"Кровавый алмаз"
Название фильма: | Кровавый алмаз |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Blood Diamond | ||
Жанр: | приключения | ||
Режиссер: | Эдвард Цвик | ||
В ролях: | Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio), Дженнифер Коннелли (Jennifer Connelly), Джимон Хунсу (Djimon Hounsou), Арнольд Вослу (Arnold Vosloo), Майкл Шин (Michael Sheen) | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Премьера в России 1 февраля 2007
Трейлеры на Apple.com, Yahoo!
Прокатчик: Каро премьер
143 минуты
Примечание:
Номинации:
Золотой глобус 2007 - Лучший актёр (драма): DiCaprio Leonardo
Оскар 2007 - Лучшая мужская роль второго плана: Hounsou Djimon
Оскар 2007 - Лучшая мужская роль: DiCaprio Leonardo
Оскар 2007 - Лучшая операторская работа: Zsigmond Vilmos
Оскар 2007 - Лучший звукорежиссёр: Bender Lon
Оскар 2007 - Лучший миксинг: Behlmer Anna; Nelson Andy; Sharrock Ivan
Оскар 2007 - Лучший монтаж: Rosenblum Steven
Дополнительная рецензия:
Рецензия(и):
Не ходите, дети, в Африку гулять.
Старый стишок
Отлично снятая политинформация.
Кот Бублик
Эдвард Цвик еще в "Последнем самурае" показал, что он умеет снимать качественное приключенческое кино с явным морализаторским оттенком, причем если с приключениями - все в порядке, то морализаторство более смахивает на политинформацию советских времен: все очень напыщенно, очень по шаблону и, в общем, явно не впечатляет. "Кровавый алмаз" от "Последнего самурая" в этом плане недалеко улетел, но, прежде чем начну делиться впечатлениями, давайте кратенько о сюжете.
Африка, 1999 год. Проблемный континент, терпящий неслыханные лишения - в основном из-за неразвитых производства и экономики, а также из-за постоянных царьков-тиранчиков и руководителей повстанческих армий, которые, в свою очередь, мечтают стать царьками-тиранчиками, а сколько они народу из-за этого положат - на эту тему никто не задумывается, потому что это Африка, сынок, такова Африка.
Особенно тяжко живется простым африканцам в тех краях, где наружу выходят кимберлитовые трубки, являющиеся, как известно, источниками бриллиантов. Это только в цивилизованных странах бриллианты - лучшие друзья девушек. В Африке бриллианты - лучшие друзья международных картелей, а также тех самых царьков и тех самых повстанцев - все они используют рабский труд для добывания камней, и все они стремятся заработать кучу денег, чтобы свалить к чертовой матери из этой Африки куда-нибудь подальше.
Соломон Вэнди (Джимон Хонсу) - простой рыбак, живущий в Сьерра-Леоне. Он со своей семьей ведет полунищенское существование, но мечтает о том, что его сын Диа выучится в школе и станет врачом. Впрочем, все эти надежды были грубо разбиты бандитами-повстанцами: самого Соломона сделали рабом на алмазных приисках, а его сына забрали в повстанческую армию, где с помощью профессионального промывания мозгов, подкрепленного изрядной долей наркотиков, из Диа делали солдата "народно-освободительной армии".
Случилось так, что Соломон нашел, а потом и сумел закопать розовый бриллиант в сто каратов, стоящий целое состояние. Но на прииски напали правительственные войска, и Соломон был схвачен и отправлен в тюрьму. В тюрьме некий Дэнни Арчер (Леонардо Ди Каприо) - белый, родившийся в Родезии - узнал о бриллианте и теперь пытается уговорить Соломона показать место, где зарыто подобное сокровище. Разумеется, Арчер не собирается делиться с Соломоном. Он планирует отдать бриллиант своему бывшему командиру полковнику Коэтци (Арнольд Вослоу), чтобы расплатиться за старые бриллиантовые долги-грешки, после чего свалить из этой Африки к чертовой матери.
Соломон взамен требует от Арчера найти его утраченную семью: жену с двумя детьми и сына Диа, который находится в лагере повстанцев. По пути к ним примыкает американская журналистка Мэдди Боуэн (Дженнифер Коннелли) - она приехала в Африку из Афганистана и пишет серию статей в глянцевые журналы о бедственном положении коренного населения и о том, что вытворяют на этом континенте алмазные картели.
***
С приключенческой точки зрения с кино - все в порядке. Герои постоянно попадают из огня в полымя, а одна проблема сменяется другой, еще более сложной. При этом у каждого из них своя четкая линия: несчастный рыбак озабочен только тем, чтобы разыскать свою семью; Арчер, как циничный охотник за приключениями, уверенно идет по следу алмаза и, в общем, только этим и озабочен; а Мэдди, будучи журналисткой-писфулисткой (от слова peaceful), все время произносит правильные речи о том, что людям должно быть не все равно, что в Африке творится что-то жуткое и с этим нужно что-то делать, что алмазные картели совсем обнаглели и, если в Европе перестанут покупать эти кровавые алмазы, возможно, в Африке станет полегче.
Напряжение в фильме нагнетается очень грамотно, за героев по-настоящему переживаешь, правительственные войска, которые от повстанческой армии в действительности мало чем отличаются, показаны почти такими же выродками, а сама повстанческая армия показана во всей красе - убийства мирных жителей, рубка рук для устрашения, детей-школьников делают солдатами-убийцами, мужчин превращают в рабов и отправляют их трудиться на алмазных копях.
Все это, с одной стороны, выглядит достаточно эффектно и даже шокирующе, но с другой - своей цели, кроме как чисто приключенческой, не достигает. Журналистка Мэдди один раз сама произносит эти слова, что-то вроде: "Мы можем показать фотографии этих ужасов - детей со вздутыми животами, вокруг которых летают полчища мух, школьников-убийц с ружьями, рабов на копях. Но это ничего не изменит. Возможно, кто-то при этом выпишет чек на сотню фунтов. И все. Алмазы по-прежнему будут добываться в таких ужасающих условиях, и их по-прежнему будут покупать в Европе".
Что хотел сказать Цвик этим фильмом? Он хотел убить сразу двух зайцев. А точнее, выстрелить из двух стволов по "Оскару". Сделать эффектный приключенческий боевик и показать Проблему. С приключениями у него, в общем, вполне получилось - фильм сделан очень качественно. С Проблемой - на мой взгляд, разумеется - почти нет. Ну да, эти африканские ужасы показаны и старательно педалируются. Ну да, в конце Цвик, как это ему было свойственно и в "Последнем самурае", нагнал слюнявого пафоса по самые уши - странно только, что он не показал, как по всему Лондону люди выходят на улицы, срывают с себя горсти бриллиантов и топчут их ногами.
Все эти истории с алмазными картелями в фильме показаны на уровне советской политинформации. Только, в отличие от советских времен, здесь все эти подлые капиталисты-угнетатели по именам старательно не называются. Думаете, где-нибудь в фильме звучит слово "Де Бирс" и вообще упоминается Южная Африка? Черта с два, там фигурирует какая-то выдуманная голландская фирма, которая сначала держит в стальном кулаке все правительство Великобритании, а потом, под давлением одной журналистки, напечатавшей в очень глянцевом журнале фотографию подлинного Ди Каприо, и бывшего рыбака, надевшего костюм, фирма плачет горючими слезами и получает пинок от внезапно (ах!) прозревшего правительства.
На деле же вся постановка Проблемы - очень старательно просчитанное фуфло. Из серии "они оценят, что я не только боевик сделал, но и озаботился социальными проблемами". Они, кстати, оценили - аж пять номинаций на "Оскар" (правда, ни одной победы). А я - не оценил. Вот такая я бездушная скотина. А потому что не волнует Цвика эта Африка ни на грамм. Ему бы "Оскара" отхватить. Так что он тоже - бездушная скотина. Которая, в отличие от меня, умеет снимать приключенческие боевики.
Вот, например, в том же "Преданном садовнике", который мне, кстати, совершенно не понравился, об Африке говорили совершенно по-другому. Там тоже было много натяжек и нелепостей, но там была безнадега - она чувствовалась, она сквозила по всему фильму. Там было видно, что людям, которые делают этот фильм, не все равно. Потому что Фернанду Майреллиш (снявший, между прочим, "Город бога") - это не Эдвард Цвик.
Но вернемся к чистой кинематографии - приключениям в поисках кровавого алмаза. Актерские работы - очень хорошие. Леонардо Ди Каприо, наконец, заматерел настолько, что роли охотника за приключениями в его исполнении смотрятся уже вполне эффектно и не вызывают никаких вопросов. Кроме того, похоже, что именно сам актер, вопреки сценарию и режиссерскому пафосу, вывел линию своего Арчера максимально, насколько это было возможно в данном случае, честно: никаких тебе слюней, здоровый цинизм, четкая упертость в цель и наплевательское отношение ко всем этим кафирам, которых он, в общем-то, презирает. Да, его по сценарию заставили выступить из серии "отец алкоголик, сестра проститутка, мама бросилась с моста над Влтавой", но он даже с этим эпизодом справился вполне цинично, за что ему большое спасибо.
Дженнифер Коннелли (маленькая Дебора из "Однажды в Америке", если кто не знает) - хороша! Персонаж у нее достаточно шаблонный и схематичный, но Дженнифер даже в этой ситуации сумела найти какие-то интересные краски - Мэдди получилась вполне запоминающаяся.
Джимон Хонсу (он играл Джубу в "Гладиаторе") тоже понравился. В роли убитого горем отца он совершенно не пережимает, играет очень достоверно. В эпизоде, когда тихий-мирный Соломон озверел настолько, что пошел мочить лопатой урода из повстанческой армии, Хонсу был просто великолепен.
Ну и очень порадовало появление харизматичнейшего Арнольда Вослоу (Имхотеп из фильмов "Мумия" и "Мумия возвращается") в роли полковника Коэтци. У него там только три эпизода, но посмотреть на Вослоу - большое удовольствие.
Резюмирую. Неплохой приключенческий боевичок с хорошими актерскими работами и тщательно просчитанным - оттого фальшивым - пафосом. Посмотреть вполне можно. Но свои бриллианты после просмотра этого фильма вы в помойку не выкинете, можете не беспокоиться.
(c) Alex Exler