели мы, смотрели на это «торжество гласности», я Игорю и говорю: «Представляешь, что бы случилось, если бы Сталин сейчас проснулся и зашел сюда?» А Игорь: «Это же хороший сюжет!» Мы написали сценарий и сняли картину о том, как идет какой-то юмористический фестиваль в некоем городе Черноморске. Название взято из Ильфа и Петрова, но имелась в виду та же самая Одесса. И в разгар фестиваля в городе появляется Сталин… А в конце картины оказывается, что это сбежавший из психбольницы пациент.
Поначалу картина хорошо раскрутилась. Каждую неделю я ездил в Москву на очередной показ. Тогдашний председатель Верховного Совета РФ Хасбулатов показывал фильм Верховному Совету. Итальянская телекомпания РАИ-1 купила ее для показа на всю Европу. Картина была довольно дорогая. В ней звучит много песен, снималось огромное количество звезд. Лора Удовиченко, выйдя на площадку, посмотрела на все это и сказала: «Шурик, ты с ума сошел! Кто у тебя в массовке снимается?» А у меня в массовке снимались практически все комедийные актеры, которые в то время были у нас.
Но самое веселое началось потом. Мы сдаем картину в Госкино, а одна из редакторов говорит: «Да, хорошая картина, смешная… Жаль, что такого уже не может произойти в нашей стране!..» Она сказала это, я хорошо помню дату, 30 июня 1991 года.
А дальше был всем известный путч. Я был тогда в Москве, писал сценарий для следующего фильма. Мне звонят из Одессы и говорят, чтобы я пока туда не возвращался, потому что картину арестовали и увезли в одесское КГБ. В тот же день, 19 августа, ко мне приехал человек из Итальянского посольства и сказал: «У нас есть возможность вывезти картину на видеокассете в Европу через посольские каналы. И если переворот завершится победой ГКЧП, мы покажем ее по всей Европе. Но вы понимаете, что с вами будет…» А я и так понимал, что со мной будет: «Хуже не будет, так что возьмите и покажите». Ее вывезли, а уже через день вся эта история закончилась.
– Роль Брондукова в этом фильме почти немая…
- Я сразу понял, что в этой роли хочу снимать Борю, хотя и знал, что он уже плохо разговаривает. Это было после его второго инсульта.
– Говорят, что Брондуков был очень словоохотливый на площадке, всегда анекдоты рассказывал…
– Анекдоты, да… И не только на съемочной площадке. Он сперва приходит зажатый, сидит в гримерной и молчит. Но как только его «заденут» и он почувствует, что вписался в коллектив, что его признали, тут все – мешок анекдотов открывается. Анекдоты, случаи со съемочных площадок, истории из его жизни, детства – все, что угодно! Рассказчик он был замечательный. Не знаю, выступал ли он с эстрады, но встречи со зрителями наверняка были. Ведь достаточно на афише написать, что будет Брондуков, и зрители просто повалят.
Все его роли, начиная с «Афони», растасканы на цитаты!
Боря популярен был по той же причине, по которой была популярна троица Гайдая. О таких говорят – «он наш». И у любого народа есть такие персонажи. Это то, что Сталин называл «социально близкий». Конечно, зрители его любили. Это же отдельный персонаж в нашем кино! И притом, что у него, кажется, только две главные роли были – в «Каменном кресте» у Лени Осыки и в «Гражданке Никаноровой».
– Чего не любил Брондуков?
– Он очень оберегал свой внутренний мир. Терпеть не мог панибратства. А с панибратством лезли многие из-за того, что он маленький, смешной, «простецкий». Особенно на улице к нему многие лезли на «ты», бывало, даже с обидами: «Давай выпьем!» И он сразу зажимался. То же самое и в съемочной группе. Скажем, к Адомайтису же не «подкатишь» так, а к Боре почему-то многие приставали.
Наверно, многие люди лезли в его мир, думая, что Брондуков в жизни такой, как и на экране. А он не такой – он талантливый, умный, образованный, интеллигентный человек. Это он играет такого…
Борин внутренний мир не соответствовал его внешности. В этом и заключается глубина таких актеров, как Брондуков, Папанов или Демьяненко, их актерское достоинство. Кто-то, играя глупые роли, всем при этом демонстрирует, смотрите, мол, какой я умный играю эту глупую роль… Это водевильный ход из французской комедии, когда глупость демонстрируется. А Боря же не играл своих персонажей глупыми, он играл их абсолютно достоверными.
Автор: Кирилл Орлов
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Он был украшением любого фильма
«Эй, родственник, мне Афоня рубль должен!»
БОРИСЛАВ БРОНДУКОВ родился 1 марта 1938 года в селе Дубава Киевской области. Родители хотели назвать его Болеславом, но им сказали: «Такого имени нема, е Борислав». Когда Бронечке, так его звали дома, было 6 месяцев, он заболел коклюшем. Врачи вынесли приговор: «Ребенок не выживет». Отец понес мальчика к местной знахарке, и та посоветовала до восхода солнца носить его на болото. Каждое утро отец носил малыша к йодистым топям, и Бронечка выжил.
Профессиональным актером Борислав становиться не собирался. Окончил горный техникум в Киеве, работал на заводе «Арсенал» и играл в народном театре. Случайно его игру увидел ректор театрального института Николай Заднепровский. «Молодой человек, вам надо к нам», — сказал мэтр.
Дебют Брондукова на экране состоялся в 1962 году в картине Сергея Параджанова «Цветок на камне». Потом он сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши», «Здравствуй и прощай»… Постепенно от картины к картине он завоевывал сердца зрителей и признание режиссеров. Сила таланта Брондукова была такова, что, даже снимаясь в эпизодических ролях, он становился украшением любой картины. Достаточно вспомнить жениха из рязановского «Гаража» или роль алкоголика из «Афони»: «Эй, родственник, мне Афоня рубль должен!»
Брондуков всегда щепетильно относился к выбору ролей. Если ему предлагали большую роль в третьесортном фильме — отказывался. Все сценарии читал в туалете. У него всегда там лежала стопочка. Снялся он более чем в ста фильмах, но главных ролей у него всего четыре.
Он много переиграл разных дураков, лодырей и алкоголиков. А в жизни был человеком очень дисциплинированным и малопьющим.
«Говно ты, а не актриса»
КОГДА они встретились, Екатерине было 18 лет, Брондукову — 30. За его плечами уже был один брак, продлившийся всего месяц. У помощницы режиссера красавицы Марины оказалось тяжелое, неизлечимое психическое заболевание.
Екатерина Петровна: «Однажды подруга спросила: «А ты хотела бы поступить в театральный?» — «Я разве могу?» — «Конечно, там гораздо менее талантливые проходят». Подружке в то время нравился один актер, и она предложила: «Мой должен сегодня прилететь, поехали, встретим». В аэропорту я увидела двоих мужчин: один высокий, красивый, хорошо одетый. А рядом с ним невзрачный, с большим чемоданом. Я тогда подумала — носильщик.
Подруга уединилась со своим молодым человеком в сторонке, а мы остались с Бориславом. Мало того что он был нетрезвым, так еще стал ко мне подвигаться вплотную, чуть ли не обниматься. Я, пораженная таким хамством, сказала: «Как вам не стыдно? Вы же уже старый человек». Разгневанная, я подхожу к подруге и говорю: «Пойдем отсюда». А она мне: «Ты хочешь поступить в театральный? Борислав Николаевич тебе поможет». И действительно помог. Как выяснилось потом, он сразу в меня влюбился, я же поначалу не воспринимала его всерьез.
Это потом я поняла, какой он замечательный, и полюбила его. Он был не только большой души человек, но и очень обаятельный мужчина…» Поженились они в апреле 1969 года. Хотя в театральный институт Екатерина Петровна и поступила, актрисой она так и не стала. Да и муж этого не хотел. Говорил: «Говно ты, а не актриса». А она не обижалась. Где-то в глубине души в ней всегда жила уверенность, что будет нужна любимому Бронечке совсем не как актриса. Так оно и вышло.
Сгубили бедность и ощущение собственной ненужности
ЕКАТЕРИНА Петровна: «Это случилось ночью. Все спали. Вдруг Бронечка проснулся и пошел на кухню. Слышу, что-то разбилось. Думаю: «Ах, неаккуратный…» Его долго не было, потом пришел и лег. Но я почувствовала что-то странное. Он все время поднимал руку, а потом бросал ее, как плеть. Я встала, включила свет, вижу, Бронечка лежит с перекошенным ртом, ничего не в силах сказать. Начались «скорые». Одна, другая, третья. Забрали в больницу. Я тогда света белого не видела. У Бронечки отнялась речь. Я начала с ним заниматься сценической речью. И научила говорить заново. Он быстро стал поправляться, начал ходить на рыбалку… Это был 1985 год. А через семь лет у Бронечки случился второй инсульт прямо на железнодорожном вокзале, когда он покупал билет до Питера. Спешил на съемки. Его тут же привезли домой. Он еще сам сумел подняться на четвертый этаж.
Пришел и говорит: «У меня голова сильно болит». Три дня Бронечка был в коме. Я ночевала с ним в больнице на одной койке. Кормила его, помогала ходить. Дело пошло на поправку — он опять выкарабкался.
Третий инсульт настиг Брондукова в 1997 году. Тогда актер очень нервничал. Работы в кино практически не было. Родные уверены, что его подкосили бедность и ощущение собственной ненужности. Хотя Брондуковы и раньше не жили в полном достатке. У них не было машины, а единственной крупной покупкой за четверть века совместной жизни был мебельный гарнитур…
Екатерина Петровна: «В наше время многие мужчины сломались, потому что раньше были кормильцами, а потом стали немощными и никому не нужными. Никогда не забуду, как младший сын пришел домой, а Боря плачет: «Богданчик, нам кушать нечего». Боря ходил на рынок, где знакомый мясник давал ему целую сумку костей вроде как для собаки. На самом деле мы из этих костей варили суп себе. Когда нечего было кушать, Боря на целый день уходил гулять по Киеву. Я волновалась, говорила: «Ты же голодный». А он: «Ничего, мне кто пирожок даст, кто булочку». Наверное, люди узнавали его и угощали.
Помогали простые люди
ОДНАЖДЫ в доме Брондуковых раздался звонок. Звонили из Харькова с телевидения. «Хотим снять сюжет о нашем любимом артисте». «Какой сюжет? — возмутилась жена. — Брондуков не двигается, не разговаривает…» И все-таки телевизионщики ее уломали. Приехали. И тут случилось неожиданное: увидев камеру, Борислав Николаевич сполз с кровати, встал на ноги и попытался сделать шаг. И вдруг заплакал — от бессилия. Харьковчане сняли его и сами разрыдались… Позже сюжет, снятый ими, показали по НТВ. И началось: простые люди звонили из Киева, Харькова, Донецка, Москвы, Петербурга, Нью-Йорка, Иерусалима… Звонившие негодовали: почему украинская пресса так долго молчала о том, что Брондуков в беде? Почему власти безразличны к народному артисту Украины? Интересовались, чем можно помочь. И помогали: не на словах — на деле. Екатерина Петровна очень радовалась тогда: «Теперь я могу готовить Бронечке не только морковные или свекольные котлетки, но и мясные, куриные, которые он так любит, могу купить даже киви, вкуса которых мы прежде не знали…»
* * *
ОН УМЕР в пять часов вечера. Екатерина Петровна: «В последние минуты жизни Бронечка открыл глазки и посмотрел на нас. У него скривило рот сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание остановилось, опять началось и снова прекратилось… Уже перед самой смертью он сильно-сильно зажмурил глазки, лицо стало пунцовым, потом бордовым-бордовым, потом синим-синим. Наверное, в этот момент синева пошла по всему телу. А потом Бронечка побелел… Расслабился, черты лица разгладились. Рот у него был открыт. Я ему быстро платком подвязала челюсть, чтобы он был красивенький. Лицо стало таким умиротворенным. И все…»
Сайт: NewsRU.com
Статья: Скончался известный комедийный актер Борислав Брондуков
Борислав Николаевич Брондуков родился в 1938 году в селе Дубава Киевской области. Окончил в Киеве строительный техникум. Работал прорабом на стройке, затем на заводе "Арсенал" и начал играть в народном театре. Там его увидел ректор Театрального института им. И. Карпенко-Карого, который предложил Брондукову поступить в институт. С 1965 года он начал работать актером на Киевской киностудии имени А.П.Довженко.
В качестве киноактера Борислав Брондуков дебютировал в 1962 году в фильме Сергея Параджанова "Цветы на камне". Позже он снялся более чем в 110 фильмах, в том числе в лентах "Афоня", "Осенний марафон", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Здравствуй и прощай", "Опасные гастроли", "Зеленый фургон", "Мы из джаза".
В кино Брондуков не играл главных персонажей. Он отказывался от центральных ролей, если они ему не нравились, и всегда мог, по его словам, из любого эпизода "сделать конфетку".
В 1995 году Брондуков стал первым лауреатом Государственной премии Украины имени Александра Довженко.
В 1984 году актер пережил первый инфаркт. Позже он перенес еще два инфаркта и операцию по удалению гематомы головного мозга. В 1997 году с Брониславом Брондуковым случился третий инфаркт, прервавший его актерскую карьеру. С тех пор актер не говорил и почти не двигался.
Последний раз на экране Брондуков появился в 1997 году в картине "Хиппиниада, или Материк любви", однако после третьего инсульта он не разговаривал и не вставал с кровати. За ним ухаживала жена Екатерина, сообщает РИА "Новости".
В последние годы из-за нехватки денег они переехали к родителям Екатерины в поселок под Киевом. Борислав и Екатерина Брондуковы воспитали двух сыновей - 25-летнего Богдана и 34-летнего Константина.
"Мы никогда не забудем образы, созданные Бориславом Брондуковым на экране", - сказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" народный артист СССР Олег Басилашвили.
По словам Басилашвили, "каждый образ, сыгранный этим прекрасным артистом, был точным слепком с определенного типа советской эпохи". "Он провел последние годы в полной нищете, ему практически никто не помогал, - отметил Басилашвили. - Хотелось, чтобы это трагическое событие заставило подумать нас о том, что все мы люди, и в нашем обществе, если мы хотим назвать его демократическим, необходимо тепло и внимательно относиться не только к тем, чьи физиономии мелькают на страницах прессы, но и к тем, кто уже не может работать".
"Борислав Брондуков производил впечатление очень чистого, светлого и доверчивого человека, - отметил народный артист РФ Игорь Костолевский. - Что бы он ни играл, он был замечательным артистом, а эту детскую чистоту и непосредственность я не забуду никогда".
Будучи в основном актером эпизода, Борислав Брондуков сумел оставить яркий след в истории кинематографа. Такое мнение высказал в интервью ИТАР-ТАСС известный режиссер Георгий Данелия, не раз снимавший замечательного артиста в своих картинах.
Выражая искренние соболезнования в связи с кончиной талантливого актера, режиссер рассказал, что с удовольствием сотрудничал с Бориславом Брондуковым. "Роли, которые он сыграл в моих фильмах, были не столь значительные, но очень запомнились зрителям, особенного его герой в "Афоне", - заметил Данелия. По его словам, "Брондуков был актером широкого амплуа, но, к сожалению, далеко не все грани его таланта были использованы".
"Этот артист был пластичен и музыкален, с ним легко и приятно работалось, но последние 20 лет мы практически не встречались", - сообщил режиссер и добавил, что в свое время придумал роль специально для Брондукова в фильме "Кин-дза-дза". "Но тогда Борислав Николаевич уже захворал и не мог сниматься, и я просто убрал его героя из сценария", - сказал Данелия.
Президент Украины Леонид Кучма направил соболезнование Екатерине Брондуковой в связи со смертью мужа.
"Всю свою жизнь Борислав Николаевич посвятил самоотверженному служению национальной культуре. Результатом его творческой деятельности стали непревзойденные роли, которыми восхищаются зрители Украины и зарубежья", - говорится в телеграмме соболезнования, сообщает пресс-служба главы украинского государства.
Украина чтит память народного артиста республики, актера Борислава Брондукова. "На Украине, да и в мировом измерении нескоро появится такой масштабный артист и светлейший человек, каким был Борислав Брондуков", - сказал народный артист Украины, член Союза кинематографистов страны и друг актера Иван Гаврилюк.
"Я ставлю его в один ряд с такими мастерами, как Сергей Параджанов и Леонид Быков. Говоря о Брондукове, я не смогу согласиться с утверждениями о том, что свято место пусто не бывает", - сказал актер.
Вспоминая последние годы жизни актера, Гаврилюк сказал, что они после инсульта 1997 года были особенно тяжелыми для Брондуковых. Артист не мог говорить и был прикован к постели.
Фильмография Борислав Брондуков
/Borislav Brondukov/
Актерские работы:
Цветок на камне [1962]
Кто вернется - долюбит [1966]
Бурьян [1966]
Каменный крест [1968]
Аннычка [1968]
Вечер накануне Ивана Купала [1968]
Гольфстрим [1968]
Если есть паруса [1969]
Комиссары [1969]
Опасные гастроли [1969]
Остров Волчий [1969]
Олеся [1970]
Сеспель [1970]
Шаг с крыши [1970]
Захар Беркут [1971]
Семнадцатый трансатлантический [1972]
Здравствуй и прощай [1973]
Черный капитан [1973]
Я служу на границе [1973]
Марина [1974]
Премия [1974]
Афоня [1975]
Побег из дворца [1975]
Дни Турбиных [1976]
Сто грамм для храбрости [1976]
Два капитана [1976]
Вдовы [1976]
"Сто грамм" для храбрости [1976]
Табор уходит в небо [1976]
Тревожный месяц вересень [1976]
Мимино [1977]
Юлия Вревская [1977]
Суета сует [1978]
Вас ожидает гражданка Никанорова [1978]
Подозрительный [1978]
Вавилон XX [1979]
Гараж [1979]
Осенний марафон [1979]
С любовью пополам [1979]
Санта Эсперанса [1979]
Кровавая надпись [1979]
Дульсинея Тобосская [1980]
О бедном гусаре замолвите слово [1980]
Король шантажа [1980]
Смертельная схватка [1980]
Охота на тигра [1980]
Крупный разговор [1981]
Проданный смех [1981]
Смотри в оба! [1981]
Осенняя дорога к маме [1981]
Спортлото-82 [1982]
Звездная командировка [1982]
Казачья застава [1982]
Падение кондора [1982]
Слезы капали [1982]
Мы из джаза [1983]
Дело для настоящих мужчин [1983]
Если верить Лопотухину... [1983]
Талисман [1983]
Я готов принять вызов [1983]
Если можешь, прости... [1984]
Осенний подарок фей [1984]
Батальоны просят огня [1985]
Опасно для жизни! [1985]
Подвиг Одессы [1985]
Прощай, зелень лета... [1985]
Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается [1986]
Зловредное воскресенье [1986]
Не забудьте выключить телевизор... [1986]
Хорошо сидим! [1986]
Раз на раз не приходится [1987]
Моя дорогая... [1987]
Грешник [1988]
Лапта [1988]
Светлая личность [1989]
Гол в Спасские ворота [1990]
Испанская актриса для русского министра [1990]
Небылицы про Ивана [1990]
Сэнит зон [Бля!] [1990]
И возвращается ветер... [1991]
И черт с нами! [1991]
Мелодрама с покушением на убийство [1992]
Удачи вам, господа! [1992]
Фанданго для мартышки [1992]
Четыре листа фанеры [4 листа фанеры] [1992]
Чича [1992]
Экстрасенс [1992]
Секретный эшелон [1993]
Трам-тарарам, или бухты-барахты [1993]
Тутэйшия [Местные] [1993]
Я сама [1993]
Капитан "Крокус" [1994]
Хиппиниада, или Материк любви [1997]
Тихий ужас [1999]