Описание фильма

"Каллас навсегда"   

Название фильма: Каллас навсегда
Каллас навсегда
Страна-производитель: ИСПАНИЯ-ФРАНЦИЯ-ИТАЛИЯ
Английский: Callas Forever
Жанр: драма
Режиссер: Франко Дзеффирелли
В ролях: Фанни Ардан («8 женщин», «Нет вестей от бога», 2Соседка», «Елизавета») и Джереми Айронс («Перемена судьбы» премия «Оскар» в категории «лучший актер», «Лолита», «Кафка»).
Год выпуска: 2002
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Творчество режиссера Франко Дзеффирелли нам известно по фильмам «Чай с Муссолини», «Травиата», «Отелло», «Гамлет», «Джейн Эйр». Его новая работа «Каллас навсегда» - это история любви легенды оперной сцены, таинственной и роковой Марии Каллас.
Она когда-то была звездой, а теперь живет тихой, незаметной жизнью. Она уверена, что ее лучшие дни позади… Карьера и личная жизнь.
Но друг и продюсер Ларри придумывает, как можно снова Каллас сделать популярной. Успех возможен, если Мария согласиться сниматься в новых фильмах, используя старые записи. Каллас не сразу, но соглашается, и слава стремительно возвращается к примадонне. Воодушевленные триумфом, певица бросается в авантюру: теперь она хочет петь великую «Тоску».
Проект стоит огромных денег, Каллас ставит очень суровое условие… И Ларри идет на риск!
В фильме звучат арии в исполнении Марии Каллас.

Женщина, которая больше не поет
Текст: К.Тарханова

Московский прокат "Каллас навсегда" по идее украсит так же, как закрытие Московского кинофестиваля. Это закрытие как самое удачное и трогательное событие десяти фестивальных дней не в последнюю очередь оказалось таким благодаря присутствию Фанни Ардан, получившей приз Станиславского и сыгравшей Марию Каллас. Кроме того, просмотр обнаружил, что фильм о ней — примерно то же самое, что и получивший Гран-при "Божественный огонь", только немножко лучше. Хотя, с другой стороны, успех у тинэйджеров — не факт для "Каллас навсегда". Фильм без секса и насилия, но все равно для взрослых.
Пятидесятилетняя лучшая певица мира, потерявшая голос (Ардан), в начале 70-х живет в Париже в глухом затворничестве. Слушает свои былые роскошные грамзаписи, смотрит на фотографию покойного Аристотеля Онассиса, успевшего перед смертью бросить ее и жениться на Джеки Кеннеди, пьет таблетки горстями и натравливает на посетителей свою старую служанку. Один из хитрых верных друзей-оперных режиссеров нетрадиционной ориентации (Джереми Айронс) все-таки прорывается в дорогую, но пыльную квартиру. Певица на кухне играет в карты с охранниками. После выразительной ругани Айронс с Ардан сходятся на том, чтобы сделать телеверсию "Кармен" — партии, которую Каллас так никогда и не исполнила со сцены. Но, поскольку голоса больше нет, она будет только присутствовать в кадре и открывать рот, а звук ее арий наложат все с тех же былых грамзаписей. Уговорить певицу трудно, но можно. Продюсеры уже уговорились. Начинается постановка...
Когда берешься за персонаж, про которого все известно всем, надо чем-то другим заманивать. В "Пинеро" недавно заманивали квазистильным изображением, но как-то не очень получилось. Снявшему "Каллас навсегда" восьмидесятилетнему Франко Дзеффирелли было бы смешно ставить на технические прибамбасы. Тем более что в реальности он сам пятьдесят лет назад делал в "Ла Скала" оперы с Каллас и был ее другом, и Айронс играет примерно его альтер эго. Дзеффирелли поставил на большой личный опыт в тонкостях человеческой психологии и получил, что хотел. Талант — он не в звуке, а в человеке. Можно, можно быть честным и не притупеть от этого. Наоборот, только "честь" — слово лишь раз, но конкретно звучит с экрана — создает неограниченные возможности для непрерывного интереса. Интересны становятся не только секс и насилие, но каждая улыбка, слезинка, отточенная до театральности реплика, каждая смена очков и шляпки. Несколько просто взглядов с поднятием бровей, осуществленных Ардан, вызвали аплодисменты в зале.
В сущности, фильм даже не про Каллас. То есть факты, конечно, ей соответствуют, воспоминания Дзеффирелли о личной дружбе тоже позволяют точно воссоздавать ее роскошный облик, от шляп и темных очков до буквально походки, но снимается все-таки не документ, а именно память, идеализация образа. Каллас в жизни, верней всего, была попроще, но получается на самом деле фильм про Ардан, играющую Каллас, причем не в одиночку, а с дополнительным условием Айронса. Такой прием как бы реализует сухой остаток легенд, вычисляет реальный повод для красивых историй. Между прочим, попутно выясняются истоки такой условной вещи, как опера, в безусловном, обычном и повседневном существовании. Все это в хорошем духе недавней "Фриды" и просто сделало еще одно такое же добро — показало еще одну героическую личность.
В общем, давно мы не видели подобного уровня исполнения. Старик Дзеффирелли сильно облегчил себе жизнь просто тем, что правильно выбрал Айронса и Ардан — абсолютно идеальную экранную пару с легким налетом мистического сходства. Им не надо объяснять, "что я делаю в этой сцене", они еще добавят кое-что от себя к тому, что понятно без объяснений. Но и эпизодические журналистка, молоденький баритон, голубенький художник — тоже на своих местах. Кино старика, до сих пор честно переживающего свои идеалы и отношения ("Укрощение строптивой", "Ромео и Джульетта", "Травиата", "Джейн Эйр") тоже может продолжать быть интересным. И пусть посторонним "Каллас навсегда" покажется только камерной мелодрамой с пронафталиненными страстями — да, это там тоже есть. Но даже посторонним будет на ней, чем развлечься: в опере вообще поют, а в этой опере поют просто охренительно.
И последнее, что любопытно — певица Мария Каллас, как и художница Фрида Кало, в первую очередь и до всякого кино стали идолами голубой, гомосексуальной тусовки. Видимо, та тусовка по причине своей социальной сомнительности, одиозности более чутка к любому самому тонкому, незаметному, самому мелкому проявлению личного героизма и работает на его счет как барометр. Вот она, наконец-то, польза голубизны.

С сайта Филм Ру

История, которой не было
Текст: Валерий Кичин
"Российская газета"

По иронии судьбы на Московском кинофестивале сошлись два фильма, где авторы разрабатывают безумные, но красивые мечты. В испанском "Божественном огне" воскресили расстрелянного фашистами поэта Гарсиа Лорку, в новой картине Франко Дзеффирелли "Каллас навсегда" Дива, уже потеряв голос, играет на экране роль, которую ей не удалось сыграть на сцене, — Кармен.
80-летний Дзеффирелли придумал этот сюжет от начала до конца и имел на то право: он дружил с Марией Каллас и ставил для нее "Тоску" в лондонском "Ковент-Гарден". Знал ее характер и непредсказуемость, поддерживал в трудные времена и, возможно, даже предлагал ей петь в своем кино под собственные записи поры расцвета. Во всяком случае, в образе импресарио Ларри (Джереми Айронс) он явно изобразил самого себя, ностальгически вспоминая какой-то свой давний роман с дерзким молодым художником Майклом (Джей Родэн).
Сценарий по идее режиссера написал Мартин Шерман — написал вполне дилетантски, ему даже не удалось свести воедино две параллельные линии, на которых настаивал Дзеффирелли, — историю с Каллас и историю с Майклом, в результате обе оказались недоразвиты. Зрителю приходится мириться с наивными диалогами, где Ларри растолковывает Марии Каллас, что такое пение под фонограмму, в связи с чем певица мучается моральными дилеммами. Но терпеть их стоит, потому что рано или поздно Дзеффирелли добирается до территории, где ему нет равных, — экранизации оперного материала. Большая сцена съемок фильма "Кармен" дорогого стоит по режиссерскому темпераменту и вихревому ритму, обусловленному реальной, но малоизвестной записью 1964 года с Николаем Геддой и Джорджем Претром. Каллас никогда не пела Кармен на сцене, и, по фильму, только это подвигло ее согласиться на "фальшь": для ее поклонников увидеть певицу в образе непокорной цыганки будет в новинку.
Как ни странно для кинозубра, Дзеффирелли много времени уделяет показу технологии съемок, но убедительных эпизодов, где Фанни Ардан могла бы раскрыть натуру своей героини, в фильме почти нет. Она в этой роли хороша и органична только благодаря своей интуиции, хотя в сцене, где 53-летняя дива впервые понимает, что легких побед над красавцами-мужчинами ей уже не видать, примитивная грубость сценарного мышления загоняет актрису в тупик.
В этом кино очень чувствуется возраст его создателя: похоже, он сам не знает, о чем хочет снять фильм, и делает его на уровне исторического анекдота. Не случайно согласно первоначальному замыслу именно для "Каллас навсегда" композитор Ричард Кочанте писал песенку "Belle", которая фильму не пригодилась и — не пропадать же добру! — составила потом главное богатство мюзикла "Нотр-Дам". И, слава Богу: режиссер вовремя понял, что в присутствии музыки Бизе, Пуччини и Беллини слюноточивому Кочанте просто не выжить.

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#