"Пенелопа"
Название фильма: | Пенелопа |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания — США | ||
Английский: | Penelope | ||
Жанр: | комедия / драма / фантастика | ||
Режиссер: | Марк Палански | ||
В ролях: | Кристина Риччи, Джеймс МакЭвой, Кэтрин О'Хара, Риз Уизерспун, Питер Динклэйдж, Ричард И. Грант, Саймон Вудс, Ронни Анкона, Ник Фрост, Берн Горман, Найджел Хэйверс, Джиллиан Хенри, Ленни Хенри, Пол Херберт, Ричард Лиф | ||
Год выпуска: | 2006 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
На родившуюся в благополучной семье Пенелопу наложено древнее семейное проклятие, которое может быть снято только, если ее полюбит кто-то "такой же, как она". Скрытая от человеческих взглядов в огромном особняке, она вынуждена бесконечно встречаться с богатыми юношами, которых выбирают ее родители в надежде выдать дочку замуж и разбить проклятие.
Рыльцем не вышла
Рецензия на фильм Пенелопа
В первые же минуты после вступительных титров полнометражного дебюта Марка Палански за кадром звучит девичий голос: «Мои родители не знали нужды...» И верно, родители юной Пенелопы Уилхерн (Кристина Риччи), впрочем, как многие другие предыдущие поколения Уилхернов, жили припеваючи. Но как-то раз один из представителей аристократического рода положил глаз на неподобающую ему по статусу барышню, но родственники быстро дали ему понять, что к чему. А барышня возьми да и наложи на себя руки. И с этого момента раскидистое генеалогическое древо начал подтачивать червяк проклятия: первая же родившаяся в семье Уилхернов девочка должна была серьезно поплатиться за грехи предков. Долгие поколения в семействе рождались исключительно мальчики, и о проклятии стали подзабывать. Но у миссис Уилхерн (Катрин О'Хара) родилась Пенелопа. И оказалось, что все всерьез. Очаровательная во всех отношениях девочка родилась со свиным пятачком вместо носа, и благополучная жизнь пошла наперекосяк. Отцу Пенелопы (Ричард Грант) пришлось на веки вечные отказаться по утрам от любимого бекона в пользу отвратительной овсянки, саму девочку объявили умершей, якобы кремировали и на веки вечные посадили под замок, и только невозмутимый дворецкий Джейк (Майкл Фист), играя с малышкой, то и дело срывался на шуточки про ростбиф. А приглашенный хирург с места в карьер отмел вариант пластической операции, потому что (и это, видимо, тоже подразумевалось проклятием) сонная артерия у малышки проходит аккурат через пятачок. Шли годы, Пенелопа росла взаперти в роскошном особняке, и единственным ее развлечением оставались беседы сквозь полупрозрачное стекло с многочисленными женихами, у которых Уилхерны брали подписку о неразглашении. Пенелопу непременно надо было выдать замуж, ибо развеять злые чары может только одно: если кто-нибудь равный Уилхернам по знатности когда-нибудь согласится взять бедняжку в жены. Надежды на это, впрочем, остается все меньше и меньше: как только дело доходило до смотрин, претенденты предпочитали с воплями выбрасываться из окна. Но тут на горизонте появился некто Джонни (Джеймс Макэвой), картежник и выпивоха, который из окна не выпрыгнул. А наоборот, пришел на следующий день. И на следующий тоже...
Во что до самого конца не верится, так это в то, что в основе «Пенелопы» не лежит какая-то очень хорошая, но почему-то до сих пор не переведенная у нас англосаксонская детская книжка, вроде сказок Роальда Даля или Лемони Сникета. Но нет - в финальных титрах никаких ссылок на первоисточник нет, поэтому приходится признать, что всю эту историю от начала до конца придумал один-единственный сценарист Лесли Кэйвени, до сих пор известный исключительно телевизионными работами. Честь ему и хвала. Более симпатичной, трогательной и одновременно язвительной сказки для всех возрастов на экране не появлялось давно. Источники вдохновения Кэйвени очевидны - это ранний Тим Бартон и его фильмы о романтических изгоях (по аналогии с «Эдвардом Руки-Ножницы» фильм можно было бы назвать «Пенелопа - Нос-Пятачок», да и в судьбах Пенелопы и Человека-Пингвина из «Возвращения Бэтмена» можно найти немало общего); черные комедии об эксцентричных ячейках общества (Риччи в свое время блистательно сыграла Уэнсди в безупречном по сию пору «Семействе Аддамс»); сказки навыворот - от «мало кем у нас виденной и любимой «Принцессы-невесты» до поголовно обожаемого «Шрека». Находится тут место и для неизменной для британской детской литературы и кино пусть адаптированной, но все равно очевидной патологии - вроде глазированных детей из «Вили Вонки» или бородавки няни Макфи в «Моей ужасной няне»: все-таки как ни крути, а девушка со свиным рыльцем - это не особенно-то здорово (ударение в последнем слове можно ставить как на первый, так и на последний слог). Но при всем при этом это абсолютно оригинальный и удивительный мир (особенно это становится понятно, когда Пенелопа по своей воле оставляет родной дом и, прикрывшись шарфом, отправляется изучать совершенно неизвестный для нее окружающий мир, где находит себе подружку в лице разбитной Энни («Блондинка в законе» Риз Уизерспун, на сей раз забывшая о своем суперзвездном статусе и упоенно играющая вторую скрипку). Хотя и здесь можно провести своеобразную параллель со второй серией «Бэйба», где говорящий поросенок оказывался в сюрреалистическом городе, но сравнение с «Бэйбом» по нашим временам - это почти что орден.
Разумеется, будет тут и свадьба. И чары развеются в конце концов самым наилучшим образом. И сонная артерия отныне будет проходить именно там, где ей полагается. Но предугадать, как именно это произойдет, практически невозможно - выдумка и изобретательность авторов заставит не раз и не два восторженно хлопнуть себя по лбу. «Пенелопа» - смешной, умный и невероятно трогательный фильм, каких давно уже не делали. Так что ближе к концу автор этих строк волей-неволей вынужден был прослезиться (точно так же, как сидящие неподалеку юные представительницы готической субкультуры, пришедшие на фильм, явно соблазнившись былыми, куда более инфернальными ролями Риччи, но в итоге хлопавшие весь фильм, что первоклашки на новогоднем утреннике).
Был бы вместо носа пятачок - похлюпал бы и им.
Станислав Ростоцкий
Время новостей Ру
Кристина Риччи осталась с носом
Знатное английское семейство Вильхерн (Кэтрин О'Хара и Ричард И. Грант) в ужасе: их хорошенький младенец превратился в хорошенького поросенка. Богатые родители тоже плачут и, скорее, готовы признать свою дочь мертвой, чем уродливой, тем более что уродство навлечено семейным проклятием и, значит, неоперабельно. Чтобы спрятать Пенелопу (Кристина Риччи) от назойливых журналистов, аристократические мама и папа запирают ее в мрачном особняке и окружают всякими диковинами под стеклянными колпаками.
Проклятие может быть снято, если Пенелопу полюбит кто-то, принадлежащий ее кругу. В должный момент перед тонированным стеклом комнаты богатой наследницы, как подозреваемые, начинают появляться один за другим юноши, бедные, но из высшего общества. Однако препятствием между ними и Пенелопой все время встает не только стекло, но и нос. Наконец, "гениальный сыщик" и пройдоха-репортер Лемон (превосходная роль Ричарда Динклейджа) находит продувшегося игрока Макса (Джеймс МакАвой) и выдает его за очередного претендента. Макс получает задание завоевать доверие Пенелопы и добыть сенсационный снимок ее сказочно ужасного лица.
Как только влюбленная Пенелопа узнает о двуличии своего избранника, она пускается в бега – на поиски своей истинной сущности и внутренней красоты. Она хотя и голубой крови, но нос не задирает, и потому быстро находит себе друга в лице курьера Энни (Риз Уизерспун), которая гоняет на скутере и за словом в карман не лезет. Историю о проклятии она превращает в историю о том, как идти судьбе навстречу, держать нос по ветру и эту судьбу изменять.
"Пенелопа" – не претендующая на оригинальную мораль сказка для взрослых. Впрочем, морали и положено быть банальной, а взрослым тоже иногда нужно напоминать, что чудеса случаются. Бывают, например, на свете чудесные актеры, которые чудесным образом собираются вдруг в одном и том же фильме. Кристина Риччи, после ее мучительных диет и операции по уменьшению груди, идеально подходит на роль девушки, которая учится принимать себя такой, какая есть. Джеймс МакАвой в прошлом году был признан лучшим новичком британского кино – после роли мистера Тумнуса в "Хрониках Нарнии". Хотя продюсер Риз Уизерспун и считается главной киноблондинкой с мозгами, не утихли еще предположения, что и ей помешало бы подправить что-нибудь в своей внешности. Уизерспун в роли Энни переигрывает Риччи, зато Кристина, за которой всегда будет маячить бледное личико Венсдей из "Семейки Аддамс", выигрывает по части костюмов. Дуэт Риччи – Уизерспун – из лучших комических дуэтов, дуэт Риччи–МакАвой – не худшая экранная пара.
Дух сказочников Тима Бертона и Барри Зонненфельда витает не только над головой Риччи-Пенелопы. Оператор Мишель Аматье, снявший волшебный мир Эмира Кустурицы в "Жизнь как чудо", здесь вступает на территорию Бертона с его волшебными, гиперреальными цветами и превращает английские пейзажи в сумрачную сказку.
Сценарист Лесли Кавени, ответственная за демократичность шуток "Пенелопы", получила "Эмми" вместе с остальными сценаристами сериала "Все любят Рэймонда". Этот сериал, как мы теперь знаем из другой летней комедии, "Немного беременна", похож на супружескую жизнь, только смешнее и короче. "Пенелопа" похожа на "Шрека" наоборот или на "Красавца и чудовище", если чудовищным можно считать милый поросячий носик Пенелопы. Только "Пенелопа" добрее и задорнее, и к тому же обходится без дурацких песен и Эдди Мерфи.
В этой сказочной команде только у режиссера Марка Палански самая известная работа – работа ассистентом Майкла Бэя на "Перл-Харборе", и тем чудеснее, что ему удалось собрать все киноингредиенты "Пенелопы" и удержать их на своих местах. С плохого начала понятно, что все кончится хорошо, но, наученные примером "Шрека", зрители "Пенелопы" задают себе один вопрос: останется ли она с носом?
Наталья Рябчикова
Утро Ру
Всем есть дело до свиньи
Газета.ру
Один викторианский джентльмен отрекся от возлюбленной служанки, та сверзнулась с обрыва вниз башкой, а юноша был отмщен ее мамашей-ведьмой, наложившей проклятие на всех девушек по фамилии Уилхерн. Уилхерны, однако, предпочитали размножаться мальчиками, но лет эдак через сто, то есть где-то в наше время, появилась на свет и девочка, чары сработали, и правнучка незадачливого джентльмена была превращена, вообще-то говоря, в свинью. То есть вплоть до подбородка девушка получилась комильфо, а всем, что повыше, развилась в абсолютнейшую копию Мисс Пиги. Кто не помнит – мечтательная хрюшка из «Маппет Шоу», сохнувшая по лягушонку Кермиту. Понятно, что с замужеством у девушки возникли проблемы, и она, сбежав из дома, отправилась искать свою судьбу.
Треугольные розовые ушки главной героини брать в расчет не будем – с ними авторы быстро наигрались, внимания акцентировать не стали и где-то к середине сказки сдали обратно реквизиторам или сварили холодец. Главное здесь, конечно, пятачок, наиболее умилительная часть свиньи. Самое же главное, что пятачок пересадили бесшовным методом на замечательную мордашку Кристины Ричи. Учитывая, что у последней, как известно, уже наблюдается некоторая курносость, лицо звезды убедительно и совершенно бесконфликтно эволюционировало к полноценному свиному рыльцу.
Поиграв в прятки минут, наверное, пять, зрителя долго не томят, и Ричи с рыльцем ему наконец показывают в режиме «полного экрана».
Первая реакция – молчаливо-созерцательная – сменяется желанием сделать то же самое, что и женихи мисс Уилхерн: рассмотрев невесту повнимательней, молодые люди делали в гостиной стремительный разбег и прыгали пачками из окон фамильного особняка, как старухи Хармса. Но если не поддаваться панике, то окажется, что Кристине Ричи рыльце, что называется, к лицу. Замечательное рыльце. Сотрется в память мораль и подробности интриги, поникнет муза кино, исчезнет, быть может, понятие «свинина», а пятачок останется… И когда мисс Уилхерн сбрасывает ведьминский наговор, и нам показывает героиню, как она есть, в такую Ричи верится с трудом. Пятачок требуем вернуть. Договориться бы еще с реквизиторами, оставить актрисе эту штуку навсегда. Вставлять в нее, предположим, штепсель, подзаряжаться положительной энергией.
Многое сказано о магии экрана, языке кино и пр., но такого опыта, когда на экране – девушка-свинья, а чувствуешь себя прекрасно, не предлагал, кажется, никто и никогда.
Талантливый подлец Марк Палански, режиссер-дебютант, обскакал здесь на поросенке чуть ли не главного специалиста по всяческим чудо-трансформациям Тима Бертона. Скрестите Бертона с викторианским ситкомом, все вместе – с «Маппет Шоу», и выйдет «Пенелопа»: с древнегреческими женихами, Бэйбом на лице и поисками самого себя. Палански травит байку, в которую верится легко: девушки – свиньи, а просто девушками становятся и без поцелуев принца, когда сами захотят. Из викторианского цилиндра выпрыгивают карлик-папараци, принц-картежник и богатый негодяй – всем есть дело до свиньи. Параллельно стреляет репликами от бедра – это совершенно английская комедия, где половина острот застревает в переводе.
На следующей неделе покажут еще одну сказку – «Звездную пыль» по Нилу Гейману, и сравнение двух фильмов никак не обойти. Почему одни завезут целую гору специальной глины, утыкают ее волшебными палочками, на палочки водрузят бумажки с магическими заклинаниями, а голема у них не получается, хоть тресни? Другим же достаточно припечатать глину свиным пятачком, и нате – завертелась сказка, а зритель похрюкивает от удовольствия. Год свиньи, наверное.
Вадим Забелин
Еще рецензия:
Пенелопа – девушка из аристократической семьи. Далекий предок Пенелопы совершил чудовищный поступок – отверг любовь девушки-простушки, вследствие чего бедняжка покончила с жизнью. Мать покойной девушки была ведьмой и наложила проклятье на род этого мужчины: первая родившаяся в нем девочка будет иметь вместо лица свиное рыльце, и только настоящая любовь человека из ее круга способна разрушить проклятие. Первой девочкой в роду оказалась Пенелопа (Кристина Риччи).
Эта романтическая комедия должна прийтись по душе девочкам школьного возраста. Во всяком случае, когда я была на просмотре фильма, аудитория состояла исключительно из девочек лет 11-17. Фильм и правда подходит данной возрастной группе. Ведь он повествует о молодой девушке, которая учится любить и принимать себя такой, какая она есть. Ей приходится смириться со своим главным недостатком – свиным пятачком. Пенелопа любит себя такой, какой ее создала природа. И молодой человек Макс (Джеймс МакЭвой) полюбит девушку за ее прекрасную душу. Очень назидательная история с подтекстом: любите себя такими, какие вы есть; ведь даже Пенелопа смогла это сделать, несмотря на лицо свиньи, в сравнении с ее недостатком ваши комплексы – смешны и беспочвенны; настоящая любовь – это любовь ко внутренним качествам человека, она не определятся его внешними данными.
Для людей, искушенных кинематографом, фильм может показаться скучным и неудачным. Использовано много стандартных ходов. К примеру, главный положительный герой в начале фильма действует из корыстных соображений: фотограф из газеты предложил ему 5 тысяч долларов за снимок лица Пенелопы. Но с развитием сюжета Макс влюбляется в девушку и уже сам не рад, что ввязался в эту авантюру. К слову, Джеймс МакЭвой в течение всего фильма вызывал у меня ассоциации с замечательным российским актером Кириллом Пироговым, знакомым зрителям по фильму Георгия Данелия «Орел и решка». Сам же Джеймс МакЭвой может быть вам уже знаком по фильму «Хроники Нарнии», где он великолепно сыграл роль фавна.
В числе других моментов, заставивших задуматься, в частности, следующий вопрос. Почему, собственно, все претенденты на руку и сердце Пенелопы выбрасывались из окон? Я понимаю, это такой комичный художественный прием. Но ведь девушка, несмотря на свиной пятачок, была очень милая, за что ее впоследствии и полюбила вся страна. Но уж точно шока ее лицо с необычным носиком не вызывало. Далее, в стремлении уберечь окна и незадачливых женихов родители Пенелопы устанавливают небьющиеся стекла. И что же мы видим дальше (уже после знакомства Пенелопы с Максом)? Стекла снова бьются, и претенденты стремительно летят вниз. Плохие стекла поставили или забыли про этот эпизод?
Не очень понятен сюжетный смысл роли Риз Уизерспун в картине. Риз играет отвязную девушку Энни, с которой Пенелопа знакомится в баре. Роль Риз не просто маленькая, она лишена какого-либо смысла. Было бы понятно, если бы Энни показала Пенелопе, находившейся всю свою жизнь под домашним арестом, настоящую жизнь, посвятила бы ее в детали интимной жизни мужчины и женщины, о которой наивная девушка ничего не знает. Но Пенелопа успела познакомиться с миром до встречи с Энни. Да и секрет сокрытого под шарфом личика Пенелопы раскрывается Энни достаточно быстро. Должно быть Риз, выступившая в роли продюсера «Пенелопы», просто решила таким образом появиться в кадре собственного фильма, как это любил делать наш Эльдар Рязанов.
Пожалуй, самым (а может и единственным) забавным и интересным моментом в фильме оказалось преображение дворецкого в ту самую ведьму, которая наложила проклятье. Действительно неожиданно и смешно! Так же хотелось бы отметить игру актера-карлика Питера Динклейджа, который блестяще справился с ролью фотокорреспондента Лемона. Лемон лишился глаза из-за того, что когда-то спрятался в доме Пенелопы, чтобы ее сфотографировать. Он был пойман и покалечен матерью девочки, и теперь цель его жизни – запечатлеть свиное лицо Пенелопы на фото и предъявить этот снимок миру. В ходе фильма Лемон эволюционирует от мстительного подонка до сентиментального и душевного персонажа, которому не чужды чувства и человечность.
Милая романтическая сказка для всех возрастов может оказаться идеальным фильмом для семейного просмотра.
Автор: Анна Шустрова